Налогооблажение прибыли предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2012 в 07:41, курсовая работа

Описание работы

В условиях рыночной экономики каждый хозяйствующий субъект выступает как обособленный товаропроизводитель, который экономически и юридически самостоятелен. Хозяйствующий субъект самостоятельно выбирает сферу бизнеса, формирует товарный ассортимент, определяет затраты, формирует цены, учитывает выручку от реализации, а следовательно, выявляет прибыль или убыток по результатам деятельности.

Файлы: 1 файл

Курсовик - эк.орг.-оконч.вариант.doc

— 411.50 Кб (Скачать файл)

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

 

В условиях рыночной экономики каждый хозяйствующий  субъект выступает как обособленный товаропроизводитель, который экономически и юридически самостоятелен. Хозяйствующий  субъект самостоятельно выбирает сферу  бизнеса, формирует товарный ассортимент, определяет затраты, формирует цены, учитывает выручку от реализации, а следовательно, выявляет прибыль или убыток по результатам деятельности.

Приоритетной  задачей предприятия в условиях рыночной экономики является удовлетворение потребностей народного хозяйства и граждан в его продукции, работах и услугах с высокими потребительскими свойствами и качеством при минимальных затратах, увеличение вклада в ускорение социально-экономического развития страны. Для осуществления своей главной задачи предприятие обеспечивает увеличение прибыли.

Прибыль является первоочередным стимулом к созданию новых и развитию уже действующих  предприятий. Возможность получения  прибыли побуждает людей искать более эффективные способы сочетания ресурсов, изобретать новые продукты, на которые может возникнуть спрос, применять организационные и технические нововведения, которые обещают повысить эффективность производства. Работая прибыльно, каждое предприятие вносит свой вклад в экономическое развитие общества, способствует созданию и приумножению общественного богатства и росту благосостояния народа.

Прибыль – многозначная экономическая категория. От глубины ее познания и рациональности использования зависит эффективность  коммерческого расчета, ценообразования  и других экономических рычагов хозяйствования. Являясь источником производственного и социального развития, прибыль занимает ведущее место в обеспечении самофинансирования предприятий и объединений, возможности которых во многом определяются тем, насколько доходы превышают затраты.

Тема  прибыли особенно остра для российских предприятий, поскольку затяжной экономический  кризис, составляющими которого являлись высокие налоги и неплатежи, значительно  обесценивал получаемые прибыли. К тому же, оказавшись с начала реформ в условиях «свободного экономического плавания», предприятия уже не могли полагаться на государственную поддержку, они все больше действовали в условиях самоокупаемости и самофинансирования.

Недостаточная теоретическая и практическая разработанность  вышеназванных проблем обосновывает необходимость и актуальность темы курсовой работы.

В то же время, несмотря на то, что исследованию формирования и распределения прибыли предприятия  уделяется большое внимание, существует достаточно много вопросов, связанных  с выявлением резервов роста прибыли, требующих в настоящее время дополнительного изучения.

Все вышеизложенное обусловило выбор темы исследования: «Формирование, распределение и налогообложение прибыли предприятия».

Объектом исследования в данной работе является процесс формирования, распределения и налогообложения прибыли предприятия.

Предметом исследования – прибыль предприятия.

Цель курсовой работы – на основе комплексного анализа формирования, распределения и налогообложения прибыли предприятия определить основные направления ее повышения.

Для реализации поставленной в работе цели были определены следующие задачи:

  1. Провести теоретический анализ состояния и основных направлений изучения исследуемой проблемы.
  2. Определить экономическую сущность и функции прибыли.
  3. Изучить существующие методы планирования и принципы формирования прибыли предприятия.
  4. Рассмотреть направления распределения прибыли.
  5. Проанализировать совершенствование использования прибыли.

Теоретическую и методологическую основу по исследуемой проблеме составили труды отечественных экономистов, таких как Бланк И.А., Ковалев В.В., Савицкая Г.В., Чернов В.И., Шамхалов Ф.Р., Швандар В.А., Яцюк Н.А.

Работа  состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложений.

Во  введении обосновывается актуальность темы исследования, излагаются объект, предмет, цель и задачи исследования.

В первой главе определена роль прибыли в хозяйственной деятельности предприятия; рассмотрены основные функции и источники получения прибыли; изучены методы планирования, принципы формирования и направления распределения прибыли предприятия.

Во  второй главе представлена оценка экономической эффективности капитальных вложений

В заключении делаются общие выводы по теме исследования.

 

Глава 1. Экономическая сущность прибыли и ее роль в деятельности предприятия

 

 

 

    1.  Прибыль как показатель эффективности хозяйственной деятельности предприятия

 

 

 

В условиях рынка  получение прибыли является непосредственной целью производства субъекта хозяйствования. Реализация данной цели возможна в том случае, если субъект хозяйствования производит продукцию, которая по своим потребительским свойствам соответствует потребностям общества. Обществу нужны не рублевые эквиваленты, а конкретные товарно-материальные ценности. Акт реализации продукта означает и общественное признание.

Прибыль как экономическая категория отражает чистый доход, созданный в сфере материального производства в процессе предпринимательской деятельности. Результатом соединения факторов производства (труда, капитала, природных ресурсов) и полезной производительной деятельности хозяйствующих субъектов является готовая продукция, которая становится товаром при условии ее реализации потребителю [2; с. 270].

На стадии продажи  выявляется стоимость товара, включающая стоимость прошлого овеществленного, труда и живого труда. Стоимость живого труда отражает вновь созданную стоимость и распадается на две части. Первая представляет собой заработную плату работников, участвующих в производстве продукции. Ее величина определяется рядом факторов, обусловленных необходимостью воспроизводства рабочей силы. В этом смысле для предпринимателя она представляет часть издержек по производству продукции.

Вторая часть  вновь созданной стоимости отражает чистый доход, который реализуется  только в результате продажи продукции, что означает общественное признание ее полезности. На уровне предприятия в условиях товарно-денежных отношений чистый доход принимает форму прибыли. На рынке товаров предприятия выступают как относительно обособленные товаропроизводители. Установив цену на продукцию, они реализуют ее потребителю, получая при этом денежную выручку, что не означает получение прибыли.

Для выявления финансового результата необходимо сопоставить выручку  с затратами на производство и  реализацию, которые принимают форму себестоимости продукции. Когда выручка превышает себестоимость, финансовый результат свидетельствует о получении прибыли [5; с. 247].

Предприниматель всегда ставит своей целью прибыль, но не всегда ее получает. Если выручка  равна себестоимости, то удалось лишь возместить затраты на производство и реализацию продукции. При реализации без убытков, отсутствует и прибыль как источник производственного, научно-технического и социального развития. При затратах, превышающих выручку, предприятие получает убытки – отрицательный финансовый результат, что ставит его в достаточно сложное финансовое положение, не исключающее и банкротство [8; с. 284].

На  величину прибыли, ее динамику воздействуют факторы как зависящие, так и не зависящие от усилий хозяйствующего субъекта.

Факторы внутренней среды изучаются и учитываются в хозяйственной практике, на них можно воздействовать в плане увеличения прибыли. К внутренним факторам относят: уровень хозяйствования, компетентность менеджера, конкурентоспособность продукции, зарплату, уровень цен на реализуемую продукцию, организации производства и труда.

Вне сферы воздействия предприятия находятся конъюнктура рынка, уровень цен на потребляемые материально-сырьевые и топливно-энергетические ресурсы, нормы амортизационных отчислений.

Перечисленные факторы влияют на прибыль не прямо, а через объем реализуемой  продукции и себестоимость, поэтому  для выяснения конечного финансового  результата необходимо сопоставить  стоимость объема реализуемой продукции  и стоимость затрат и ресурсов, используемых в производстве [2; с. 273].

Прибыль как важнейшая категория рыночных отношений выполняет определенные функции.

Во-первых, характеризует экономический эффект, полученный в результате деятельности предприятия. Однако все аспекты деятельности предприятия с помощью прибыли оценить невозможно. Такого универсального показателя и не может быть. Именно поэтому при анализе производственно-хозяйственной и финансовой деятельности предприятия используется комплексная система показателей.

Во-вторых, прибыль обладает стимулирующей функцией. Ее содержание состоит в том, что она одновременно является финансовым результатом и основным элементом финансовых ресурсов предприятия. В условиях рыночных отношений собственники капитала и менеджеры, ориентируясь на размер прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, принимают решения по поводу дивидендной и инвестиционной политики, проводимой предприятием с учетом перспектив его развития. Прибыль в рыночной экономике – движущая сила и источник обновления производственных фондов и выпускаемой продукции.

В-третьих, прибыль является источником социальных благ для членов трудового коллектива. За счет прибыли, остающейся на предприятии после уплаты налогов и выплаты дивидендов, а также других первоочередных отчислений, осуществляются материальное поощрение, предоставляются социальные льготы работникам, содержатся объекты социальной сферы.

В-четвертых, прибыль является одним из источников формирования бюджетов разных уровней. Она поступает в бюджеты в виде налогов и наряду с другими доходными поступлениями используется для финансирования удовлетворения совместных общественных потребностей, обеспечения выполнения государством своих функций, государственных инвестиционных, производственных, научно-технических и социальных программ [3; с. 400].

В условиях рыночных отношений предприятие должно стремиться если не к получению максимальной прибыли, то, по крайней мере, к тому объему прибыли, который позволял бы ему не только прочно удерживать свои позиции на рынке сбыта своих товаров и оказания услуг, но и обеспечивать динамичное развитие его производства в условиях конкуренции. В конечном итоге это предполагает знание источников формирования прибыли и нахождение методов по лучшему их использованию [5; с. 248].

Как свидетельствует мировая практика, имеются три основных источника получения прибыли.

Первый источник образуется за счет монопольного положения  предприятия по выпуску той или  иной продукции или(и) уникальности продукта. Поддержание этого источника на относительно высоком уровне предполагает постоянное обновление продукта. Здесь следует учитывать такие противодействующие силы, как антимонопольная политика государства и растущая конкуренция со стороны других предприятий.

Второй источник связан непосредственно с производственной и предпринимательской деятельностью. Практически он касается всех предприятий. Эффективность его использования зависит от знания конъюнктуры рынка и умения адаптировать развитие производства под эту постоянно меняющуюся конъюнктуру. Здесь все сводится к проведению соответствующего маркетинга. Величина прибыли в данном случае зависит:

  1. от правильности выбора производственной направленности предприятия по выпуску продукции (выбор продуктов, пользующихся стабильным и высоким спросом);
  2. от создания конкурентоспособных условий продажи своих товаров и оказания услуг (цена, сроки поставки, обслуживание покупателей, послепродажное обслуживание и т.д.);
  3. от объемов производства (чем больше объем производства, тем больше масса прибыли);
  4. от структуры снижения издержек производства.

Третий источник проистекает из инновационной деятельности предприятия. Его использование предполагает постоянное обновление выпускаемой продукции, обеспечение ее конкурентоспособности, рост объемов реализации и увеличение массы прибыли [8; с. 287].

Таким образом, прибыль предприятия – основной фактор его экономического и социального развития. Поэтому важно определить механизм формирования прибыли на предприятии, рассмотреть различные виды прибыли и сферу их применения.

 

 

 

    1.  Методы планирования прибыли предприятия

 

 

 

Прибыль является основным фактором экономического и  социального развития не только для  предприятия, но и для экономики  страны в целом. Поэтому экономически обоснованное планирование прибыли  на предприятиях имеет важное значение. Прибыль (убыток) планируется раздельно по видам, а именно:

  1. от продажи продукции и товаров;
  2. от реализации прочей продукции и услуг нетоварного характера;
  3. от реализации основных средств;
  4. от продажи другого имущества и имущественных прав;
  5. от оплаты выполненных работ и оказанных услуг;
  6. от внереализационных операций [9; с. 218].

Информация о работе Налогооблажение прибыли предприятия