Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2013 в 21:42, курсовая работа
Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы. В современном цивилизованном обществе налоги - основная форма доходов государства. Помимо этой сугубо финансовой функции налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние научно-технического прогресса.
Введение 3
Глава 1. Налоги и структура налогов. 5
1.1 Сущность и функции налогов и сборов. 5
1.2 Основные принципы построения налоговой структуры. 15
1.3 Структура действующей налоговой системы 17
Глава 2. Анализ поступления налогов в бюджеты и проблемы налогообложения РФ. 20
2.1 Анализ формирования доходов бюджетов различных уровней 20
2.2. Проблемы налогообложения в России. 29
Глава 3. Методы решения проблемы развития налогообложения РФ 32
3.1 Методы решения выявленных проблем налоговой системы РФ. 32
3.2 Основные направления совершенствования налоговой системы РФ с 2012 г. 35
Заключение 40
Список используемой литературы 42
Тем не менее, в ряде случаев наличие налоговых льгот может послужить дополнительным (но все-таки не основным) аргументом в пользу той или иной деятельности или деловой активности.
В то же время регулирующая
функция налогов действует
Поль Годме в своей книге «Финансовое право» в качестве примера регулирующей функции налогообложения приводит случай, когда введение нового налога имело целью уменьшить избыточную покупательную способность и бороться с инфляцией. Так, в 1948 году во Франции был установлен «исключительный налог для борьбы с инфляцией». Его экономическая цель отражена в самом названии.8
С помощью налогов государство,
действительно, способно создать более
или менее благоприятные и
конкурентоспособные условия
4. Контрольная функция.
Через налоги государство осуществляет контроль за финансово-хозяйственной деятельностью организаций и граждан, а также за источниками доходов и расходами. Благодаря денежной оценке сумм налогов возможно количественное сопоставление показателей доходов с потребностями государства в финансовых ресурсах. Благодаря контрольной функции оценивается эффективность налоговой системы, обеспечивается контроль за видами деятельности и финансовыми потоками. По словам Дадашева А., через контрольную функцию налогообложения выявляется необходимость внесения изменений в налоговую систему и бюджетную политику.
5. Поощрительная функция.
Как отмечает Е. Покачалова, порядок налогообложения может отражать признание государством особых заслуг определенных категорий граждан перед обществом (предоставление налоговых льгот участникам Великой Отечественной войны, Героям Советского Союза, Героям России и др.). Однако данная функция представляет собой простое приспособление налоговых механизмов для реализации социальной политики государства.9
Существует несколько
принципов классификации
- по способу взимания налогов;
- по субъекту налогообложения (налогоплательщику);
- по объекту налогообложения;
- по уровню бюджета, в который зачисляется налоговый платеж;
- по целевой направленности ведения налога.10
Косвенные налоги взимаются в виде надбавки к цене товара, с оборота реализации товаров, работ и услуг. К ним относятся акцизы, НДС, фискальные монополии, таможенные пошлины.
Универсальным косвенным налогом является налог на добавленную стоимость, им облагаются все товары работы и услуги.
Индивидуальными акцизами облагаются отдельные виды товаров, услуг или обороты на определённой стадии воспроизводства (например, налог с продаж)
Фискальная монополия
– специфический вид косвенного
налога на товары, производство или
реализация которых является исключительной
монополией государства. Как правило,
государство монополизирует производство
и реализацию товаров массового
потребления – хлеб, спички, соль
и т.д. Фискальная монополия может
быть полной или частичной. При полной
монополии государство
Таможенные пошлины –
косвенные налоги, применяемые во
внешнеэкономической
Нужно отметить, что размеры ставок, определение объектов налогообложения, плательщиков и методов исчисления федеральных (общегосударственных) налогов, а также правила зачисления их сумм в бюджеты разных уровней определяются законодательством России и являются едиными на всей ее территории:
- региональные налоги (налоги
республик в составе
- местные налоги - налог
на имущество физических лиц,
земельный налог,
Общеобязательные налоги,
которые устанавливаются
Факультативные налоги предусмотрены
основами налоговой системы, однако
напрямик вводиться они могут
законодательными актами республик
в составе Российской Федерации или
же решениями органов государственной
власти краев, областей, отдельной области,
самостоятельных округов, районов, городов
и остальных административно-
В соответствии с бюджетной системой России налоговые платежи поступают в бюджеты различных уровней, на основании чего налоговые платежи возможно подразделить на:
- закрепленные налоги, какие
напрямую и целиком поступают
в конкретный бюджет или
- регулирующие налоги, какие
поступают одновременно в
Налогообложение строится на
своих собственных основных началах,
т.е. принципах. В силу специфики
сферы налогообложения оно
1) принцип справедливости налогообложения;
2) принцип соразмерности
взимаемых государством
3) принцип определенности
и удобности налогообложения,
который включает в себя учет
государством интересов
4) принцип экономичности,
т.е. сокращения издержек
Юридические принципы налогообложения
- это общие и специальные
Из положений названной статьи можно выделить следующие основные принципы налогообложения:
1) обязательность. Каждое
лицо должно уплачивать
2) законность. Ни на кого
не может быть возложена
3) недискриминационный характер. Налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и подобных критериев. Не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала;
4) обоснованность. Налоги
и сборы должны иметь
5) экономическая целостность.
Не допускается устанавливать
налоги и сборы, нарушающие
единое экономическое
6) определенность и доступность.
При установлении налогов
7) принцип "презумпции
невиновности
Все неустранимые сомнения,
противоречия и неясности актов
законодательства о налогах и
сборах толкуются в пользу налогоплательщика
(плательщика сборов). Помимо юридических
и экономических принципов
1) единство и стабильность налоговой системы;
2) подвижность и множественность налогов.
Таким образом, принципы построения налоговой системы в своей совокупности должны создавать условия для эффективного выполнения налогами своих функций.
Согласно действующему Налоговому кодексу, в настоящий момент в России действуют следующие виды налогов:15
-Федеральные (налоги и
сборы, которые выплачиваются
по единым ставкам и
-Региональные (налоги, регулируемые органами власти субъектов РФ и обязательные к уплате на их территории),
-Местные (налоги, устанавливающиеся
представительными органами
В число федеральных налогов входят:
-налог на добавленную стоимость,
-единый социальный налог,
-налог на доходы физических лиц,
-акцизы,
-налог на прибыль,
-водный налог,
-налог на добычу полезных ископаемых,
-сборы за пользование
объектами биологических
-госпошлина.
В число региональных налогов входят:
-налог на игорный бизнес,
-транспортный налог,
-налог на имущество юридических лиц.
В перечень местных налогов входят:
-налог на имущество физических лиц,
-земельный налог.
Также на территории Российской Федерации действует четыре специальных налоговых режима:
-упрощенная система
-единый налог на вмененный доход (ЕНВД),
-единый сельхоз налог (ЕСН),
-специальный налоговый
режим, применяемый при
Данные специальные налоговые
режимы, согласно с действующим
С 1 января 1992 года в соответствии с проведенной налоговой реформой на территории Российской Федерации была сформирована новая налоговая система, общие принципы организации которой были определены в Федеральном Законе «Об основах налоговой системы в Российской Федерации», принятом 27 декабря 1991 года.
Данный нормативный документ
установил перечень подлежащих перечислению
в государственный бюджет России
налогов, сборов, пошлин и прочих платежей.
Также закон определил права,
обязанности и ответственность
налоговых органов и
Позднее в процессе становления
системы налогообложения в