Налоги и налогооблажение РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2013 в 21:42, курсовая работа

Описание работы

Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы. В современном цивилизованном обществе налоги - основная форма доходов государства. Помимо этой сугубо финансовой функции налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние научно-технического прогресса.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Налоги и структура налогов. 5
1.1 Сущность и функции налогов и сборов. 5
1.2 Основные принципы построения налоговой структуры. 15
1.3 Структура действующей налоговой системы 17
Глава 2. Анализ поступления налогов в бюджеты и проблемы налогообложения РФ. 20
2.1 Анализ формирования доходов бюджетов различных уровней 20
2.2. Проблемы налогообложения в России. 29
Глава 3. Методы решения проблемы развития налогообложения РФ 32
3.1 Методы решения выявленных проблем налоговой системы РФ. 32
3.2 Основные направления совершенствования налоговой системы РФ с 2012 г. 35
Заключение 40
Список используемой литературы 42

Файлы: 1 файл

экономическая теория курсовая работа.docx

— 828.66 Кб (Скачать файл)

Очень сложной является проблема неплатежей налогов, т. е. Недоимки. Одной  из причин, способствовавших значительному  росту недоимки, стало увеличение объёмов отсроченных платежей, предоставляемых  предприятием имеющим задолженность  по платежам в бюджет, с целью  бронирования поступающих на их расчётные  счета средств для выплаты заработной платы.

Другие причины неплатежей – отсутствие средств на счетах плательщиков, а также низкая платёжная  дисциплина налогоплательщиков в этой связи на основании постановления  правительства, а также нормативных  актов субъектов Федерации проводится реструктуризация задолженности предприятий.

Обращает на себя внимание проблема неэффективности отдельных  элементов налогового механизма. Существует многочисленный аппарат налоговой  инспекции, налоговой полиции, отделов  УВД по борьбе с экономическими преступлениями. А результат работы оставляет  желать лучшего. Из-за неподготовленности кадров этих органов, неумения грамотно провести поддержку, ревизию, зачастую многие и юридические и физические лица легко уходят от ответственности  за сокрытие налогов.

Россию захлестнула волна  разоблачений связанных с незаконными  финансовыми операциями. Теневая  экономика – это наиболее латентный  вид экономической  деятельности, качественно отличающийся от всех других нарушений, требующий большего количества сил и средств для борьбы с ним, в частности применения оперативно-розыскных методов и потому представляющий собой наиболее тяжкий вид социально опасных делений в налоговой сфере.24

Налоговые агенты являются неотъемлемой и 
достаточно  значимой частью функционирования  налоговой системы РФ. Так как именно они исчисляют, удерживают   у налогоплательщика  и перечисляют налоги в соответствующие  бюджеты (внебюджетные фонды). Именно от правильности и эффективности  работы налоговых агентов зависит, какая величина налогов будет удержана и перечислена в бюджет РФ.

Налоговая система является  важнейшим инструментом государства  по стимулированию развития экономики  и социального прогресса в  стране. Совершенствование налоговой  системы Российской Федерации позволит быстро и надёжно решить практически  все вопросы, мешающие стране нормально  и достойно развиваться.25

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Методы решения проблемы развития налогообложения  РФ

3.1 Методы решения  выявленных проблем налоговой  системы РФ.

Оценивая прошедшие годы, следует помнить, что налоговая  система России возникла и с первых же дней своего существования развивается  в условиях экономического кризиса. В тяжелейшей ситуации она сдерживает нарастание бюджетного дефицита, обеспечивает функционирование всего хозяйственного аппарата страны, позволяет, хотя и  не без перебоев, финансировать неотложные государственные потребности, в  основном отвечает текущим задачам  перехода к рыночной экономике. К  созданию российской налоговой системы  был широко привлечен опыт развития зарубежных стран.

Подобная оценка позволяет  объективнее судить о реальности, но отнюдь не перечеркивает задачу улучшения налоговой системы, приведения ее постоянно в соответствие с  текущими проблемами экономической  политики.

Какими должны быть налоги - высокими или низкими - это извечная проблема в теории и практике мирового налогообложения.

Естественное и вполне объяснимое желание большинства  населения уменьшить налоги вступает в противоречие с неотложными  нуждами финансирования хозяйства, решения социальных вопросов, развития фундаментальной науки, обеспечения  обороноспособности государства. С  другой стороны, помимо насущных потребностей в расходах величина налогов должна определяться условиями расширения налоговой базы, которая может  расти только тогда, когда учитываются  интересы товаропроизводителей.

Однако нельзя и снижать  налоги сверх меры. Ведь они играют не только стимулирующую, но и ограничивающую роль. Чрезмерно низкие налоги могут  привести к резкому взлету предпринимательской  активности, что также может вызвать  ряд негативных последствий.

Сегодня под налоговой  реформой имеется в виду, прежде всего, укрепление налоговой системы, ее совершенствование. Для этого  нужно существенно повысить качество планирования и финансирования государственных  расходов, укрепить доходную базу бюджетной  системы, создать необходимые механизмы  контроля за эффективностью использования государственных финансовых ресурсов.

Основные направления  налоговой реформы в России в  должны быть направлены на:

1. ослабление налогового  бремени и упрощение налоговой  системы путем отмены низкоэффективных  налогов и отчислений во внебюджетные  фонды;

2. расширение налоговой  базы благодаря отмене ряда  налоговых льгот, расширению круга  плательщиков налогов и облагаемых  доходов в соответствии с принципом  "налоговой справедливости";

3. постепенное перемещение  налогового бремени с предприятий  на физических лиц;

4. решение комплекса проблем,  связанных со сбором налогов  и контролем за соблюдением налогового законодательства.

На сегодняшний день наиболее целесообразным шагом в области  реформирования налоговой системы  можно предложить:

- расширение прав местных  органов при установлении ставок  налогов на имущество юридических  лиц (но исключить налогообложение  оборотных средств) и граждан;

- унифицирование прямого налогообложения всех юридических лиц, перейдя от налога на доход банков и страховых компаний к налогообложению их прибыли;

- расширение мер по  налоговому стимулированию инвестиционного  процесса и преимущественного  направления предприятиями средств  на развитие, совершенствование  и расширение производства, развитие  малого бизнеса, поддержку аграрного  сектора;

- усиление социальной  направленности налогов. Для этого  нужно постоянно увеличивать,  с одной стороны, необлагаемый  минимум доходов граждан, а  с другой - ставку подоходного  налога лиц с очень высокими  доходами, а также расширить круг  подакцизных предметов роскоши  и повысить ставки акцизов  на них.

В перспективе, когда будет  обеспечена финансовая стабилизация и  в полную силу задействованы рычаги рыночной саморегуляции экономики, можно ставить вопрос о формировании сбалансированной системы взимания налогов, выполняющей не только фискальную, но и в должной мере стимулирующую и регулирующую функции. 26

Реформирование действующей  налоговой системы должно осуществляться в направлениях создания благоприятных  налоговых условий для товаропроизводителей, стимулирования вложения заработных средств  в инвестиционные программы, обеспечения  льготного налогового режима для  иностранных капиталов, привлекаемых в целях решения приоритетных задач развития российской экономики. Эти направления имеют непосредственное отношение практически ко всем федеральным  и региональным налогамУспешность развития страны, в частности, зависит от способности привлечь в экономику капитал. В этих целях необходимо обеспечить достаточный уровень доходности на вложенные инвестиции, сопоставимый с уровнем доходности в других странах. Отдача на капитал формируется с учетом разных составляющих, в том числе и с учетом совокупного уровня налоговой нагрузки. Но благоприятный налоговый режим не может компенсировать низкую конкурентоспособность российской экономики (технологическую отсталость, макроэкономические проблемы, непривлекательный деловой климат и др.). В связи с этим одним из приоритетов налоговой реформы должно стать создание условий, позволяющих России конкурировать на рынке капиталов и других инвестиционных ресурсов.

3.2 Основные направления  совершенствования налоговой системы  РФ  с 2012 гг.

Одним из важнейших направлений  налоговой политики в долгосрочной перспективе является поддержание  такого уровня налоговой нагрузки, который, с одной стороны, не создает  препятствий для устойчивого  экономического роста и, с другой стороны, — отвечает потребностям в  бюджетных доходах для предоставления важнейших государственных услуг. Такой приоритет определен в  Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года, которая  была разработана Минэкономразвития  и одобрена Распоряжением Правительства  РФ от 17.11.2008 г. № 1662-р. В ней определено, что основным стратегическим направлением в сфере налоговой политики является усиление стимулирующего влияния налоговой  системы на развитие экономики при  одновременном выполнении фискальной функции.

В Бюджетном послании Президента РФ Федеральному Собранию РФ от 25.05.2009 г. «О бюджетной политике в 2010-2012 годах» определено, что налоговая политика должна быть нацелена на решение двух основных задач: 27

- модернизацию российской экономики

- обеспечение необходимого уровня доходов бюджетной системы.

 В 2012 – 2014 гг. предполагается внести изменения в налоговое законодательство по акцизам, налогу на прибыль, НДПИ, спецрежимам. Планируется также провести оптимизацию налоговых льгот, например, уточнить перечень доходов, освобождаемых от НДФЛ. Законодатели намерены совершенствовать налогообложение финансовых операций и сделок с ценными бумагами (ввести правила обложения налогами депозитарных расписок, освободить от налога на прибыль процентов по еврооблигациям российских эмитентов и др.). Остановимся на некоторых положениях документа подробнее.

Один из основных вопросов, волнующих работников и работодателей  в преддверии начала следующего года – это ставка страховых взносов. Как указано в опубликованном документе, на период 2012 – 2013 гг. их тарифы будут снижены с 34 до 30 процентов. Максимальная величина выплат, после  которой взносы уже не взимаются  по общей ставке, составит 512 тыс. руб. в следующем году и 567 тыс. руб. –  в 2013 г. Для зарплат, превышающих  эти пороги, будет установлен тариф  взносов 10 процентов.

Как указал Минфин России, в  ближайшее время планируется  совершенствование патентной системы  налогообложения для индивидуальных предпринимателей, а также внесение изменений в законодательство, касающееся иных спецрежимов. В частности, на данный момент находится на рассмотрении законопроект, с принятием которого будет отменен ЕНВД. С 2012 г. будет введена в действие новая глава 26.5 «Патентная система налогообложения» части второй НК РФ. Применять данный режим смогут только индивидуальные предприниматели.

Законодатели предполагают постепенное сокращение сферы применения ЕНВД: в частности, с 1 января 2013 г.

из перечня видов предпринимательской  деятельности, которые могут быть переведены на уплату единого налога, исключаются розничная торговля в магазинах и павильонах с  площадью торгового зала не более 150 кв. м, а также оказание услуг общественного  питания, осуществляемых через объекты  той же площади. Полная отмена ЕНВД запланирована на 1 января 2014 г.

Таким образом, для индивидуальных предпринимателей станет возможным  выбор между общим режимом  налогообложения, упрощенной или патентной  системами налогообложения. Организации, относящиеся к малому бизнесу, смогут при определенных условиях выбирать между общей системой налогообложения  и УСН. При этом будут уточнены ограничения по размеру доходов, дающих право перехода на УСН с 1 января 2013 г. и применения упрощенной системы, за налоговый период, начиная с 2013 г.. 28

Ряд изменений планируется  внести и в нормы о налоге на прибыль. Минфин России отметил, что  в целях более гибкого регулирования  признания расходов на приобретение, реконструкцию и модернизацию основных средств необходимо продолжить разработку новых подходов к классификации  основных средств на группы и определение  норм амортизации. Поэтому на данный момент Росстат осуществляет разработку новой версии Общероссийского классификатора основных фондов (ОКОФ). Структурная  переработка ОКОФ потребует внесения соответствующих изменений в  классификацию основных средств, что  может способствовать реализации принципа построения амортизационных групп  не только в соответствии со сроками  физической эксплуатации основных средств, но и с учетом иных факторов, вызывающих необходимость их ускоренного обновления.

Наряду с этим будет  продолжена работа по оценке эффективности  применения повышающих коэффициентов  к норме амортизации. Так, в частности, предлагается ввести использование  коэффициента ускоренной амортизации  при совершении лизинговых операций, но только если такие операции соответствуют  задачам модернизации экономики  и обновления фондов производственного  сектора. В целях упорядочивания данной меры предполагается разработка перечня видов основных средств, в отношении которых при предоставлении (получении) в лизинг к основной норме  амортизации может применяться  повышающий коэффициент.

Ускоренная амортизация  также, возможно, будет применяться  к энергоэффективному оборудованию, перечень которого планируется разработать.

Также предполагается уточнить порядок признания убытков в  виде безнадежных долгов. Для этого, возможно, будут внесены изменения  в ст. 266 НК РФ в части уточнения, что безнадежными долгами признаются долги, невозможность взыскания которых подтверждена постановлением судебного пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства, в следующих случаях:

– если невозможно установить местонахождение должника, его имущества  либо получить сведения о наличии  принадлежащих ему денежных средств  и иных ценностей, находящихся на счетах, во вкладах или на хранении в банках или иных кредитных организациях;

– если у должника отсутствует  имущество, на которое может быть обращено взыскание, и все принятые судебным приставом-исполнителем допустимые законом меры по отысканию его  имущества оказались безрезультатными.

Целый ряд мер предлагается для усиления налоговой поддержки  налогоплательщиков, на обеспечении  к находятся дети. В частности, уже подготовлен проект Федерального закона «О внесении изменений в статью 218 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации», предусматривающий увеличение размера стандартного налогового вычета на детей, предоставляемого налогоплательщикам. В частности, вычет в размере 3000 руб. будет предоставляться на каждого третьего и последующего ребенка. Правда, законопроектом предусматривается отмена стандартного налогового вычета в размере 400 руб., предоставляемого в настоящее время для всех налогоплательщиков.

Информация о работе Налоги и налогооблажение РФ