Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2014 в 14:56, курсовая работа
Цель курсовой работы – исследование денежно-кредитной политики, на основании которой разработать мероприятия по совершенствованию денежно-кредитного регулирования экономики Республики Беларусь.
Объектом исследования является Республика Беларусь, предметом исследования является Монетарная политика Республики Беларусь.
Введение…………………………………………………………………….4
1. Монетарная политика, как важный инструмент регулирования развития экономики………………………………………………………………5
1.1 Монетарная политика: сущность, задачи……………………………..5
1.2 Цели и разработка денежно-кредитной политики…………………...6
1.3 Реализация денежно-кредитной политики………………………….11
2. Анализ реализации денежно-кредитной политики в Республике Беларусь…………………………………………………………………………..17
2.1 Инструменты денежно-кредитной политики в 2011 году………….17
2.2 Тенденции денежно-кредитной политики…………………………..23
2.2.1 Валютный рынок……………………………………………………23
2.2.2 Монетарная политика………………………………………………25
3. Направления совершенствования монетарной политики в Республике Беларусь…………………………………………………………………………..29
Заключение………………………………………………………………..36
Список использованных источников……………………………………38
Таблица 2.2- Динамика рублевой денежной массы и ее составляющих
млрд. рублей
01.01.2011 |
01.09.2011 |
Прирост | ||
| млрд. рублей |
процентов | ||
Наличные деньги в обращении |
4 493,9 |
6 709,7 |
+2215,8 |
+49,3 |
Переводные депозиты физических лиц |
2 831 ,0 |
3411,3 |
+580,3 |
+20,5 |
Переводные депозиты юридических лиц |
6 338,1 |
7 900,5 |
+1 562,4 |
+24,7 |
Активная рублевая денежная масса |
13662,9 |
18021,4 |
+4 358,5 |
+31,9 |
Срочные и условные депозиты физических лиц юридических лиц |
1 1 736,3 6 979,9 4 756,4 |
15681,3 7 047,9 8 633,4 |
+3 945,0 +68,0 +3 877,0 |
+33,6 +1,0 +81,5 |
Ценные бумаги, выпущенные банками (вне банковского оборота) в национальной валюте |
1 025,8 |
1 720,6 |
+694,8 |
+67,7 |
рублевая денежная масса (М2*) |
26 425,0 |
35 423,3 |
+8 998,3 |
+34,1 |
Примечание – Источник: [8, с. 41]
За август 2011 г. рублевая денежная масса возросла на 3,3 процента. Без увеличение сложилось за счет роста депозитов на 4,9 процента и ценных бумаг, выпущенных банками (вне банковского оборота), на 14,3 процента при снижении наличных денег в обороте на 5 процентов. Основным фактором увеличения денежного агрегата М2* явились депозиты юридических лиц.
Активная рублевая денежная масса за январь — август 2011 г. увеличилась на 31,9 процента, или на 4,36 трлн. рублей (за январь — август 2010г. она возросла на 5,4 процента). Ее удельный вес в структуре денежного агрегата М2* на 1 сентября 2011 г. составил 50,9 процента, снизившись относительно начала года на 0,8 процентного пункта.
Переводные депозиты юридических лиц в белорусских рублях на 1 сентября составили 7,9 трлн. рублей и за январь — август 2011 г. увеличились на 24,7 процента (на 1,56 трлн. рублей), а их удельный вес в структуре денежного агрегата М1 по состоянию на 1 сентября 2011 г. уменьшился по сравнению с началом года на 2,5 процентного пункта и составил 43,8 процента (рисунок 2.5).
Рисунок 2.5 – Активная денежная масса
Примечание – Источник: [8, с. 40]
Рублевые депозиты, рублевые депозиты на 1 сентября 2011 г. сформировались в объеме 26,99 трлн. рублей (на 1 сентября 2010г.— 19,35 трлн. рублей). Их увеличение как с начала текущего года, так и в августе было обеспечено главным образом за счет срочных депозитов юридических лиц.
Рублевые депозиты юридических лиц в январе — августе 2011 г. возросли на 49 процентов (за январь — август 2010г. — на 0,5 процента), в том числе срочные депозиты — на 81,5 процента (за январь — август 2010 г. — на 32,4 процента), переводные депозиты — на 24,7 процента (за январь — август 2010 г. снизились на 16,3 процента). В августе 2011 г. рублевые депозиты юридических лиц выросли на 11,9 процента за счет увеличения переводных депозитов на 20 процентов и срочных депозитов на 5,3 процента.
Рублевые депозиты физических лиц с начала текущего года выросли на 6,6 процента (за январь— август 2010г. — на 34,4 процента), за август они снизились на 4,6 процента (за август 2010 г. выросли на 0,2 процента). Переводные депозиты населения за январь — август 2011 г. увеличились на 20,5 процента (за январь — август 2010 г. выросли на 26,7 процента). При этом за август 2011 г. они сократились на 14,4 процента (за август 2010 г. — на 7,2 процента) [8, с. 56].
На фоне тенденции снижения срочных рублевых депозитов физических лиц с марта 2011 г. по май 2011 г., вызванного возросшими инфляционными и девальвационными ожиданиями населения, в июне — августе 2011 г. объем срочных сбережений физических лиц увеличился на 6,5 процента. В итоге срочные депозиты населения с начала текущего года возросли на 1 процент (за январь — август 2010 г. — на 37,2 процента).
В структуре рублевой денежной массы за январь — август 2011 г. доля наличных денег в обороте увеличилась на 1,9 процентного пункта, доля ценных бумаг, выпущенных банками (вне банковского оборота), — на 1 процентный пункт при снижении удельного веса срочных депозитов на 0,1 процентного пункта и переводных депозитов — на 2,8 процентного пункта.
В условиях существенного ослабления белорусского рубля широкая денежная масса за январь — август 2011 г. увеличилась на 42,2 процента5 (за январь — август 2010г. — на 9,8 процента). В годовом выражении темп ее прироста на 1 сентября 2011 г. составил 60,7 процента (на 1 сентября 2010г. — 28,1 процента). За август 2011 г. она возросла на 4,4 процента [8, с. 58].
Вследствие повышения
интенсивности инфляционных процессов,
постепенного снижения реальных денежных
доходов субъектов
Депозиты в иностранной валюте в долларовом эквиваленте на 1 сентября 2011 г. сформировались в объеме 6,63 млрд. долларов США и за январь — август 2011 г. снизились на 10,1 процента.
Основной удельный вес (53,3 процента) в общем объеме депозитов в иностранной валюте на 1 сентября 2011 г. по-прежнему занимали сбережения населения (59,4 процента на 1 января 2011 г.).
Депозиты в иностранной валюте юридических лиц за январь — август 2011 г. возросли на 3,5 процента (за январь — август 2010 г. — на 5,3 процента). За январь — август 2011 г. доля рублевой составляющей в широкой денежной массе к иностранным валютам сократилась на 3,1 процентного пункта (до 49,5 процента на 1 сентября 2011 г.) при ее уменьшении за август текущего года на 0,6 процентного пункта.
Прирост ресурсов банков в январе — августе 2011 г. был обеспечен за счет увеличения средств, привлеченных банками от резидентов Республики Беларусь, на 39,63 трлн. рублей (на 43,1 процента), нерезидентов Республики Беларусь — на 17,31 трлн. рублей (на 100,6 процента), прочих пассивов — на 5,62 трлн. рублей (на 30,5 процента) (в том числе собственного капитала банков — на 2,53 трлн. рублей, или на 14,4 процента).
При этом на фоне снижения в пассивах банков доли депозитов физических лиц и средств Национального банка относительно начала 2011 года наблюдалось значительное увеличение доли средств нерезидентов, а также средств органов государственного управления.
Основным направлением размещения средств банков являются кредиты юридическим лицам — резидентам и физическим лицам. За январь — август 2011 г. требования банков к экономике увеличились на 40 процентов8 (на 37,15 трлн. рублей) и на 1 сентября 2011 г. составили 130,03 трлн. рублей (за январь — август 2010 г. — увеличение на 20,7 процента).
В национальной валюте требования возросли на 26,7 процента (на 19,34 трлн. рублей) и сложились в объеме 91,69 трлн. рублей, в иностранной валюте — на 9,9 процента (на 608,7 млн. долларов США и 7,52 млрд. долларов США соответственно.
В Республике Беларусь учитывается мировой опыт антикризисной политики, Национальным банком и Правительством Республики Беларусь был реализован комплекс краткосрочных мер, направленных на поддержку ликвидности и платежеспособности банков, повышение доверия к банковской системе, сохранение ее устойчивости, часть из которых носили превентивный характер.
В целях недопущения оттока вкладов населения и в целом снижения доверия населения к банкам был принят Декрет Президента Республики Беларусь № 22, в соответствии с которым государство гарантировало полную сохранность и возмещение всей суммы денежных средств физических лиц, размещенных во всех банках и валютах. Банкам оказывалась значительная финансовая поддержка с применением всех доступных инструментов рефинансирования.
Для поддержания ликвидности и платежеспособности банковской системы в крупнейших банках государством размещались значительные денежные средства в форме депозитов. Объем средств, размещенных органами государственного управления в банках, увеличился за 2010 г. на 7,1 трлн. руб., что составило свыше 40% от общего прироста обязательств банковского сектора. Кроме того, для предотвращения системной нестабильности в банковском секторе было принято решение о дополнительной капитализации государственных банков в размере 3,1 трлн. руб., или порядка 1,4 млрд. долл. США в эквиваленте [14, с. 10].
Однако, как показывает опыт других стран, возникшие в банковском секторе проблемы сложно решить только с помощью введения государственных гарантий на выполнение банками своих обязательств, краткосрочных инструментов монетарной политики, поддержки ликвидности и рекапитализации банков. Не менее важным является решение задач, связанных с построением такой системы финансового надзора и регулирования, которая в будущем способствовала бы снижению вероятности возникновения и уменьшению негативных проявлений финансовых кризисов.
С учетом этого Национальным банком и Правительством Республики Беларусь предпринимаются также меры, направленные на улучшение институциональной структуры банковской системы, повышение качества корпоративного управления, дальнейшее совершенствование банковского надзора.
Принимая во внимание тот факт, что одним из наиболее существенных источников рисков для банковской системы в Республике Беларусь является широкое вовлечение системообразующих банков в финансирование государственных программ, в настоящее время проводится работа по созданию специализированного учреждения государственной формы собственности для обеспечения льготного финансирования таких государственных программ — Финансового агентства развития (далее — Агентство). Помимо снижения нагрузки на банковскую систему создание Агентства будет содействовать повышению качества активов банков за счет передачи на баланс Агентства проблемных активов крупнейших государственных банков, в том числе кредитов, выданных под гарантии Правительства, а также местных исполнительных и распорядительных органов Республики Беларусь.
В целях формирования эффективного механизма по работе с проблемной задолженностью ведется также работа по созданию и развитию института коллекторства в Республике Беларусь. В настоящее время межведомственная группа разрабатывает предложения по устранению ограничений в законодательстве, препятствующих осуществлению коллекторской деятельности в Республике Беларусь [3, с. 8].
Проводится постоянная работа по повышению прозрачности финансовой отчетности банков, качества корпоративного управления, снятию ограничений на доступ нерезидентов на внутренний финансовый рынок страны. Начиная с 2009 г. Национальный банк Республики Беларусь и банки наряду с финансовой отчетностью, составляемой в соответствии с национальными стандартами, перешли на подготовку бухгалтерского баланса, отчета о прибыли и убытках, об изменении капитала, движении денежных средств в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности.
Осуществляется дальнейшее совершенствование надзора за банковской деятельностью на консолидированной основе путем введения нормативов безопасного функционирования для банковской группы, банковского холдинга, головной организацией которого является банк.
В целях приближения пруденциальных требований к банкам, небанковским кредитно-финансовым организациям к международным стандартам банковского надзора, ужесточения подходов к оценке рисков банковской деятельности и достаточности нормативного капитала банков внесен ряд изменений в Инструкцию о нормативах безопасного функционирования — основополагающий документ в Республике Беларусь по вопросам пруденцальных нормативов. В настоящее время работа по данному направлению продолжается, в частности, в ближайшем будущем планируется и далее совершенствовать подходы к формированию резервов в соответствии с международной практикой и стандартами.
Реальное укрепление национальной валюты традиционно сопутствует успешным рыночным преобразованиям в странах с переходной экономикой.
Прогресс в проведении структурных преобразований повышает привлекательность активов, номинированных в национальной валюте, что привлекает прямые и портфельные инвестиции, поддерживает рост производительности труда, и, как результат, приводит к объективно обусловленному укреплению национальной валюты.