Монополия и антимонопольное регулирование экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2013 в 08:48, курсовая работа

Описание работы

Любая попытка исследовать отдельную отрасль экономики была бы
бесконечной и невыполнимой задачей. Их просто слишком много. Следовательно, мы ставим более реалистичную цель - определить и обсудить несколько основных рыночных структур., или моделей. Поступая так, мы познакомимся с наиболее общим способом, которым определяются цены и объем производства в большинстве типов рынка, которые характеризуют нашу экономику

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ МОНОПОЛИЙ……………………………………………………………………5
1.1. Значение и сущность монополий в экономике……………………5
1.2. Формы и виды монополий в экономике…………………………..7
1.3. История возникновения и роль монополий в экономике………..13
2. АНТИМОНОПОЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В ЭКОНОМИКЕ
2.1. Проблемы становления государственного регулирования естественных монополий в России……………………………………………..20
2.2. Государственный контроль за монополистической деятельностью в странах с развитой экономикой………………………………………………28
3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ АНТИМОНОПОЛЬНОГО РЕГУЛИРОВА-НИЯ В ЭКОНОМИКЕ РОССИИ………………………………………..34
3.1. Законодательная база антимонопольного регулирования в РФ...34
3.2. Совершенствование системы государственного регулирования монополий в России………………………………………………...…….41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………...…48
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

Копия Курсовая ЭТ.doc

— 244.50 Кб (Скачать файл)

                                                                                                                                                                Преимущества и недостатки различных способов регулировании                 тарифов монополий с точки зрения самих монополий     (таблица №2)

Государственное регулирование

Рыночное регулирование

Плюсы

Минусы

Плюсы

Минусы

1. Перекладывание ответственности за уровень тарифов на государственные органы, принимающие соответствующие решения.

2. Отсутствие контроля со стороны антимонопольных органов.

3. Возможность установления более высоких тарифов, чем при рыночном регулировании.

4. Отсутствуют стимулы снижения издержек.

5. Страховка от неудачных инвестиций, так как затраты будут перенесены на потребителей.

1. Нельзя установить тарифы выше или ниже, чем определило правительство РФ.

2. Нельзя в одностороннем порядке изменить тарифы.

3. Снижать издержки иногда просто выгодно, так как на величину снижения издержек в следующем периоде могут быть снижены тарифы.

4. При установлении тарифов не полностью учитываются интересы монополии.

1. Тарифы устанавливаются самой монополией. Следовательно, на стадии ценообразования государство не вмешивается в деятельность компании.

2. Независимо от уровня тарифов у монополий есть возможность доказать их обоснованность через суд.

1. Ответственность за установление завышенных тарифов перед антимонопольным органом.


 

   Сами монополии находятся в двоякой ситуации (табл. №2). С одной стороны, централизованное установление тарифов избавляет их от многих проблем - они не несут ответственности перед антимонопольными органами даже в случае установления завышенных тарифов. С другой стороны, существуют  не  менее  значимые  минусы -  административный  контроль  не позволяет монополиям самостоятельно выстраивать стратегию на сколь-нибудь длительный период.

Ответственность перед антимонопольными органами в  случае рыночного регулирования вряд ли можно отнести к недостаткам. Фактически происходит замена одного контролирующего органа на другой. При этом действия антимонопольных органов носят однозначно более прозрачный и прогнозируемый характер. Кроме того, даже в случае санкций со стороны контролирующих органов у монополий всегда будет возможность опротестовать вердикт в суде. Кроме того, подобного рода ответственность, вообще-то говоря, можно отнести к плюсам. Ведь она будет вынуждать естественные монополии не выпрашивать тарифы, а оптимизировать свою деятельность, отказываясь от дополнительных расходов, одновременно внедряя прогрессивные технологии управления.

 

Преимущества  и недостатки различных способов регулирования

тарифов монополий  с точки зрения потребителей     (таблица №3)

Государственное регулирование

Рыночное регулирование

Плюсы

Минусы

Плюсы

Минусы

1. Тарифы не могут быть выше, чем  установило правительство РФ,

т.e. учитывается социальный аспект проблемы.

 

2.Тарифы устанавливаются на определенный срок.

1. Тарифы устанавливаются на достаточно высоком уровне, о чем свидетельствует сравнительная динамика тарифов в регулируемых и нерегулируемых отраслях.

1. Монополиям в целом не выгодно завышать тарифы, поскольку существует угроза санкций со стороны антимонопольного органа.

 

2. В случае завышения тарифов есть возможность обратиться с иском в антимонопольный орган.

1. В случае злоупотребления монополией своим положением бремя дополнительных расходов ложится на потребителей.


 

   Для потребителей  услуг монополий также можно  выделить следующие преимущества и недостатки государственного и рыночного регулирования тарифов (табл. №3). Пожалуй, главным плюсом государственного регулирования для потребителей является учет государством социального аспекта. То есть независимо от экономических предпосылок государство всегда оглядывается на возможности населения по оплате услуг монополий. В кризисных же ситуациях государство может пойти на еще более радикальные меры и сознательно снижать тарифы с целью сглаживания последствий кризисов. Как показывает практика, цены все равно «берут свое». Однако в краткосрочной перспективе потребители действительно могут надеяться на учет государством их интересов.

   С точки  зрения потребителей, главным плюсом  является то, что монополиям в  целом становится не выгодно повышать тарифы, поскольку существует угроза санкций со стороны антимонопольного органа. При госрегулировании угрозы санкций нет. Таким образом, действенность рыночного регулирования оказывается выше по сравнению с госрегулированием. При этом необходимо учитывать то, что нет, и традиционной в рыночной среде угрозы, когда цены конкурентов оказываются ниже, ведь положение монополиста сохраняется.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В целях совершенствования  антимонопольного регулирования в  России необходимо дальнейшее развитие нормативно-правовой базы в сфере государственной антимонопольной политики. Активное использование опыта  стран с развитой рыночной экономикой будет способствовать превращению антимонопольного законодательства Российской Федерации в эффективный регулятор рыночных отношений.

Выбор правильного  регулирующего антимонопольного воздействия  способствует получению позитивных социально-экономических результатов  не только в краткосрочном, но и долгосрочном временном разрезе. Поэтому требуется  непрерывное совершенствование антимонопольного законодательства, обусловленное комплексом причин как долговременного, так и конъюнктурно-оперативного характера, в том числе циклическими колебаниями не только в национальной экономике, но и в мировом хозяйстве.

Реалии осуществления государственного контроля за экономической концентрацией говорят о том, что во многих случаях антимонопольные органы Российской Федерации не способны еще достаточно точно определить: последствия принятого решения для экономической концентрации, стратегическую мощь и реальную рыночную силу участников сделок (реорганизации). Особенно сложно в этой связи отследить неформальные соглашения между крупными участниками товарных рынков.

Часто интересы хозяйствующего субъекта, доминирующего  на рынке, не совпадают с принципами добросовестной конкуренции. Из числа ущербных для государственных интересов действий стоит обратить особое внимание на ликвидацию российских конкурентов иностранными компаниями, "отмывание" денег российских и зарубежных криминальных и теневых структур. Данные действия имеют особую опасность для национальной экономики и  национальной безопасности Российской Федерации.

К актуальным перспективным  мерам правительственной политики в области антимонопольного регулирования  относятся:

• продолжение структурных преобразований в экономике России, особенно в отраслях естественных монополий;

• совершенствование  нормативной базы для организации  эффективного контроля за финансовыми  потоками монополий;

• регулирование  и контроль инвестиционных программ;

• создание условий  для развития конкуренции в потенциально конкурентных видах деятельности и  последующее дерегулирование этих видов деятельности;

• повышение  эффективности реализации полномочий государства по  принадлежащим  ему акциям акционерных обществ – естественных монополий;

• приведение уровня цен на продукцию монополий в  соответствие с реальными затратами;

• целевое дотирование  за счет соответствующих бюджетов при  предоставлении льгот отдельным  категориях потребителей;

• сокращение практики перекрестного субсидирования различных групп потребителей при адресной поддержке социально незащищенных групп населения.

Для дальнейшего  развития антимонопольного регулирования  необходимо также упорядочение взаимоотношений  антимонопольных органов с другими органами исполнительной власти. Существует достаточно много вопросов, которые одновременно относятся к компетенции различных органов исполнительной власти (так называемые пограничные вопросы). В таких случаях следует избегать дублирования действий, гармонизировать регламенты совместной деятельности различных административных структур, согласовывать их нормативную документацию и т.д.

В перспективе  решение указанной проблемы должно, по-видимому, достигаться одновременно по трем параллельным направлениям:

• решение принципиальных вопросов взаимодействия органов исполнительной власти (прежде всего - вопросы, затрагивающие права различных лиц и имеющие правовые последствия) должно основываться  только на развитии законодательной базы;

• вопросы структурно-функционального характера должны разрешаться  на уровне правительства (например, принятием соответствующих постановлений);

• вопросы оперативного взаимодействия органов управления могут регулироваться ими самими путем достижения вышеупомянутых соглашений.

Подводя итог сказанному, можно утверждать, что антимонопольное законодательство является важнейшей составляющей современной экономики. Сфера его функционирования затрагивает интересы не только производителей, но и потребителей, обеспечивая одним возможность реализовать свой товар на рынке в условиях конкурентной борьбы, а другим - оптимальные цены на товары и услуги.

В России на данном этапе проблема монополизации перестает  быть чисто экономической, и все  больше становится политической. Однако, общеизвестно, что у экономики, прежде всего, не должно быть политической принадлежности. И только тогда государство в полном объеме сможет заменить десятилетиями складывающиеся монополии свободным и самоорганизующимся рынком.

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Алексашенко С., Клепач А., Осипова О., Пухов С.- Валютный курс и экономический рост//Вопросы экономики. – 2001.- №8.

2. Базелер У., Сабов  З., Хайнрих Й. – Основы экономической  теории: принципы, проблемы, политика. Санкт-Петербург 2005.

3. Базылев Н.И., Гурко  С.П., Базылева М.Н. «Экономическая теория» МН: Интерпрессервис; Экоперспектива 2006.

4. Брюк Р., Калинкин  Е. Малый бизнес. – М.: Экономика  2008.

5. Булатов А.С. «Экономика»   М.: Экономист 2004.

6. Воробьева  Е.В. //Экономика и жизнь. – 2007.

7. Добрынин А.И.  «Экономическая теория». Учебник для вузов. Санкт-Петербург 2000.

8. Ионин В.Я.  Экономическая теория М.: Юрист, 2008.

9. Камаев В.Д.  «Экономическая теория для вузов». Москва 2008.

10. Клепач А., Смирнов  С., Пухов С., Ибрагимова Д.  - Экономический  рост России: амбиции и реальные перспективы //Вопросы экономики.-2002.-№8.

11. Кушлин В. - Задачи  экономического роста//Экономист-2001г.- №1.- с.3-10.

12. Лобачева Е.Н., Камаев  В.Д. «Экономическая теория».  Москва, Юрайт 2005.

13. Луесе А. Макроэкономика  СПб.: Издательство  «Питер», 2003.

14. Мау В. экономико-политические  итоги 2001 года и перспективы  устойчивого экономического роста//Вопросы  экономики. – 2001.-№1

15. Нуреев В.  – Теории развития: новые модели  экономического роста. //Вопросы  экономики – 2000г. - №9

16.Потемкин А.  Виртуальная экономика и сюрреалистическое  бытие. М.: ИНФРА-М, 2006.

17. Пчелинцев  О.С. -  Российский экономический  рост 1999-2000года в региональном  и глобальном контексте// Проблемы  прогнозирования – 2001. - №4

18.Румянцева Е.Е. «Новая экономическая энциклопедия» Москва: Инфра М 2007.

19.Самохвалов А.О. Возможности и неизбежности экономического подъема в Р.Ф.// Вопросы экономики 2006.

20. Симионова  Ю.Ф. Экономическая теория Ростов - На - Дону, 2005

21. Спиридонов И.А. «Мировая экономика». Учебное пособие – 2005.

22. Чепурин М.Н., Киселева Е. А. – Курс экономической теории: учебник – 6-е издание. – Киров 2007.

23.Ярмоленко Ю.В. Теория и методология исследования многоуровневой экономики.  М.: Наука, 2005.

24.Яроменко Ю.В. – Экономический рост. Структурная политика.//Проблемы прогнозирования – 2007. - №1

25.Ясин Е. – Экономический рост как цель и как средство (современная ситуация и перспективы российской экономики).//Вопросы экономики. – 2004. - №9

26. Эко. Всероссийский экономический журнал №5. «Экономический рост: иллюзия и реальность». 2004.

 27. Эко. Всероссийский экономический журнал №5. «Экономический рост: иллюзия и реальность». 2004.

28. «Эксперт» // журнал 2005, № 3.

29. «Русский репортер»  // журнал 2009, № 1-2, с. 24-25.

 

 

                                                                  

 


Информация о работе Монополия и антимонопольное регулирование экономики