Налоги и налогооблажение РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2013 в 21:42, курсовая работа

Описание работы

Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы. В современном цивилизованном обществе налоги - основная форма доходов государства. Помимо этой сугубо финансовой функции налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние научно-технического прогресса.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Налоги и структура налогов. 5
1.1 Сущность и функции налогов и сборов. 5
1.2 Основные принципы построения налоговой структуры. 15
1.3 Структура действующей налоговой системы 17
Глава 2. Анализ поступления налогов в бюджеты и проблемы налогообложения РФ. 20
2.1 Анализ формирования доходов бюджетов различных уровней 20
2.2. Проблемы налогообложения в России. 29
Глава 3. Методы решения проблемы развития налогообложения РФ 32
3.1 Методы решения выявленных проблем налоговой системы РФ. 32
3.2 Основные направления совершенствования налоговой системы РФ с 2012 г. 35
Заключение 40
Список используемой литературы 42

Файлы: 1 файл

экономическая теория курсовая работа.docx

— 828.66 Кб (Скачать файл)

Тем не менее, в ряде случаев  наличие налоговых льгот может  послужить дополнительным (но все-таки не основным) аргументом в пользу той  или иной деятельности или деловой  активности.

В то же время регулирующая функция налогов действует сразу  и непосредственно при дестимулирующем налоговом подходе. Истинность крылатого выражения «все, что облагается налогом, убывает» не подлежит сомнению. Создание непомерного налогового бремени практически всегда влечет спад производства из-за потери его эффективности. Так, непомерный налоговый гнет российского крестьянства в 30-х годах привел к его ликвидации всего за несколько лет. А уже в наше время, после введения 70%-ного налога на прибыль от деятельности, связанной с видеопоказом, эпоха видеосалонов канула в лету. Кроме того, дестимулирование импорта путем установления повышенных пошлин (политика протекционизма) также влечет резкое сокращение ввоза тех или иных товаров.

Поль Годме в своей книге «Финансовое право» в качестве примера регулирующей функции налогообложения приводит случай, когда введение нового налога имело целью уменьшить избыточную покупательную способность и бороться с инфляцией. Так, в 1948 году во Франции был установлен «исключительный налог для борьбы с инфляцией». Его экономическая цель отражена в самом названии.8

С помощью налогов государство, действительно, способно создать более  или менее благоприятные и  конкурентоспособные условия для  определенных деловых сфер. Но нельзя забывать, что при этом происходит налоговое подавление других сфер. В связи с этим недооценка, как  и переоценка, государством социального  значения некоторых производств  недопустима, так как в противном  случае неизбежно нарушается свобода  конкуренции и принцип справедливости.

4. Контрольная функция.

Через налоги государство  осуществляет контроль за финансово-хозяйственной деятельностью организаций и граждан, а также за источниками доходов и расходами. Благодаря денежной оценке сумм налогов возможно количественное сопоставление показателей доходов с потребностями государства в финансовых ресурсах. Благодаря контрольной функции оценивается эффективность налоговой системы, обеспечивается контроль за видами деятельности и финансовыми потоками. По словам  Дадашева А., через контрольную функцию налогообложения выявляется необходимость внесения изменений в налоговую систему и бюджетную политику.

5. Поощрительная функция.

Как отмечает Е. Покачалова, порядок налогообложения может отражать признание государством особых заслуг определенных категорий граждан перед обществом (предоставление налоговых льгот участникам Великой Отечественной войны, Героям Советского Союза, Героям России и др.). Однако данная функция представляет собой простое приспособление налоговых механизмов для реализации социальной политики государства.9

Существует несколько  принципов классификации налогов:

- по способу взимания налогов;

- по субъекту налогообложения (налогоплательщику);

- по объекту налогообложения;

- по уровню бюджета, в который зачисляется налоговый платеж;

- по целевой направленности ведения налога.10

Косвенные налоги взимаются  в виде надбавки к цене товара, с  оборота реализации товаров, работ  и услуг. К ним относятся акцизы, НДС, фискальные монополии, таможенные пошлины.

Универсальным косвенным  налогом является налог на добавленную  стоимость, им облагаются все товары работы и услуги.

Индивидуальными акцизами облагаются отдельные виды товаров, услуг или  обороты на определённой стадии воспроизводства (например, налог с продаж)

Фискальная монополия  – специфический вид косвенного налога на товары, производство или  реализация которых является исключительной монополией государства. Как правило, государство монополизирует производство и реализацию товаров массового  потребления – хлеб, спички, соль и т.д. Фискальная монополия может  быть полной или частичной. При полной монополии государство монополизирует и производство, и реализацию определённого  вида, при частичной – монополизирует или производство, или реализацию какого-то товара. Государственная  фискальная монополия считается  тяжелым косвенным налогом, поскольку  в результате ее применения происходит удорожание товаров массового потребления, что сказывается на жизненном уровне населения. В Российской Федерации этот вид косвенного налога не применяется.

Таможенные пошлины –  косвенные налоги, применяемые во внешнеэкономической деятельности.

Нужно отметить, что размеры  ставок, определение объектов налогообложения, плательщиков и методов исчисления федеральных (общегосударственных) налогов, а также правила зачисления их сумм в бюджеты разных уровней  определяются законодательством России и являются едиными на всей ее территории:

- региональные налоги (налоги  республик в составе Российской  Федерации и налоги краев, областей, независимой области, самостоятельных  округов) - налог на имущество  предприятий, налог на лесной  доход, вознаграждение за воду, забираемую промышленными предприятиями  из водохозяйственных систем, налог  с продаж, единый налог на вмененный  доход.

- местные налоги - налог  на имущество физических лиц,  земельный налог, регистрационный  сбор с физических лиц, занимающихся  предпринимательской деятельностью,  налог на рекламу, сбор за льгота использования местной символики.

Общеобязательные налоги, которые устанавливаются законодательными актами Российской Федерации и взимаются  на всей ее территории независимо от бюджета, в который они поступают, к  ним относятся задачи общие федеральные  налоги, а также налог на имущество  предприятий, налог на имущество  физических лиц, земельный налог, регистрационный  сбор с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью.11

Факультативные налоги предусмотрены  основами налоговой системы, однако напрямик вводиться они могут  законодательными актами республик  в составе Российской Федерации или же решениями органов государственной власти краев, областей, отдельной области, самостоятельных округов, районов, городов и остальных административно-территориальных образований. Взимание этих налогов на той или другой территории относится к компетенции органов местного самоуправления. К факультативным относятся следующие задачи сбор на нужды образовательных учреждений, взимаемый с юридических лиц, а также общие местные налоги, за исключением тех, какие являются общеобязательными.

В соответствии с бюджетной  системой России налоговые платежи  поступают в бюджеты различных  уровней, на основании чего налоговые  платежи возможно подразделить на:

- закрепленные налоги, какие  напрямую и целиком поступают  в конкретный бюджет или внебюджетный  фонд. Среди них выделяют налоги, какие поступают в федеральный  бюджет, региональный бюджет, местный  бюджет, во внебюджетный фонд.

- регулирующие налоги, какие  поступают одновременно в бюджеты  разных уровней в пропорции,  установленной бюджетным законодательством.                                                                                 На сегодняшний день в налоговой системе России действует несколько таких налогов, например, налог на выручку с предприятий и организаций и подоходный налог с физических лиц. Суммы отчислений по определенным налогам, зачисляемые напрямик в бюджет республики в составе Российской Федерации, краевые, областные бюджеты краев и областей, областной бюджет автономной области, окружные бюджеты самостоятельных округов и бюджеты остальных уровней определяются при утверждении бюджета каждого из субъектов Федерации.12

1.2 Основные принципы  построения налоговой структуры.

Налогообложение строится на своих собственных основных началах, т.е. принципах. В силу специфики  сферы налогообложения оно обладает как экономическими, так и юридическими принципами. К экономическим принципам  можно отнести:

1) принцип справедливости  налогообложения;

2) принцип соразмерности  взимаемых государством платежей  и доходов налогоплательщиков (плательщиков  сборов);

3) принцип определенности  и удобности налогообложения,  который включает в себя учет  государством интересов налогоплательщиков;

4) принцип экономичности,  т.е. сокращения издержек налогообложения.

Юридические принципы налогообложения - это общие и специальные принципы налогового права. Основные принципы налогового права закреплены в ст. 3 НК РФ.13

Из положений названной  статьи можно выделить следующие  основные принципы налогообложения:

1) обязательность. Каждое  лицо должно уплачивать законно  установленные налоги и сборы.  Законодательство о налогах и  сборах основывается на признании  всеобщности и равенства налогообложения;

2) законность. Ни на кого  не может быть возложена обязанность  уплачивать налоги и сборы,  а также иные взносы и платежи,  обладающие установленными НК  РФ признаками налогов или  сборов, не предусмотренные НК  РФ либо установленные в ином  порядке, чем это определено  НК РФ;

3) недискриминационный характер. Налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и подобных критериев. Не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала;

4) обоснованность. Налоги  и сборы должны иметь экономическое  основание и не могут быть  произвольными. Недопустимы налоги  и сборы, препятствующие реализации  гражданами своих конституционных  прав;

5) экономическая целостность.  Не допускается устанавливать  налоги и сборы, нарушающие  единое экономическое пространство  Российской Федерации и, в частности,  прямо или косвенно ограничивающие  свободное перемещение в пределах  территории Российской Федерации  товаров (работ, услуг) или финансовых  средств либо иначе ограничивающие  или создающие препятствия не запрещенной законом экономической деятельности физических лиц и организаций;

6) определенность и доступность.  При установлении налогов должны  быть определены все элементы  налогообложения. Акты законодательства  о налогах и сборах должны  быть сформулированы таким образом,  чтобы каждый точно знал, какие  налоги (сборы), когда и в каком  порядке он должен платить;

7) принцип "презумпции  невиновности налогоплательщика".14

Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов  законодательства о налогах и  сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов). Помимо юридических  и экономических принципов налогообложения, существуют организационные принципы. Организационные принципы налогообложения - это основные положения налоговой  системы и ее структурных элементов. Данные принципы отражают:

1) единство и стабильность  налоговой системы;

2) подвижность и множественность  налогов.

Таким образом, принципы построения налоговой системы в своей  совокупности должны создавать условия  для эффективного выполнения налогами своих функций.

1.3 Структура   действующей налоговой системы

Согласно действующему Налоговому кодексу, в настоящий момент в  России действуют следующие виды налогов:15

-Федеральные (налоги и  сборы, которые выплачиваются  по единым ставкам и стандартам  на всей территории России),

-Региональные (налоги, регулируемые  органами власти субъектов РФ  и обязательные к уплате на  их территории),

-Местные (налоги, устанавливающиеся  представительными органами власти  муниципальных образований и  обязательные к уплате на территории  муниципальных образований)

В число федеральных налогов  входят:

-налог на добавленную  стоимость,

-единый социальный налог,

-налог на доходы физических  лиц,

-акцизы,

-налог на прибыль,

-водный налог,

-налог на добычу полезных  ископаемых,

-сборы за пользование  объектами биологических ресурсов,

-госпошлина.

В число региональных налогов  входят:

-налог на игорный бизнес,

-транспортный налог,

-налог на имущество  юридических лиц.

В перечень местных налогов  входят:

-налог на имущество  физических лиц,

-земельный налог.

Также на территории Российской Федерации действует четыре специальных  налоговых режима:

-упрощенная система налогообложения  (УСН),

-единый налог на вмененный  доход (ЕНВД),

-единый сельхоз налог (ЕСН),

-специальный налоговый  режим, применяемый при выполнении  соглашений о разделе продукции.16

Данные специальные налоговые  режимы, согласно с действующим законодательством, могут предусматривать возможность  освобождения от уплаты некоторых действующих  налогов и сборов.

С 1 января 1992 года в соответствии с проведенной  налоговой реформой на территории Российской Федерации  была сформирована новая налоговая  система, общие принципы организации  которой были определены в Федеральном  Законе «Об основах налоговой  системы в Российской Федерации», принятом 27 декабря 1991 года.

Данный нормативный документ установил перечень подлежащих перечислению в государственный бюджет России налогов, сборов, пошлин и прочих платежей. Также закон определил права, обязанности и ответственность  налоговых органов и налогоплательщиков. Это было только начало формирования законодательной базы налогообложения  в России.

Позднее в процессе становления  системы налогообложения в России был принят и введен в действие главный документ, определивший основные понятия и регулирующий налоговые  отношения в стране – Налоговый  Кодекс РФ.

Информация о работе Налоги и налогооблажение РФ