Монетарная политика Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2014 в 14:56, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – исследование денежно-кредитной политики, на основании которой разработать мероприятия по совершенствованию денежно-кредитного регулирования экономики Республики Беларусь.
Объектом исследования является Республика Беларусь, предметом исследования является Монетарная политика Республики Беларусь.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….4
1. Монетарная политика, как важный инструмент регулирования развития экономики………………………………………………………………5
1.1 Монетарная политика: сущность, задачи……………………………..5
1.2 Цели и разработка денежно-кредитной политики…………………...6
1.3 Реализация денежно-кредитной политики………………………….11
2. Анализ реализации денежно-кредитной политики в Республике Беларусь…………………………………………………………………………..17
2.1 Инструменты денежно-кредитной политики в 2011 году………….17
2.2 Тенденции денежно-кредитной политики…………………………..23
2.2.1 Валютный рынок……………………………………………………23
2.2.2 Монетарная политика………………………………………………25
3. Направления совершенствования монетарной политики в Республике Беларусь…………………………………………………………………………..29
Заключение………………………………………………………………..36
Список использованных источников……………………………………38

Файлы: 1 файл

КР.doc

— 537.50 Кб (Скачать файл)

Так, Монетарная политика Республики Беларусь в 2011 году направлена на формирование условий стабильного экономического развития Республики Беларусь, выполнение показателей социально-экономического развития страны, повышение благосостояния населения, прежде всего путем защиты и обеспечения устойчивости белорусского рубля, в том числе его покупательной способности, и курса по отношению к иностранным валютам, развития и поддержания устойчивости банковской системы, повышения надежности и безопасности функционирования платежной системы.

Социально-экономическое развитие страны в 2011 году в значительной мере будет определяться динамикой воздействия внешнеэкономических условий и предпринимаемыми мерами по структурным преобразованиям и модернизации экономики на основе ее перехода на инновационный путь развития [13, с. 26].

В соответствии с важнейшими параметрами  прогноза социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011 год рост реального валового внутреннего  продукта (далее - ВВП) составит 109 - 110 процентов, реальных располагаемых денежных доходов  населения -108 - 109,5 процента, инвестиций в основной капитал - 116-117 процентов. Рост индекса потребительских цен составит 107,5 -108,5 процента. Рост экспорта сложится на уровне 116 - 116,4 процента, отрицательное сальдо внешней торговли товарами и услугами составит 8,9-9 процентов к ВВП. Основными источниками обеспечения положительного сальдо платежного баланса на уровне не менее 1,2 млрд. долларов США в 2011 году станут прямые иностранные инвестиции в экономику на чистой основе (без учета задолженности прямому инвестору за товары, работы, услуги) в объеме 6,4 млрд. долларов США [13].

Разработка денежно-кредитной политики опирается на общие целевые ориентиры  экономического развития страны и включает в себя определение стратегических целей и основных задач денежно-кредитной политики на планируемый период (год), разработку мер регулирования направленности денежных потоков, динамики и пропорций денежно-кредитных показателей, конкретизацию направлений совершенствования банковской и платежной систем, их нормативно-правовой базы, развитие рынка ценных бумаг, политику валютного регулирования, направления международного сотрудничества и др. [1, с. 159].

Процесс денежно-кредитного регулирования включает два этапа. На первом национальный банк воздействует на параметры денежно-кредитной сферы. На втором изменения данных параметров передаются в сферу производства.

Соответственно различают  промежуточные и конечные цели денежно-кредитной политики. Конечными целями являются: устойчивые темпы экономического роста, высокий уровень занятости, относительно стабильный уровень цен, равновесие платежного баланса страны. Известно, что достижение всех целей одновременно невозможно. Поэтому необходимо установить их иерархию. Приоритетной целью монетарной политики является стабилизация уровня цен в стране [1, c. 166].

Процесс формулирования целей денежно-кредитной политики состоит из следующих этапов. На первом этапе устанавливаются конечные цели денежно-кредитной политики в форме контрольных цифр экономического роста, инфляции, состояния платежного баланса.

На втором этапе устанавливаются промежуточные цели денежно-кредитной политики в форме конкретных количественных денежно-кредитных показателей. К числу важнейших денежно-кредитных показателей в Республике Беларусь относятся: чистый внутренний рублевый кредит Национального банка, рублевая денежная база, рублевая денежная масса, валовые рублевые кредиты банков, чистые иностранные активы органов денежно-кредитного регулирования, чистая эмиссия Национального банка.

На третьем этапе устанавливаются операционные цели денежно-кредитной политики. Определяется круг денежно-кредитных показателей, которые подвержены влиянию центрального банка (к примеру, процентные ставки, устанавливаемые центральным банком, нормы пруденциального надзора, резервы центрального банка и др).

На четвертом этапе производится отбор инструментов денежно-кредитной политики. Выбор методов денежно-кредитного регулирования зависит от цели и объекта регулирования, степени зрелости рыночных отношений. Объектом регулирования выступают макроэкономические характеристики использования кредита, посредствам которых национальный банк имеет возможность воздействовать на экономику, текущее потребление и сферу накопления, а также обеспечить ликвидность банковской системы. Достижение желаемого макроэкономического эффекта национальный банк обеспечивает путем использования рычагов экономического воздействия, корректируя экономические мотивации банков [1, c. 168].

В Республике Беларусь важнейшими условиями обеспечения высоких  темпов долговременного экономического роста являются достижение и сохранение финансовой стабильности, в основе которой – низкий уровень инфляционных процессов в стране. В связи с этим одним из стратегических элементов государственной экономической политики является ее направленность на устойчивое снижение инфляции и поддержание ее на низком уровне. Таким образом, конечная цель денежно-кредитной политики, проводимой Национальным банком Республики Беларусь – обеспечение с помощью монетарных инструментов (с учетом мер экономической политики правительства Республики Беларусь) снижения инфляции. [3, с. 7].

Для разработки и реализации денежно-кредитной политики при  Национальном банке Республике Беларусь создан Комитет по монетарной политике. Данный Комитет является коллегиальным органом, осуществляющим на постоянной основе координацию оперативной деятельности структурных подразделений центрального аппарата Национального банка Республики Беларусь по реализации денежно-кредитной политики в соответствии с Основными направлениями денежно-кредитной политики Республики Беларусь на очередной год. В целях решения поставленных перед Комитетом задач членами Комитета регулярно готовятся к рассмотрению на заседаниях Комитета следующие вопросы [12]:

- ежемесячно выносятся на рассмотрение параметры денежно-кредитной политики на очередной месяц в соответствии с Основными направлениями денежно-кредитной политики на текущий год и иными программными документами (ответственные– «Главное управление» монетарной политики и экономического анализа с участием «Главного управления» платежного баланса и банковской статистики, «Главного управления» монетарных операций, «Главного управления» международных операций и «Главного управления» внешнеэкономической деятельности);

- ежемесячно представляется отчет о выполнении параметров денежно-кредитной политики за предыдущий месяц, включающий наиболее существенные характеристики выполнения месячных параметров денежно-кредитной политики за предыдущий месяц, в том числе – анализ их полноты относительно согласованных монетарных показателей по обязательствам Национального банка в рамках межгосударственных соглашений, совместных программ с международными финансовыми организациями и планов по их реализации (ответственные – «Главное управление» монетарной политики и экономического анализа с участием «Главного управления» платежного баланса и банковской статистики, «Главного управления» монетарных операций, «Главного управления» международных операций и «Главного управления» внешнеэкономической деятельности);

- еженедельно рассматривается отчет о выполнении недельных планов проведения Национальным банком операций и мероприятий за предыдущую неделю и утверждаются планы на очередную неделю (ответственные – Главное управление монетарных операций, Главное управление международных операций).

При необходимости уточнения квартальных параметров денежно-кредитной политики, внесения изменений в процентную политику, для решения иных вопросов проведения денежно-кредитной политики Комитет принимает соответствующие рекомендации и принимает решение о вынесении вопросов на Правление или Совет директоров Национального банка.

В целях оперативного решения отдельных вопросов, находящихся  в компетенции Комитета, часть  полномочий Комитета может быть делегирована рабочим группам, создаваемым в  составе Комитета. Группы принимают решения между заседаниями Комитета в рамках решений, устанавливаемых Комитетом [12, с. 58].

Важной задачей при  разработке денежно-кредитной политики является увязка предложения денег со спросом на них в соответствии с контрольной цифрой инфляции и оценкой темпов ее роста. Сопоставление прогнозов спроса на деньги и предложения денег позволяет сделать заключение о степени сбалансированности денежного обращения.

Прогнозирование спроса на деньги может быть выполнено статистическими  методами с использованием соответствующей выборки данных за предыдущие периоды. Важно оценить скорость обращения денег.

Важным является также  прогноз кассовых оборотов, который  характеризует движение денежной наличности и отражает перемещение денежной массы из сферы обращения в кассы банковских учреждений и выдачу наличных денег предприятиям, учреждениям, населению.

Исходным моментом при  прогнозировании предложения денег  является определение денежной базы, которая включает наличные деньги, депозиты и меняется в зависимости от изменения активов банковской системы. На величину предложения денег оказывают влияние увеличение (уменьшение) денежной базы, соотношения между массой наличных денег и вкладами до востребования, а также корректировка норм резервных денег для банков. Прогнозирование предложения денег предполагает выявление тренда, прогноз денежной базы и получение прогнозных оценок норм резервов [1, с. 117].

Прогнозирование размеров чистых внешних активов непосредственно  связано с перспективным состоянием платежного баланса и наличием внешнего финансирования.

Расчетная величина чистого  внутреннего кредита должна соответствовать  изменениям состояния других секторов экономики. Например, увеличение кредита  должно соответствовать запланированному увеличению объемов производства.

Распределение кредита  между правительством, государственными предприятиями, населением осуществляется с учетом приоритетов политики государства.

Прочие статьи в денежном балансе по своей природе являются труднопредсказуемыми. Факторы, которые  оказывают значительное влияние на эту переменную, включают увеличение акционерного капитала банков, изменение оценки чистых внешних активов, а также прибыли и убытков банковской системы.

1.3 Реализация  денежно-кредитной политики

 

Реализацию денежно-кредитной  политики можно разделить на два этапа. На первом этапе Национальный банк воздействует на предложение денег, уровень процентных ставок, объем кредитов и т.д. На втором — изменения в данных факторах передаются в сферу производства, способствуя достижению конечных целей.

Эффективность денежно-кредитной  политики в значительной мере зависит  от выбора инструментов (методов) денежно-кредитного регулирования. Их можно разделить  на общие и селективные. Общие  воздействуют практически на все  параметры денежно-кредитной сферы, влияют на рынок ссудного капитала в целом. Селективные методы направлены на регламентацию отдельных форм кредита, условий кредитования и т.д. Основными общими инструментами денежно-кредитной политики являются изменения учетной ставки и норм обязательных резервов, операции на открытом рынке. Это косвенные методы регулирования [1, с. 175].

Изменение учетной ставки — старейший метод денежно-кредитного регулирования. В его основе лежит право Национального банка предоставлять ссуды тем коммерческим банкам, которые обладают прочным финансовым положением, но в силу определенных обстоятельств нуждаются в дополнительных средствах. За предоставленные средства Национальный банк взимает с заемщика определенный процент. Норма такого процента называется учетной ставкой. Таким образом, учетная ставка — это “цена” дополнительных резервов, которые Национальный банк предоставляет коммерческим. Национальный банк имеет право изменять ее, регулируя тем самым предложение денег в стране.

При понижении учетной  ставки увеличивается спрос коммерческих банков на ссуды. Предоставляя их, Национальный банк увеличивает на соответствующую сумму резервы коммерческих банков-заемщиков. Эти резервы являются избыточными, так как для поддержания таких ссуд, как правило, не требуется обязательных резервов. Поэтому взятые у Национального банка средства коммерческие банки могут полностью использовать для кредитования, увеличивая тем самым денежную массу. Рост предложения денег ведет к снижению ставки ссудного процента, т.е. того процента, по которому предоставляются ссуды предпринимателям, населению. Кредит становится дешевле, что стимулирует развитие производства.

При повышении учетной  ставки происходит обратный процесс. Оно  ведет к сокращению спроса на ссуды  Национального банка, что замедляет  темпы роста (или сокращает) предложение денег и повышает ставку ссудного процента. “Дорогой” кредит предприниматели берут меньше, а значит, и меньше средств вкладывается в развитие производства [1, с. 178].

Считается, что обязательные резервы коммерческих банков необходимы, чтобы гарантировать вкладчикам выплату денег в случае банкротства. Однако, как показала практика, они оказались малоэффективным средством защиты депозитов. Поэтому для гарантирования возврата денег стали использовать страхование вкладов, а обязательные резервы получили другое назначение: с их помощью осуществляется контроль за объемом денежной массы и кредитом [9, с. 86].

Изменение норм обязательных резервов позволяет Национальному банку регулировать предложение денег. Это связано с тем, что норма обязательных резервов влияет на объем избыточных резервов, а значит, и на способность коммерческих банков создавать новые деньги путем кредитования. Как правило, в ответ на повышение нормы резервов банки одновременно увеличивают обязательные резервы и сокращают выдачу ссуд. Напротив, понижение резервной нормы переводит часть обязательных резервов в избыточные и тем самым увеличивает возможности коммерческих банков к созданию денег путем кредитования. Следует учитывать, что повышение или понижение нормы обязательных резервов изменяет также денежный мультипликатор.

Информация о работе Монетарная политика Республики Беларусь