Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2013 в 08:48, курсовая работа
Любая попытка исследовать отдельную отрасль экономики была бы
бесконечной и невыполнимой задачей. Их просто слишком много. Следовательно, мы ставим более реалистичную цель - определить и обсудить несколько основных рыночных структур., или моделей. Поступая так, мы познакомимся с наиболее общим способом, которым определяются цены и объем производства в большинстве типов рынка, которые характеризуют нашу экономику
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ МОНОПОЛИЙ……………………………………………………………………5
1.1. Значение и сущность монополий в экономике……………………5
1.2. Формы и виды монополий в экономике…………………………..7
1.3. История возникновения и роль монополий в экономике………..13
2. АНТИМОНОПОЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В ЭКОНОМИКЕ
2.1. Проблемы становления государственного регулирования естественных монополий в России……………………………………………..20
2.2. Государственный контроль за монополистической деятельностью в странах с развитой экономикой………………………………………………28
3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ АНТИМОНОПОЛЬНОГО РЕГУЛИРОВА-НИЯ В ЭКОНОМИКЕ РОССИИ………………………………………..34
3.1. Законодательная база антимонопольного регулирования в РФ...34
3.2. Совершенствование системы государственного регулирования монополий в России………………………………………………...…….41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………...…48
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Целью антимонопольной политики иногда объявляется стремление к защите «малого бизнеса», недопущение появления крупных фирм и т.п. Данные цели объявляются имеющими самостоятельную общественную ценность. Политики, провозглашающие подобные цели, как правило, не задумываются об издержках связанных с их достижением. Например, искусственное сдерживание концентрации производства или товарных рынков означает наказание наиболее эффективных производителей, которые в результате более успешной предпринимательской деятельности вытесняют менее эффективных конкурентов.
Таким образом, в области создания законодательной и институциональной основы регулирования естественных монополий были предприняты некоторые важные и необходимые меры, но многое еще предстоит сделать как в отношении построения эффективной системы регулирования, так и с точки зрения реструктурирования отраслей, что позволит сформировать более компактную и управляемую сферу регулирования.
Контроль за деятельностью монополистов осуществляет Государственный комитет по антимонопольной политике (Антимонопольный комитет). При нарушении требований законодательства Антимонопольный комитет в праве расторгнуть любой хозяйственный договор, и потребовать от монополиста возместить причиненные его действиями убытки, а также наложить на виновную фирму штраф.
Для проведения
антимонопольной политики государство
создает антимонопольные
Кроме осуществления
процесса демонополизации антимонопольна
Законом установлено понятие “доминирующее положение”, то есть исключительное положение хозяйствующего субъекта или несколько хозяйствующих объектов на рынке определенного товара, не имеющего заменителя, либо взаимозаменяемых товаров, дающее ему возможность оказывать решающее влияние на конкуренцию, затруднять доступ на рынок другим хозяйствующим субъектам или иным образом ограничивать свободу их экономической деятельности. Доминирующем может быть признано положение такой фирмы, доля которой, на рынке составляет 65% и более. Установлен перечень акций, которые трактуются как злоупотребление доминирующем положением. К ним отнесены изъятие товаров из обращения в целях создания дефицита, навязывание условий, невыгодных контрагенту или не относящие к предмету договора, создание препятствий к доступу на рынок конкурентов, нарушение установленного порядка ценообразования. В качестве соглашения хозяйствующих субъектов, ограничивающих конкуренцию, признаются сговоры о ценах на товары и услуги, о ценах на аукционе и торгах, о разделе рынка, об ограничение доступа к рынку.
Законом установлен государственный контроль за созданием, слиянием, присоединением, преобразованием, ликвидацией хозяйствующих субъектов, а также за соблюдением антимонопольного законодательства при приобретении акций, паев, долей участия в уставном капитале предприятия. Принудительном разделении хозяйствующих субъектов. Предусмотрена ответственность предприятий и должностных лиц за нарушение антимонопольного законодательства. Этот закон действует и в настоящее время.
В 1995г. отечественные фирмы получили право возбуждения дел по обвинению в демпинге с целью вытеснения конкурентов с российского рынка. Это явилось результатом постепенно совершенствующегося в нашей стране набора методов борьбы с монополизмом.
Реализация положений антимонопольного законодательства за рубежом осуществляется в административном, судебном или смешанном порядке. В последнем случае решения административных органов могут быть обжалованы в судах.
Наиболее сложна
ситуация с государственным контролем
за монополистической
Основная задача
Комиссии по монополиям и слияниям
заключается в проведении расследования
и составления докладов по поводу
наличия (или возможности
Роль государственного секретаря торговли и промышленности Великобритании в деле регламентации монополий и конкуренции весьма значительна. Так как заключения в докладах Комиссии по монополиям носят рекомендательный характер, то окончательное решение вопросов по монопольным ситуациям или антиконкурентной практике осуществляется государственным секретарем или другими министрами. Кроме того, государственный секретарь наделен полномочиями по предоставлению исключений из действия законодательства об ограничительной торговой практике на основании хозяйственной незначительности соответствующих картельных договоров.
В США главную
работу по государственному контролю
за монополистической
В ФРГ государственным регулированием рыночных отношений, которое ведет к смягчению отрицательных последствий чрезмерной монополизации, занимаются так называемые органы по делам картелей. К этим органам относятся Федеральное ведомство по делам картелей, федеральный министр экономики и высшие органы земель. К ним примыкает Комиссия по монополиям, созданная для предоставления заключений о концентрации предприятий в ФРГ. Деятельность промышленных и профессиональных ассоциаций по составлению для своих отраслей правил конкуренции можно признать в качестве саморегуляции конкурентных отношений частным бизнесом. Органы по делам картелей могут проводить в отношении предприятий, картелей, промышленных или профессиональных ассоциаций административное производство, производство по взысканию административных штрафов или осуществлять расследование. В ходе административного делопроизводства, в частности, решаются вопросы разрешения или запрета картельных договоров, признания договоров о слиянии предприятий недействительными, запрета незаконного поведения доминирующих на рынке предприятий.
Во Франции
контроль за монополистической
К основным функциям органа по антимонопольной политике относятся:
• подготовка предложений
по совершенствованию
• разработка для органов власти и управления рекомендаций по проведению мероприятий, направленных на развитие товарных рынков и конкуренции;
• осуществление мер по демонополизации производства и обращения;
• контроль крупных сделок по купле и продаже акций, которые могут привести к доминирующему положению хозяйствующих субъектов;
• контроль соблюдения антимонопольных требований при создании, реорганизации и ликвидации хозяйствующих субъектов.
Закон РСФСР "О конкуренции" создавался на базе обширного законодательства и практического опыта антимонопольного регулирования стран с развитой рыночной экономикой. Основным содержанием новой редакции закона является предупреждение и пресечение злоупотребления хозяйствующим субъектом (группой хозяйствующих субъектов) доминирующим положением на рынке.
В процессе разгосударствления, приватизации и демонополизации в России на этапе 1992-1994 гг. достаточно конкретно определился круг естественных монополий и был разработан проект - федерального закона "О естественных монополиях". Первоначально в этот законопроект были включены нормы, связанные с государственной монополией на производство и оборот отдельных видов продукции. Однако при работе над законопроектом стало очевидно, что государственные монополии - предмет особого законодательства.
Основой законопроекта о естественных монополиях являлось включение в него монополий, относящихся к ведению субъектов Российской Федерации. Поэтому принятый федеральный закон распространяется только на субъекты естественных монополий, регулируемые на федеральном уровне: транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам; транспортировка газа по магистральным трубопроводам; услуги по передаче электрической и тепловой энергии; железнодорожные перевозки; услуги транспортных терминалов, портов и аэропортов; услуги электрической и почтовой связи. Из этого перечня видно, что круг естественных монополий составляют исключительно отдельные сферы инфраструктурных отраслей.
По вопросам
антимонопольной деятельности
С введением с 1 января 1997 г. в действие нового Уголовного кодекса Российской Федерации установлена уголовная ответственность (ст. 178) за монополистические действия, совершенные путем установления монопольно высоких или монопольно низких цен. А также за ограничение конкуренции путем раздела рынка, ограничения доступа на него, устранения с него других субъектов экономической деятельности и установления или поддержания единых цен.
Развитие конкурентного права осуществлялось не только за счет совершенствования базового закона, применяемого для товарных рынков. Одновременно развивались другие его направления, достаточно самостоятельные. К ним относится ценовое регулирование деятельности предприятий, занимающих доминирующее положение на рынке.
Информация о работе Монополия и антимонопольное регулирование экономики