Налогооблажение прибыли предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2012 в 07:41, курсовая работа

Описание работы

В условиях рыночной экономики каждый хозяйствующий субъект выступает как обособленный товаропроизводитель, который экономически и юридически самостоятелен. Хозяйствующий субъект самостоятельно выбирает сферу бизнеса, формирует товарный ассортимент, определяет затраты, формирует цены, учитывает выручку от реализации, а следовательно, выявляет прибыль или убыток по результатам деятельности.

Файлы: 1 файл

Курсовик - эк.орг.-оконч.вариант.doc

— 411.50 Кб (Скачать файл)

Основными методами планирования прибыли являются метод  прямого счета, аналитический метод  и метод совмещенного расчета.

Метод прямого  счета наиболее распространен на предприятиях в современных условиях хозяйствования. Он применяется, как правило, при небольшом ассортименте выпускаемой продукции. Сущность его в том, что прибыль исчисляется как разница между выручкой от реализации продукции (в соответствующих ценах, за вычетом НДС и акцизов) и полной ее себестоимостью. Расчет плановой прибыли (П) ведется по формуле

 

                                                П = (О х Ц) – (О х С),                               (1.1.)

   

где О – объем  выпуска продукции в планируемом  периоде в натуральном выражении; Ц – цена на единицу продукции (за вычетом НДС и акцизов); С – полная себестоимость единицы продукции.

Прибыль по товарному  выпуску (Птп) планируется на основе сметы затрат на производство и реализацию продукции, в которой определяется себестоимость товарного выпуска планируемого периода:

 

                                                 Птп = Цтп – Стп,                                         (1.2.)

 

где Цтп – стоимость товарного выпуска планируемого периода в действующих ценах реализации (без НДС, акцизов, торговых и сбытовых скидок); Стп – полная себестоимость товарной продукции планируемого периода (рассчитывается в смете затрат на производство и реализацию продукции).

Следует отличить плановый размер прибыли в расчете  на товарный выпуск от прибыли, планируемой на объем реализуемой продукции. Прибыль на реализуемую продукцию (Прп) в общем виде рассчитывается по формуле

 

                                                       Прп = Врп – Срп,                                       (1.3.)

 

где Врп – планируемая выручка от реализации продукции в действующих ценах (без НДС, акцизов, торговых и сбытовых скидок); Срп – полная себестоимость реализуемой в предстоящем периоде продукции.

Более детально прибыль от объема реализуемой продукции  в плановом периоде определяется как сумма прибыли остатков нереализованной продукции на начало планового периода (Пон) плюс прибыль от объема выпуска товарной продукции в плановом периоде (Птп) за вычетом прибыли от остатков нереализованной продукции в конце планового периода (Пок) по формуле

 

                                                Прп = Пон + Птп – Пок.                                 (1.4.)

 

Данная методика применима для укрупненного метода прямого счета в планировании прибыли, когда легко определить объем реализуемой продукции в ценах и по себестоимости. Разновидностью метода прямого счета является метод поассортиментного планирования прибыли. При этом методе прибыль суммируется по всем ассортиментным позициям. К полученному результату прибавляется прибыль в остатках готовой продукции, не реализованной на начало планируемого периода [3; с. 412].

Аналитический метод планирования прибыли применяется  при большом ассортименте выпускаемой  продукции, а также как дополнение к методу прямого счета, так как  он позволяет выявить влияние отдельных факторов на плановую прибыль. При аналитическом методе прибыль рассчитывается не по каждому виду выпускаемой в планируемом году продукции, а по всей сравнимой продукции в целом. Прибыль по несравнимой продукции определяется отдельно. Исчисление прибыли аналитическим методом состоит из трех последовательных этапов:

  1. Определение базовой рентабельности как частного от деления ожидаемой прибыли за отчетный год на полную себестоимость сравнимой товарной продукции за тот же период;
  2. Исчисление объема товарной продукции в планируемом периоде по себестоимости отчетного года и определение прибыли на товарную продукцию, исходя из базовой рентабельности;
  3. Учет влияния на плановую прибыль различных факторов (снижение себестоимости сравнимой продукции, повышение ее качества и сортности, изменение ассортимента, цен и т.д.) [3; с. 413].

После выполнения расчетов по всем трем этапам определяется прибыль от реализации товарной продукции. Кроме прибыли от реализации товарной продукции в составе прибыли  учитывается прибыль от реализации прочей продукции и услуг нетоварного характера, прибыль  планируемые внереализационные доходы и расходы.

Прибыль от прочей реализации (продукции и услуг  подсобного сельского хозяйства, автохозяйств, услуг непромышленного характера для капитального строительства, капитального ремонта и т.д.) планируется методом прямого счета. Результат от прочей реализации может быть как положительным, так и отрицательным.

Прибыль (убытки) от традиционных статей внереализационных  доходов и расходов (штрафы, пени, неустойки и пр.) определяется, как правило, на основе опыта прошлых лет. После расчета прибыли (убытков) по остальным видам деятельности, а также внереализационных доходов и расходов и с учетом прибыли реализации товарной продукции определяется валовая (общая) прибыль предприятия [4; 362].

Кроме изложенных способов планирования прибыли (метода прямого счета и аналитического метода) существует так называемый метод совмещенного расчета. В этом случае применяются элементы первого  и второго способов. Так, стоимость товарной продукции в ценах планируемого года и по себестоимости отчетного года определяется методом прямого счета, а воздействие на плановую прибыль таких факторов, как изменение себестоимости, повышение качества, изменение ассортимента, цен и др., выявляется с помощью аналитического метода [3; с. 413].

 

 

 

    1.  Формирование и распределение прибыли предприятия

 

 

 

Рассматривая  прибыль как экономическую категорию, мы говорим о ней абстрактно. Но при планировании и оценке хозяйственной  и финансовой деятельности предприятия, распределении прибыли, оставшейся в распоряжении предприятия, используются конкретные показатели.

Прибыль представляет собой выраженный в денежной форме  чистый доход, представляющий разницу между совокупным доходом и совокупными затратами. Предприятие получает прибыль, если выручка от продаж превышает себестоимость реализованной продукции (работ, услуг). В общем виде показатель прибыли можно рассчитать следующим образом:

 

                                                    П = ВР – С,                                            (1.5.)

 

где П – прибыль  от продаж; С – себестоимость  реализованной продукции (работ, услуг); ВР – выручка от продажи продукции (работ, услуг).

Из данной формулы  следует, что любое изменение  выручки или себестоимости влечет за собой адекватное изменение прибыли [8; с. 224].

Согласно приказу Минфина от 02.07.2010 г. № 66н «О формах бухгалтерской отчетности организации» и в соответствии с формой №2 «Отчет о прибылях и убытках» (Приложение 1) определяются следующие виды прибыли, используемые в настоящее время:

  1. валовая прибыль;
  2. прибыль (убыток) от продаж;
  3. прибыль (убыток) до налогообложения;
  4. чистая (нераспределенная ) прибыль (убыток) отчетного периода [9; с. 221].

Алгоритм формирования прибыли на предприятии представлен на рис. 1.1. [3; с. 403].

 

 

Рис. 1.1. Механизм формирования показателей прибыли

 

Классификация доходов и их состав представлена в Приложении 2.

Валовая прибыль  является показателем деятельности предприятия от производства и реализации продукции. В общем случае она находится под воздействием таких факторов, как изменение объема реализации, структуры товарной продукции, отпускных цен, цен на сырье, материалы, комплектующие изделий, тарифов на энергию и транспортировки, затрат на оплату труда работающих [8; с. 226].

Балансовая прибыль есть показатель эффективности всей финансово-хозяйственной деятельности предприятия. При ее расчете учитывается не только валовая прибыль, но и результаты прочих внереализационных операций.

Балансовая прибыль (убыток) как конечный финансовый результат  деятельности предприятия слагается  из алгебраической суммы следующих  составляющих:

 

                                                     Р = Р1 + Р2 + Р3,                                         (1.6.)

 

где Р – балансовая прибыль (убыток); Р1 – результат реализации продукции; Р2 – результат от финансовой деятельности; Р3 – сальдо доходов и расходов от прочих внереализационных операций.

Таким образом, балансовая прибыль предприятия включает:

  1. прибыль от продаж;
  2. результат от операций с имуществом и финансовой деятельности;
  3. результат от внереализационных операций [9; с. 222].

При этом прибыль  от продаж определяется в два этапа. Вначале рассчитывается валовая прибыль как разница между выручкой от продажи продукции (работ, услуг) без НДС, акцизов и других аналогичных обязательных платежей и себестоимостью проданных товаров без периодических расходов (коммерческих и управленческих). Затем после вычитания коммерческих и управленческих расходов определяется показатель прибыли от продаж.

В случае если в  учетной политике организации не принят порядок списания общехозяйственных  расходов непосредственно на уменьшение выручки от реализации, то они отдельно в качестве управленческих расходов не выделяются, а включаются  в себестоимость реализованных товаров. В организациях торговли, снабжения, сбыта и общественного питания по статье «себестоимость» отражают покупную стоимость реализованных товаров [4; с. 367].

Прибыль от продаж является основной составляющей балансовой прибыли предприятия, поскольку отражает результат от регулярно осуществляемой деятельности по производству и реализации изделий (оказанию услуг), являющейся целью создания предприятий. На ее размер влияют уровень отпускных цен, себестоимость продукции, ассортиментные сдвиги в составе продукции. Прибыль от продаж растет, если в составе реализованной продукции повышается удельный вес высокорентабельных изделий.

Рентабельность  продаж – это показатель, характеризующий  величину прибыли, которую приносит предприятию каждый рубль проданной продукции. Выгодность производства отдельных видов продукции можно оценивать с помощью показателя рентабельности продукции, рассчитанного как

 

                                               Репр = Педед х 100%,                                     (1.7.)

 

где Пед – прибыль на единицу продукции; Сед – себестоимость единицы продукции [8; с. 227].

Второй составляющей балансовой прибыли является результат  от операций с имуществом и финансовой деятельности предприятия, рассчитываемый как

 

                                                   Поп = Доп – Роп,                                       (1.8.)

 

где Доп – операционные доходы; Роп – операционные расходы.

Результат от данной деятельности возникает в связи  со сдачей в аренду временно неиспользуемого имущества и прав, возникающих из патентов на изобретения, промышленные образцы и т.д. в виде дивидендов по ценным бумагам других организаций, в виде прибыли от совместной деятельности и т.п.

Третья составляющая балансовой прибыли – это результат от внереализационных операций:

 

                                                   Пвн = Двн – Рвн,                                      (1.9.)

 

где Двн – внереализационные доходы; Рвн – внереализационные расходы.

Данный результат  представляет собой разницу между полученными и уплаченными штрафами, пенями, неустойками, возмещением убытков; суммами задолженности, по которой истек срок исковой давности; другими внереализационными доходами и расходами [8; с. 228].

Перечень внереализационных прибылей (убытков) предприятия разнороден и довольно обширен. Значительный удельный вес могут составлять доходы от долгосрочных и краткосрочных финансовых вложений и доходы от сдачи имущества в аренду (они учитываются в составе внереализационных прибылей, если сдача имущества в аренду не является основной деятельностью предприятия) [6; с. 184].

Прибыль к налогообложению  учитывает льготы, действующие для  данного предприятия. К таким  льготам относят:

  1. прибыль, направляемую на перевооружение производства;
  2. прибыль, направляемую на природоохранные мероприятия в размере 30% от капвложений;
  3. затраты предприятия на содержание социально-культурной сферы, находящейся на балансе;
  4. взносы на благотворительные цели в экологические и образовательные фонды (не более 3% облагаемой прибыли);
  5. дополнительные льготы для предприятий малого бизнеса [9; с. 223].

Информация о работе Налогооблажение прибыли предприятия