Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 21:17, курсовая работа
Налоговый механизм является одним из основных инструментов государственного регулирования экономики и от того, насколько эффективной будет налоговая система государства, зависит и эффективность функционирования страны и народного хозяйства в целом.
В эффективно работающих моделях налоговой системы, выстроенных в социально развитых странах, налоговый механизм применяется для снятия социальной напряжённости, выравнивания уровня доходов налогоплательщиков, обеспечения политической стабильности и создания условий, благоприятных для экономического роста. При регулировании развития территорий налоги играют в этих странах стимулирующую роль, либо выступают ограничителями социально неэффективных решений.
Введение 3
Глава 1. Основы налоговой системы РФ 5
1.1 Сущность, виды и функции налоговой системы РФ 5
1.2 Характеристика налоговой системы РФ 9
1.3 Проблемы современной налоговой системы РФ 15
Глава 2. Анализ налоговой системы РФ 22
2.1 Анализ исполнения консолидированных бюджетов 22
2.2 Основные итоги реформирования налоговой системы РФ 30
2.3 Основные направления совершенствования и развития налоговой системы РФ 35
Заключение 41
Список используемой литературы 43
Сокращение поступлений акцизов по подакцизным товарам (продукции), произведенным на территории Российской Федерации произошло в Пензенской области.
Рисунок 9. Темп роста акцизов по подакцизным товарам
на 1 февраля 2012 г. к 1 февраля 2011 г., %
Рисунок 10. Динамика поступлений акцизов по подакцизным товарам
в январе 2012 г. в сравнении с 2011 г., млн. руб.
Заработная плата и начисления на выплаты по оплате труда субъектов Приволжского федерального округа.
На 1 февраля 2012 года расходы Приволжского федерального округа на заработную плату и начисления на выплаты по оплате труда составили 3,1 млрд. рублей, что составляет 34,7% от суммы расходов на 1 февраля 2011 года (темп в среднем по Российской Федерации 39,2%) и 6% от общей суммы расходов на 1 февраля 2012 года (по Российской Федерации 9,8%).
В 11 регионах доля расходов на заработную плату и начисления на выплаты по оплате труда составила более 5%, наибольшая доля сложилась у следующих регионов: Ульяновская область (11,4%), Республика Марий Эл (10,1%), Кировская область (10%), Саратовская область (9,4%), Самарская область (8,7%). ( Рисунок 11.)
Наибольшее снижение расходов
наблюдается у следующих
Рисунок 11. Доля расходов на оплату труда и начислений в расходах
на 1 февраля 2012 г., %
Рисунок 12. Динамика расходов на оплату труда и начислений
в январе 2012 г. в сравнении с 2011 г., млрд. руб.
2.2 Основные итоги
реформирования налоговой
Налоговая реформа в России продолжается уже более пятнадцати лет. Были и положительные, были и отрицательные результаты этой реформы.
Итак, нельзя не отметить, что
ситуация в налоговой сфере российской
экономики в последние 5-6 лет значительно
улучшилась за счет целенаправленной
политики правительства по снижению
и оптимизации структуры
Одним из главных достижений налоговой реформы в нашей стране стало принятие Налогового кодекса РФ – до этого, порядок исчисления и уплаты налогов регулировался множеством законодательных актов, что очень сильно усложняло систему налогового администрирования.
В качестве положительного момента можно отметить и введение презумпции невиновности для налогоплательщиков (в 1 части Налогового кодекса РФ).
Одним из главных успехов
отечественной налоговой
В 2005 году принят ряд федеральных
законов, реализация которых позволила
обеспечить совершенствование налогового
администрирования с одной
Так, по налогу на прибыль организаций с 2006 года введен новый порядок налогового учета определенных видов расходов. В частности, разрешено единовременно признавать расходами в целях налогообложения 10% стоимости введенных в эксплуатацию объектов основных средств.
Начиная с 2006 года в составе расходов,
учитываемых при расчете
Кроме того, убытки прошлых налоговых периодов могут быть приняты в уменьшение налоговой базы текущего налогового периода в 2006 году в размере не выше 50% налоговой базы (до 2006 года применялось ограничение в 30%). Начиная с 2007 года указанное ограничение было снято полностью.
Внесены существенные изменения в порядок исчисления и уплаты НДС. Так, в частности, с 1 января 2006 года отменено налогообложение авансовых платежей по экспортным поставкам, осуществляется переход на метод отгрузки и т.д.
Важнейшим шагом на пути создания благоприятного инвестиционного климата и стимулирования развития высокотехнологичных отраслей производства явилось принятие в 2005 году Федерального закона о создании в Российской Федерации свободных экономических зон.
Был законодательно определен правовой режим особых экономических зон на территории Российской Федерации, порядок их создания и прекращения, а также особенности ведения предпринимательской деятельности, установлен ряд существенных налоговых льгот и преференций для резидентов особых экономических зон.
Остановимся подробнее на итогах налоговой
реформы в РФ в 2005-2007 годах. Оценим
последствия изменений в
1 . Федеральный закон от 6 июня 2005 года № 58-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты о налогах и сборах». Закон, в частности, предусматривает, что 10 % от стоимости капитальных вложений могут сразу относиться на себестоимость, а остальные 90% будут амортизироваться в установленном законом порядке.
Введение «10 % амортизационной премии»
имело в целом положительный
экономический эффект. Вместе с тем,
по мнению ряда предприятий России
в целях совершенствования
Кроме того целесообразно рассмотреть вопрос о дальнейшем увеличении амортизационной премии. Это позволит хозяйствующим субъектам за счет налогового высвобождения финансовых средств проводить более активную промышленную и инвестиционную политику, обновлять основные средства и в целом поднимать уровень производительности и экономической рентабельности предприятий.
2. Федеральный закон от 27 июля 2006 года № 144-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса РФ в части создания благоприятных условий налогообложения для налогоплательщиков, осуществляющих деятельность в области информационных технологий, а также внесения других изменений, направленных на повышение эффективности налоговой системы».
Закон, в частности, предусматривает
равномерное включение
3. Федеральный закон от 13 марта 2006 года № 39-ФЗ «О внесении изменений в главы 26.1 и 26.3 части второй Налогового кодекса РФ и статью 2.1 Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса РФ и некоторые другие акты законодательства РФ о налогах и сборах», а также о признании утратившими силу отдельных актов законодательства РФ о налогах и сборах». Закон уточнил порядок освобождения организаций, являющихся плательщиками единого сельскохозяйственного налога, от уплаты налога на прибыль организаций, налога на имущество организаций и единого социального налога.
Указанные изменения положительно
отразились на сельскохозяйственных товаропроизводителях.
Отмечается снижение трудозатрат на
составление налоговой
4. Федеральный закон от 27 июля 2006 года № 137 –ФЗ «О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса РФ и в отдельные законодательные акты РФ в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования».
Основными задачами разработки и принятия
указанного Закона являлись совершенствование
правового регулирования
До сих пор сохраняется
По новым правилам налоговый орган не вправе проводить у налогоплательщика в течение одного года более двух выездных налоговых проверок. Однако здесь же в Налоговом кодексе РФ предусматривается целый ряд исключений, которые могут сочетаться в различных вариантах. Тем самым проверка с учетом возможных продлений опять может быть затянута на длительный срок (до 15 месяцев).
Также следует отметить, что в
ФЗ № 137 отсутствуют нормы, обеспечивающие
соблюдение налоговыми органами сроков
проверки и сроков вынесения решения
по ним, при рассмотрении проекта
закона также были отклонены поправки,
предусматривающие уголовную
Введение статьи 101.2 НК РФ, устанавливающей обязательный порядок досудебного урегулирования споров с налоговым органом путем подачи апелляционной жалобы в вышестоящий налоговый орган, приводит к весьма существенным последствиям для налогоплательщика:
- срок на подачу апелляционной
жалобы с одновременным
- до тех пор пока
7. Федеральный закон от 27 июля 2006 года № 151-ФЗ «О внесении изменений в главу 26 части второй Налогового кодекса РФ и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов РФ». Закон, в частности, установил нулевую ставку налога на добычу полезных ископаемых для отдельных видов месторождений с учетом степени их выработанности и обезвоживания.
Принятие Закона в целом оказало положительный эффект. Вместе с тем, следует отметить, что указанные льготы, в соответствии с текстом Закона, могут быть применены только при наличии «прямого метода учета нефти обессоленной, обезвоженной и стабилизированной» по льготируемому лицензионному участку. Следовательно, льготы можно применять только для лицензионных участков, имеющих отдельную подготовку нефти до товарных кондиций. В итоге можно сделать вывод, что предполагаемая при принятии ФЗ № 151 мотивация нефтяных компаний по работе с выработанными месторождениями оказалась осуществимой не в полной мере из-за привязки к «прямому методу учета нефти обессоленной, обезвоженной и стабилизированной».
2.3 Основные направления совершенствования и развития налоговой системы РФ
Налоговая система нашей страны
нуждается в дальнейшем реформировании.
Попытаемся выделить основные направления
совершенствования налоговой
1) по мере снижения
обязательств государства в
2) сделать налоговую систему
более справедливой по
3) налоговая система должна
обеспечить снижение уровня
Информация о работе Налоговая система России и перспективы ее реформирования