Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2013 в 21:42, курсовая работа
Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы. В современном цивилизованном обществе налоги - основная форма доходов государства. Помимо этой сугубо финансовой функции налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние научно-технического прогресса.
Введение 3
Глава 1. Налоги и структура налогов. 5
1.1 Сущность и функции налогов и сборов. 5
1.2 Основные принципы построения налоговой структуры. 15
1.3 Структура действующей налоговой системы 17
Глава 2. Анализ поступления налогов в бюджеты и проблемы налогообложения РФ. 20
2.1 Анализ формирования доходов бюджетов различных уровней 20
2.2. Проблемы налогообложения в России. 29
Глава 3. Методы решения проблемы развития налогообложения РФ 32
3.1 Методы решения выявленных проблем налоговой системы РФ. 32
3.2 Основные направления совершенствования налоговой системы РФ с 2012 г. 35
Заключение 40
Список используемой литературы 42
Очень сложной является проблема неплатежей налогов, т. е. Недоимки. Одной из причин, способствовавших значительному росту недоимки, стало увеличение объёмов отсроченных платежей, предоставляемых предприятием имеющим задолженность по платежам в бюджет, с целью бронирования поступающих на их расчётные счета средств для выплаты заработной платы.
Другие причины неплатежей
– отсутствие средств на счетах
плательщиков, а также низкая платёжная
дисциплина налогоплательщиков в этой
связи на основании постановления
правительства, а также нормативных
актов субъектов Федерации
Обращает на себя внимание проблема неэффективности отдельных элементов налогового механизма. Существует многочисленный аппарат налоговой инспекции, налоговой полиции, отделов УВД по борьбе с экономическими преступлениями. А результат работы оставляет желать лучшего. Из-за неподготовленности кадров этих органов, неумения грамотно провести поддержку, ревизию, зачастую многие и юридические и физические лица легко уходят от ответственности за сокрытие налогов.
Россию захлестнула волна разоблачений связанных с незаконными финансовыми операциями. Теневая экономика – это наиболее латентный вид экономической деятельности, качественно отличающийся от всех других нарушений, требующий большего количества сил и средств для борьбы с ним, в частности применения оперативно-розыскных методов и потому представляющий собой наиболее тяжкий вид социально опасных делений в налоговой сфере.24
Налоговые агенты являются неотъемлемой
и
достаточно значимой частью функционирования
налоговой системы РФ. Так как именно они
исчисляют, удерживают у налогоплательщика
и перечисляют налоги в соответствующие
бюджеты (внебюджетные фонды). Именно от
правильности и эффективности работы
налоговых агентов зависит, какая величина
налогов будет удержана и перечислена
в бюджет РФ.
Налоговая система является важнейшим инструментом государства по стимулированию развития экономики и социального прогресса в стране. Совершенствование налоговой системы Российской Федерации позволит быстро и надёжно решить практически все вопросы, мешающие стране нормально и достойно развиваться.25
Оценивая прошедшие годы, следует помнить, что налоговая система России возникла и с первых же дней своего существования развивается в условиях экономического кризиса. В тяжелейшей ситуации она сдерживает нарастание бюджетного дефицита, обеспечивает функционирование всего хозяйственного аппарата страны, позволяет, хотя и не без перебоев, финансировать неотложные государственные потребности, в основном отвечает текущим задачам перехода к рыночной экономике. К созданию российской налоговой системы был широко привлечен опыт развития зарубежных стран.
Подобная оценка позволяет объективнее судить о реальности, но отнюдь не перечеркивает задачу улучшения налоговой системы, приведения ее постоянно в соответствие с текущими проблемами экономической политики.
Какими должны быть налоги - высокими или низкими - это извечная проблема в теории и практике мирового налогообложения.
Естественное и вполне объяснимое желание большинства населения уменьшить налоги вступает в противоречие с неотложными нуждами финансирования хозяйства, решения социальных вопросов, развития фундаментальной науки, обеспечения обороноспособности государства. С другой стороны, помимо насущных потребностей в расходах величина налогов должна определяться условиями расширения налоговой базы, которая может расти только тогда, когда учитываются интересы товаропроизводителей.
Однако нельзя и снижать налоги сверх меры. Ведь они играют не только стимулирующую, но и ограничивающую роль. Чрезмерно низкие налоги могут привести к резкому взлету предпринимательской активности, что также может вызвать ряд негативных последствий.
Сегодня под налоговой реформой имеется в виду, прежде всего, укрепление налоговой системы, ее совершенствование. Для этого нужно существенно повысить качество планирования и финансирования государственных расходов, укрепить доходную базу бюджетной системы, создать необходимые механизмы контроля за эффективностью использования государственных финансовых ресурсов.
Основные направления налоговой реформы в России в должны быть направлены на:
1. ослабление налогового
бремени и упрощение налоговой
системы путем отмены
2. расширение налоговой
базы благодаря отмене ряда
налоговых льгот, расширению
3. постепенное перемещение
налогового бремени с
4. решение комплекса проблем, связанных со сбором налогов и контролем за соблюдением налогового законодательства.
На сегодняшний день наиболее целесообразным шагом в области реформирования налоговой системы можно предложить:
- расширение прав местных
органов при установлении
- унифицирование прямого налогообложения всех юридических лиц, перейдя от налога на доход банков и страховых компаний к налогообложению их прибыли;
- расширение мер по
налоговому стимулированию
- усиление социальной
направленности налогов. Для
В перспективе, когда будет обеспечена финансовая стабилизация и в полную силу задействованы рычаги рыночной саморегуляции экономики, можно ставить вопрос о формировании сбалансированной системы взимания налогов, выполняющей не только фискальную, но и в должной мере стимулирующую и регулирующую функции. 26
Реформирование действующей
налоговой системы должно осуществляться
в направлениях создания благоприятных
налоговых условий для
Одним из важнейших направлений
налоговой политики в долгосрочной
перспективе является поддержание
такого уровня налоговой нагрузки,
который, с одной стороны, не создает
препятствий для устойчивого
экономического роста и, с другой
стороны, — отвечает потребностям в
бюджетных доходах для
В Бюджетном послании Президента РФ Федеральному Собранию РФ от 25.05.2009 г. «О бюджетной политике в 2010-2012 годах» определено, что налоговая политика должна быть нацелена на решение двух основных задач: 27
- модернизацию российской экономики
- обеспечение необходимого уровня доходов бюджетной системы.
В 2012 – 2014 гг. предполагается внести изменения в налоговое законодательство по акцизам, налогу на прибыль, НДПИ, спецрежимам. Планируется также провести оптимизацию налоговых льгот, например, уточнить перечень доходов, освобождаемых от НДФЛ. Законодатели намерены совершенствовать налогообложение финансовых операций и сделок с ценными бумагами (ввести правила обложения налогами депозитарных расписок, освободить от налога на прибыль процентов по еврооблигациям российских эмитентов и др.). Остановимся на некоторых положениях документа подробнее.
Один из основных вопросов, волнующих работников и работодателей в преддверии начала следующего года – это ставка страховых взносов. Как указано в опубликованном документе, на период 2012 – 2013 гг. их тарифы будут снижены с 34 до 30 процентов. Максимальная величина выплат, после которой взносы уже не взимаются по общей ставке, составит 512 тыс. руб. в следующем году и 567 тыс. руб. – в 2013 г. Для зарплат, превышающих эти пороги, будет установлен тариф взносов 10 процентов.
Как указал Минфин России, в
ближайшее время планируется
совершенствование патентной
Законодатели предполагают постепенное сокращение сферы применения ЕНВД: в частности, с 1 января 2013 г.
из перечня видов
Таким образом, для индивидуальных предпринимателей станет возможным выбор между общим режимом налогообложения, упрощенной или патентной системами налогообложения. Организации, относящиеся к малому бизнесу, смогут при определенных условиях выбирать между общей системой налогообложения и УСН. При этом будут уточнены ограничения по размеру доходов, дающих право перехода на УСН с 1 января 2013 г. и применения упрощенной системы, за налоговый период, начиная с 2013 г.. 28
Ряд изменений планируется
внести и в нормы о налоге на
прибыль. Минфин России отметил, что
в целях более гибкого
Наряду с этим будет
продолжена работа по оценке эффективности
применения повышающих коэффициентов
к норме амортизации. Так, в частности,
предлагается ввести использование
коэффициента ускоренной амортизации
при совершении лизинговых операций,
но только если такие операции соответствуют
задачам модернизации экономики
и обновления фондов производственного
сектора. В целях упорядочивания
данной меры предполагается разработка
перечня видов основных средств,
в отношении которых при
Ускоренная амортизация также, возможно, будет применяться к энергоэффективному оборудованию, перечень которого планируется разработать.
Также предполагается уточнить порядок признания убытков в виде безнадежных долгов. Для этого, возможно, будут внесены изменения в ст. 266 НК РФ в части уточнения, что безнадежными долгами признаются долги, невозможность взыскания которых подтверждена постановлением судебного пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства, в следующих случаях:
– если невозможно установить местонахождение должника, его имущества либо получить сведения о наличии принадлежащих ему денежных средств и иных ценностей, находящихся на счетах, во вкладах или на хранении в банках или иных кредитных организациях;
– если у должника отсутствует
имущество, на которое может быть
обращено взыскание, и все принятые
судебным приставом-исполнителем допустимые
законом меры по отысканию его
имущества оказались
Целый ряд мер предлагается для усиления налоговой поддержки налогоплательщиков, на обеспечении к находятся дети. В частности, уже подготовлен проект Федерального закона «О внесении изменений в статью 218 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации», предусматривающий увеличение размера стандартного налогового вычета на детей, предоставляемого налогоплательщикам. В частности, вычет в размере 3000 руб. будет предоставляться на каждого третьего и последующего ребенка. Правда, законопроектом предусматривается отмена стандартного налогового вычета в размере 400 руб., предоставляемого в настоящее время для всех налогоплательщиков.