Монополистическая конкуренция

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2013 в 19:19, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – исследовать рынок монополистической конкуренции и его проявления в России.
Монополистическая конкуренция — тип рыночной структуры несовершенной конкуренции. Это распространённый тип рынка, наиболее близкий к совершенной конкуренции.

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 283.50 Кб (Скачать файл)

Одной из проблем  развития монополистической конкуренции  является её неэффективность.

Несмотря на схожесть механизмов совершенной и  монополистической конкуренции, последняя обладает существенными различиями.

 Во-первых, при  монополистической конкуренции  долгосрочное равновесие отрасли  достигается при объеме выпуска,  для которого средние долгосрочные  издержки не являются минимальными, что указывает на наличие в отрасли излишних производственных мощностей.

Во-вторых, хотя монополистически конкурирующие фирмы  могут и не получать экономической  прибыли в долгосрочном периоде, их цены (РМК) не равны предельным издержкам  производства (рисунок А.1).

Первое свидетельствует о том, что предложение осуществляется фирмами по ценам (РМК) выше минимальных долгосрочных средних издержек, что оборачивается потерями эффективности в форме уменьшения благосостояния из-за недоиспользования мощностей (QK – QMK). Второе указывает на потери эффективности  в форме потери части излишка из-за рыночной власти  (PMK–PK)[13,c.456].

Как правило, фирмы, действующие в условиях монополистической  конкуренции, малы как относительно, так и абсолютно. Размер фирм жестко ограничен быстрым появлением убытков от масштаба производства (отрицательный эффект масштаба производства). И если существующие фирмы полностью используют возможности экономии на масштабе производства, то отраслевое предложение вырастет за счет входа в отрасль новых фирм, а не за счет расширения деятельности старых.

Избыточные  производственные мощности свидетельствуют  о том, что в отрасли действует  больше фирм, чем необходимо. Меньшее  их количество могло бы предложить то же количество продукции по более  низким ценам. Однако в условиях монополистической конкуренции, где фирмы обладают рыночной властью, сокращение количества фирм приведет лишь к росту степени этой власти, что при отраслевом равновесии дает более высокие цены. Поскольку в данном случае рыночная власть обусловлена дифференциацией продукта, наличие излишних производственных мощностей является своеобразной платой общества за такую дифференциацию, размер которой будет зависеть от рыночной власти продавцов. Чем разнообразнее продукт, тем ниже эффективность, и наоборот. Поэтому суть проблемы заключается в том, сколько потребитель готов платить за ассортиментную дифференциацию. Учитывая, что рыночная власть фирм ограничена эластичностью спроса на продукцию, потери благосостояния при монополистической конкуренции будут невелики. К тому же неэффективность рынков с монополистической конкуренцией в какой – то степени компенсируется за счет роста благосостояния потребителя, вызванного расширением ассортимента[16,c.55-55].

Помимо этого  существуют такие проблемы как нестабильность рыночных условий, неопределенность малого бизнеса.

Малые размеры  и предопределяют основные недостатки этой структуры рынка. Они и жесткое  действие рыночных сил ограничивают финансовые возможности для риска  и проведения НИОКР и инновационной  деятельности (поскольку для НИОКР необходим достаточно высокий минимальный размер предприятия). И хотя существуют исключения (персональный компьютер Apple был разработан впервые в гараже), большинство малых фирм не являются технически передовыми или инновационными.

К тому же при рассмотрении применимости модели монополистической конкуренции к реальному миру исследователь сталкивается с рядом проблем.

Во-первых, информация может быть несовершенной. Фирмы  не войдут в отрасль, если они не имеют точного представления  о наличии или отсутствии в ней экономической прибыли. Также они могут не войти в отрасль, если недооценят спрос на продукцию, которую они собираются продавать.

Во-вторых, поскольку  фирмы в отрасли производят дифференцированную продукцию, то трудно, если не невозможно, оценить спрос для отрасли в целом. Таким образом, анализ ситуации на рынке объективно ограничен уровнем фирмы.

В-третьих, фирмы  различаются не только по дифференциации продукции, но и по размерам и уровню издержек. Если утвердившиеся в отрасли  фирмы имеют определенные преимущества в издержках, то вход в отрасль может быть не полностью свободным.

В-четвертых, в  рассмотренной выше модели внимание было сконцентрировано на решениях о  цене и выпуске. В реальности же фирма  в условиях монополистической конкуренции должна решать какое количество модификаций продукта производить и сколько затратить на их рекламу. Это вовлекает фирму в неценовую конкуренцию XE "неценовая конкуренция" [10,c.16] .

Целью рекламы  является не только информирование потенциального покупателя о наличии продукта, но и стремление убедить покупателей покупать именно его.

Однако реклама  требует затрат. Поэтому фирма, принимая решение об объеме рекламы, должна сопоставлять предельный доход от рекламы MR с  предельными издержками на рекламу  МС. Следуя уже известному нам правилу, фирма увеличивает объем рекламы до тех пор, пока превышение MR над МС не превратится в равенство.

В связи с  развитием продукта и рекламой возникают  две проблемы:

Во-первых, влияние  развития продукта и рекламы на спрос  на продукцию фирмы трудно предсказуемо.

Во-вторых, развитие продукта и реклама с большой  степенью вероятности повлекут за собой  различные последствия при различных  ценах.

 

 

2. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ  ОСНОВЫ МОНОПОЛИСТИЧЕСКОЙ КОНКУРЕНЦИИ

 

2.1 Равновесие фирмы в долгосрочном и краткосрочном периодах.

Промежуточное положение между монополией и  совершенной конкуренцией определяет высокоэластичный спрос на продукцию  фирмы (степень эластичности ниже, чем  при монополии, и выше, чем при  совершенной конкуренции, когда  спрос является совершенно эластичным).

Эластичность спроса - степень  чувствительности спроса к изменению  цены товара.

Изменение эластичности спроса можно найти с помощью формулы коэффициента эластичности спроса:

 

           K= ∆Q(%) ∕∆P(%)                                                                 (1).

 

Степень эластичности спроса и определяемый ею наклон кривой зависят от количества фирм-конкурентов и степени дифференциации продукции. Чем больше конкурентов имеется в отрасли и чем меньше степень дифференциации, т. е. чем меньше заменителей имеет продукт, тем монополистическая конкуренция находится ближе к совершенной конкуренции и, следовательно, тем эластичнее спрос и меньше наклон кривой спроса [15, c.199].

Как и в условиях чистой монополии, при монополистической конкуренции фирмы сталкиваются со спросом, который представлен кривой, имеющей наклон вниз, и тем не менее, обладают некоторой монопольной властью. Но это не означает, что при монополистической конкуренции фирмы зарабатывают большие прибыли. Монополистическая конкуренция аналогична совершенной конкуренции. В условиях свободного доступа на рынок потенциальная возможность получить прибыль привлекает новые фирмы с конкурирующими марками товаров, снижая прибыли до нуля.

На рисунке 1 изображена ситуация, в которой находится фирма, функционирующая в условиях монополистической конкуренции в коротком периоде.

              MR = МС                                               (2).

Руководствуясь  формулой (2) фирма определяет объем производства Q и цену на свою продукцию Р. При данном уровне средних общих издержек, выраженном кривой АТС, фирма получает прибыль, величина которой выражена площадью прямоугольника СРАВ [11,c.408].

Равновесие производителя в  долговременном периоде

В длительном периоде  фирмы могут свободно покидать отрасль и входить в нее, в зависимости от того, получают ли они прибыль в рамках короткого периода, или, наоборот, терпят убытки. Поэтому в длительном периоде наблюдается тенденция к получению «нормальной» прибыли, т. е. безубыточной деятельности, при которой величина экономической прибыли равна нулю. На рисунке 2 изображена рыночная ситуация, имеющая место на рынке монополистической конкуренции в длительном периоде [9,c.204].

Говоря о  совершенной конкуренции, мы показали, что в длительном периоде конкурентная фирма, находясь в положении равновесия, обычно получает нулевую («нормальную») прибыль, формула (3).

                         Р = АТС                                                 (3).

 Точно так же обстоит дело и в условиях монополистической конкуренции. На рисунке 3 изображено положение долгосрочного равновесия фирмы. Кривой спроса DD соответствует кривая предельного дохода MR. В результате этого производится Q единиц продукта, реализуемых по цене Р. При этом кривая спроса является касательной к кривой средних общих издержек АТС и точка касания А — общая для обеих этих кривых. Это говорит о том, что цена равняется средним общим издержкам (3) и, следовательно, прибыль фирмы равна 0.

В долгосрочном периоде фирма получает нулевую прибыль, так как соблюдаются условие (3). Кривая АТС является касательной к кривой спроса DD в точке А [2,c.47-50].

Так, некоторые  фирмы могут выпускать такую  продукцию или оказывать такие  услуги, которые позволяют им оставаться монополистами. Например, закусочная на вокзале или бензозаправочная станция на оживленном перекрестке, вероятно, всегда будет получать прибыль. Наоборот, врач, живущий в небольшом населенном пункте и по каким-либо соображениям не желающий менять места жительства, может смириться с тем, что он из-за отсутствия достаточной клиентуры постоянно несет убытки, имеет меньшие доходы, чем его коллеги, практикующие в другом месте. Но напомним, что в данных случаях речь идет об экономической прибыли. Бухгалтерскую прибыль получает любой хозяйствующий субъект, иначе он не сможет осуществлять свою деятельность[5,c.204].

На рисунке 3 видно, что в длительном периоде фирма обычно выпускает меньший объем продукта, чем тот, который был бы возможен при минимизации средних общих издержек, т.е. производственная мощность используется не полностью. Кривая спроса имеет отрицательный наклон к точке А, обозначающей оптимальный объем выпуска при получении «нормальной» прибыли. Эта точка находится левее точки А, указывающей объем выпуска, при котором средние издержки в длительном периоде минимизируются (точка пересечения кривых МС и АТС). Следовательно, общество недополучает определенный объем продукта. Такое положение объясняется «монополистическим обликом» монополистической конкуренции. Вспомним, что монополист ограничивает объем выпуска продукции, повышая цены на нее. Вместе с тем нельзя считать, что монополистическая конкуренция приводит к таким же отрицательным последствиям для общества, как монополия. Существование множества фирм, выпускающих различную продукцию, приводит к более полному удовлетворению общественных потребностей, увеличению ассортимента товаров и услуг, позволяет учитывать разнообразные потребности покупателей. Такое положение перекрывает отрицательные последствия монополистической конкуренции[3,c.573].

 

 

 

2.2.Неценовая конкуренция. Реклама.

Неценовая конкуренция — метод конкурентной борьбы, в основу которого положено не ценовое превосходство над конкурентами, а достижение более высокого качества, технического уровня, технологического совершенства.

Неценовая конкуренция основана на предложении товара более высокого качества, с большей надёжностью, более длительными сроками службы и другими более совершенными потребительскими свойствами. Существенную роль в неценовой конкуренции играют: оформление, упаковка, последующее техническое обслуживание, реклама.

От неценовой  конкуренции следует отличать скрытую  ценовую конкуренцию, которой фирмы вводят новый товар с существенно улучшенными потребительскими свойствами, а цену поднимают непропорционально мало.

Производитель в условиях монополистической конкуренции  может, манипулируя продуктом, добиться, по крайней мере, временного преимущества над конкурентами. Такой же результат, может быть, достигнут производителем с помощью рекламы и других приёмов стимулирования сбыта. В то время как дифференциация продукта приспосабливает продукт к потребительскому спросу, реклама приспосабливает потребительский спрос к продукту.

Цель рекламы фирмы, действующей в условиях монополистической конкуренции простая: фирма надеется, что реклама передвинет кривую ее спроса направо и одновременно уменьшит ее ценовую эластичность.

Практически все  солидные производители продукции - как иностранные, так и российские - постоянно информируют о малейших улучшениях товаров. Производимые в России йогурты Danone без повышения цены стали продаваться в стаканчиках, размер которых на 25% больше старых. Стиральный порошок «Миф» появился в новой, более экономичной упаковке. Гигиенические прокладки теперь имеют защитный слой даже на «крылышках». Как только покупатель привыкает к одним новинкам, ему предлагают другие. То, что фирмы считают нужным информировать потребителя даже о мелких изменениях, показывает, что поиск новой дифференциации идёт непрерывно.

Это означает, что пока компании-конкуренты подтачивают, нивелируют первоначальную дифференциацию, фирма создаёт новую. Поэтому в динамическом аспекте на рынке монополистической конкуренции существую предпосылки для получения экономически прибылей в долгосрочном периоде.

Можно указать  некоторые общие принципы, которые  обеспечивают эффективность рекламы. Всякая реклама имеет две основные функции: информационную и побудительную. Первая состоит в том, чтобы донести до потенциального потребителя определенную информацию о товаре. Вторая - в том, чтобы подтолкнуть его к приобретению данного товара. В связи с этим реклама должна удовлетворять принципам: 1) целенаправленности; 2) адресности; 3) постоянства; 4) формальной правдивости[12,c.156].

Информация о работе Монополистическая конкуренция