Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2012 в 07:41, курсовая работа
В условиях рыночной экономики каждый хозяйствующий субъект выступает как обособленный товаропроизводитель, который экономически и юридически самостоятелен. Хозяйствующий субъект самостоятельно выбирает сферу бизнеса, формирует товарный ассортимент, определяет затраты, формирует цены, учитывает выручку от реализации, а следовательно, выявляет прибыль или убыток по результатам деятельности.
Основными методами планирования прибыли являются метод прямого счета, аналитический метод и метод совмещенного расчета.
Метод прямого счета наиболее распространен на предприятиях в современных условиях хозяйствования. Он применяется, как правило, при небольшом ассортименте выпускаемой продукции. Сущность его в том, что прибыль исчисляется как разница между выручкой от реализации продукции (в соответствующих ценах, за вычетом НДС и акцизов) и полной ее себестоимостью. Расчет плановой прибыли (П) ведется по формуле
где О – объем
выпуска продукции в
Прибыль по товарному выпуску (Птп) планируется на основе сметы затрат на производство и реализацию продукции, в которой определяется себестоимость товарного выпуска планируемого периода:
где Цтп – стоимость товарного выпуска планируемого периода в действующих ценах реализации (без НДС, акцизов, торговых и сбытовых скидок); Стп – полная себестоимость товарной продукции планируемого периода (рассчитывается в смете затрат на производство и реализацию продукции).
Следует отличить плановый размер прибыли в расчете на товарный выпуск от прибыли, планируемой на объем реализуемой продукции. Прибыль на реализуемую продукцию (Прп) в общем виде рассчитывается по формуле
где Врп – планируемая выручка от реализации продукции в действующих ценах (без НДС, акцизов, торговых и сбытовых скидок); Срп – полная себестоимость реализуемой в предстоящем периоде продукции.
Более детально прибыль от объема реализуемой продукции в плановом периоде определяется как сумма прибыли остатков нереализованной продукции на начало планового периода (Пон) плюс прибыль от объема выпуска товарной продукции в плановом периоде (Птп) за вычетом прибыли от остатков нереализованной продукции в конце планового периода (Пок) по формуле
Данная методика применима для укрупненного метода прямого счета в планировании прибыли, когда легко определить объем реализуемой продукции в ценах и по себестоимости. Разновидностью метода прямого счета является метод поассортиментного планирования прибыли. При этом методе прибыль суммируется по всем ассортиментным позициям. К полученному результату прибавляется прибыль в остатках готовой продукции, не реализованной на начало планируемого периода [3; с. 412].
Аналитический метод планирования прибыли применяется при большом ассортименте выпускаемой продукции, а также как дополнение к методу прямого счета, так как он позволяет выявить влияние отдельных факторов на плановую прибыль. При аналитическом методе прибыль рассчитывается не по каждому виду выпускаемой в планируемом году продукции, а по всей сравнимой продукции в целом. Прибыль по несравнимой продукции определяется отдельно. Исчисление прибыли аналитическим методом состоит из трех последовательных этапов:
После выполнения расчетов по всем трем этапам определяется прибыль от реализации товарной продукции. Кроме прибыли от реализации товарной продукции в составе прибыли учитывается прибыль от реализации прочей продукции и услуг нетоварного характера, прибыль планируемые внереализационные доходы и расходы.
Прибыль от прочей
реализации (продукции и услуг
подсобного сельского хозяйства, автохозяйств,
услуг непромышленного характер
Прибыль (убытки) от традиционных статей внереализационных доходов и расходов (штрафы, пени, неустойки и пр.) определяется, как правило, на основе опыта прошлых лет. После расчета прибыли (убытков) по остальным видам деятельности, а также внереализационных доходов и расходов и с учетом прибыли реализации товарной продукции определяется валовая (общая) прибыль предприятия [4; 362].
Кроме изложенных способов планирования прибыли (метода прямого счета и аналитического метода) существует так называемый метод совмещенного расчета. В этом случае применяются элементы первого и второго способов. Так, стоимость товарной продукции в ценах планируемого года и по себестоимости отчетного года определяется методом прямого счета, а воздействие на плановую прибыль таких факторов, как изменение себестоимости, повышение качества, изменение ассортимента, цен и др., выявляется с помощью аналитического метода [3; с. 413].
Рассматривая
прибыль как экономическую
Прибыль представляет собой выраженный в денежной форме чистый доход, представляющий разницу между совокупным доходом и совокупными затратами. Предприятие получает прибыль, если выручка от продаж превышает себестоимость реализованной продукции (работ, услуг). В общем виде показатель прибыли можно рассчитать следующим образом:
где П – прибыль от продаж; С – себестоимость реализованной продукции (работ, услуг); ВР – выручка от продажи продукции (работ, услуг).
Из данной формулы следует, что любое изменение выручки или себестоимости влечет за собой адекватное изменение прибыли [8; с. 224].
Согласно приказу Минфина от 02.07.2010 г. № 66н «О формах бухгалтерской отчетности организации» и в соответствии с формой №2 «Отчет о прибылях и убытках» (Приложение 1) определяются следующие виды прибыли, используемые в настоящее время:
Алгоритм формирования прибыли на предприятии представлен на рис. 1.1. [3; с. 403].
Рис. 1.1. Механизм формирования показателей прибыли
Классификация доходов и их состав представлена в Приложении 2.
Валовая прибыль является показателем деятельности предприятия от производства и реализации продукции. В общем случае она находится под воздействием таких факторов, как изменение объема реализации, структуры товарной продукции, отпускных цен, цен на сырье, материалы, комплектующие изделий, тарифов на энергию и транспортировки, затрат на оплату труда работающих [8; с. 226].
Балансовая прибыль есть показатель эффективности всей финансово-хозяйственной деятельности предприятия. При ее расчете учитывается не только валовая прибыль, но и результаты прочих внереализационных операций.
Балансовая прибыль (убыток) как конечный финансовый результат деятельности предприятия слагается из алгебраической суммы следующих составляющих:
где Р – балансовая прибыль (убыток); Р1 – результат реализации продукции; Р2 – результат от финансовой деятельности; Р3 – сальдо доходов и расходов от прочих внереализационных операций.
Таким образом, балансовая прибыль предприятия включает:
При этом прибыль от продаж определяется в два этапа. Вначале рассчитывается валовая прибыль как разница между выручкой от продажи продукции (работ, услуг) без НДС, акцизов и других аналогичных обязательных платежей и себестоимостью проданных товаров без периодических расходов (коммерческих и управленческих). Затем после вычитания коммерческих и управленческих расходов определяется показатель прибыли от продаж.
В случае если в учетной политике организации не принят порядок списания общехозяйственных расходов непосредственно на уменьшение выручки от реализации, то они отдельно в качестве управленческих расходов не выделяются, а включаются в себестоимость реализованных товаров. В организациях торговли, снабжения, сбыта и общественного питания по статье «себестоимость» отражают покупную стоимость реализованных товаров [4; с. 367].
Прибыль от продаж является основной составляющей балансовой прибыли предприятия, поскольку отражает результат от регулярно осуществляемой деятельности по производству и реализации изделий (оказанию услуг), являющейся целью создания предприятий. На ее размер влияют уровень отпускных цен, себестоимость продукции, ассортиментные сдвиги в составе продукции. Прибыль от продаж растет, если в составе реализованной продукции повышается удельный вес высокорентабельных изделий.
Рентабельность продаж – это показатель, характеризующий величину прибыли, которую приносит предприятию каждый рубль проданной продукции. Выгодность производства отдельных видов продукции можно оценивать с помощью показателя рентабельности продукции, рассчитанного как
где Пед – прибыль на единицу продукции; Сед – себестоимость единицы продукции [8; с. 227].
Второй составляющей балансовой прибыли является результат от операций с имуществом и финансовой деятельности предприятия, рассчитываемый как
где Доп – операционные доходы; Роп – операционные расходы.
Результат от данной деятельности возникает в связи со сдачей в аренду временно неиспользуемого имущества и прав, возникающих из патентов на изобретения, промышленные образцы и т.д. в виде дивидендов по ценным бумагам других организаций, в виде прибыли от совместной деятельности и т.п.
Третья составляющая балансовой прибыли – это результат от внереализационных операций:
где Двн – внереализационные доходы; Рвн – внереализационные расходы.
Данный результат представляет собой разницу между полученными и уплаченными штрафами, пенями, неустойками, возмещением убытков; суммами задолженности, по которой истек срок исковой давности; другими внереализационными доходами и расходами [8; с. 228].
Перечень внереализационных прибылей (убытков) предприятия разнороден и довольно обширен. Значительный удельный вес могут составлять доходы от долгосрочных и краткосрочных финансовых вложений и доходы от сдачи имущества в аренду (они учитываются в составе внереализационных прибылей, если сдача имущества в аренду не является основной деятельностью предприятия) [6; с. 184].
Прибыль к налогообложению учитывает льготы, действующие для данного предприятия. К таким льготам относят: