Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2014 в 14:56, курсовая работа
Цель курсовой работы – исследование денежно-кредитной политики, на основании которой разработать мероприятия по совершенствованию денежно-кредитного регулирования экономики Республики Беларусь.
Объектом исследования является Республика Беларусь, предметом исследования является Монетарная политика Республики Беларусь.
Введение…………………………………………………………………….4
1. Монетарная политика, как важный инструмент регулирования развития экономики………………………………………………………………5
1.1 Монетарная политика: сущность, задачи……………………………..5
1.2 Цели и разработка денежно-кредитной политики…………………...6
1.3 Реализация денежно-кредитной политики………………………….11
2. Анализ реализации денежно-кредитной политики в Республике Беларусь…………………………………………………………………………..17
2.1 Инструменты денежно-кредитной политики в 2011 году………….17
2.2 Тенденции денежно-кредитной политики…………………………..23
2.2.1 Валютный рынок……………………………………………………23
2.2.2 Монетарная политика………………………………………………25
3. Направления совершенствования монетарной политики в Республике Беларусь…………………………………………………………………………..29
Заключение………………………………………………………………..36
Список использованных источников……………………………………38
Сущность операций на открытом рынке заключается в покупке и продаже Национальным банком государственных ценных бумаг. Для применения этого инструмента необходимо наличие в стране развитого рынка ценных бумаг.
Покупая и продавая ценные бумаги, Национальный банк воздействует на банковские резервы, процентную ставку и, следовательно, на предложение денег. При необходимости увеличить денежную массу он начинает покупать государственные бумаги у коммерческих банков и населения. Если ценные бумаги продают коммерческие банки, то Национальный увеличивает резервы коммерческих банков на своих счетах на сумму покупок. Это позволяет коммерческим банкам расширить выдачу ссуд и увеличить предложение денег.
Если количество денег в стране необходимо сократить, Национальный банк продает государственные ценные бумаги.
Операции на открытом
рынке являются наиболее важным, оперативным
средством воздействия
Наряду с косвенными инструментами могут применяться и административные методы регулирования денежной массы: прямое лимитирование кредитов, контроль по отдельным видам кредитов и т.д. Прямое лимитирование кредитов заключается в установлении верхнего предела кредитной эмиссии, ограничении размеров кредитования в тех или иных отраслях и т.д. Принцип лимитирования, как правило, используется одновременно с льготным кредитованием приоритетных секторов экономики [1, с. 192].
К селективным методам денежно-кредитного регулирования относят контроль по отдельным видам кредитов (ипотечному, под залог биржевых ценных бумаг, по потребительским ссудам), установление предельных лимитов по учету векселей для отдельных банков и т.д. Следует подчеркнуть, что при реализации денежно-кредитной политики Национальный банк использует одновременно совокупность инструментов.
В 2014 году Монетарная политика будет направлена на формирование условий для сбалансированного экономического развития Республики Беларусь [13, с. 89].
Приоритетная цель денежно-кредитной политики - обеспечение устойчивости белорусского рубля, в том числе его покупательной способности и курса по отношению к иностранным валютам, как важного фактора поддержания стабильного роста экономики.
Обменный курс белорусского рубля сохранит за собой ключевую роль в реализации денежно-кредитной политики, обеспечивающую адаптацию экономики к возможным внешним шокам и ограничение роста потребительских цен.
Повышение гибкости курса в рамках режима привязки к корзине иностранных валют за счет увеличения ежедневных колебаний позволит более оперативно реагировать на конъюнктурные изменения спроса и предложения на валютном рынке.
Применение и развитие инструментов денежно-кредитной политики будет направлено на достижение приоритетной цели монетарной политики.
Процентная политика
будет ориентирована на обеспечение
стабильного функционирования финансовой
системы путем поддержания
Для рыночного регулирования уровня ставки межбанковского кредитного рынка Национальный банк продолжит использовать систему коридора процентных ставок, границы которого определяются ставками по постоянно доступным операциям (кредит, своп и депозит овернайт по фиксированной процентной ставке в Национальном банке). ее ежедневных колебаний. При этом ставка рефинансирования будет задавать минимальный уровень процентных ставок по аукционным операциям поддержки текущей ликвидности и максимальный уровень по аукционным операциям изъятия ликвидности банков.
Предоставление ликвидности в целом будет осуществляться как посредством кредитов Национального банка, так и в равной мере за счет операций по покупке иностранной валюты.
Дальнейшее совершенствование
системы регулирования
В 2014 году параметры денежно-кредитных показателей будут складываться с учетом спроса экономики на деньги и платежеспособности заемщиков под воздействием производственной, инвестиционной и финансовой деятельности субъектов хозяйствования, а также изменения динамики денежных доходов, расходов и сбережений физических лиц. Прирост рублевой денежной базы оценивается в пределах 24 - 26 процентов, рублевой денежной массы - 27 - 29 процентов, широкой денежной массы - 25 - 28 процентов. При этом депозиты физических лиц вырастут на 6,4 - 7,2 трлн. рублей, юридических лиц - на 3,8 - 4,4 трлн. Рублей [13].
Реализация мер денежно-
Улучшение сбалансированности
внешнего сектора и состояния
платежного баланса станет основой
для дальнейшего наращивания
международных резервных
Денежно-кредитные показатели рассчитаны исходя из прогноза основных параметров социально-экономического развития Республики Беларусь на 2014 год. При изменении макроэкономических параметров монетарные показатели будут формироваться в соответствующих пропорциях.
Для регулирования денежного
предложения и текущей
Денежно-кредитные показатели. В 2014 году увеличение рублевой денежной базы (включая рефинансирование банков) оценивается на уровне 24-26 процентов (таблица 1.1).
Таблица 1.1 – Основные показатели деятельности Национального банка и банков на 2014 год
Наименование показателей |
Прогноз на 1 января 2014 г. |
Прирост |
|
международных резервных активов Республики Беларусь в определении Специального стандарта распространения данных Международного валютного фонда, в млрд. долларов США |
не менее 1,2 |
рублевой денежной базы, в процентах |
24-26 |
нормативного капитала банков, в процентах |
15-21 |
требований банков к экономике, в процентах |
24-25 |
Доля проблемных активов банков в активах, подверженных кредитному риску, в процентах |
не более 8 |
Коэффициент доступности автоматизированной системы межбанковских расчетов для банков, в процентах от ее дневного фонда рабочего времени |
не ниже 99,5 |
Примечание - Источник: [13]
Прогнозируется, что международные резервные активы в определении Специального стандарта распространения данных Международного валютного фонда за 2014 год увеличатся не менее 1,2 млрд. долларов США.
Денежно-кредитные показатели в 2014 году рассчитаны исходя из прогноза основных параметров социально-экономического развития Республики Беларусь. При изменении в течение 2014 года указанных параметров монетарные показатели будут формироваться в соответствующих пропорциях.
За 2014 год прирост нормативного капитала банковского сектора составит 15 - 21 процентов, доля проблемных активов в активах, подверженных кредитному риску, не превысит 8 процентов [13].
Требования банков к экономике возрастут на 24-25 процентов к ВВП.
В целях расширения финансового рынка и вовлечения в него новых участников в 2014 году продолжится работа по созданию новых финансовых инструментов и механизмов, широко используемых в мировой финансовой практике.
В 2014 году Национальный банк обеспечит эффективное, надежное и безопасное функционирование платежной системы, а также дальнейшее расширение сферы безналичных расчетов в экономике республики и сокращение доли расчетов посредством наличных денег [13, с. 126].
Таким образом, Монетарная политика центрального банка является составной частью единой государственной экономической политики. Главная задача денежно-кредитной политики – регулирование предложения денег, поддержание покупательной способности национальной валюты. В условиях инфляции проводится политика «дорогих денег» (политика кредитной рестрикции). В периоды спада производства для стимулирования деловой активности проводится политика «дешевых денег» (экспансионистская Монетарная политика).
На 1 сентября 2011 г. банковский сектор Республики Беларусь включал 31 банк, из которых 26 банков являлись банками с участием иностранного капитала. При этом в 23 банках доля участия иностранных инвесторов в уставном фонде превышает 50 процентов, в том числе [8, с. 44]:
9 банков - со 100-процентным иностранным капиталом;
14 банков - доля иностранного капитала от 50 до 100 процентов, из них у двух банков только по одной акции принадлежит резидентам Республики Беларусь.
На территории Республики Беларусь находятся 9 представительств иностранных банков России, Литвы, Латвии, Германии и Межгосударственного банка.
Совокупный уставный фонд банков на 1 сентября 2011 г. сложился на уровне 12,84 трлн. рублей, увеличившись в январе-августе 2011 г. на 6,8 процента (на 812,5 млрд. рублей). В его структуре на 1 сентября 2011 г. основная доля принадлежит государству.
На 1 сентября 2011 г. отношение уставного фонда к ВВП в годовом исчислении составило 5,28 процента, снизившись с начала 2011 года на 0,74 процентного пункта.
Объем нормативного капитала банков за январь-август 2011 г. увеличился на 14,4 процента, или на 2,55 трлн. рублей, и на 1 сентября 2011 г. сложился на уровне 20,18 трлн. рублей.
В среднегодовом исчислении по отношению к ВВП объем нормативного капитала банков составил 8,04 процента, уменьшившись с начала 2011 года на 0,85 процентного пункта.
В августе в годовом исчислении рентабельность нормативного капитала банковского сектора составила 12,4 процента, увеличившись с начала 2011 года на 0,63 процентного пункта.
Пассивы банков на 1 сентября 2011 г. составили 190,1 трлн. рублей и за январь-август 2011 г. возросли на 49,1 процента (по курсу на 01.01.2011 - на 25,5 процента), или на 62,56 трлн. рублей. При этом наибольший прирост (на 24,5 процента) пассивов банков сложился в мае 2011 г., что в основном было обусловлено проведенной корректировкой официального обменного курса белорусского рубля.
Отношение среднего объема активов к ВВП в годовом исчислении на 1 сентября 2011 г. составило 64,9 процента и возросло с начала 2011 года на 4,5 процентного пункта [8, с. 45].
Прирост ресурсов банков в январе-августе 2011 г. был обеспечен за счет увеличения средств, привлеченных банками от резидентов Республики Беларусь, на 39,63 трлн. рублей (на 43,1 процента), нерезидентов Республики Беларусь -на 17,31 трлн. рублей (на 100,6 процента), прочих пассивов - на 5,62 трлн. рублей (на 30,5 процента) (в том числе собственного капитала банков - на 2,53 трлн. рублей или на 14,4 процента).
При этом на фоне снижения в пассивах банков доли депозитов физических лиц и средств Национального банка относительно начала 2011 года, наблюдалось значительное увеличение доли средств нерезидентов, а также средств органов государственного управления.
Активные банковские операции. Основным направлением размещения средств банков являются кредиты юридическим лицам-резидентам и физическим. За январь-август 2011 г. требования банков к экономике увеличились на 40 процентов (на 37,15 трлн. рублей) и на 1 сентября 2011 г. составили 130,03 трлн. рублей (за январь-август 2010 г. - увеличение на 20,7 процента).
В национальной валюте требования возросли на 26,7 процента (на 19,34 трлн. рублей) и сложились в объеме 91,69 трлн. рублей, в иностранной валюте - на 9,9 процента (на 608,7 млн. долларов США) и 7,52 млрд. долларов США соответственно.
На фоне ускорения инфляционных процессов с начала 2011 года Национальным банком были приняты меры по ужесточению монетарных условий, включая повышение ставки рефинансирования и ставок по операциям Национального банка, и как следствие, процентных ставок на денежном рынке.
В целях оперативного реагирования на изменение текущей экономической ситуации в стране и усиления защиты рублевых вкладов в банках от инфляции, в январе-августе 2011 г. ставка рефинансирования поэтапно повышалась (с 10,5 процента годовых до 22 процентов годовых), с 1 сентября 2011 г. - до 27 процентов годовых [8, с. 46].