Налоговая система России и перспективы ее реформирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 21:17, курсовая работа

Описание работы

Налоговый механизм является одним из основных инструментов государственного регулирования экономики и от того, насколько эффективной будет налоговая система государства, зависит и эффективность функционирования страны и народного хозяйства в целом.
В эффективно работающих моделях налоговой системы, выстроенных в социально развитых странах, налоговый механизм применяется для снятия социальной напряжённости, выравнивания уровня доходов налогоплательщиков, обеспечения политической стабильности и создания условий, благоприятных для экономического роста. При регулировании развития территорий налоги играют в этих странах стимулирующую роль, либо выступают ограничителями социально неэффективных решений.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Основы налоговой системы РФ 5
1.1 Сущность, виды и функции налоговой системы РФ 5
1.2 Характеристика налоговой системы РФ 9
1.3 Проблемы современной налоговой системы РФ 15
Глава 2. Анализ налоговой системы РФ 22
2.1 Анализ исполнения консолидированных бюджетов 22
2.2 Основные итоги реформирования налоговой системы РФ 30
2.3 Основные направления совершенствования и развития налоговой системы РФ 35
Заключение 41
Список используемой литературы 43

Файлы: 1 файл

Курсач.docx

— 661.79 Кб (Скачать файл)

 

Содержание:

 

Введение3

 Глава 1. Основы налоговой системы РФ5

    1. Сущность, виды и функции налоговой системы РФ5
    2. Характеристика налоговой системы РФ9
    3. Проблемы современной налоговой системы РФ15

Глава 2. Анализ налоговой системы  РФ22

2.1   Анализ исполнения консолидированных бюджетов22

2.2   Основные итоги реформирования налоговой системы РФ30

2.3   Основные направления совершенствования и развития налоговой системы РФ35

Заключение41

Список используемой литературы43

 

 

 

 

 

 

Введение

Налоговый механизм является одним из основных инструментов государственного регулирования экономики и от того, насколько эффективной будет  налоговая система государства, зависит и эффективность функционирования страны и народного хозяйства  в целом.

В эффективно работающих моделях  налоговой системы, выстроенных  в социально  развитых странах, налоговый  механизм применяется для снятия социальной напряжённости, выравнивания уровня доходов налогоплательщиков, обеспечения политической стабильности и создания условий, благоприятных  для экономического роста. При регулировании  развития территорий налоги играют в  этих странах стимулирующую роль, либо выступают ограничителями социально  неэффективных решений.

Данная тема весьма актуальна, так как подобным образом должна функционировать налоговая система Российской Федерации, где налоги являются одним из наиболее действенных методов государственного управления экономикой в условиях рыночных отношений. Поддержание эластичности налоговой системы – непременное условие сбалансированности государственной казны.

Целью курсовой работы является рассмотрение и анализ существующей в настоящее время налоговой системы России, выявление ее недостатков и проблем, определение перспектив её развития.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  • определить общие положения о налогах;
  • дать детальную характеристику налоговой системы Российской Федерации;
  • выделить основные проблемы, которые характерны для налоговой системы Российской Федерации;
  • проанализировать аналитические данные, касающиеся налоговой доходной части консолидированного бюджета РФ с целью выявления основных тенденций в налоговой системе РФ;
  • оценить итоги налоговой реформы, проводимой на территории РФ;
  • провести исследования основных возможностей дальнейшему реформированию налоговой системы Российской Федерации.

Объектом исследования выступает налоговая система РФ.

Предметом исследования в курсовой работе являются, налоговые доходы бюджетов различных уровней и проблемы их исполнения.

Методологической базой исследования являются методы наблюдения, сравнения, анализа, статистического и экономического анализа, а так же исторический метод.

Курсовая работа состоит  из двух глав, введения, заключения, списка литературы и двенадцати рисунков. В каждой главе по три параграфа. В первой главе излагаются теоретические основы налоговой системы РФ. Во второй главе проводится анализ проблем функционирования налоговой системы РФ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Основы налоговой  системы РФ

1.1 Сущность, виды и функции налоговой системы.

В настоящее время сложилось  несколько подходов к определению  понятия налоговой системы. Так, согласно первому, налоговая система – это система экономико-правовых отношений между государством и хозяйствующими субъектами, возникающих по поводу формирования доходной части государственного бюджета путём отчуждения части дохода собственника, посредством системы законодательно установленных налогов и сборов и других обязательных платежей, исчисление, уплата и контроль за поступлением которых осуществляются по единой методологии налогообложения, разработанной в данном обществе.

В соответствии с другим подходом, налоговая система – это совокупность налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимаемых в установленном законодательством порядке.

Также налоговая система рассматривается как совокупность предусмотренных законодательством налогов, сборов, принципов, форм и методов их установления, изменения или отмены, уплаты, осуществления налогового контроля, а также привлечения к ответственности и мер ответственности за нарушение налогового законодательства.

Налоговую систему можно  определить как целостное единство четырех основных ее элементов: системы  законодательства о налогах и  сборах, системы налогов и сборов, плательщиков налогов и сборов и  систем налогового администрирования, каждый из которых при этом находится  друг с другом в тесной взаимосвязи  и взаимозависимости.

Как известно, налоги появились  с разделением общества на классы и возникновением государства, как  «взносы граждан, необходимые для  содержания публичной власти»1. В истории развития общества еще ни одно государство не смогло обойтись без налогов, поскольку для выполнения своих функций по удовлетворению коллективных потребностей ему требуется определенная сумма денежных средств, которые могут быть собраны только посредством налогов. Исходя из этого минимальный размер налогового бремени определяется суммой расходов государства на исполнение минимума его функций: управление, оборона, суд, охрана порядка, чем больше функций возложено на государство, тем больше оно должно собирать налогов. Налоги выражают обязанность всех юридических и физических лиц, получающих доходы, участвовать в формировании государственных финансовых ресурсов. Поэтому налоги выступают важнейшим звеном финансовой политики государства в современных условиях.

В дополнение ко всему необходимо выделить объекты налогообложения, льготы по налогам согласно закону.

Объектами налогообложения, согласно Закону РФ, являются доходы (прибыль), стоимость отдельных товаров, отдельные  виды деятельности налогоплательщика, операции с ценными бумагами, пользование  природными ресурсами, имущества юридических  и физических лиц, передача имущества, добавленная стоимость продукции, работ и услуг и другие объекты, установленные законодательными актами.

По налогам могут устанавливаться  в порядке и на условиях, определяемых законодательными актами, следующая  льгота2:

  • необлагаемый минимум объекта налога;
  • изъятие из обложения определенных элементов объекта налога;
  • освобождение от уплаты налога отдельных лиц или категории плательщиков;
  • понижение налоговых ставок;
  • вычет из налогового оклада (налогового платежа за расчетный период);
  • целевые налоговые льготы, включая налоговые кредиты (отсрочку взимания налогов);
  • прочие налоговые льготы.

Для более детального рассмотрения проблем налоговой системы России необходимо также рассмотреть понятие  “налоговое бремя”.

Налоговое бремя – это  величина налоговой суммы, взимаемой  с налогоплательщика. Оно зависит, прежде всего, от размеров прибыли налогоплательщика.

Сущность налоговой системы  РФ сформулирована в ст.6 Налогового Кодекса РФ: «Налоговая система РФ представляет собой совокупность предусмотренных  настоящим Кодексом федеральных, региональных и местных налогов, принципов, форм и методов их установления, изменения  и отмен, уплаты и применения мер  по обеспечению их уплаты, осуществления  налогового контроля, а также привлечения  к ответственности и мер ответственности  за нарушение налогового законодательства».

Экономическое содержание налогов  выражается взаимоотношениями хозяйствующих  субъектов и граждан, с одной  стороны, и государства, с другой стороны, по поводу формирования государственных  финансов.

Виды налогов

Налоги бывают двух видов:

  1. Налоги на доходы и имущество

– подоходный налог с  физических лиц;

– налог на прибыль предприятий (корпораций, фирм);

– социальные налоги;

– поимущественные налоги, в том числе налоги на собственность, включая землю и другую недвижимость;

– налоги на перевод прибыли  и капитала за рубеж и др.

Они взимаются с конкретного  физического или юридического лица, их называют прямыми налогами. Прямые налоги трудно перенести на потребителя. Из них легче всего дело обстоит с налогами на землю и на другую недвижимость: они включаются в арендную и квартирную плату, цену сельскохозяйственной продукции.

  1. Налоги на товары и услуги

– налог с продаж, который  в большинстве развитых стран  в настоящее время заменён  налогом на добавленную стоимость (НДС);

– акцизы (налоги, прямо включаемые в цену товара или услуги);

– таможенные пошлины;

– налог на наследство, на сделки с недвижимостью и ценными  бумагами и др.3

Они частично или полностью  переносятся на цену товара или услуги – косвенные налоги. Плательщиком этих налогов становится, в конечном счете, потребитель (покупатель) этих товаров.

Косвенные налоги переносятся  на конечного потребителя в зависимости  от степени эластичности спроса на товары и услуги, облагаемые этими  налогами. Чем менее эластичен  спрос, тем большая часть налога перекладывается на потребителя. Чем  менее эластично предложение, тем  меньшая часть налога перекладывается  на потребителя, а большая уплачивается за счет прибыли.

Функции налогов

Налоги как стоимостная  категория имеют свои отличительные  признаки и функции, которые выявляют их социально-экономическую сущность и назначение. Развитие налоговых  систем исторически определили три  основные его функции: фискальную, стимулирующую  и регулирующую.

В настоящее время налоговой  системе России присущ преимущественно  фискальный характер, что затрудняет реализацию заложенного в налоге стимулирующего и регулирующего  начала.

Суть фискальной функции  заключается в обеспечении поступления  необходимых средств в бюджеты разных уровней для покрытия государственных расходов. Во всех государствах, при всех общественных формациях налоги в первую очередь выполняли фискальную функцию, т. е. обеспечивали финансирование общественных расходов, в первую очередь расходов государства. Однако это не означает, что стимулирующая и регулирующая функции менее важны.

Выполнение регулирующей и стимулирующей функций достигается  путём участия государства в  воспроизводственном процессе, но не в форме прямого директивного вмешательства, а путём управления потоками инвестиций в отдельные  отрасли, усиления или ослабления процессов  накопления капитала в различных  сферах экономики, расширения или уменьшения платёжеспособного спроса населения.

Однако между стимулирующей и регулирующей функциями налогов есть различия. Если регулирующее действие ориентировано на отраслевой и народнохозяйственный уровень, т.е. на макроэкономические процессы и пропорции, то стимулирующая роль более приближена к микроэкономике и учитывает интересы конкретного хозяйствующего субъекта. Регулирующая и стимулирующая роль налогов проявляется путём влияния на спрос и предложение, инвестиции и сбережения, масштабы и темпы роста производства в целом и отдельных отраслях экономики. 4 Это воздействие достигается через изменения размеров ставок налогов, применение льгот и санкций, налоговых кредитов и отсрочек платежей, а также другие.

1.2 Характеристика налоговой системы Российской Федерации

Созданная в Российской Федерации  налоговая система по своей общей  структуре и по перечню налоговых  платежей в основном соответствует  системам налогообложения в странах  с рыночной экономикой.

Элементами, характеризующими налоговую систему как таковую, являются:

1) виды налогов, законодательно  принятые в государстве органами  законодательной власти соответствующих  территориальных образований.

На территории нашей страны взимают три вида налогов: местные, региональные и федеральные.

Федеральные налоги и сборы  устанавливаются НК РФ и обязательны  к уплате на всей территории Российской Федерации. В настоящее время  к федеральным налогам и сборам относятся:

- налог на добавленную  стоимость;

- акцизы;

- налог на доходы физических  лиц;

- единый социальный налог;

- налог на прибыль организаций;

- налог на добычу полезных  ископаемых;

- водный налог;

- сборы за пользование  объектами животного мира и  за пользование объектами водных  биологических ресурсов;

- государственная пошлина.

Региональными налогами признаются налоги, которые установлены НК РФ и законами субъектов РФ о налогах  и сборах и обязательны к уплате на территориях соответствующих  субъектов РФ. В настоящее время  к региональным налогам относятся:

Информация о работе Налоговая система России и перспективы ее реформирования