Монополистическая конкуренция

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2013 в 19:19, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – исследовать рынок монополистической конкуренции и его проявления в России.
Монополистическая конкуренция — тип рыночной структуры несовершенной конкуренции. Это распространённый тип рынка, наиболее близкий к совершенной конкуренции.

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 283.50 Кб (Скачать файл)

Если Ed<1, спрос  неэластичен, увеличение (снижение) цены на 1% сопровождается снижением (повышением) объема спроса менее чем на 1%.

Если предприятие  реализует продукцию, спрос по ценам  на которую эластичен Ed > 1, то сам факт эластичности спроса позволяет сделать следующие предварительные выводы:

·  продукцию  покупают специальные (не случайные) группы потребителей, чутко реагирующие  на изменение цены;

·  продукция  занимает значительную часть в их бюджете;

·  продукция  имеет заменители, производимые конкурентами.

Следовательно, увеличение выручки возможно только за счёт снижения цены или такой  модернизации продукции, которая приведёт к уменьшению эластичности спроса.

Если Ed < 1, то предприятие реализует продукцию, спрос на которую неэластичен. С точки зрения конкуренции это означает:

·  количество предприятий, реализующих данный вид  продукции, небольшое;

·  потребители  продукции малочувствительны к  изменению цены, что даёт ему возможность  манипулировать ценами в широком диапазоне;

·  при прочих равных условиях, чем меньше эластичность спроса, тем меньшую долю он занимает в бюджете потребителя.

В данных условиях увеличение объёма выручки возможно только за счёт повышения цен.

Динамика спроса-изменение величины спроса с течением времени на товары и товарные группы [1,c.115].

Уровень концентрации

Существуют  два основных параметра для оценки уровня рыночной концентрации: численность  продавцов на рынке (производителей в отрасли) и распределение рыночных долей фирм, реализующих товар на данном рынке.

Для измерения  рыночной концентрации используются показатели или индексы концентрации. Среди  них индекс концентрации (CR), индекс Херфиндаля-Хиршмана (HHI), индекс максимальной доли (I), индекс энтропии (Е), коэффициент вариации и другие.

1) Абсолютный уровень концентрации – число обратное к числу фирм в отрасли.

                 1/n                                                                                          (5).

2) Коэффициент  концентрации. Как правило, значение индекса исследуется для трех или четырех крупнейших фирм рынка. Измеряется как сумма рыночных долей крупнейших фирм, действующих на рынке:

                   CRk = Σ Si                                                                             (6). 

i =1, 2...k,

где Si - размер фирмы (например, рыночная доля);

k - количество  фирм, для которых рассчитывается  показатель.

3) Индекс Линда.  Рассчитывается лишь для нескольких (крупнейших) фирм, а, следовательно,  не учитывает ситуации на «окраине» рынка. Индекс Линда определяет степень неравенства между лидирующими на рынке продавцами.

Qi = (Ai/i)/(Ak-Ai)/(K-i)                                                                              (7).

L = (1/(k*(k-1)))*åki=1 Qi                                                                           (8).

K - число крупных  продавцов;

Qi – отношение  между средней долей рынка  I и долей K – i продавцов;

i – число  ведущих продавцов среди K крупных  продавцов.

Индекс Линда  используется в качестве определителя «границы» олигополии следующим образом: рассчитывается L для k=2, k=3 и т.д. до тех пор, пока Lk+1>Lk, т.е. не будет получено первое нарушение непрерывности показателя L. «Граница» считается установленной при достижении значения Lk минимального значения по сравнению с Lk+1.

Индекс Херфиндаля-Хиршмана (Herfindal-Hirschman Index). Основным преимуществом  служит способность чутко реагировать  на перераспределение долей между  фирмами, действующими на рынке. Определяется как сумма квадратов долей  всех фирм, действующих на рынке:

                    HHI = Σ Si2                                                        (9).

  i = 1, 2,...,n. 

4) Индекс энтропии. Представляет собой показатель, обратный концентрации: чем выше  его значение, тем ниже концентрация  продавцов на рынке. Энтропия измеряет неупорядоченность распределения долей между фирмами рынка.

             E = Si . ln (1/Si).

где i = 1,…,n[1,c.207-210].                                            (10).

 

3.ОСОБЕННОСТИ  РЫНКОВ МОНОПОЛИСТИЧЕСКОЙ КОНКУРЕНЦИИ  В РОССИИ

 

3.1 Особенности  рынков монополистической конкуренции  в России. Основные тенденции рынка безалкогольных напитков.

Основной особенностью в российской экономике становится укрупнение предприятий — участников рынков с монополистической конкуренцией с целью максимизации прибыли и укрепления конкурентных позиций, следствием чего является смещение их к олигополистическим формам рынка.

На современном  этапе происходит отход от представления  о совершенной конкуренции как  абсолютном благе и монополии  как угрозе экономики; имеются предпосылки для более детального изучения определённых «промежуточных» процессов и рыночных форм так называемой несовершенной конкуренции и, в частности, монополистической конкуренции как одной из наиболее распространённых экономических структур.

Монополистическая конкуренция делает возможным успешное сосуществование большого количества участников благодаря невысоким  барьерам входа на рынок и возможности  дифференциации продукта.

Для России особенно актуально вхождение в мировое  пространство, но первостепенное необходимое условие этого — повышение конкурентоспособности национальных предприятий на мировом рынке. Данная задача тесно связана со структурной перестройкой экономики в целом, усложнением инновационной составляющей в развитии научно-технической модернизации, позволяющей создавать новые производственно-научные комплексы.

Данные явления  оказывают влияние и на предприятия  — участников рынков с монополистической  конкуренцией, поэтому появляются новые  особенности монополистической  конкуренции и новые тренды её развития в российской экономике. Происходит либерализация мировой экономики —  расширение свободы экономической деятельности, полное или частичное снятие политических, юридических и административных ограничений частной инициативы. Эти процессы ведут к повышению количества и роли эффективных собственников.

На современном  этапе исторический процесс либерализации  экономики приобрёл характер глобальной мировой тенденции, охватывающей всё  большее число стран. Открывается  простор для действия механизмов рыночного регулирования. Уменьшается вмешательство государства в экономику в его административных формах, а также в формах прямого государственного регулирования. Основной функцией государства становится создание и поддержание конкурентной среды путём формирования хозяйственного и гражданского законодательства, упрощения и удешевления учреждения новых частных предприятий, поддержки среднего и малого бизнеса, усиления  доступности гражданского судопроизводства и др.

К тому же технологическая эволюция приводит к сокращению срока жизни продукции.

В результате для того чтобы успешно конкурировать, предприятиям приходится тратить всё большие суммы на научно-исследовательскую работу. Но это не увеличивает их шансов на получение прибыли от инвестиций, так как срок, во время которого реализуется товар, постоянно уменьшается.

 Важнейшим фактором глобализации мировой хозяйственной системы стала информатизация.

Компьютерные сети становятся всеобщими информационными коммуникациями и обеспечивают функционирование финансовых и товарных рынков во всемирном масштабе.

Возрастает  значение рекламы как фактора  продвижения глобальных конкурентных преимуществ на рынках монополистической конкуренции. Одну из главных ролей в данном процессе играет интернет-реклама. Интернет приобретает всё большее значение в жизни каждого отдельно взятого человека и общества в целом. Он беспрестанно продолжает проникать в новые сферы человеческой деятельности, расширяя багаж своих возможностей, сведений и методов, тем самым становясь на один уровень с такими серьёзными СМИ, как радио и телевидение.

Происходит вертикальная интеграция участников рынка. Теперь при проведении тендеров оценки выносят не только одному предприятию, но и его субпоставщикам, к которым в мировой экономике предъявляются повышенные требования. Это касается, в частности, более интенсивного обмена информацией и активного участия субпоставщиков в инновационном и производственном процессах.

Усиливается роль сервиса. В сфере производства наметилась чёткая тенденция к развитию функций услуг с целью получения дополнительной выгоды при освоении новых рынков. С ростом техногенности систем и установок увеличивается потребность в комплексных решениях технических проблем (поставки «под ключ», полный сервис), подготовке персонала, снижении сложности эксплуатации техники, оказании помощи в управлении.

В последние  пять лет на рынке безалкогольных напитков для производителей складываются весьма благоприятные условия. Постоянный рост выручки и, как следствие, рекламных  бюджетов стал возможным благодаря  множеству факторов, появление которых с учетом специфики современного ритма жизни было вполне ожидаемо.

Рынок безалкогольных напитков традиционно делится на три крупных сегмента: соки и сокосодержащие напитки, минеральная и питьевая вода, газированные напитки. В сегмент «Соки» входят фруктовые и овощные соки, нектары, сокосодержащие напитки различных вкусов, а также фруктовое пюре, готовое к употреблению. В сегмент «Минеральная и питьевая вода» входит натуральная или искусственная минеральная вода, родниковая или очищенная вода в фабричных упаковках, которая может иметь вкусовые добавки, но не содержит в составе сахара. К газированным напиткам относятся сладкие газированные напитки: тоники, квас, морс, содовая, детское безалкогольное шампанское.

Рассмотрим  процентные соотношения этих трех сегментов в общем объеме реализованной в розницу безалкогольной продукции в 2009 и 2010 годах (рисунки А4  и А5).

По данным 2009-2010 годов, большая часть потраченных  потребителями средств (около 50%) приходится на соки, а меньшая – на минеральную  воду, хотя в натуральном выражении по полугодиям данные отличаются – в 2009-2010 годах с небольшим отрывом лидирует газированная вода. Показатели по газированной и минеральной воде в стоимостном выражении гораздо ниже показателей в натуральном выражении. Таким образом, основная тенденция такова, что потребители выпивают больше всего газированной воды, а на соковую продукцию тратят больше всего денег. Это обусловлено в первую очередь стоимостью сырья для производства того или иного напитка, а также особенностями технологии упаковки – литровая упаковка сока стоит дороже литровой бутылки газированной или минеральной воды.

Если сравнить данные в стоимостном выражении  за 2009 и 2010 года, то в 2010 году сегмент  соков в некоторой степени  уступил позиции газированной и  минеральной воде. Скорее всего, это было связано с погодными аномалиями лета 2010 года. Климатические условия в нашей стране, характеризующиеся в последние годы явной нестабильностью и некоторыми серьезными переменами, поспособствовали усилению активности компаний, производящих напитки. Жаркое лето заставляет россиян покупать воду и соки в ощутимо больших объемах, чем в другие сезоны.

Таким образом, в первом полугодии 2011 года объемы розничных  продаж по отношению к соответствующему периоду 2010 года выросли по газированной воде, сокам, минеральной воде на 20%, 8% и 12% соответственно. Смещение спроса в сторону более натуральной продукции можно заметить и на примере соков. Естественно, в период мирового финансового кризиса 2008-2009 годов спрос, в частности на российском рынке соков, сместился в сторону более дешевых товаров-заменителей, и многие производители стали переориентировать производственные мощности с выпуска натуральных соков на выпуск сокосодержащих напитков.

Большое количество различных слияний и поглощений на российском рынке безалкогольных напитков обусловило усиление монополизации в данном сегменте. Речь идет о крупных, миллиардных сделках, главной особенностью которых является то, что в качестве участников в них выступают крупнейшие иностранные корпорации. В настоящее время происходит глобальный процесс международной интеграции производств. Часто это является следствием конкурентной борьбы крупнейших мировых компаний-производителей. Это касается различных напитков – минеральной воды, соков, молочных продуктов, газированных напитков и пр.

По итогам 2010 года четверть российского рынка  безалкогольных напитков приходится на долю компании Coca-Cola. Что интересно, на втором и третьем местах находятся  компании PepsiCo и «ВБД», которые во втором полугодии 2011 года объединились. Соответственно, главный конкурент Coca-Cola на рынке компания PepsiCo сможет серьезно нарастить свою долю в категориях «соки» и «минеральная вода». Поговорим об этих компаниях подробнее.

Рассмотрим  ведущих игроков рынка безалкогольных напитков в каждом из трех сегментов. Исходя из данных первого полугодия 2011 года, доли основных участников в стоимостном выражении наглядно отображены      на таблицах Б1 - Б3 [7,c.34-36] .   

 

3.2. Анализ рынка безалкогольных напитков в России

Соки не являются новой продукцией на российском рынке, они были известны потребителю и в советские времена. Сегодня российский рынок соков демонстрирует рост в районе 10% в год, при этом существуют факторы, способные помешать дальнейшему росту рынка. Потребление соков в России росло на протяжении нескольких лет с 2005 по 2010 гг. быстрыми темпами[14,c.300].

Информация о работе Монополистическая конкуренция