Налоги и налогооблажение РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2013 в 21:42, курсовая работа

Описание работы

Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы. В современном цивилизованном обществе налоги - основная форма доходов государства. Помимо этой сугубо финансовой функции налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние научно-технического прогресса.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Налоги и структура налогов. 5
1.1 Сущность и функции налогов и сборов. 5
1.2 Основные принципы построения налоговой структуры. 15
1.3 Структура действующей налоговой системы 17
Глава 2. Анализ поступления налогов в бюджеты и проблемы налогообложения РФ. 20
2.1 Анализ формирования доходов бюджетов различных уровней 20
2.2. Проблемы налогообложения в России. 29
Глава 3. Методы решения проблемы развития налогообложения РФ 32
3.1 Методы решения выявленных проблем налоговой системы РФ. 32
3.2 Основные направления совершенствования налоговой системы РФ с 2012 г. 35
Заключение 40
Список используемой литературы 42

Файлы: 1 файл

экономическая теория курсовая работа.docx

— 828.66 Кб (Скачать файл)

Напомним, что I часть нового Налогового Кодекса Российской Федерации  вступила в законную силу с 1 января 1999 года, а II часть Налогового Кодекса  РФ вступила в законную силу с 1 января 2000 года. На сегодняшний момент – это основной документ, призванный регулировать налоговую систему России.

Главным федеральным органом  исполнительной власти Российской Федерации, на который возложены основные функции  по надзору и контролю наоблюдения действующего на территории страны налогового законодательства, является Федеральная налоговая служба России (ФНС).17

Федеральная налоговая служба также обязана следить за правильностью  и полнотой исчисления налогов и  прочих обязательных платежей. ФНС  к тому же обязана следить за оборотом и производством табачной продукции, за соблюдением валютного законодательства России в пределах компетенции, предоставленной законом налоговым органам.

Федеральная налоговая служба осуществляет свою деятельность также  и через свои территориальные  органы. Осуществляет взаимодействие в области регулирования и  контроля налогообложения с остальными федеральными органами исполнительной власти, региональными органами исполнительной власти, муниципальными органами власти, а также с государственными внебюджетными  фондами, общественными организациями  и прочими учреждениями.

В целом можно подвести итог, что налоговая система –  это форма проявления налоговых  отношений между государством и  субъектами налогообложения. Налоговая  система — это один из самых  эффективных инструментов экономической  политики государства.

Российская система налогообложения  с течением времени изменялась. В  силу изменения политических, экономических  и социальных требований, трансформировались и функции налоговой системы. В настоящее время налоги из простого инструмента пополнения государственного бюджета стали главным регулятором  всей экономики государства, влияя  на ее структуру, пропорции, темпы развития и общие условия функционирования.

Глава 2. Анализ поступления налогов в бюджеты и проблемы налогообложения РФ.

2.1 Анализ формирования доходов бюджетов различных уровней

Мы можем провести анализ значимости налоговых поступлений  в структуре бюджета РФ за период с 2008-2011 года.18

Для начала рассмотрим поступления  налогов в бюджет за 2008-2009 гг.

В 2009 году в федеральный  бюджет поступило 3 000,7 млрд. рублей, что на 493,9 млрд. рублей, или на 19,7% больше, чем за 2008 год (см. рис.1). Доходы бюджетов Российской Федерации состоят из налоговых и неналоговых доходов, а также средств целевых бюджетных фондов.

Рисунок 1 Показатели поступлений доходов в бюджет в 2008-2009 гг

 

Государственные доходы в  январе-августе 2009 года по сравнению  с аналогичным периодом 2008 года увеличились. Основной рост пришелся на таможенные поступления. Налоговые доходы выросли  незначительно.

Рост доходов федерального бюджета, главным образом, объясняется  увеличением неналоговых поступлений, включающих таможенные пошлины.

Налоговые доходы в январе-июле 2009 года составили 14,1% ВВП, что ниже прошлогоднего значения на 0,1 п.п. ВВП. Неналоговые доходы составили 9,8% ВВП. Поступления от внешнеэкономической деятельности, включающие таможенные платежи, достигли 8,8% ВВП, что на 1,6 п.п. ВВП выше прошлогоднего показателя.19

Структура поступлений доходов  в Федеральный бюджет по видам  налогов в 2009 году (в %)

Рисунок 2. Структура поступлений доходов в федеральный бюджет в 2008-2009 гг.

 

Важнейшее значение принадлежит  налогу на добавленную стоимость (НДС), в 2009 году составили 924,2 млрд. рублей и  по сравнению с 2008 годом выросли  на 4,1% (36,2 млрд. рублей). С фискальной точки зрения это исключительно эффективный налог.

По сводной группе акцизов  поступления в федеральный бюджет составили в 2009 году 93,2 млрд. рублей и выросли относительно 2008 года на 16,5%. Большие поступления обеспечивают акцизы на алкогольную продукцию, нефть  и газ. Поступления акцизов на спирт этиловый из всех видов сырья  и спиртосодержащую продукцию в  федеральный бюджет Российской Федерации  в 2009 году составили 4,1 млрд. рублей, или  на 14% больше, чем в 2008 году. В федеральный  бюджет в 2009 году мобилизовано акцизов  на табачную продукцию, производимую на территории Российской Федерации, 35,5 млрд. рублей, что на 22,8% больше поступлений 2008 года. Поступления акцизов на нефтепродукты (бензин автомобильный, дизельное топливо и моторные масла) в федеральный бюджет в 2006 году составили 50,1 млрд. рублей и относительно 2005 года выросли на 9,3%.

Поступления единого социального  налога, зачисляемого в федеральный  бюджет, в 2009 году составили 315,8 млрд. рублей и выросли по сравнению с 2008 годом  на 18,1%.

Поступления налога на прибыль  организаций в федеральный бюджет Российской Федерации в 2009 году составили 509,9 млрд. рублей. По сравнению с 2008 годом  они выросли на 146,3 млрд. рублей, или  в 1,4 раза. Налога на добычу полезных ископаемых (далее – НДПИ) в 2009 году поступило  в федеральный бюджет 1 094,3 млрд. рублей, в том числе на добычу нефти  – 986,5 млрд. рублей, на добычу газа горючего природного – 89,9 млрд. рублей; на добычу газового конденсата из всех видов  месторождений – 7,2 млрд. рублей. По сравнению с 2008 годом поступления  НДПИ выросли в 1,3 раза.

Неналоговые доходы бюджетов имеют существенные отличия от налоговых  поступлений. В структуре неналоговых  доходов федерального бюджета Российской Федерации наибольшую долю составляют доходы от внешнеэкономической деятельности, а вторыми по значению являются доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в государственной собственности. Неналоговые доходы составили 9,8% ВВП. Поступления от внешнеэкономической  деятельности, включающие таможенные платежи, достигли 8,8% ВВП, что на 1,6 п.п. ВВП выше прошлогоднего показателя.20

Второе место занимают административные сборы и платежи (в 2009 году этот показатель равен 6,6 %). Наименьший процент среди всех неналоговых  доходов занимают в 2009 году занимают «Доходы от оказания платных услуг».

Наиболее значительные темпы  роста доходов в 2009г. по отношению  к 2008г. предусматриваются именно за счет роста неналоговых доходов  — 136,7 %, в т.ч. прочих неналоговых  доходов — 200,6 %, доходов от предпринимательской  и иной приносящей доходы деятельности — 133,9 % и доходов от использования  имущества, находящегося в государственной  собственности - 130,4 %.

Поступления налогов в  бюджет за 2010-2011 гг.

 1.В консолидированный бюджет Российской Федерации в июле 2011 года поступило 872,5 млрд. рублей – на 21,7% больше, чем в июле 2010 года; в январе-июле 2011 года поступления составили 5 658,9 млрд. рублей - на 27,0% больше, чем в январе-июле 2010 года.

 

Рисунок 3. Структура доходов по уровням консолидированного бюджета Российской Федерации

 

Формирование всех доходов  в январе-июле 2011 года на 82% обеспечено за счет поступления налога на прибыль  – 25%, НДПИ – 20%, НДФЛ–19%, НДС - 18%. В январе-июле 2010 года доля указанных налогов также  составляла 82%.

 

Рисунок 4.Структруа доходов консолидированного бюджета Российской Федерации

Динамика поступлений  основных налогов в консолидированный  бюджет Российской Федерации в январе-июле 2010–2011гг. приведена на следующем  графике.

Рисунок 5. Динамика поступлений налогов в консолидированный бюджет РФ

 

Поступления налога на прибыль  организаций в консолидированный  бюджет Российской Федерации в июле 2011 годасоставили 168,7 млрд. рублей и по сравнению с июлем 2010 года выросли на 7,7%; в январе-июле 2011 года поступило 1 421,7 млрд. рублей – на 30,2% больше, чем в январе-июле 2010 года. (Рис. 5)

 

Из общей суммы января-июля 2011 годапоступления в федеральный бюджет составили 190,8 млрд. рублей (13%), в консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации – 1 230,9 млрд. рублей (87%). В январе-июле 2010 года указанное соотношение также составляло 13% и 87% соответственно.

Налога на добавленную  стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации, в федеральный бюджет в июле 2011 года поступило 153,9 млрд. рублей, что на 38,6% больше, чем в июле 2010 года;в январе-июле 2011 года поступило 1 042,9 млрд. рублей – на 37,5% больше, чем в январе-июле 2010 года. (Рис. 5)

Налога на добавленную  стоимость на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации, в федеральный  бюджет в июле 2011 года поступило 8,0 млрд. рублей, или в 2,1 раза больше, чем  в июле 2010 года; в январе-июле 2011 года поступило 51,2 млрд. рублей – в 2,2 раза больше, чем в январе-июле 2010 года, что связано с администрированием ФНС России с 01.07.2010 НДС на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации из Республики Казахстан.

Поступления по сводной группе акцизов в консолидированный  бюджет Российской Федерации составили  в июле 2011 года 59,3 млрд. рублей и выросли  относительно июля 2010 года на 47,4%;в январе-июле 2011 года поступило 337,5 млрд. рублей –  на 34,8% больше, чем в январе-июле 2010 года. (Рис. 3)

Из общей суммы января-июля 2011 годапоступления в федеральный бюджет составили 127,8 млрд. рублей (38%), в консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации –209,6 млрд. рублей (62%).

Налога на добычу полезных ископаемых в консолидированный  бюджет Российской Федерации поступило  в июле 2011 года 166,1 млрд. рублей, что  в 1,5 раза больше, чем в июле 2010года;в январе-июле 2011 года поступило 1 129,7 млрд. рублей – на 43,0% больше, чем в январе-июле 2010 года, что обусловлено повышением цены на нефть что обусловлено повышением цены на нефть (с 75,4$ в декабре 2009 года – июне 2010 года до 105,6$ в декабре 2010 года – июне 2011 года, или на 40,1%). (Рис. 3)

Из общей суммы января-июля 2011года поступления в федеральный  бюджет составили 1 111,7 млрд. рублей (98%), в консолидированные бюджеты  субъектов Российской Федерации  – 18,0 млрд. рублей (2%).

Имущественных налогов в  консолидированный бюджет Российской Федерации поступило в июле 2011 года 83,7 млрд. рублей, что на 7,4% больше, чем в июле 2010 года; в январе-июле 2011 года поступило 419,3 млрд. рублей – на 8,5% больше, чем в январе-июле 2010 года. (Рис. 3)

Незначительный рост имущественных  налогов в январе-июле 2011 года обусловлен увеличением поступлений налога на имущество организаций на 11,8% и земельного налога – на 9,7% и  снижением поступлений налога на имущество физических лиц и транспортного  налога в связи с изменением сроков их уплаты.

Налога на имущество физических лиц в январе-июле 2011 года поступило 3,0 млрд. рублей, или на 29,8% меньше, чем  в январе-июле 2010 года.

Налога на имущество организаций  в январе-июле 2011 года поступило 287,5 млрд. рублей (68,6% общей суммы поступлений  имущественных налогов), или на 11,8% больше, чем в январе-июле 2010 года.

Транспортного налога в январе-июле 2011 года поступило 52,8 млрд. рублей (12,6% общей суммы поступлений имущественных  налогов), что на 5,5% меньше, чем в  январе-июле 2010 года.

Поступления земельного налога в январе-июле 2011 года составили 75,9 млрд. рублей (18,1% всех поступлений имущественных  налогов) и выросли относительно января-июля 2010 года на 9,7%.21

2. В федеральный бюджет в июле 2011 года поступило 381,1 млрд. рублей – в 1,5 раза больше, чем в июле 2010 года; в январе-июле 2011 года поступления составили 2 554,9 млрд. рублей - на 40,5% больше, чем в январе-июле 2010 года.

Рисунок 4. Поступление доходов  в федеральный бюджет РФ

В общей сумме администрируемых ФНС России доходов федерального бюджета поступления налога на добычу полезных ископаемых составили 44%, НДС - 41% и налога на прибыль – 7%.

 

Рисунок 5. Структура доходов федерального бюджета РФ

3. В консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации в июле 2011 года поступило 491,5 млрд. рублей – на 8,1% больше, чем в июле 2010года;за январь-июль 2011 года поступления составили 3 104,0 млрд. рублей - на 17,7% больше, чем в январе-июле 2010 года.

Формирование доходов  консолидированных бюджетов субъектов  Российской Федерации в январе-июле 2011 года на 89% обеспечили налог на прибыль - 40%, НДФЛ - 35% и имущественные налоги - 14%. По сравнению с январем-июлем 2010 года доля указанных налогов возросла на 1 процентный пункт.22

Рисунок 6. Структура дохода консолидированных  бюджетов субъектов Российской Федерации

Таким образом, можно сделать  вывод, что поступление налогов по всем видам выросло в 2011 по сравнению с 2008 годом. Низких процент поступлений наблюдался в 2009 году в связи с мировым экономическим кризисом.

2.2. Проблемы  налогообложения в России.

 

Для современной налоговой  системы России, характерно множество  проблем, одной из которых продолжает оставаться её фискальная направленность.

Подтверждением этому  является тот факт, что в 2010 году основной формирования доходной базы федерального бюджета продолжают оставаться налоговые доходы.

Общее бремя  налогов и  платежей в Российской Федерации  в настоящее время намного  выше, чем в развитых зарубежных странах. Налоговую политику России можно охарактеризовать принципом "взять всё, что можно". При  этом государству уготована "налоговая  ловушка", когда она равняется 40%, то инвестирование в развитие производства уже невыгодно. Предельная ставка налогообложения, по мнению зарубежных учёных – 50 – 60%, после повышения которой начинается крах производства.23

В этой связи, естественна  и понятна точка зрения  многих учёных – экономистов необходимости  значительного сокращения налогов  и как следствие этого подъёма  экономики.

А то получается замкнутый  круг. Для подъёма промышленности, сельского хозяйства необходимы средства. Чтобы иметь эти средства, т. е наполнения доходной части бюджета, государство вынужденно повышать налоги. В результате ни одно юридическое  или физическое лицо просто не в  состоянии реально заплатить  все налоги, да ещё и вкладывать средства в расширение производства. Поэтому, сплошь и рядом идёт сокрытие налогов, неплатежи, разрастание теневой  экономики.

В настоящее время продолжает иметь место недостаточная чёткость и ясность положений нормативных  документов по налогообложению, их противоречивость и запутанность, что, значительно  затрудняет их изучение налогоплательщика, в связи, с чем их ошибки при исчислении налогов остаются неизбежными.

Информация о работе Налоги и налогооблажение РФ