Монополия и конкуренция

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 22:43, курсовая работа

Описание работы

При наличии конкуренции на рынке производители постоянно стремятся снизить свои производственные затраты, чтобы увеличить прибыль. В результате повышается производительность, снижаются издержки и компания получает возможность уменьшить цены. Конкуренция также побуждает производителей улучшать качество товаров и постоянно увеличивать разнообразие предлагаемых товаров и услуг. Таким образом, производители вынуждены постоянно бороться с конкурентами за покупателей на рынке сбыта путём расширения и улучшения ассортимента высококачественных товаров и услуг, предлагаемых по более низким ценам. От этого выигрывает потребитель.

Содержание работы

Введение.
Глава 1. Конкуренция как экономическое явление.
1.1.Конкуренция, ее функции и методы.
1.2.Роль конкуренции в экономике.
1.3.Основные формы и виды конкуренции.
Глава 2. Рынок монополистической конкуренции.
2.1.Характеристика рынка монополистической конкуренции.
2.2.Особенности рынка монополистической конкуренции.
2.3.Определение цены и объема, ценообразование и равновесие на рынке монополистической конкуренции.
2.4.Взаимосвязь конкуренции и монополии.
Глава 3. Государственная антимонопольная политика.
3.1.Исторический опыт антимонопольного регулирования.
3.2.Основные виды антимонопольной политики.
3.3.Применение антимонопольной политики в России и ПМР.
Заключение.
Список используемой литературы.

Файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 559.00 Кб (Скачать файл)


                    Р=АТС


                                                                               d


 

                                                                           MR    

                                                                                             Q


                

Рис.5. Равновесие фирмы в долгосрочном периоде

 

Вместе с  тем необходимо отдавать себе в том  отчет, что для рынка монополистической конкуренции установления цены на уровне средних издержек выступает лишь тенденцией. Существуют факторы, которые усложняют прогнозирование результатов монополистической конкуренции в долгосрочном периоде. К ним можно отнести такие обстоятельства:

1. Существуют  определенные барьеры для вступления  в отрасль при монополистической  конкуренции. Так, для проведения  коммерческих и комиссионных  операций на фондовом рынке  Украины необходимо получить  разрешение от Государственной  комиссии по ценным бумагам и фондовом рынке (лицензию). Эта процедура занимает немало время и не дешево обходится фирме.  Поэтому, если какой-то торговец ценными бумагами сумел предоставить своим услугам свойства, которое привлекают клиентов, он достаточно долго может быть защищенным от появления новых конкурентов и получать экономическую прибыль.

2. Дифференциация  продукта или услуги может  основываться на таких обстоятельствах,  которые тяжело, а может, даже  невозможно воссоздать конкурентам.  Скажем, рекламной фирме удалось привлечь к сотрудничеству талантливого художника, которое положительно сказалось на ее продукции и позволило выделить свой товар среди продуктов аналогичных фирм. Углубление дифференциации продукта, которое произошло в этом случае, не сможет быть ликвидировано за счет новых конкурентов, а потому фирма будет получать экономическую прибыль на протяжении длительного периода.

Подобных  примеров можно привести немало, что  дает основания оценивать достижения равенства цены средним издержек на рынке монополистической конкуренции лишь как достаточно вероятный результат в долгосрочном периоде.

Именно поэтому существуют стратегии  ценообразования, необходимые для  того, чтобы фирма могла существовать на рынке и продолжать производить  продукцию. На рынке монополистической конкуренции существуют две стратегии ценообразования: на короткий и длительный период.

Стратегия ценообразования в коротком периоде

Объем  производства  и  цена в условиях монополистической  конкуренции испытывают влияние, с  одной стороны, конкурентных начал на рынке, а с другой – монопольной власти, которой обладает каждая фирма.

Элемент  монопольной власти означает, что  для каждой фирмы кривая спроса имеет  отрицательный  наклон, несмотря на то, что фирма может быть столь  же малой, как и в условиях совершенной конкуренции. Понижающаяся кривая спроса фирмы в условиях монополистической  конкуренции  заключает  в  себе  фундаментальную разницу между моделью совершенной конкуренции и моделью монополистической конкуренции, и разница эта объясняется той рыночной властью, которую дает дифференциация продукции. Поскольку каждый товар воспринимается покупателями как специфический, отличный от товаров других фирм, все производители на рынке монополистической конкуренции имеют некоторую свободу установления цены на  свою  продукцию. Назначая цену ниже цены конкурирующих фирм, тот или иной продавец может рассчитывать на некоторое увеличение объема продаж. С другой стороны, если он повысит  цену  на свой товар, какая-то часть покупателей предпочтет более дешевую продукцию его конкурентов. Таким  образом, кривая  спроса монополистически конкурирующей фирмы имеет понижательный характер, так как она может продать больше по низким ценам и меньше по высоким. Фирма  не  сможет продавать прежний объем, приняв решение увеличить цену, а, желая продать больше, не сможет оставить цену неизменной.

Кроме того, угол наклона кривой монополистически конкурирующей фирмы будет меньше, чем у абсолютно конкурентной фирмы. Степень пологости, или эластичности, кривой спроса монополистически конкурирующих фирм зависит от глубины дифференциации продукции. Чем меньше конкурентов и чем более дифференцирован продукт, тем менее эластичной будет кривая спроса, и наоборот.

    

Рис.6. Поведении предприятий в условиях монополии  и  монополистической конкуренции.

Поскольку   каждый   конкурент продает   отличную  от  всех  других разновидность  определенного блага, то  он  выступает  как монополист по отношению  к своей группе постоянных   покупателей.  Поэтому  кривая спроса на его продукцию имеет отрицательный  наклон  и  он сам определяет объем своего предложения и цену. Но  поскольку продукция, производимая  монополистическими  конкурентами, легко  взаимозаменяема, то  спрос  на  продукцию отдельного конкурента  зависит не только от цены  его  продукции, но  и  от  цен  на продукцию других конкурентов.

График на рис.6. демонстрирует различия в поведении предприятий в условиях монополии  и  монополистической конкуренции. Линия АВ является графиком спроса при полной монополии, тогда как ломаная CDEK – кривая спроса при монополистической конкуренции.

Производитель чувствует себя монополистом лишь в  интервале  Q2Q3. Если  он  решит снизить объем до Q1 с тем чтобы цена была Р1', часть покупателей уйдет к конкурентам и цена установится  на  уровне  Р1. Соответственно при установлении низкой цены  Р4  производитель рассчитывает  производить Q4', однако  его  конкуренты тоже снизили цены и ему приходится увеличивать объем до Q4.

На каком  участке своей кривой спроса монополистический конкурент выберет комбинацию Р, Q, определяется точкой К урно, при этом, скорее всего, фирма получит монопольную прибыль, если Р>АС.

Рис.7.Фирма  при   монополистической конкуренции в коротком периоде.

Таким  образом,  фирма  при   монополистической конкуренции в коротком периоде ведет себя как монополист, что показано на рис.7. Фирма будет выпускать QMK единиц продукции, ориентируясь на условие максимизации  прибыли для монополии MC=MR, по цене спроса  при данном  выпуске Рмк. Заштрихованная область выше средних затрат фирмы АС является прибылью, которую будет получать фирма в коротком периоде.

Стратегия ценообразования в длительном периоде

Однако на рынке монополистической конкуренции  такое равновесие фирмы долго продолжаться не может. Экономическая прибыль привлечет в данную отрасль другие фирмы, которые начнут выпускать схожий продукт, или сама фирма в долгосрочном плане, пытаясь увеличить прибыль, может расширяться путем строительства новых мощностей. Это приведет к увеличению предложения данного вида товара и снижению цены.

 

Рис.8.Долгосрочное равновесие на рынке монополистической конкуренции

Долгосрочное  равновесие на рынке с монополистической  конкуренцией похоже на равновесие при  совершенной конкуренции в том, что ни одна из фирм не получает прибыль больше нормальной (рис. 6).

Таким образом, в условиях монополистической конкуренции, как и при совершенной конкуренции, цена равновесия в длительном периоде равна средним затратам и фирмы не получают экономической прибыли. Однако в условиях  монополистической конкуренции продукция  не  будет  производиться  с минимальными средними  затратами  как  при  совершенной конкуренции. Из-за отрицательного наклона линии D она касается  кривой LAС слева от минимума LAС. Следовательно, в  состоянии долгосрочного равновесия у монополистических конкурентов существуют избыточные  производственные  мощности, и  из-за этого дифференцированные блага обходятся дороже, чем  стандартные. Заштрихованная площадь на рис. 6 – «плата за разнообразие». Если товар был бы стандартизован и производился бы при совершенной конкуренции, то выполнялось бы условие Р = МС = LAСmin

Из несовпадения точки долговременного равновесия с точкой минимума средних затрат вытекает следующее:

- структура  рынка   монополистической конкуренции заставляет покупателя переплачивать  за  товар. Плата  за дифференциацию товара равна разнице между равновесной ценой, устанавливаемой  при монополистической конкуренции, и ценой при совершенной конкуренции;

- при  монополистической  конкуренции  устанавливается  объем  меньший, чем  объем производства при совершенной конкуренции;

- так  как  в  точке долгосрочного равновесия  цена спроса выше предельных  затрат фирмы, то найдутся покупатели, которые согласились бы заплатить за дополнительную единицу товара больше, чем были бы затраты фирмы. С точки зрения покупателей, отрасль недоиспользует ресурсы для производства нужного им объема товара. Однако увеличение выпуска сократит прибыли фирм, поэтому они не будут этого делать.

Таким  образом, чем выше степень дифференциации продукта, тем более несовершенна конкуренция на рынке и тем значительнее отклонение используемых мощностей, объемов производства и цен от наиболее эффективных.

Свободный  вход  на  рынок  препятствует фирмам извлекать экономические прибыли в долгосрочном  плане. Если после достижения равновесия на рынке с монополистической  конкуренцией спрос снизится, то фирмы будут покидать рынок, так как  Р<АС; они будут вкладывать деньги в более выгодные отрасли.

Помимо  ценообразования, равновесие на рынке монополистической конкуренции так же делится на два типа : краткосрочное и долгосрочное равновесие.

Краткосрочное равновесие.

При монополистической конкуренции фирмы сталкиваются со спросом, который представлен кривой, имеющей наклон вниз, и тем не менее, обладают некоторой монопольной властью. Но это не означает, что при монополистической конкуренции фирмы зарабатывают  большие прибыли. Монополистическая конкуренция аналогична совершенной конкуренции. В условиях свободного доступа на рынок потенциальная возможность получить прибыль привлекает новые фирмы с конкурирующими марками товаров, снижая прибыли до нуля.

Рис.9.Равновесие фирмы в краткосрочном периоде.

Поскольку у товаров на рынке существуют близкие заменители, кривая спроса не будет столь крутой  как при чистой монополии. Поэтому на рынке монополистической конкуренции кривая спроса Dsr имеет вид сильно эластичной убывающей кривой.      

Фирма будет  максимизировать свои прибыли или  минимизировать свои убытки в краткосрочном периоде, производя такой объем продукции Qsr, который обозначен пересечением кривых предельных издержек и предельного дохода (MRsr=MC). Фирма  производит объем продукции, назначает цену и достаточно удачлива, чтобы получить совокупную прибыль в размере характеризуемом серым прямоугольником.

Долгосрочное равновесие.

На долговременном этапе данная прибыль будет стимулировать  вступление на рынок других фирм.

 По мере выпуска мини новых  товаров данная фирма будет  терять свою долю реализации  на рынке. Ее кривая спроса сместится вниз как на рисунке 10.(На долговременном этапе кривые средних и предельных издержек могут также сместиться. Для упрощения предположим, что издержки не меняются.)

Рис.10. Равновесие фирмы в долгосрочном периоде

Долговременная кривая спроса Dlr будет соприкасаться с кривой средних издержек фирмы. Теперь максимизация прибыли достигается при объеме производства Qlr, цене Plr и нулевой прибыли, так как цена равна средним издержкам. При этом фирма еще будет обладать монопольной властью. Ее долговременная кривая спроса наклонена вниз, так как фирменная марка товара является уникальной. Но вступление на рынок других фирм и конкуренция свели ее прибыль к нулю.

  Таким образом, фирмы несут разные издержки, что приводит к разнообразию фирменных марок товара. В связи с этим фирмы могут назначать различные цены на свою продукцию, и некоторые будут зарабатывать небольшие прибыли.

 

2.4.Взаимосвязь  конкуренции и монополии.

На первый взгляд может  показаться, что конкуренция и  монополия совершенно несовместимы друг с другом. Ведь монополизация способна в конечном счете устранить свободную конкуренцию, а последняя, в свою очередь, подрывает чье - либо господство на рынке.

Между тем монополия  находится в весьма сложной и  противоречивой взаимосвязи с конкуренцией. Уже тот факт, что производство и реализация какого - то продукта захвачены монополистической группой крупных предпринимателей, получающих от этого большую выгоду, вызывает острое соперничество - стремление других бизнесменов получать тот же выигрыш. С другой стороны, внутренняя логика рыночного состязания ведет к монополии. Если какой - то предприниматель стремится победить своих соперников, то он, добившись такой цели, начинает господствовать на рынке. Одним словам, монополия порождает конкуренцию, а конкуренция монополию.

В современных условиях крупные капиталистические объединения  не уничтожили конкуренцию, а сосуществуют вместе с ней. Это обостряет и  углубляет общее соперничество. Противоречивая связь “конкуренция - монополия” напоминает спортивную борьбу, известную под названием “перетягивание каната”, в которой меряются силами противостоящие друг другу группы людей . Имеется значительное число предприятий, которые не входят в монополистические объединения и ведут тяжелое противоборство сними. В каждой стране монополии встречаются в числе конкурентов иностранные компании, проникающие на внутренний рынок. Стало быть, за небольшим исключением монополизация не приводит к сосредоточению всего производства и сбыта какого - либо товара в руках единственной фирмы.

Информация о работе Монополия и конкуренция