Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2013 в 19:19, курсовая работа
Цель работы – исследовать рынок монополистической конкуренции и его проявления в России.
Монополистическая конкуренция — тип рыночной структуры несовершенной конкуренции. Это распространённый тип рынка, наиболее близкий к совершенной конкуренции.
О росте популярности холодного чая свидетельствует тот факт, что увеличиваются объемы упаковки. Так, в конце 2007 года на производственных мощностях компании «Нидан Соки» начался розлив холодного чая «Ахмад Ти» в упаковке объемом 1,5 л. Этот объем идеален для домашнего, семейного потребления. У компании «Нидан Соки» уже есть собственный бренд холодного чая – чайные миксы Caprice Tea, которые выпускаются с 2004 года на подмосковном предприятии «Нидан-Гросс». В ассортименте четыре различных вкуса в упаковках 1 л и 0,25 л. Исследования показывают, что объем российского рынка холодного чая стремительно растет, особенно в городах-миллионниках.
Пятерка марок-лидеров по знанию потребителями в категории холодный чай в упаковке выглядит так: Lipton (54,4% россиян старше 16 лет), Nestea (47,9%), «Найс ти» (13,4%), Caprice (9,4%), «Юни Джус» (7,2%). Процентное соотношение по потреблению наиболее популярных марок холодного чая таково: Lipton (17,2%), Nestea (16,3%), «Найсти» (2,5%), «Эдо» (1,4%), Caprice (1,3%) (по данным группы компаний TNS Россия, исследование Marketing Index за второе полугодие 2007 года).
Наиболее успешно развивающийся сегмент рынка безалкогольных напитков – квас. Исследование Marketing Index группы компаний TNS Россия за второе полугодие 2007 года показывает, что самый популярный квас – «Очаковский», его знают 51,5% (49,7% за тот же период 2006 года) респондентов. На втором месте по знанию марки (40,5%) и на третьем по потреблению напитка (18,1%) – квас «Никола». На третьем месте (28,4%) – квас «Монастырский».
Инновационные. На рынок безалкогольных напитков все большее влияние оказывают «здоровые» тренды: стремление к здоровому образу жизни, хорошему самочувствию и расширению ассортимента качественных натуральных продуктов. Особенно популярны такие напитки и продукты, благоприятный эффект от которых становится быстро заметен, например, улучшается пищеварение или приходит в норму вес. В наибольшей степени это относится к категории функциональных напитков, то есть напитков, обладающих дополнительными полезными свойствами. Это позволяет производителю позиционировать продукт в более высоком ценовом сегменте, что является важным преимуществом особенно на уже сложившихся рынках, где потребитель ищет дополнительную выгоду в виде высокого качества, богатого витаминами и минералами состава, улучшенного вкуса. Различные новации открывают широкие возможности для нишевых продуктов, таких как функциональные напитки, изотоники, энергетические напитки. В связи с этим, по мнению участников рынка, в ближайшее время на рынке безалкогольных напитков будут развиваться следующие тенденции: поиск и развитие новых сегментов, внедрение инновационных и уникальных продуктов. Это общемировая практика, эффективность которой подтверждается положительным опытом других стран, в которых такая продукция является востребованной и популярной.
Уже сегодня многие маркетологи понимают, что это реальная возможность продолжения роста и укрепления собственных рыночных позиций. «Нет смысла конкурировать с PepsiСo и Coca-Cola, – говорит Александр Анфиногенов. – Поэтому компания «ОСТ-Аква» сегодня взяла вектор на рынок функциональных напитков – напитков с добавленной пользой, повышающих качество жизни. Потребителю предлагаются напитки, которые помимо вкуса и радости приносят определенную пользу. Это стратегическая перспектива развития». Следуя новой стратегии, компания «ОСТ-Аква» выпустила питьевую воду Courtois, кондиционированную по йоду и фтору, и воду Slim+ с добавлением L-карнитина и гарцинии камбоджийской. Вода Courtois способна возмещать недостаток йода в организме, Slim+ позиционируется как вода для коррекции веса. Проблема йододефицита известна всем, поэтому проект по выпуску новинки компания расценивает не только как коммерческий, но и как социальный. В контексте новой стратегии формирования ассортимента находится также выпуск функционального холодного чая Tisana и изотоников – напитков для людей, занимающихся спортом. Такая вода компенсирует влагу в организме, которая теряется во время повышенных физических нагрузок.
Новое в упаковке. По данным исследований группы компаний TNS Россия за октябрь-декабрь 2007 года, десятка самых рекламируемых брендов товарной категории газированные напитки, квас, холодный чай выглядела следующим образом (по убыванию рекламной активности): Coca-Cola (23 029 выходов рекламы), Pepsi (8631), Nestea (3781), Lipton (1595), Irn-Bru (1548), Schweppes (1434), Fanta (862), Sprite (796), «Никола» (191), «Очаково» (12).
В позиционировании и продвижении безалкогольной продукции первостепенную роль играет упаковка. «Приобретая продукт в первый раз, люди покупают упаковку, а вкус уже влияет на то, купит потребитель продукт во второй раз или нет», – отмечает Алексей Фролов. Сегодня можно говорить, что рынок упаковки сложился. «Есть тетра-пак со всеми модификациями, ПЭТ-упаковка, стеклянная бутылка, жестяная банка, – рассказывает Александр Анфиногенов. – Последняя, кстати, на безалкогольном рынке никак не приживается – не «видит» наш потребитель безалкогольные напитки в банке. Пиво и слабоалкогольный коктейль «видит», а безалкогольные напитки – нет».
По мнению специалистов, в ближайшее время на российском рынке возможно появление новой упаковки.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Исследовав монополистическую конкуренцию и ее состояние на Российском рынке, я сделала выводы:
Монополистическая конкуренция – это гибрид монополии и конкуренции, т.к. характеризуется следующими свойствами:
- множество фирм ориентированы на одну и ту же группу потребителей.
- каждая фирма
производит продукцию, которая,
-ограничения при входе и выходе с рынка отсутствуют. Таким образом, число фирм на рынке изменяется до тех пор, пока не установится нулевая экономическая прибыль.
Кривая спроса у фирмы в краткосрочном периоде имеет характерный отрицательный наклон. Это объясняется тем, что, благодаря дифференциации, на своем сегменте рынка она монополист, т.е. рост объема реализации достигается за счет снижения цен. Фирма максимизирует прибыль при таком объеме, при котором предельные издержки равны предельному доходу.
Т.к. при монополистической конкуренции вход на рынок относительно свободен, то в долгосрочном периоде на него неизбежно проникнут привлечённые экономической прибылью другие компании. В результате кривые спроса на продукцию уже существующих фирм снизятся, так как их сегмент рынка сократится. Этот процесс будет продолжаться до тех пор, пока не установится нулевая экономическая прибыль.
В России, безусловно, монополистическая конкуренция имеет черты, описываемые в теории, однако рынки монополистической конкуренции в нашей стране имеют свои особенности:
-существование российского производства до 90-х годов в условиях командной экономики.
-Трудность в адаптации к новым рыночным реформам.
-Слабая дифференциация продукции при возрастающих потребительских запросах.
-Быстрое продвижение иностранных фирм в начале 90-х.
-Преобладание неценовой конкуренции среди российских производителей.
Положительной чертой монополистической конкуренции является многообразие видов одного и того же продукта, что помогает более полно удовлетворять потребности потребителя.
Примером монополистической конкуренции является рынок безалкогольных напитков и кофе. Товар, дифференцирован, он не является незаменимым, Большое количество фирм обуславливается тем, что входные барьеры на данный рынок низкие.
Компании постоянно пытаются предложить потребителю что-то лучшее. При этом наличие множества фирм сдерживают монополизацию рынка, т.е. не позволяют повышать цены или предлагать некачественную продукцию.
И наконец, стоит отметить три особенности, возникающие в реальном мире, вносящем свои коррективы в любую теоретическую основу, в том числе и рассмотренную – модель монополистической конкуренции :
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение А.
Рисунок А.1. Краткосрочное равновесие фирмы в условиях монополистической конкуренции.