Монетарная политика Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2014 в 14:56, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – исследование денежно-кредитной политики, на основании которой разработать мероприятия по совершенствованию денежно-кредитного регулирования экономики Республики Беларусь.
Объектом исследования является Республика Беларусь, предметом исследования является Монетарная политика Республики Беларусь.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….4
1. Монетарная политика, как важный инструмент регулирования развития экономики………………………………………………………………5
1.1 Монетарная политика: сущность, задачи……………………………..5
1.2 Цели и разработка денежно-кредитной политики…………………...6
1.3 Реализация денежно-кредитной политики………………………….11
2. Анализ реализации денежно-кредитной политики в Республике Беларусь…………………………………………………………………………..17
2.1 Инструменты денежно-кредитной политики в 2011 году………….17
2.2 Тенденции денежно-кредитной политики…………………………..23
2.2.1 Валютный рынок……………………………………………………23
2.2.2 Монетарная политика………………………………………………25
3. Направления совершенствования монетарной политики в Республике Беларусь…………………………………………………………………………..29
Заключение………………………………………………………………..36
Список использованных источников……………………………………38

Файлы: 1 файл

КР.doc

— 537.50 Кб (Скачать файл)

Основной задачей использования  банками привлеченных ресурсов является обеспечение максимальной доходности банковских активов при одновременном  обеспечении приемлемого уровня ликвидности. Так как основной объем доходов обеспечивают банкам кредитные вложения, вложения в ценные бумаги и инвестиции, общая ликвидность банка поддерживается за счет размещения ресурсов в высоколиквидные активы: средства в кассе на корреспондентских счетах в центральном банке и в других коммерческих банках. Вместе с тем определенная часть средств используется банками для приобретения основных средств и нематериальных активов. Подобные активы характеризуются как не ликвидные и не приносящие доход, но они необходимы для обеспечения нормального функционирования банка. Таким образом, для банка оптимальная структура баланса должна определяться структурой активов. Поэтому, для того, чтобы определить, является ли структура привлечённых ресурсов банка оптимальной, необходимо рассматривать структуру его активов.

К решению этой проблемы можно подходить с различных  сторон. Всё зависит от глубины  планирования банком проведения своих  операций. В частности, при отсутствии необходимости для банка точно  планировать объёмы активных и пассивных  операций, получаемую прибыль, коммерческий банк может использовать обыкновенную балансировку привлечённых средств. Балансироваться будут активы (направления инвестирования средств) и пассивы (источники их привлечения). При этом, в принципе, возможно два варианта составления баланса: на основе стоимости; на основе срочности.

При проведении операций банк может сталкиваться с  временной нехваткой ресурсов, для  восполнения которой он может  воспользоваться привлечёнными  ресурсами какого-нибудь одного вида. Для определения максимального объёма таких ресурсов используется определение минимального неснижаемого остатка по счетам [39, с. 18]. Наиболее выгодными для банка являются подобного рода остатки по счетам "до востребования", вследствие их минимальной стоимости. В этом случае используются статистические методы определения, основанные на определении максимального отклонения среднего остатка по счёту в зависимости от приемлемой для банка степени риска.

Подводя итог, следует  отметить, что выбор каждого конкретного  инструмента балансирования активов и пассивов банка зависит от степени планирования руководством банка объёмы прибыли. На основании описанных выше инструментов каждый банк в отдельности определяет минимальные неснижаемые остатки по каждой группе счетов, наиболее приемлемую структуру активов, в целях недопущения слишком больших временных интервалов между поступлениями денежных средств и их изъятием. Что же касается действующего законодательства, то банк, используя коэффициенты ликвидности, может добиться балансировки активов и пассивов по срокам, однако в этом случае эффективность его операций может значительно уменьшаться (если показатели ликвидности будут намного больше нормативно устанавливаемых значений).

Отмеченный  недостаток ретроспективного анализа  практически наверняка не позволит банку точным образом спрогнозировать необходимый объём ликвидности на каждый день. Как уже отмечалось, даже срочные вклады не обладают абсолютной стабильностью, так как могут быть изъяты с потерей процентов по ним. Это подразумевает неточность оценки банком реальной величины своей ресурсной базы, а значит проблема регулирования текущей ликвидности банка не может быть решена посредством экономико-математических методов.

Для точного  определения требуемого объёма средств  коммерческому банку необходимо осуществлять ресурсное регулирование в оперативном порядке. При этом наиболее целесообразным для банка, по нашему мнению, является составление бюджета ликвидности. При помощи этого инструмента вполне реально осуществлять сопоставление ожидаемых поступлений и обязательств, подлежащих погашению на конкретную дату на ежедневной основе. В случае наличия временно свободных ресурсов их можно использовать на увеличение кредитных вложений (либо на иные виды активных операций, приносящих доход) или для реализации на рынке МБК. Кроме того, наряду с оперативным регулированием ликвидности коммерческие банки получают возможность составления перспективных планов и прогнозов на месяц посредством сопоставления всех ожидаемых (а также оцениваемых) поступлений и расходований денежных ресурсов.

Следует отметить, что  на определение проблем формирования ресурсной базы банков влияет выбор  уровня управления банковской системой. Проблемы масштаба банковской системы  как таковой, следует решать не только исключительно инструментами денежно-кредитной политики, но и мерами бюджетно-финансовой. Что же касается отдельно взятого банка, то его проблемы по формированию оптимальной структуры ресурсной базы могут быть успешно преодолены посредством разработки и закрепления во внутренних документах ресурсной политики банка, которая должна быть направлена на реализацию следующего круга вопросов [14, с. 11]:

  • поддержание банком собственной ликвидности;
  • удовлетворение спроса клиентов на кредитные вложения;
  • получение прибыли, достаточной для выплаты дивидендов в размерах, удовлетворяющих акционеров, и для развития банка.

При этом если планирование прибыли банком может основываться на экономико-математических методах  в среднесрочном периоде, то регулирование  текущей ликвидности его должно происходить на ежедневной основе посредством составления плана прихода платежей и расходования средств.

Остается большой проблемой  качество обслуживания клиентов. Эта  проблема становится государственной, которую в обязательном порядке  необходимо решать, путем проведения различных семинаров для персонала банка.

С целью привлечения  средств хозяйствующих субъектов  и граждан в свой оборот банки  разрабатывают и осуществляют целый  комплекс мероприятий. Так, важным средством  конкурентной борьбы между банками  за привлечение ресурсов является процентная политика, ибо величина дохода на вложенные средства служит существенным стимулом к помещению клиентами своих временно свободных средств во вклады (депозиты).

Определяющим фактором при установлении размера процентной ставки по срочным вкладам является срок, на который размещаются средства: чем длительнее срок, тем выше уровень процента. Необходимо привлекать средства на более длительные сроки и прилагать максимальные усилия. Хорошо бы, установить льготы по фонду обязательных резервов по долгосрочным депозитам. Это будет хорошим стимулом для банка. К каждому клиенту должен быть индивидуальный подход. Не менее важным фактором является сумма вклада, и, следовательно, чем больше сумма вклада и дольше срок его хранения, тем выше по нему процентная ставка. Существенным моментом является и частота выплаты дохода по вкладам. Ставка процента по вкладу находится в обратной зависимости от частоты выплаты дохода, т. е. чем реже они осуществляются, тем выше уровень устанавливаемой банком процентной ставки по вкладу. Привлекательным для вкладчиков может быть применение процентной ставки, прогрессивно возрастающей в зависимости от времени фактического нахождения средств во вкладе. Такой порядок начисления дохода непосредственно стимулирует увеличение срока хранения средств и защищает вклад от инфляции.

Помимо гибкой процентной политики с целью привлечения  средств, банки должны создавать  своим вкладчикам гарантии надежности помещения средств во вклады. Для  обеспечения защиты вкладчиков и  предоставления им гарантий компенсации средств в случае банкротства банки должны создавать как в централизованном, так и децентрализованном порядке специальные фонды страхования депозитов. Наряду со всем вышеизложенным важное значение для вкладчиков имеет доступность информации о деятельности банков и о тех гарантиях, которые они могут дать. Решая вопрос о размещении своих средств каждый вкладчик должен иметь достаточную информацию о финансовом состоянии банка, чтобы самому оценить риск будущих вложений.

Стратегической целью развития рынка розничных платежей до 2015 г. должно стать качественное улучшение уровня обслуживания населения, создание максимально привлекательных условий для укрепления тенденций притока денежных средств населения в банки, доверия к банковской системе в целом, а также использования населением средств на банковских счетах для проведения расчетов в безналичной форме и снижения доли операций с наличными деньгами при проведении розничных платежей. Развитие системы безналичных расчетов должно обеспечиваться на основе баланса экономических интересов партнеров по бизнесу.

Для достижения указанной  цели необходима реализация следующих  мероприятий [8, с. 67]:

— дальнейшее развитие программно-технической  инфраструктуры для проведения операций с использованием банковских пластиковых карточек, в том числе преимущественное наращивание числа объектов для совершения операций безналичной оплаты товаров и услуг не только в крупных городах, но и в районных центрах, поселках городского типа и агро-городках. В рамках данной работы необходимо обеспечить опережающие темпы прироста количества объектов программно-технической инфраструктуры по сравнению с темпами прироста эмиссии банковских пластиковых карточек, а также создать условия беспрепятственного приема к оплате карточек всех систем в единой инфраструктуре;

— отказ от практики административного  влияния органов государственного управления на процессы формирования тарифной политики банков в области эквайринга организаций торговли (сервиса);

— качественно новый  уровень работы по дальнейшему вовлечению населения страны в сферу безналичных расчетов при активном участии всех заинтересованных: банков, организаций торговли и услуг, органов государственного управления, последовательная и весомая государственная поддержка данного направления;

— реализация Программы  развития внутренней платежной системы "БелКарт" до 2011 года, оценка ее на соответствие Ключевым принципам для  системно значимых платежных систем;

— правовое урегулирование вопросов функционирования технологий удаленного доступа к счету клиента в банке посредством интернет-банкинга, смс-банкинга, мобильного банкинга и т. д.;

— организация сертификации программно-технических средств  в области систем расчетов с использованием электронных платежных инструментов и технологий дистанционного банковского обслуживания клиентов;

— обеспечение должного уровня безопасности операций с использованием банковских пластиковых карточек и  других электронных платежных инструментов для проведения расчетов по розничным  платежам в соответствии с требованиями международных платежных систем, внутренней системы "БелКарт".

Важнейшей задачей развития рынка ценных бумаг в 2011 году становится дальнейшее формирование его инфраструктуры в части совершенствования механизмов обращения и погашения ценных бумаг посредством: усовершенствования системы биржевой торговли ценными бумагами, совершенствование системы депозитарного учета и расчетов по ценным бумагам; проведения комплекса мероприятий по совершенствованию нормативной базы, регулирующей рынок ценных бумаг, совершенствование системы учета ценных бумаг банков, в том числе переданных в доверительное управление; расширение спектра эмитируемых банками ценных бумаг в целях привлечения средств физических и юридических лиц в реальный сектор экономики; расширение возможностей банков по инвестированию в ценные бумаги с одновременным обеспечением защиты вкладчиков.

Таким образом, в целях  повышения эффективности денежно-кредитной  политики необходимо: выполнение количественных и качественных показателей развития банковской системы, определенных Основными направлениями; расширение состава услуг и совершенствование форм взаимодействия с клиентами — физическими и юридическими лицами, дальнейшее повышение доступности банковских услуг; развитие инструментов привлечения средств населения в банковскую систему, дальнейшее усиление внимания к вопросам содействия внешнеэкономической деятельности предприятий нефинансового сектора экономики; поддержку создания и развития экспортно-ориентированных и импортозамещающих производств; содействие развитию предпринимательства, тесное взаимодействие с предприятиями малого и среднего бизнеса; совершенствование работы по привлечению средств нерезидентов в экономику страны, освоение новых форм работы на международных рынках, снижение стоимости и увеличение сроков внешних заимствований.

 

Заключение

 

На основе проведенного исследования можно сделать следующие  выводы

1. Монетарная политика центрального банка является составной частью единой государственной экономической политики. Главная задача денежно-кредитной политики – регулирование предложения денег, поддержание покупательной способности национальной валюты. В условиях инфляции проводится политика «дорогих денег» (политика кредитной рестрикции). В периоды спада производства для стимулирования деловой активности проводится политика «дешевых денег» (экспансионистская Монетарная политика).

2. Функционирование денежно-кредитной сферы Республики Беларусь в январе-августе 2011 г. характеризовалось следующими основными процессами:

- после ухудшения состояния внутреннего валютного рынка в первые месяцы 2011 г. (что было связано с увеличением дефицита внешнеторгового баланса на фоне недостаточного притока иностранных инвестиций и значительным ростом чистого спроса на иностранную валюту со стороны населения) и последующей реализации Национальным банком и Правительством ряда мер в июле-августе наблюдалось снижение объема чистой покупки иностранной валюты всеми участниками валютного рынка;

- в мае 2011 г. в качестве вынужденной меры, направленной на выравнивание внешних и внутренних дисбалансов экономики, было допущено разовое ослабление официального курса белорусского рубля по отношению к иностранным валютам; в последующие месяцы снижение белорусского рубля было продолжено. В целом после проведенной корректировки обменного курса была повышена ценовая конкурентоспособность белорусского экспорта;

- процентные ставки на кредитном и депозитном рынке постепенно увеличивались под воздействием процентной политики Национального банка, направленной, прежде всего, на увеличение доходности по вкладам в белорусских рублях;

Информация о работе Монетарная политика Республики Беларусь