Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2013 в 21:42, курсовая работа
Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы. В современном цивилизованном обществе налоги - основная форма доходов государства. Помимо этой сугубо финансовой функции налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние научно-технического прогресса.
Введение 3
Глава 1. Налоги и структура налогов. 5
1.1 Сущность и функции налогов и сборов. 5
1.2 Основные принципы построения налоговой структуры. 15
1.3 Структура действующей налоговой системы 17
Глава 2. Анализ поступления налогов в бюджеты и проблемы налогообложения РФ. 20
2.1 Анализ формирования доходов бюджетов различных уровней 20
2.2. Проблемы налогообложения в России. 29
Глава 3. Методы решения проблемы развития налогообложения РФ 32
3.1 Методы решения выявленных проблем налоговой системы РФ. 32
3.2 Основные направления совершенствования налоговой системы РФ с 2012 г. 35
Заключение 40
Список используемой литературы 42
Напомним, что I часть нового Налогового Кодекса Российской Федерации вступила в законную силу с 1 января 1999 года, а II часть Налогового Кодекса РФ вступила в законную силу с 1 января 2000 года. На сегодняшний момент – это основной документ, призванный регулировать налоговую систему России.
Главным федеральным органом исполнительной власти Российской Федерации, на который возложены основные функции по надзору и контролю наоблюдения действующего на территории страны налогового законодательства, является Федеральная налоговая служба России (ФНС).17
Федеральная налоговая служба также обязана следить за правильностью и полнотой исчисления налогов и прочих обязательных платежей. ФНС к тому же обязана следить за оборотом и производством табачной продукции, за соблюдением валютного законодательства России в пределах компетенции, предоставленной законом налоговым органам.
Федеральная налоговая служба осуществляет свою деятельность также и через свои территориальные органы. Осуществляет взаимодействие в области регулирования и контроля налогообложения с остальными федеральными органами исполнительной власти, региональными органами исполнительной власти, муниципальными органами власти, а также с государственными внебюджетными фондами, общественными организациями и прочими учреждениями.
В целом можно подвести итог, что налоговая система – это форма проявления налоговых отношений между государством и субъектами налогообложения. Налоговая система — это один из самых эффективных инструментов экономической политики государства.
Российская система
Мы можем провести анализ значимости налоговых поступлений в структуре бюджета РФ за период с 2008-2011 года.18
Для начала рассмотрим поступления налогов в бюджет за 2008-2009 гг.
В 2009 году в федеральный бюджет поступило 3 000,7 млрд. рублей, что на 493,9 млрд. рублей, или на 19,7% больше, чем за 2008 год (см. рис.1). Доходы бюджетов Российской Федерации состоят из налоговых и неналоговых доходов, а также средств целевых бюджетных фондов.
Рисунок 1 Показатели поступлений доходов в бюджет в 2008-2009 гг
Государственные доходы в январе-августе 2009 года по сравнению с аналогичным периодом 2008 года увеличились. Основной рост пришелся на таможенные поступления. Налоговые доходы выросли незначительно.
Рост доходов федерального
бюджета, главным образом, объясняется
увеличением неналоговых
Налоговые доходы в январе-июле 2009 года составили 14,1% ВВП, что ниже прошлогоднего значения на 0,1 п.п. ВВП. Неналоговые доходы составили 9,8% ВВП. Поступления от внешнеэкономической деятельности, включающие таможенные платежи, достигли 8,8% ВВП, что на 1,6 п.п. ВВП выше прошлогоднего показателя.19
Структура поступлений доходов в Федеральный бюджет по видам налогов в 2009 году (в %)
Рисунок 2. Структура поступлений доходов в федеральный бюджет в 2008-2009 гг.
Важнейшее значение принадлежит налогу на добавленную стоимость (НДС), в 2009 году составили 924,2 млрд. рублей и по сравнению с 2008 годом выросли на 4,1% (36,2 млрд. рублей). С фискальной точки зрения это исключительно эффективный налог.
По сводной группе акцизов
поступления в федеральный
Поступления единого социального налога, зачисляемого в федеральный бюджет, в 2009 году составили 315,8 млрд. рублей и выросли по сравнению с 2008 годом на 18,1%.
Поступления налога на прибыль
организаций в федеральный
Неналоговые доходы бюджетов
имеют существенные отличия от налоговых
поступлений. В структуре неналоговых
доходов федерального бюджета Российской
Федерации наибольшую долю составляют
доходы от внешнеэкономической
Второе место занимают административные сборы и платежи (в 2009 году этот показатель равен 6,6 %). Наименьший процент среди всех неналоговых доходов занимают в 2009 году занимают «Доходы от оказания платных услуг».
Наиболее значительные темпы роста доходов в 2009г. по отношению к 2008г. предусматриваются именно за счет роста неналоговых доходов — 136,7 %, в т.ч. прочих неналоговых доходов — 200,6 %, доходов от предпринимательской и иной приносящей доходы деятельности — 133,9 % и доходов от использования имущества, находящегося в государственной собственности - 130,4 %.
Поступления налогов в бюджет за 2010-2011 гг.
1.В консолидированный бюджет Российской Федерации в июле 2011 года поступило 872,5 млрд. рублей – на 21,7% больше, чем в июле 2010 года; в январе-июле 2011 года поступления составили 5 658,9 млрд. рублей - на 27,0% больше, чем в январе-июле 2010 года.
Рисунок 3. Структура доходов по уровням консолидированного бюджета Российской Федерации
Формирование всех доходов в январе-июле 2011 года на 82% обеспечено за счет поступления налога на прибыль – 25%, НДПИ – 20%, НДФЛ–19%, НДС - 18%. В январе-июле 2010 года доля указанных налогов также составляла 82%.
Рисунок 4.Структруа доходов консолидированного бюджета Российской Федерации
Динамика поступлений основных налогов в консолидированный бюджет Российской Федерации в январе-июле 2010–2011гг. приведена на следующем графике.
Рисунок 5. Динамика поступлений налогов в консолидированный бюджет РФ
Поступления налога на прибыль
организаций в
Из общей суммы января-июля 2011 годапоступления в федеральный бюджет составили 190,8 млрд. рублей (13%), в консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации – 1 230,9 млрд. рублей (87%). В январе-июле 2010 года указанное соотношение также составляло 13% и 87% соответственно.
Налога на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации, в федеральный бюджет в июле 2011 года поступило 153,9 млрд. рублей, что на 38,6% больше, чем в июле 2010 года;в январе-июле 2011 года поступило 1 042,9 млрд. рублей – на 37,5% больше, чем в январе-июле 2010 года. (Рис. 5)
Налога на добавленную стоимость на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации, в федеральный бюджет в июле 2011 года поступило 8,0 млрд. рублей, или в 2,1 раза больше, чем в июле 2010 года; в январе-июле 2011 года поступило 51,2 млрд. рублей – в 2,2 раза больше, чем в январе-июле 2010 года, что связано с администрированием ФНС России с 01.07.2010 НДС на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации из Республики Казахстан.
Поступления по сводной группе акцизов в консолидированный бюджет Российской Федерации составили в июле 2011 года 59,3 млрд. рублей и выросли относительно июля 2010 года на 47,4%;в январе-июле 2011 года поступило 337,5 млрд. рублей – на 34,8% больше, чем в январе-июле 2010 года. (Рис. 3)
Из общей суммы января-июля 2011 годапоступления в федеральный бюджет составили 127,8 млрд. рублей (38%), в консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации –209,6 млрд. рублей (62%).
Налога на добычу полезных ископаемых в консолидированный бюджет Российской Федерации поступило в июле 2011 года 166,1 млрд. рублей, что в 1,5 раза больше, чем в июле 2010года;в январе-июле 2011 года поступило 1 129,7 млрд. рублей – на 43,0% больше, чем в январе-июле 2010 года, что обусловлено повышением цены на нефть что обусловлено повышением цены на нефть (с 75,4$ в декабре 2009 года – июне 2010 года до 105,6$ в декабре 2010 года – июне 2011 года, или на 40,1%). (Рис. 3)
Из общей суммы января-июля 2011года поступления в федеральный бюджет составили 1 111,7 млрд. рублей (98%), в консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации – 18,0 млрд. рублей (2%).
Имущественных налогов в консолидированный бюджет Российской Федерации поступило в июле 2011 года 83,7 млрд. рублей, что на 7,4% больше, чем в июле 2010 года; в январе-июле 2011 года поступило 419,3 млрд. рублей – на 8,5% больше, чем в январе-июле 2010 года. (Рис. 3)
Незначительный рост имущественных налогов в январе-июле 2011 года обусловлен увеличением поступлений налога на имущество организаций на 11,8% и земельного налога – на 9,7% и снижением поступлений налога на имущество физических лиц и транспортного налога в связи с изменением сроков их уплаты.
Налога на имущество физических лиц в январе-июле 2011 года поступило 3,0 млрд. рублей, или на 29,8% меньше, чем в январе-июле 2010 года.
Налога на имущество организаций в январе-июле 2011 года поступило 287,5 млрд. рублей (68,6% общей суммы поступлений имущественных налогов), или на 11,8% больше, чем в январе-июле 2010 года.
Транспортного налога в январе-июле
2011 года поступило 52,8 млрд. рублей (12,6%
общей суммы поступлений
Поступления земельного налога в январе-июле 2011 года составили 75,9 млрд. рублей (18,1% всех поступлений имущественных налогов) и выросли относительно января-июля 2010 года на 9,7%.21
2. В федеральный бюджет в июле 2011 года поступило 381,1 млрд. рублей – в 1,5 раза больше, чем в июле 2010 года; в январе-июле 2011 года поступления составили 2 554,9 млрд. рублей - на 40,5% больше, чем в январе-июле 2010 года.
Рисунок 4. Поступление доходов в федеральный бюджет РФ
В общей сумме администрируемых ФНС России доходов федерального бюджета поступления налога на добычу полезных ископаемых составили 44%, НДС - 41% и налога на прибыль – 7%.
Рисунок 5. Структура доходов федерального бюджета РФ
3. В консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации в июле 2011 года поступило 491,5 млрд. рублей – на 8,1% больше, чем в июле 2010года;за январь-июль 2011 года поступления составили 3 104,0 млрд. рублей - на 17,7% больше, чем в январе-июле 2010 года.
Формирование доходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации в январе-июле 2011 года на 89% обеспечили налог на прибыль - 40%, НДФЛ - 35% и имущественные налоги - 14%. По сравнению с январем-июлем 2010 года доля указанных налогов возросла на 1 процентный пункт.22
Рисунок 6. Структура дохода консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации
Таким образом, можно сделать вывод, что поступление налогов по всем видам выросло в 2011 по сравнению с 2008 годом. Низких процент поступлений наблюдался в 2009 году в связи с мировым экономическим кризисом.
Для современной налоговой системы России, характерно множество проблем, одной из которых продолжает оставаться её фискальная направленность.
Подтверждением этому является тот факт, что в 2010 году основной формирования доходной базы федерального бюджета продолжают оставаться налоговые доходы.
Общее бремя налогов и платежей в Российской Федерации в настоящее время намного выше, чем в развитых зарубежных странах. Налоговую политику России можно охарактеризовать принципом "взять всё, что можно". При этом государству уготована "налоговая ловушка", когда она равняется 40%, то инвестирование в развитие производства уже невыгодно. Предельная ставка налогообложения, по мнению зарубежных учёных – 50 – 60%, после повышения которой начинается крах производства.23
В этой связи, естественна и понятна точка зрения многих учёных – экономистов необходимости значительного сокращения налогов и как следствие этого подъёма экономики.
А то получается замкнутый круг. Для подъёма промышленности, сельского хозяйства необходимы средства. Чтобы иметь эти средства, т. е наполнения доходной части бюджета, государство вынужденно повышать налоги. В результате ни одно юридическое или физическое лицо просто не в состоянии реально заплатить все налоги, да ещё и вкладывать средства в расширение производства. Поэтому, сплошь и рядом идёт сокрытие налогов, неплатежи, разрастание теневой экономики.
В настоящее время продолжает
иметь место недостаточная