Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2013 в 08:48, курсовая работа
Любая попытка исследовать отдельную отрасль экономики была бы
бесконечной и невыполнимой задачей. Их просто слишком много. Следовательно, мы ставим более реалистичную цель - определить и обсудить несколько основных рыночных структур., или моделей. Поступая так, мы познакомимся с наиболее общим способом, которым определяются цены и объем производства в большинстве типов рынка, которые характеризуют нашу экономику
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ МОНОПОЛИЙ……………………………………………………………………5
1.1. Значение и сущность монополий в экономике……………………5
1.2. Формы и виды монополий в экономике…………………………..7
1.3. История возникновения и роль монополий в экономике………..13
2. АНТИМОНОПОЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В ЭКОНОМИКЕ
2.1. Проблемы становления государственного регулирования естественных монополий в России……………………………………………..20
2.2. Государственный контроль за монополистической деятельностью в странах с развитой экономикой………………………………………………28
3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ АНТИМОНОПОЛЬНОГО РЕГУЛИРОВА-НИЯ В ЭКОНОМИКЕ РОССИИ………………………………………..34
3.1. Законодательная база антимонопольного регулирования в РФ...34
3.2. Совершенствование системы государственного регулирования монополий в России………………………………………………...…….41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………...…48
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
В соответствии с постановлением правительства Российской Федерации "0 государственном регулировании цен и тарифов на продукцию и услуги предприятий-монополистов в 1992-1993 гг." применялось государственное регулирование и контроль цен, которые осуществлялись следующими способами (5-6% от объема продукции, выпускаемой в России): установление абсолютного верхнего предела (т.н. лимитная цена); определение предельного размера рентабельности (процентный лимит); введение предельных коэффициентов изменения.
А в конце 2007 года вышло новое постановление Правительства Российской Федерации (от 29 декабря 2007г. №980), «о государственном регулировании тарифов на услуги субъектов естественных монополий по транспортировке нефти и нефтепродуктов».
В современный период в рамках совершенствования нормативной правовой базы МАП России разработал и внес в Правительство Российской Федерации проект Федерального закона “О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР “О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках”. Который направлен на поддержание единого экономического пространства на территории Российской Федерации. Приведения Закона РСФСР “О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках” в соответствие с положениями и нормами Гражданского и Налогового кодексов Российской Федерации и другими федеральными законами, совершенствование механизма государственного контроля соблюдения хозяйствующими субъектами антимонопольного законодательства, а также усиление ответственности участников товарного рынка за нарушение антимонопольного законодательства.
В новой редакции Закона предполагается предусмотреть нормы об изменении или ограничении использования фирменного наименования с целью исключения введения в заблуждение потребителей.
Существенным дополнением действующего Закона является введение предварительного государственного контроля со стороны антимонопольных органов за заключением антиконкурентных соглашений между хозяйствующими субъектами, в особенности направленных на проведение антиконкурентной ценовой политики, на создание препятствий для входа на рынок конкурентов. Это позволит повысить эффективность работы антимонопольных органов по недопущению антиконкурентных соглашений.
Как показывает практика государственного контроля экономической концентрации, в ряде случаев не удается в полной мере установить реальные размеры концентрации хозяйствующих субъектов на товарном рынке, их возможность влияния на рынок товаров, работ и услуг и определить их стратегические интересы, которые не всегда направлены только на получение законной прибыли. Имеют попытки ликвидации российских конкурентов зарубежными компаниями, “отмывания” денег российских и зарубежных криминальных структур, подрыва экономических устоев и национальной безопасности Российской Федерации. С целью установления лиц, в чьих интересах совершается та или иная сделка, пресечения вывода за рубеж ликвидных активов российских предприятий, в действующий Закон вводится соответствующая поправка, которая направлена на защиту интересов работников предприятий. Она позволит избежать незаконных перепродаж и перепрофилирования предприятий и обеспечит развитие социально- ориентированной рыночной экономики.
Принятие представленного
законопроекта укрепит
Рассмотрим другие нормативные акты, регулирующие антимонопольную деятельность в России.
Федеральный закон “О защите конкуренции на рынке финансовых услуг” вступил в силу в декабре 1999г. В 2000 г. в развитие Закона совместно с Банком России, Минфином России, Минэкономразвития России, Минтрудом России и ФКЦБ России разработан и принят ряд нормативных правовых актов: постановление Правительства Российской Федерации “Об условиях антимонопольного контроля на рынке финансовых услуг и об утверждении методики определения оборота и границ рынка финансовых услуг финансовых организаций”; Порядок определения доминирующего положения участников рынка страховых услуг, негосударственных пенсионных фондов, лизинговых организаций на рынке лизинговых услуг, финансовой организации по управлению ценными бумагами, а также акты, связанные с контролем концентрации на рынках финансовых услуг.
В начале 2001 г. по согласованию с Банком России другими федеральными органами исполнительной власти разработаны и зарегистрированы в Минюсте России Правила рассмотрения дел о нарушениях антимонопольного законодательства по защите конкуренции на рынке финансовых услуг.
В ходе реализации мероприятий по совершенствованию и развитию нормативной базы рекламного законодательства подготовлены законопроектные предложения по нормативному закреплению процедуры применения к административной ответственности за ненадлежащую рекламу в Рамках проекта Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации.
В 2001 году шла работа по совершенствованию законодательства о защите прав потребителей. Основное внимание уделяется внесению изменений и дополнений в нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, регулирующие отношения по продаже товаров, выполнению работ, оказанию услуг потребителям, с целью приведения их в соответствие с Законом "О защите прав потребителей", который в 1999 г. претерпел изменения. В том числе совместно с Минобразования России - над проектами Правил оказания платных образовательных услуг в сфере профессионального образования, в сфере Дошкольного и общего образования, а также проектами правил оказания гражданам услуг подвижной связи, медицинских услуг, жилищно-коммунальных услуг и др.
9 марта 2004г.
Министерство по антимонопольно
Первого марта 2005г. Федеральная антимонопольная служба России (ФАС), внесла в Правительство проект принципиально нового закона «О защите конкуренции». За день до этого глава ФАС Игорь Артемьев представил законопроект на семинаре в Государственном университете – Высшей школе экономики (ГУ-ВШЭ). В заседании круглого стола также участвовали профессора ГУ-ВШЭ, представители Госдумы, Министерства экономического развития и торговли РФ, независимые специалисты. Как выяснилось в процессе обсуждения, на данный момент у этого документа есть как многочисленные достоинства, так и явные недоработки.
Важной особенностью законопроекта является то, что он предполагает существенное увеличение штрафов за нарушения антимонопольного законодательства. Причем их размер будет измеряться не в МРОТ, как было ранее, а в процентах от годовой выручки. Например, за злоупотребление доминирующим положением на рынке будет предусмотрен штраф до 2 процентов с оборота, а за согласованные действия – до 4 процентов.
В Европе и США за подобные нарушения, помимо существенных штрафов, предусматриваются и мощные уголовные санкции. Однако, по мнению Игоря Артемьева, ответственность в этой сфере у нас должна быть исключительно гражданской. Однако штрафы должны носить показательный характер в отношении наиболее грубых правонарушений.
Отдельной проблемой является сбор доказательств о нарушениях антимонопольного законодательства. На Западе антимонопольные ведомства фактически являются силовыми структурами. Однако для России, по мнению г-на Артемьева, такой подход неприемлем. Гораздо целесообразнее будет наладить взаимодействие с существующими ведомствами – Федеральной службой по финансовому мониторингу, МВД, Генеральной прокуратурой и т. п.
Формируется также более совершенная нормативная база стандартизации как важное условие обеспечения прав потребителей на качественные и безопасные товары. Подготовлены предложения к проектам федеральных законов "0 внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "0 стандартизации", "0 технических мерах в торговле".
Обобщая состояние
антимонопольного законодательства в
России, можно отметить, по крайней
мере, три существенных момента: федеральное
антимонопольное
В странах с развитыми рыночными экономиками современная концепция регулирования различных видов монополий предполагает, что применение госрегулирования считается оправданным в тех случаях, когда определенный товар (услуга) производятся единственным экономическим субъектом при условии, что конкуренция между аналогичными предприятиями невозможна по технологическим и или экономическим причинам. И рост объема производства единственного субъекта сопровождается снижением удельных издержек (экономия на масштабах).
В экономике СССР
все цены устанавливались
в плановом порядке, а ресурсы
распределялись
Ввиду того, что монополии, как правило, производят продукцию (услуги), необходимую для нормального функционирования большинства предприятий и составляющую значительную часть потребляемых ими ресурсов, неплатежи за продукцию этих монополий выливаются в кризис неплатежей в масштабах экономики государства. Распространение неплатежей - результат ценовой дискриминации предприятий-монополий и других экономических структур, обладающих влиянием на рынке и не стесненных в своей деятельности регулирующим воздействием государства. Следует отметить, что необходимость участия антимонопольного органа РФ в процессе государственного регулирования монополиями обусловлена не только отрицательными последствиями монопольного поведения.
Существует и обратная сторона медали: разумная дифференциация цен на продукцию (услуги) монополий может служить мощным инструментом экономической политики государства, позволяющим регулировать хозяйственную активность различных отраслей и сглаживать ее сезонные колебания. Иными словами, механизм воздействия на экономику через систему государственного регулирования является эффективным дополнением к фискальной макроэкономической политике.
В настоящее время у правительства РФ имеются достаточно веские основания для того, чтобы отказаться от государственного регулирования тарифов монополий. Сравнительный анализ такого регулирования с рыночным регулированием представляется небезынтересным (табл. №1). В данном случае под рыночным регулированием понимается регулирование монополий в рамках антимонопольного законодательства.
При административном установлении тарифов стимулы монополии к сокращению издержек ослабляются. Монополии сосредотачиваются на «выбивании» максимально высоких тарифов и при этом ответственность за уровень тарифов ложится на государство. Конечно, в случае непринятия со стороны правительственных органов предложений монополистов, последние вынуждены проводить работу и по снижению издержек. Однако это именно вынужденные шаги с их стороны. Отмена же прямого регулирования цен даст ощутимый толчок монополиям для оптимизации собственных издержек.
Оказавшись в равной с другими субъектами хозяйственной деятельности ситуации и подчиняясь исключительно нормам антимонопольного законодательства, монополии получат больший стимул снижать издержки, нежели завышать тарифы.
Постоянно
рискуя попасть под санкции
контролирующих органов,
Основные минусы рыночного механизма регулирования тарифов связаны с определёнными недостатками действующего антимонопольного законодательства. И естественно, здесь уместно говорить о дальнейшем совершенствовании антимонопольного законодательства в целом.
Преимущества и недостатки различных способов регулирования
тарифов монополий с точки зрения государства (таблица №1)
Государственное регулирование |
Рыночное регулирование | ||
Плюсы |
Минусы |
Плюсы |
Минусы |
1. Государство решает главную задачу – не допускает увеличения тарифов дольше, чем считает нужным. 2. Легкость контроля за уровнем цен на продукцию монополий. 3. Возможность административного воздействия на деятельность монополий. 4. Учет социальных последствий при установлении тарифов.
|
1. Монополии стремятся установить максимально высокие тарифы. 2. Государство несет ответственность за уровень назначаемых тарифов.
|
1. Снижение государственных издержек, связанных с практикой установления тарифов. 2. Сосредоточение всех контрольных функций в одном антимонопольном органе. 3. Монополиям в целом не выгодно завышать тарифы, поскольку существует угроза санкций со стороны антимонопольного органа. 4. У монополий появляется больший стимул снижать издержки, нежели повышать тарифы. |
1. Трудно доказать факт злоупотребления доминирующим положением со стороны монополий. 2. Механизм разрешения подобных дел через судебную систему еще не отработан. 3. Срок рассмотрения дела может занять длительное время. |
Информация о работе Монополия и антимонопольное регулирование экономики