Налоговая система России и перспективы ее реформирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 21:17, курсовая работа

Описание работы

Налоговый механизм является одним из основных инструментов государственного регулирования экономики и от того, насколько эффективной будет налоговая система государства, зависит и эффективность функционирования страны и народного хозяйства в целом.
В эффективно работающих моделях налоговой системы, выстроенных в социально развитых странах, налоговый механизм применяется для снятия социальной напряжённости, выравнивания уровня доходов налогоплательщиков, обеспечения политической стабильности и создания условий, благоприятных для экономического роста. При регулировании развития территорий налоги играют в этих странах стимулирующую роль, либо выступают ограничителями социально неэффективных решений.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Основы налоговой системы РФ 5
1.1 Сущность, виды и функции налоговой системы РФ 5
1.2 Характеристика налоговой системы РФ 9
1.3 Проблемы современной налоговой системы РФ 15
Глава 2. Анализ налоговой системы РФ 22
2.1 Анализ исполнения консолидированных бюджетов 22
2.2 Основные итоги реформирования налоговой системы РФ 30
2.3 Основные направления совершенствования и развития налоговой системы РФ 35
Заключение 41
Список используемой литературы 43

Файлы: 1 файл

Курсач.docx

— 661.79 Кб (Скачать файл)

Сокращение поступлений  акцизов по подакцизным товарам (продукции), произведенным на территории Российской Федерации произошло  в Пензенской области.


Рисунок 9. Темп роста акцизов по подакцизным товарам 

на 1 февраля 2012 г. к 1 февраля 2011 г., %

 

Рисунок 10. Динамика поступлений акцизов  по подакцизным товарам 

в январе 2012 г. в сравнении с 2011 г., млн. руб.

 

 

Заработная плата и  начисления на выплаты по оплате труда  субъектов Приволжского федерального округа.

На 1 февраля 2012 года расходы  Приволжского федерального округа на заработную плату и начисления на выплаты по оплате труда составили 3,1 млрд. рублей, что составляет 34,7% от суммы расходов на 1 февраля 2011 года (темп в среднем по Российской Федерации 39,2%) и 6% от общей суммы расходов на 1 февраля 2012 года (по Российской Федерации 9,8%).

В 11 регионах доля расходов на заработную плату и начисления на выплаты по оплате труда составила  более 5%, наибольшая доля сложилась  у следующих регионов: Ульяновская  область (11,4%), Республика Марий Эл (10,1%), Кировская область (10%), Саратовская  область (9,4%), Самарская область (8,7%). ( Рисунок 11.)

Наибольшее снижение расходов наблюдается у следующих регионов: Республика Башкортостан (снижение на 76,4%), Удмуртская Республика (снижение на 76%), Чувашская Республика (снижение на 71,6%), Пермский край (снижение на 71,2%), Нижегородская область (снижение на 67,2%), Оренбургская область (снижение на 66,7%). ( Рисунок 12.)


Рисунок 11. Доля расходов на оплату труда  и начислений в расходах

на 1 февраля 2012 г., %

Рисунок 12. Динамика расходов на оплату труда и начислений

в январе 2012 г. в сравнении с 2011 г., млрд. руб.

 

 

2.2 Основные итоги  реформирования налоговой системы  РФ

Налоговая реформа в России продолжается уже более пятнадцати лет. Были и положительные, были и  отрицательные результаты этой реформы.

Итак, нельзя не отметить, что  ситуация в налоговой сфере российской экономики в последние 5-6 лет значительно  улучшилась за счет целенаправленной политики правительства по снижению и оптимизации структуры налогового бремени, улучшения администрирования  и совершенствования законодательства. 10 Среди последних мероприятий по снижению налогового бремени следует отметить снижение ставки НДС (с 20 до 18 %), и, конечно же, значительное снижение ставки единого социального налога (с 35,6 до 26 %). Значительно сократилась налоговая нагрузка на малый бизнес (за счет введения специальных налоговых режимов), что дало малым предприятиям дополнительные денежные средства для развития, на сельскохозяйственные предприятия (за счет введения единого сельскохозяйственного налога), на обрабатывающие отрасли промышленности.

Одним из главных достижений налоговой реформы в нашей  стране стало принятие Налогового кодекса  РФ – до этого, порядок исчисления и уплаты налогов регулировался  множеством законодательных актов, что очень сильно усложняло систему  налогового администрирования.

В качестве положительного момента можно отметить и введение презумпции невиновности для налогоплательщиков (в 1 части Налогового кодекса РФ).

Одним из главных успехов  отечественной налоговой системы  является успешное сокращение налогообложения  фонда заработной платы. С уменьшением  ставки налога на доходы физических лиц  его сборы в 2001-2002 увеличились  более чем на 40 %. Сборы единого  социального налога после уменьшения ставки ЕСН выросли на 30 %, а заработная плата выросла на 4-6 %. Многие налогоплательщики  стали «выходить из тени», сократились  выплаты заработной платы «в конвертах».

В 2005 году принят ряд федеральных  законов, реализация которых позволила  обеспечить совершенствование налогового администрирования с одной стороны, а также снижение налоговой нагрузки и, следовательно, стимулирование создания условий для притока инвестиций в реальный сектор экономики, с другой стороны.

Так, по налогу на прибыль организаций с 2006 года введен новый порядок налогового учета определенных видов расходов. В частности, разрешено единовременно признавать расходами в целях налогообложения 10% стоимости введенных в эксплуатацию объектов основных средств.

Начиная с 2006 года в составе расходов, учитываемых при расчете налоговой  базы по налогу на прибыль организаций, в полной сумме учитываются затраты  на осуществление опытно-конструкторских  и научно-исследовательских работ (НИОКР), не давших положительного результата. Одновременно срок, в течение которого относятся на расходы затраты  на НИОКР, результаты которых используются в производственной деятельности, уменьшился с 3 до 2 лет.

Кроме того, убытки прошлых налоговых  периодов могут быть приняты в  уменьшение налоговой базы текущего налогового периода в 2006 году в размере  не выше 50% налоговой базы (до 2006 года применялось ограничение в 30%). Начиная с 2007 года указанное ограничение было снято полностью.

Внесены существенные изменения в  порядок исчисления и уплаты НДС. Так, в частности, с 1 января 2006 года отменено налогообложение авансовых  платежей по экспортным поставкам, осуществляется переход на метод отгрузки и т.д.

Важнейшим шагом на пути создания благоприятного инвестиционного климата  и стимулирования развития высокотехнологичных  отраслей производства явилось принятие в 2005 году Федерального закона о создании в Российской Федерации свободных  экономических зон.

Был законодательно определен правовой режим особых экономических зон  на территории Российской Федерации, порядок  их создания и прекращения, а также особенности ведения предпринимательской деятельности, установлен ряд существенных налоговых льгот и преференций для резидентов особых экономических зон.

Остановимся подробнее на итогах налоговой  реформы в РФ в 2005-2007 годах. Оценим последствия изменений в налоговом  законодательстве в указанном периоде.

1 . Федеральный закон от 6 июня 2005 года № 58-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты о налогах и сборах». Закон, в частности, предусматривает, что 10 % от стоимости капитальных вложений могут сразу относиться на себестоимость, а остальные 90% будут амортизироваться в установленном законом порядке.

Введение «10 % амортизационной премии»  имело в целом положительный  экономический эффект. Вместе с тем, по мнению ряда предприятий России в целях совершенствования данного  механизма необходимо установить возможность  применения амортизационной премии не ко всем объектам, а к отдельным  объектам по усмотрению самих предприятий  в зависимости от различных факторов (стоимости основных средств, срока  службы оборудования, назначения использования  и т.д.).

Кроме того целесообразно рассмотреть  вопрос о дальнейшем увеличении амортизационной  премии. Это позволит хозяйствующим  субъектам за счет налогового высвобождения  финансовых средств проводить более активную промышленную и инвестиционную политику, обновлять основные средства и в целом поднимать уровень производительности и экономической рентабельности предприятий.

2. Федеральный закон от 27 июля 2006 года № 144-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса РФ в части создания благоприятных условий налогообложения для налогоплательщиков, осуществляющих деятельность в области информационных технологий, а также внесения других изменений, направленных на повышение эффективности налоговой системы».

Закон, в частности, предусматривает  равномерное включение налогоплательщиками  расходов на НИОКР в состав прочих расходов в течение 1 года при условии  использования указанных исследований и разработок в производстве. Данная норма в целом положительно отразилась на деятельности организаций.

3. Федеральный закон от 13 марта 2006 года № 39-ФЗ «О внесении изменений в главы 26.1 и 26.3 части второй Налогового кодекса РФ и статью 2.1 Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса РФ и некоторые другие акты законодательства РФ о налогах и сборах», а также о признании утратившими силу отдельных актов законодательства РФ о налогах и сборах». Закон уточнил порядок освобождения организаций, являющихся плательщиками единого сельскохозяйственного налога, от уплаты налога на прибыль организаций, налога на имущество организаций и единого социального налога.

Указанные изменения положительно отразились на сельскохозяйственных товаропроизводителях. Отмечается снижение трудозатрат на составление налоговой отчетности и уменьшение документооборота на предприятиях-производителях сельскохозяйственной продукции.

4. Федеральный закон от 27 июля 2006 года № 137 –ФЗ «О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса РФ и в отдельные законодательные акты РФ в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования».

Основными задачами разработки и принятия указанного Закона являлись совершенствование  правового регулирования налогового контроля, упорядочение налоговых проверок и документооборота в налоговой  сфере и др. Однако указанные цели и задачи в полной мере достигнуты не были.

До сих пор сохраняется определенный дисбаланс во взаимоотношениях налоговых  органов и налогоплательщиков, подзаконными актами устанавливаются дополнительные не предусмотренные Налоговым кодексом РФ основания для проведения выездных налоговых проверок, сохраняется  практика неправомерных действий и административного воздействия сотрудников налоговых органов в отношении налогоплательщиков.

По новым правилам налоговый  орган не вправе проводить у налогоплательщика  в течение одного года более двух выездных налоговых проверок. Однако здесь же в Налоговом кодексе  РФ предусматривается целый ряд  исключений, которые могут сочетаться в различных вариантах. Тем самым  проверка с учетом возможных продлений  опять может быть затянута на длительный срок (до 15 месяцев).

Также следует отметить, что в  ФЗ № 137 отсутствуют нормы, обеспечивающие соблюдение налоговыми органами сроков проверки и сроков вынесения решения  по ним, при рассмотрении проекта  закона также были отклонены поправки, предусматривающие уголовную ответственность  должностных лиц налоговых органов  за вынесение заведомо незаконных решений  и злоупотребления своими правами.

Введение статьи 101.2 НК РФ, устанавливающей  обязательный порядок досудебного  урегулирования споров с налоговым  органом путем подачи апелляционной  жалобы в вышестоящий налоговый  орган, приводит к весьма существенным последствиям для налогоплательщика:

- срок на подачу апелляционной  жалобы с одновременным приостановлением  вступления в законную силу  оспариваемого решения налогового  органа является слишком малым  – только 10 рабочих дней. При этом  указанный срок исчисляется с  момента вручения решения налогоплательщику.  За такой срок представляется  весьма трудным подготовить мотивированное  мнение налогоплательщика по  документам, находящимся в производстве;

- до тех пор пока налогоплательщик  не направит указанную жалобу  в вышестоящий налоговый орган  и не получит от него мотивированного  ответа, он не будет иметь возможности  обратиться в суд.

7. Федеральный закон от 27 июля 2006 года № 151-ФЗ «О внесении изменений в главу 26 части второй Налогового кодекса РФ и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов РФ». Закон, в частности, установил нулевую ставку налога на добычу полезных ископаемых для отдельных видов месторождений с учетом степени их выработанности и обезвоживания.

Принятие Закона в целом оказало положительный эффект. Вместе с тем, следует отметить, что указанные льготы, в соответствии с текстом Закона, могут быть применены только при наличии «прямого метода учета нефти обессоленной, обезвоженной и стабилизированной» по льготируемому лицензионному участку. Следовательно, льготы можно применять только для лицензионных участков, имеющих отдельную подготовку нефти до товарных кондиций. В итоге можно сделать вывод, что предполагаемая при принятии ФЗ № 151 мотивация нефтяных компаний по работе с выработанными месторождениями оказалась осуществимой не в полной мере из-за привязки к «прямому методу учета нефти обессоленной, обезвоженной и стабилизированной».

2.3 Основные направления  совершенствования и развития  налоговой системы РФ

Налоговая система нашей страны нуждается в дальнейшем реформировании. Попытаемся выделить основные направления  совершенствования налоговой системы  РФ:

1) по мере снижения  обязательств государства в сфере  оптимизации расходов на нужды  государства и общества добиваться  снижения уровня налоговых изъятий  за счет уменьшения числа налогов  и снижения налоговых ставок  – сокращение числа налогов  и налоговых ставок вполне  может привести к тому, что  многие налогоплательщики «выйдут  из тени», перестанут скрывать  свои налоги.

2) сделать налоговую систему  более справедливой по отношению  к налогоплательщикам, находящимся  не только в разных экономических  условиях, но и с учетом единого  экономического пространства для  всех субъектов налога и единого  механизма регулирования налогообложения.

3) налоговая система должна  обеспечить снижение уровня издержек  исполнения налогового законодательства, как для государства, так и  для субъектов налога. Действительно, система налогового администрирования является, по сути, одним из слабых мест современной налоговой системы России. Большое количество налогов, сложные методики их исчисления, необходимость предоставления ежеквартальных налоговых деклараций делают налоговую систему неэкономичной и малоэффективной как для предприятий и граждан, так и для государства.11

Информация о работе Налоговая система России и перспективы ее реформирования