Монополия и антимонопольное регулирование экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2013 в 08:48, курсовая работа

Описание работы

Любая попытка исследовать отдельную отрасль экономики была бы
бесконечной и невыполнимой задачей. Их просто слишком много. Следовательно, мы ставим более реалистичную цель - определить и обсудить несколько основных рыночных структур., или моделей. Поступая так, мы познакомимся с наиболее общим способом, которым определяются цены и объем производства в большинстве типов рынка, которые характеризуют нашу экономику

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ МОНОПОЛИЙ……………………………………………………………………5
1.1. Значение и сущность монополий в экономике……………………5
1.2. Формы и виды монополий в экономике…………………………..7
1.3. История возникновения и роль монополий в экономике………..13
2. АНТИМОНОПОЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В ЭКОНОМИКЕ
2.1. Проблемы становления государственного регулирования естественных монополий в России……………………………………………..20
2.2. Государственный контроль за монополистической деятельностью в странах с развитой экономикой………………………………………………28
3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ АНТИМОНОПОЛЬНОГО РЕГУЛИРОВА-НИЯ В ЭКОНОМИКЕ РОССИИ………………………………………..34
3.1. Законодательная база антимонопольного регулирования в РФ...34
3.2. Совершенствование системы государственного регулирования монополий в России………………………………………………...…….41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………...…48
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

Копия Курсовая ЭТ.doc

— 244.50 Кб (Скачать файл)

 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

государственное образовательное  учреждение профессионального высшего образования

«ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НЕФТЕГАЗОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

    

 

Кафедра экономической теории

 

 

  

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

по дисциплине "Экономическая теория"

на тему: «Монополия и  антимонопольное регулирование  экономики»

 

 

Выполнил:

Студент 1 курса, гр. ЭПТЗ 08-1

Клюева Елена Юрьевна

                                                             Проверил:

                                                             Симонов Сергей Геннадьевич

 

                                                                                                                                                                                                                                                        

                                  

 

                                           Тюмень, 2009г

                                                                                                                 

 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………3

  1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ МОНОПОЛИЙ……………………………………………………………………5
    1. Значение и сущность монополий в экономике……………………5
    2. Формы и виды монополий в  экономике…………………………..7
    3. История возникновения и роль монополий в экономике………..13
  2. АНТИМОНОПОЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В ЭКОНОМИКЕ
    1. Проблемы становления государственного регулирования естественных монополий в России……………………………………………..20
    2. Государственный контроль за монополистической деятельностью в странах с развитой экономикой………………………………………………28
  3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ  АНТИМОНОПОЛЬНОГО РЕГУЛИРОВА-НИЯ  В ЭКОНОМИКЕ РОССИИ………………………………………..34
    1. Законодательная база антимонопольного регулирования в РФ...34

3.2.   Совершенствование системы государственного регулирования монополий в России………………………………………………...…….41

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………...…48

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………...52

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Любая попытка  исследовать отдельную отрасль  экономики была бы 
бесконечной и невыполнимой задачей. Их просто слишком много. Следовательно, мы ставим более реалистичную цель - определить и обсудить несколько основных рыночных структур., или моделей. Поступая так, мы познакомимся с наиболее общим способом, которым определяются цены и объем производства в большинстве типов рынка, которые характеризуют нашу экономику. Экономисты различают четыре довольно несхожие рыночные ситуации;

- чистую конкуренцию;

- чистую монополию;

- монополистическую  конкуренцию;

- олигополию

Эти четыре модели рынка отличаются по количеству фирм в отрасли независимо от того, является продукция стандартизированной или дифференцированной и насколько легко или трудно новым фирмам войти в отрасль. В данной курсовой работе мы рассмотрим такую тему как «Конкуренция и монополия». Рассмотрим такое понятие как «конкуренция», включающее в себя совершенную и несовершенную конкуренцию, рассмотрим и проанализируем виды несовершенной конкуренции. Изучим содержание рыночной конкуренции. Рынок является совершенно конкурентным, если все продавцы в отрасли - совершенно конкуренты и имеется много покупателей, каждый из которых хорошо информирован о ценах продавцов и которые малы относительно рынка и действуют независимо. Все продавцы на рынке будут совершенными, если a. каждый их них мал относительно рынка в целом b. продукция является однородной c. покупатели хорошо информированы о ценах продавцов d. продавцы действуют независимо друг от друга e. фирмы могут свободно выходить из отрасли и входить в отрасль. Рынки, на которых либо покупатели, либо продавцы принимают в расчет свою способность воздействовать на рыночную цену, являются несовершенно конкурентными. Мы так же подробно рассмотрим и проанализируем отдельный вид несовершенной конкуренции монополию и рассмотрим ее виды, Монополия представляет собой крайний случай несовершенной конкуренции, где имеется один продавец и отсутствует возможность вхождения других. Так как монополия оказывает негативное влияние на экономику, рассмотрим такое понятие как антимонопольное регулирование.

Антимонопольное регулирование включает в себя:

• административный контроль над монополизированными рынками,

• организационный  механизм,

• антимонопольное  законодательство.

Три основных дефекта  дают экономическое оправдание 
государственного регулирования: монопольная власть, внешние 
факторы и несовершенная информация. На мой взгляд, полезно время от времени проводить различие, сравнение и взаимосвязь между конкуренцией и монополией и особенностями других основных 
моделей рынка: чистой монополией, монополистической конкуренцией и 
олигополией.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ МОНОПОЛИЙ

1.1.  Значение и сущность монополий в экономике

 

Монополия  (от моно… и греч. Poleo – продаю) - исключительное право в определенной  области государства, организации, фирмы.

Монополии –  крупные хозяйственные объединения (картели, синдикаты, тресты, концерны и так далее). Находящиеся в частной собственности (индивидуальной, групповой  или акционерной) и осуществляющие контроль над отраслями, рынками и экономикой на основе высокой степени концентрации производства и капитала с целью установления монопольных цен и извлечения монопольных прибылей. Господство в экономике служит основой того влияния, которое монополии оказывают на все сферы жизни страны.

Если обратить внимание на монополистические образования  в промышленном производстве, то это отдельные крупные предприятия, объединения предприятий, хозяйственные товарищества, которые производят значительное количество продукции определенного вида, благодаря чему занимают доминирующее положение на рынке; получают возможность влиять на процесс ценообразования, добиваясь наиболее выгодных для себя цен; получают более высокие (монопольные) прибыли.

Следовательно, главным признаком монопольного образования (монополии) является занятие  монопольного положения. Последнее  определяется как доминирующее положение предпринимателя, которое дает ему возможность самостоятельно или вместе с другими предпринимателями ограничивать конкуренцию на рынке определенного товара.

Монопольное положение  является желанным для каждого предпринимателя или предприятия, т.к. оно позволяет избежать целый ряд проблем и рисков, связанных с конкуренцией: занять привилегированную позицию на рынке, концентрируя в своих руках определенную хозяйственную власть; влиять на других участников рынка, навязывать им свои условия. Можно считать, что монополисты навязывают своим контрагенам, а иногда и обществу свои личные интересы.

При анализе  монополии важно учитывать неоднозначность  самого термина ,,монополия’’. Прежде всего, нельзя выводить суть этого явления из этимологии слова,,моно’’- один, ,,полио’’- продаю. В реальной действительности практически невозможно найти ситуацию, когда на рынке действовала бы одна единственная фирма – производитель товаров не имеющих субститов. Следовательно в использовании термина монополия, а тем более ,,чистая’’ монополия всегда присутствует известная доля условности. Неслучайно некоторые экономисты стремятся найти замену этому термину: ,,несовершенный конкурент’’ (П.Самуэльсон), ,,ценоискатель’’ (П.Хейне).

Формирование  и рост монополий, исторически неразрывно связаны перерастанием капитала свободной конкуренции в монополистический капитализм. В области хозяйственных отношений капиталистический рост монополий привел к усилению их диктата и господства. Совершенная конкуренция и ,,чистая’’ абсолютная монополия – это теоретические абстракции, которые выражают две полярные рыночные ситуации, два логических предела. ,,…монополии есть прямая противоположность свободной конкуренции…’’ (В.И.Ленин ,,Полное собрание сочинений’’).

Монополии благодаря высокому уровню сосредоточения экономических ресурсов создают возможности для ускорения технического прогресса. Однако, эти возможности реализуются в тех случаях, когда такое ускорение способствует извлечению монопольно - высоких прибылей. Йозеф Шумпетер и другие экономисты доказывали, что крупные фирмы, обладающие значительной властью, - это желательное явление в экономике, поскольку они ускоряют технические изменения, так как фирмы, обладающие монопольной властью, могут тратить свои монопольные прибыли на исследования, чтобы защитить или упрочить свою монопольную власть. Занимаясь исследованиями, они обеспечивают выгоды, как себе, так и обществу в целом. Но убедительных доказательств того, что монополии играют особенно важную роль в ускорении технического прогресса, нет, так как монополии могут задержать развитие технического прогресса, если он угрожает их прибыли.

 

1.2. Формы и виды монополий в  экономике

 

 Объективной основой монополизма является доминирующее положение хозяйствующего субъекта на рынке, что позволяет ему оказывать решающее влияние на конкуренцию, завышать цену и снижать объем производства по сравнению с теоретически возможным уровнем, затруднять доступ на рынок другим хозяйствующим субъектам. В конечном итоге это дает возможность монополисту перераспределять в свою пользу платежеспособный спрос, получать монопольно высокую прибыль. Конкурентные рынки в целом работают хорошо, чего нельзя сказать о рынках, на которых или покупатели, или продавцы могут манипулировать ценами. На рынке, где один продавец контролирует предложение выпуск продукции будет малым, а цены – высокими. Монополия представляет собой крайнюю форму несовершенной конкуренции. Продавец обладает монопольной властью, если он может повышать цену на свою продукцию путем ограничения своего собственного объема выпуска. На монопольных рынках существует барьер вхождения, который делает невозможным проникновение на рынок любого нового продавца. Фирма, обладающая монопольной властью, проводит политику ценовой дискриминации, то есть продает один и тот же товар разным группам потребителей по разным ценам. Но для этого фирма-монополист должна уметь надежно разделять свой рынок, ориентируясь на разную эластичность спроса у разных потребителей, умело отделять «дешевый» рынок от «дорогого».

Вид монополий  зависит от рыночной структуры и  формы конкуренции.

Существуют  разные виды монополий, которые можно  классифицировать на три основных: естественная, административная и экономическая.

Естественная монополия возникает вследствие объективных причин. Она отражает ситуацию, когда спрос на данный товар в лучшей степени удовлетворяется одной или несколькими фирмами. В ее основе — особенности технологий производства и обслуживания потребителей. Здесь конкуренция невозможна или нежелательна. Примером могут служить энергообеспечение, телефонные услуги, связь и т.д. В этих отраслях существует ограниченное количество, если не единственное национальное предприятие, и поэтому, естественно, они занимают монопольное положение на рынке.

Административная монополия возникает вследствие действий государственных органов. С одной стороны, это предоставление отдельным фирмам исключительного права на выполнение определенного рода деятельности. С другой стороны, это организационные структуры для государственных предприятий, когда они объединяются и подчиняются разным главкам, министерствам, ассоциациям. Здесь, как правило, группируются предприятия одной отрасли. Они выступают на рынке, как один хозяйственный субъект и между ними не существует конкуренции. Экономика бывшего Советского Союза принадлежала к наиболее монополизированной в мире. Доминирующей там была именно административная монополия, прежде всего монополия всесильных министерств и ведомств. Более того, существовала абсолютная монополия государства на организацию и управление экономикой, которая основывалась на господствующей государственной собственности на средства производства.

Экономическая монополия является наиболее распространенной. Ее появление обусловлено экономическими причинами, она развивается на основе закономерностей хозяйственного развития. Речь идет о предпринимателях, которые сумели завоевать монопольное положение на рынке. К нему ведут два пути. Первый заключается в успешном развитии предприятия, постоянном увеличении его масштабов путем концентрации капитала. Второй (более быстрый) основывается на процессах централизации капиталов, то есть на добровольном объединении или поглощении победителями банкротов. Тем или иным путем или при помощи обеих, предприятие достигает таких масштабов, когда начинает доминировать на рынке.

Что является причиной появления и развития монополистических  тенденций? По этому вопросу в  экономической литературе существуют две точки зрения. По первой монополизм трактуется как случайный, не свойственный рыночному хозяйству. Что касается другой точки зрения, то монополистические образования определяются как закономерные. Один из предпочитателей таких взглядов — английский экономист А. Пигу. Он настаивает на том, что “монополистическая власть не возникает случайно”. Она является логическим завершением стратегии предприятий. Перефразировав известное выражение, можно сказать, что все дороги ведут к монополии. Еще сформулированный А. Смитом принцип экономической выгоды заставляет предприятия постоянно искать возможности  увеличения  своих прибылей.  Одной  из  них,  наиболее притягательной и надежной, является создание или достижение монопольного положения. Таким образом, можно сделать вывод, что монополистические тенденции в экономике вытекают из закона максимизации прибыли.

Информация о работе Монополия и антимонопольное регулирование экономики