Налоги и налогооблажение РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2013 в 21:42, курсовая работа

Описание работы

Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы. В современном цивилизованном обществе налоги - основная форма доходов государства. Помимо этой сугубо финансовой функции налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние научно-технического прогресса.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Налоги и структура налогов. 5
1.1 Сущность и функции налогов и сборов. 5
1.2 Основные принципы построения налоговой структуры. 15
1.3 Структура действующей налоговой системы 17
Глава 2. Анализ поступления налогов в бюджеты и проблемы налогообложения РФ. 20
2.1 Анализ формирования доходов бюджетов различных уровней 20
2.2. Проблемы налогообложения в России. 29
Глава 3. Методы решения проблемы развития налогообложения РФ 32
3.1 Методы решения выявленных проблем налоговой системы РФ. 32
3.2 Основные направления совершенствования налоговой системы РФ с 2012 г. 35
Заключение 40
Список используемой литературы 42

Файлы: 1 файл

экономическая теория курсовая работа.docx

— 828.66 Кб (Скачать файл)

Введение 3

Глава 1. Налоги и структура налогов. 5

1.1 Сущность и функции налогов и сборов. 5

1.2 Основные принципы построения налоговой структуры. 15

1.3 Структура  действующей налоговой системы 17

Глава 2. Анализ поступления налогов в бюджеты  и проблемы налогообложения РФ. 20

2.1 Анализ формирования доходов бюджетов различных уровней 20

2.2. Проблемы налогообложения в России. 29

Глава 3. Методы решения проблемы развития налогообложения  РФ 32

3.1 Методы решения выявленных проблем налоговой системы РФ. 32

3.2 Основные направления совершенствования налоговой системы РФ с 2012 г. 35

Заключение 40

Список используемой литературы 42

 

Введение

Налоги являются необходимым  звеном экономических отношений  в обществе с момента возникновения  государства. Развитие и изменение  форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой  системы. В современном цивилизованном обществе налоги - основная форма доходов  государства. Помимо этой сугубо финансовой функции налоговый механизм используется для экономического воздействия  государства на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние  научно-технического прогресса.

Налоговые отношения продолжают регулироваться не только принятыми  главами Кодекса, но и более чем 20 федеральными законами, а также  десятком постановлений федерального правительства, многочисленными инструкциями, методическими рекомендациями и  письмами Министерства финансов РФ, Центрального банка РФ, Министерства РФ по налогам  и сборам. Кроме того, в каждом субъекте Федерации продолжает существовать большое число законодательных и нормативных актов, регулирующих порядок начисления и уплаты региональных и местных налогов.

Ни в одной сфере  научных знаний невозможно назвать  другую, столь неоднозначную, противоречивую и функционально разнонаправленную  совокупность отношений, какой является система налогообложения. Эта область  всегда является областью острых разногласий  между представителями власти - сборщиками налогов и лицами, обязанными их платить. В связи с этим налоги всегда считались наихудшими из зол, которое может выпасть на долю человека. Особенно негативно налоги воспринимаются в экономически слабых, недемократических государствах, правительства  которых осуществляют траты, несоразмерные  ВВП, значительная часть которых  лишена общественно значимого характера.

Как справедливо отмечалось специалистами налогового права, вопросы  применения налоговых льгот постоянно  находятся в центре внимания налогоплательщиков и налоговых органов. Многочисленные споры по поводу правомерности применения налоговых льгот связаны в основном с различным пониманием целей их установления, полномочий по их введению в действие и правил их использования.

Объектом исследования служит система налогообложения РФ.

Актуальность выбранной  темы заключается в том, что в  условиях постоянного развития и  совершенствования налогового законодательства Российской Федерации особое значение приобретают уяснение основных понятий, составляющих сущность налоговой системы  и системы налогов и сборов, а так же их научная систематизация.          

Целью данной работы является рассмотрение и анализ существующей в настоящее время в России налоговой системы. Для достижения данной цели был поставлен ряд  задач:

- изучить теоретические основы функционирования налоговой системы в России;

- описать действующую в РФ структуру налоговую систему;

-проанализировать  поступление налогов в бюджеты  РФ;

- выявить проблемы современной российской налоговой системы;

- предложить  пути решения выявленных проблем;

- выявить насправления совершенствования налоговой системы РФ.

Методологической основой  исследования в данной курсовой работе послужил диалектический метод научного познания и системный подход. В  ходе исследования использовались такие  общенаучные методы и приемы как  научная абстракция, методы детерминированного факторного анализа, синтеза, методы группировки.

В качестве источников исследования курсовой работы использовалась литература, посвященная теме о налогах и налогообложении, источники энциклопедического характера по вопросам экономики, электронные ресурсы сети Интернет.

 

Глава 1. Налоги и структура налогов.

1.1 Сущность и  функции налогов и сборов.

Налоговая система появилась  с возникновением государства. Само существование государства связано  с налогообложением, поскольку государство  без налогов функционировать  не может. Сущность налогообложения  можно раскрыть только при помощи анализа целей системы налогообложения  и интересов ее участников.

Налоги и сборы являются центральными понятиями налогового права. Определение этих понятий содержится в ст.8 Налогового кодекса) Российской Федерации.

1. В соответствии с 1 указанной статьи НК РФ налог  - это обязательный, индивидуально  безвозмездный платеж, взимаемый  с организаций и физических  лиц в форме отчуждения принадлежащих  им на праве собственности,  хозяйственного ведения или оперативного  управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

2. обязательный взнос,  взимаемый с организаций и  физических лиц, уплата которого  является одним из условий  совершения в отношении плательщиков  сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами  и должностными лицами юридически  значимых действий, включая предоставление  определенных прав или выдачу  разрешений (лицензий).

3. Налог считается установленным  в том случае, если соблюдена  необходимая правовая процедура  (во всем мире налог может  быть установлен только актом  парламента - законом), а также определены  налогоплательщики и обязательные  элементы налогообложения:

- объект налогообложения;

- налоговая база;

- налоговый период;

- налоговая ставка;

- порядок исчисления налога;

- порядок и сроки уплаты налога.1

В необходимых случаях  при установлении налога в акте законодательства РФ о налогах и сборах могут  также предусматриваться налоговые  льготы и основания для их использования  налогоплательщиком. При установлении сборов законом должны быть определены их плательщики и элементы обложения  применительно к конкретным сборам.

Налоги - обязательные сборы  и платежи, взимаемые государством с физических и юридических лиц  в бюджеты соответствующего уровня или во внебюджетные фонды по ставке, устанавливаемой в законодательном  порядке. Выплаты принудительны  и безвозмездны.

Налоги - гибкий инструмент воздействия  на находящуюся в постоянном движении экономику: они помогают поощрять или  сдерживать определенные виды деятельности, направлять развитие тех или иных отраслей промышленности, воздействовать на экономическую активность предпринимателей, сбалансировать платежеспособный спрос  и предложение, регулировать количество денег в обращении.2

Функция налога - это проявление его сущности в действии, способ выражения его свойств.

Рассмотрим основные функции  налогов:

1. Фискальная функция.

Фискальная функция является основной функцией налогов.

Посредством данной функции  реализуется главное предназначение налогов: формирование и мобилизация  финансовых ресурсов государства, а  также аккумулирование в бюджете  средств для выполнения общегосударственных или целевых государственных программ. Все остальные функции налогообложения можно назвать производными от фискальной. Во всяком случае, наряду с чисто финансово-фискальными целями налоги могут преследовать и другие, например экономические или социальные. Иначе говоря, финансовые цели, будучи самыми существенными, не являются исключительными.3

2. Распределительная (социальная) функция.

Распределительная (социальная) функция налогов состоит в  перераспределении общественных доходов  между различными категориями населения. Как отмечает профессор Л. Ходов, через налогообложение достигается  «поддержание социального равновесия путем изменения соотношения  между доходами отдельных социальных групп с целью сглаживания  неравенства между ними»

Иными словами, происходит передача средств в пользу более слабых и незащищенных категорий граждан за счет возложения налогового бремени на более сильные категории населения.

По словам шведского экономиста К. Эклунда: «Большая часть государственного производства и услуг финансируется от собранных налогов и затем распределяется более или менее бесплатно среди граждан. Это касается образования, медицинского обслуживания, воспитания детей и ряда других направлений. Цель - сделать распределение жизненно важных средств более равномерным.

В итоге происходит изъятие  части дохода у одних и передача ее другим. Ярким примером реализации фискально-распределительной функции  являются акцизы, устанавливаемые, как  правило, на отдельные виды товаров  и в первую очередь на предметы роскоши, а также механизмы прогрессивного налогообложения. В некоторых социально-ориентированных странах (Швеция, Норвегия, Швейцария) почти на официальном уровне признается, что налоги представляют собой плату высокодоходной части населения менее доходной за социальную стабильность.4

3. Регулирующая функция.

По мнению выдающегося  английского экономиста Джона Кейнса (1883-1946 гг.), налоги существуют в обществе исключительно для регулирования экономических отношений.5

Регулирующая функция  направлена в первую очередь на достижение посредством налоговых механизмов тех или иных задач налоговой  политики государства. При анализе  этого аспекта налоговых отношений  представляется необходимым выделить стимулирующую, дестимулирующую и воспроизводственную подфункции налогообложения.

Стимулирующая подфункция направлена на поддержку развития тех или  иных экономических процессов. Она  реализуется через систему льгот  и освобождений. Нынешняя система  налогообложения предоставляет  широкий набор налоговых льгот  малым предприятиям, предприятиям инвалидов, сельскохозяйственным производителям, организациям, осуществляющим капитальные  вложения в производство и благотворительную  деятельность, и т. д.

Дестимулирутощая подфункция, напротив, направлена на установление через налоговое бремя препятствий для развития каких-либо экономических процессов, например, через реализацию государством своей протекционистской экономической политики. Это проявляется через введение повышенных ставок налогов (например, для казино установлена ставка налога на прибыль в размере 90%), установление налога на вывоз капитала, повышенных таможенных пошлин, налога на имущество, акцизов и др.

Можно назвать также воспроизводственную  подфункцию, которая предназначена  для аккумуляции средств на восстановление используемых ресурсов. Эту подфункцию выполняют отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы, плата за воду и т. д.

По мнению И. Горского, фискальная и регулирующая функции противоречивы  не только сами по себе - они также  противоречат друг другу. В частности, фискальная компонента приобретает  большое стабилизирующее значение, когда влечет за собой снижение общего налогового бремени. Это осуществимо  только путем перераспределения  налоговой тяжести между плательщиками, что непосредственно требует  учета регулирующих механизмов налогообложения. Однако в любом случае налог не имеет целью подрыв собственной  основы: налог существует для получения  средств и не должен ограничивать, угнетать источник этих средств. Он не предназначен для ограничения, запрещения, конфискации, наказания. Так, увеличение таможенных импортных пошлин вызывается в основном протекционистско-политическими соображениями, а повышенное налогообложение игорного и алкогольного бизнеса обусловлено платежеспособностью, а не запретительными мерами.6

Представляется очевидным, что значение налоговых механизмов в регулировании и управлении экономикой государства все-таки преувеличено. По мнению некоторых общественных деятелей, налоги являются чуть ли не единственным регулятором всех финансово-экономических процессов в обществе. Однако развитие тех или иных экономических процессов в обществе подчиняется своим закономерностям, в которых налогам отведено довольно скромное место.

В этой связи можно согласиться  с С. Пепеляевым, по мнению которого налог в современных условиях устанавливается для получения бюджетного дохода, поэтому воздействие, оказываемое на налогоплательщика для достижения какого-либо результата, не может быть основной целью налога. Но если какие-либо налоговые платежи начинают выполнять регулирующие функции, не преследуя финансовой цели, то они перестают выступать налогами в строгом смысле слова.7

Так, стимулирующая функция  налогов влияет на экономическое  поведение субъектов более чем  опосредованно, косвенно, через некоторые  аспекты мотивации. Налог отнюдь не стимулирует к зарабатыванию денег и сам по себе не побуждает зарабатывать, он лишь претендует на часть заработанного. Если какой-либо вид бизнеса изначально неприбылен и неэффективен, его развитию не помогу никакие налоговые льготы.

Например, российское сельское хозяйство всегда пользовалось колоссальными  льготами практически по всем налогам, однако этот режим не стал основой  для прогресса и процветания  отечественного аграрного сектора. Налоговое стимулирование инвестиций в отрыве от других экономических  факторов также не приносит результата, поскольку инвестиционные процессы обусловлены не налоговыми льготами, а потребностями развития производства и расширения бизнеса. В этой связи  представляется справедливым утверждение  В. Потапова о том, что налоговые  стимуляторы вторичный

Информация о работе Налоги и налогооблажение РФ