Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2013 в 19:19, курсовая работа
Цель работы – исследовать рынок монополистической конкуренции и его проявления в России.
Монополистическая конкуренция — тип рыночной структуры несовершенной конкуренции. Это распространённый тип рынка, наиболее близкий к совершенной конкуренции.
ВВЕДЕНИЕ
На совершенном
конкурентном рынке действует достаточно
продавцов и покупателей
Цель работы – исследовать
рынок монополистической
Монополистическая конкуренция — тип рыночной структуры несовершенной конкуренции. Это распространённый тип рынка, наиболее близкий к совершенной конкуренции.
Монополистическая конкуренция является не только наиболее распространённой, но и наиболее трудно изучаемой формой отраслевых структур. Для подобной отрасли не может быть построено точной абстрактной модели, как это можно сделать в случаях чистой монополии и чистой конкуренции. Многое здесь зависит от конкретных деталей, характеризующих продукцию и стратегию развития производителя, предсказать которые практически невозможно, а также от природы стратегического выбора, имеющейся у фирм данной категории.
Таким образом, большинство предприятий мира можно назвать монополистически конкурентными.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
Объектом исследования работы является рынок соков в России.
Предметом её исследования является анализ состояния рынка монополистической конкуренции в России.
В работе использованы такие методы как оценка эластичности рынка, выявление абсолютного уровня концентрации, коэффициента концентрации, индекса Линда, индекса Херфиндаля-Хиршмана, индекса энтропии, коэффициента Джинни.
Для написания работы использовались труды таких ученых, как В.Д.Камаев, А.В. Сидоровича, А. Губанова, Е.М. Воробьева, А.А. Гриценко.
1.ПОНЯТИЕ МОНОПОЛИСТИЧЕСКОЙ КОНКУРЕНЦИИ
1.1. Монополистическая конкуренция, виды и формы.
Монополистическая конкуренция – тип рыночной структуры несовершенной конкуренции. Это распространённый тип рынка, наиболее близкий к совершенной конкуренции.
Монополистическая конкуренция является не только наиболее распространённой, но и наиболее трудно изучаемой формой отраслевых структур. Для подобной отрасли не может быть построено точной абстрактной модели, как это можно сделать в случаях чистой монополии и чистой конкуренции. Многое здесь зависит от конкретных деталей, характеризующих продукцию и стратегию развития производителя, предсказать которые практически невозможно, а также от природы стратегического выбора, имеющейся у фирм данной категории.
Примерами монополистических конкурентов служат небольшие сети магазинов, ресторанов, рынок сетевой связи и тому подобные отрасли.
На монополистически конкурентном рынке фирмы производят продукты, сходные с продуктами других фирм, но не являющиеся полными (совершенными) заменителями. Производители стремятся сделать свои продукты отличными от других, чтобы привлечь покупателей. Последние готовы платить более высокую цену за продукт, отличающийся от других. Классический пример дифференциации продукта – аспирин. Все его виды не отличаются друг от друга по химическому составу, но цена аспирина весьма различна. Аспирин фирмы «Байер АГ» продается в несколько раз дороже, чем менее известных производителей. В значительной мере дифференциация продукта в этом случае обязана рекламе, «Байер» сумел убедить потребителей, что его аспирин самый эффективный. Но дело не только в рекламе. В какой-то мере виды аспирина отличаются друг от друга по чистоте, противопоказаниям для детей, упаковкой и пр.
Монополистическая конкуренция имеет сходство с совершенной (чистой) конкуренцией. Для обеих структур рынка характерны большое количество фирм, свободный вход и выход их из отрасли. Но в отличие от совершенной монополистическая конкуренция имеет дело с дифференцированными продуктами. Отсюда возникает монополистический элемент. Поскольку ни одна из фирм не продает точно такой же продукт, они (фирмы) имеют определенную степень контроля над ценой. Кривая спроса таких фирм наклонена вниз. В то же время присутствие на рынке близких по характеру заменителей ограничивает способность фирмы повышать цены. При наличии на рынке сходных продуктов потребители весьма чувствительны к их цене.
Монополистическая конкуренция – это организация рынка, при которой на нем действует большое количество продавцов, продающих дифференцированный продукт, и возможно появление новых продавцов.
В этой рыночной структуре фирмы получают монопольную власть за счет дифференциации товара. Она подразумевает, что никакие две фирмы не производят один и тот же товар, хотя вполне возможно, что некоторые изделия относятся к одному виду. Между тем каждое изделие имеет свои отличительные черты, поэтому фактически они являются разными товарами.
Монополистическая конкуренция широко распространена в производстве предметов потребления, легкой промышленности, сфере услуг (выпуск хлебобулочных и кондитерских изделий, нижнего белья и верхней одежды, обуви, моющих средств и парфюмерии, меховых из делий и др.) [8, c.287].
Основные черты рынка монополистической конкуренции :
Свойства монополистической конкуренции.
Рынок с монополистической конкуренцией характеризуется следующими особенностями:
1.2. Дифференциация и факторы дифференцирования
Дифференциация продукции - незначительные различия у товаров-субститутов, которые, как правило, являются неценовыми.
Дифференциация продукции может проявиться в следующих направлениях:
1. Различия в качестве.
2. Предоставление сопутствующих услуг (доставка, гарантийное обслуживание и т.д.).
3.Оформление (обложка, обертка и т.д.).
4.Представление продукта на рынок (реклама).
5.Близость места сбыта продукции к месту проживания потребителя.
6.Система скидок и т.п.
Таким образом, пример монополистической конкуренции можно найти в отраслях легкой и пищевой промышленности, сфере услуг: производство одежды, шоколада, кафе, эстрада и т.д.
В условиях дифференциации практически невозможно найти две фирмы, производящие совершенно одинаковые экономические блага (товары или услуги).
При совершенной конкуренции барьеров входа в отрасль нет: фирмы свободно входят на рынок и уходят с него. А при монополистической конкуренции невысокие барьеры входа в отрасль. Например, для получения разрешения продавать на рынке, фирме необходимо патентовать свою продукцию, получить лицензии, иметь на реализуемых товарах фабричные клейма, торговые марки или знаки качества. Так как фирма обязана выполнить некоторые условия при вступлении в отрасль (выходе на рынок), барьеры входа существуют. Но так как эти условия достаточно легко выполнимы, эти барьеры невысоки и преодолимы для большого количества фирм.
Дифференциация - неоднозначное понятие. То есть она не сводится только к тому, плохой этот товар или хороший. Даже основные потребительские свойства самых простых продуктов разнообразны. Так, зубная паста должна: а) очищать зубы, б) дезинфицировать полость рта, в) укреплять эмаль зубов, г) укреплять десны, д) быть приятной на вкус, и т. д. И все эти свойства лишь в порядке исключения могут быть гармонично объединены в одном товаре. Часто бывает так, что выигрыш в одном свойстве продукта неизбежно ведет к проигрышу в другом (полезная для эмали паста может быть очень «невкусной» и т.п.). Поэтому уже выбор приоритетов в основных потребительских качествах открывает возможности для широкого разнообразия продуктов. И все они становятся, по-своему уникальны: одна паста лучше всех укрепляет десны, другая - самая вкусная.
Факторами дифференциации
могут служить также
Важной качественной характеристикой продукта является его местоположение. Для розничной торговли и многих видов услуг именно географическое размещение имеет решающее значение.
1. Качественные различия
Фактором дифференциации продукции могут быть даже мнимые (то есть несуществующие) качественные различия между ними. Например, в одном из старых детских фильмов, американский капиталист предложил двум мальчишкам рекламировать две разные жвачки. Позже выяснилось, что жвачка была одной и той же просто в разных обложках, но конкуренция между двумя якобы разными видами повысила в целом ее продажи. Более того, часто потребитель с завязанными глазами не может отличить на вкус любимый продукт: например, те же «Пепси-Кола» и «Кока-Кола». Попробуйте различить их, не зная, какой напиток в каком стакане находятся!
Однако с точки зрения рыночного поведения потребителя не имеет значения, действительно ли отличаются товары (помните: потребитель далеко не всегда ведет себя рационально). Главное - чтобы ему так казалось [14,c.403].
2. Обслуживание
Различия в обслуживании составляют вторую крупную группу факторов дифференциации товара. Дело в том, что для огромного количества продуктов (как правило, для технически сложных потребительских товаров и многих товаров производственного назначения: техники, оборудования и т.п.) свойственны долговременные взаимоотношения продавца и покупателя (послепродажное гарантийное обслуживание, сервис, починка и т.д.). Дорогая машина должна исправно работать не только в момент совершения покупки, но и на протяжении всего срока службы. Так, для потребителя важно, чтобы у него была гарантия на определенный срок существования продукта в исправности и технической состоятельности. И, разумеется, выбирая между одинаковыми по качественным свойствам товарами, потребитель выберет тот, гарантия на который дольше[14,c.405].
3. Реклама
Следующим серьезным фактором дифференциации продукта является реклама. С одной стороны, реклама позволяет покупателю ориентироваться в огромном спектре качественных отличий товаров. Реклама точно адресует того, кому нравится фруктовый аромат шампуня - к одному продукту, а того, кто страдает от перхоти, - к другому, а того, кому необходим, например, пышный объем волос - к третьему. С другой стороны, реклама формирует новые потребности. Например, шампунь и кондиционер «в одном флаконе» или необходимость использования не только шампуня, но и бальзама и целой серии парфюмерной косметики для волос.
Наконец, реклама
продуктов обозначает различие там,
где очевидной разницы нет. Только
что мы обсуждали мнимые качественные
различия. Часто товары, обладающие
мнимыми качественными
1.3. Проблемы развития
монополистической конкуренции