Налоговая система России и перспективы ее реформирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 21:17, курсовая работа

Описание работы

Налоговый механизм является одним из основных инструментов государственного регулирования экономики и от того, насколько эффективной будет налоговая система государства, зависит и эффективность функционирования страны и народного хозяйства в целом.
В эффективно работающих моделях налоговой системы, выстроенных в социально развитых странах, налоговый механизм применяется для снятия социальной напряжённости, выравнивания уровня доходов налогоплательщиков, обеспечения политической стабильности и создания условий, благоприятных для экономического роста. При регулировании развития территорий налоги играют в этих странах стимулирующую роль, либо выступают ограничителями социально неэффективных решений.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Основы налоговой системы РФ 5
1.1 Сущность, виды и функции налоговой системы РФ 5
1.2 Характеристика налоговой системы РФ 9
1.3 Проблемы современной налоговой системы РФ 15
Глава 2. Анализ налоговой системы РФ 22
2.1 Анализ исполнения консолидированных бюджетов 22
2.2 Основные итоги реформирования налоговой системы РФ 30
2.3 Основные направления совершенствования и развития налоговой системы РФ 35
Заключение 41
Список используемой литературы 43

Файлы: 1 файл

Курсач.docx

— 661.79 Кб (Скачать файл)

- налог на имущество  организаций;

- налог на игорный бизнес;

- транспортный налог.

Местными налогами признаются налоги, которые установлены НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных  образований о налогах и обязательны  к уплате на территориях соответствующих  муниципальных образований. В настоящее  время к местным налогам относятся:

- земельный налог;

- налог на имущество  физических лиц.

Специальные налоговые режимы:

- система налогообложения  для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог);

- упрощенная система налогообложения;

- система налогообложения  в виде единого налога на  вмененный доход для отдельных  видов деятельности;

- система налогообложения  при выполнении соглашений о  разделе продукции.

Федеральные, региональные и местные налоги и сборы отменяются только НК РФ. Не могут устанавливаться  федеральные, региональные и местные  налоги и сборы, не предусмотренные  НК РФ.

2) субъекты налога (налогоплательщики), уплачивающие налоги и сборы  в соответствии с принятыми  в государстве законами.

Субъектами налога в РФ являются организации (юридические  лица) и граждане (физические лица), на которых в соответствии с законодательством  возложена обязанность уплачивать налоги (сборы, пошлины). Налогоплательщики и плательщики сборов уплачивают налоги (сборы), в том числе в связи с перемещением товаров через таможенную границу в соответствии с налоговым законодательством.5

Налогоплательщики и плательщики  сборов, в соответствии со статьей 21 НК РФ, имеют следующие права:

- получать по месту  своего учета от налоговых  органов бесплатную информацию (в  том числе в письменной форме)  о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и  сборах и принятых в соответствии  с ним нормативных правовых  актах, порядке исчисления и  уплаты налогов и сборов, правах  и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов  и их должностных лиц, а также  получать формы налоговой отчетности  и разъяснения о порядке их заполнения;

- получать от Министерства  финансов Российской Федерации  письменные разъяснения по вопросам  применения законодательства Российской  Федерации о налогах и сборах, от финансовых органов в субъектах  Российской Федерации и органов  местного самоуправления - по вопросам  применения соответственно законодательства  субъектов Российской Федерации о налогах и сборах и нормативных правовых актов органов местного самоуправления о местных налогах и сборах;

- использовать налоговые  льготы при наличии оснований  и в порядке, установленном  законодательством о налогах  и сборах;

- получать отсрочку, рассрочку,  налоговый кредит или инвестиционный  налоговый кредит в порядке  и на условиях, установленных  НК РФ;

- на своевременный зачет  или возврат сумм излишне уплаченных  либо излишне взысканных налогов,  пени, штрафов;

- представлять свои интересы  в налоговых правоотношениях  лично либо через своего представителя;

- представлять налоговым  органам и их должностным лицам  пояснения по исчислению и  уплате налогов, а также по  актам проведенных налоговых  проверок;

- присутствовать при проведении  выездной налоговой проверки;

- получать копии акта  налоговой проверки и решений  налоговых органов, а также  налоговые уведомления и требования  об уплате налогов;

- требовать от должностных  лиц налоговых органов соблюдения  законодательства о налогах и  сборах при совершении ими  действий в отношении налогоплательщиков;

- не выполнять неправомерные  акты и требования налоговых  органов, иных уполномоченных  органов и их должностных лиц,  не соответствующие НК РФ или  иным федеральным законам;

- обжаловать в установленном  порядке акты налоговых органов,  иных уполномоченных органов  и действия (бездействие) их должностных  лиц;

- требовать соблюдения  налоговой тайны;

- требовать в установленном  порядке возмещения в полном  объеме убытков, причиненных незаконными  решениями налоговых органов  или незаконными действиями (бездействием) их должностных лиц и другие права, установленные действующим налоговым законодательством.6

Налогоплательщики обязаны:

- уплачивать законно установленные  налоги;

- встать на учет в  налоговых органах, если такая  обязанность предусмотрена НК  РФ;

- вести в установленном  порядке учет своих доходов  (расходов) и объектов налогообложения,  если такая обязанность предусмотрена  законодательством о налогах  и сборах;

- представлять в налоговый  орган по месту учета в установленном  порядке налоговые декларации  по тем налогам, которые они  обязаны уплачивать, если такая  обязанность предусмотрена законодательством  о налогах и сборах, а также  бухгалтерскую отчетность в соответствии  с Федеральным законом "О  бухгалтерском учете";

- представлять налоговым  органам и их должностным лицам  в случаях, предусмотренных НК  РФ, документы, необходимые для  исчисления и уплаты налогов;

- выполнять законные требования  налогового органа об устранении  выявленных нарушений законодательства  о налогах и сборах, а также  не препятствовать законной деятельности  должностных лиц налоговых органов  при исполнении ими своих служебных  обязанностей;

- предоставлять налоговому  органу необходимую информацию  и документы в случаях и  порядке, предусмотренном НК РФ;

- в течение четырех  лет обеспечивать сохранность  данных бухгалтерского учета  и других документов, необходимых  для исчисления и уплаты налогов,  а также документов, подтверждающих  полученные доходы (для организаций  - также и произведенные расходы)  и уплаченные (удержанные) налоги;

- нести иные обязанности, предусмотренные законодательством о налогах и сборах.7

3) органы государственной  власти и местного самоуправления  как институты власти, которые  наделены определенными правами  по изъятию налогов с субъектов  налога и установлению контроля за уплатой налогов налогоплательщиками.

4) законодательная база (Налоговый  кодекс РФ, законы, постановления,  распоряжения, инструкции) по налогообложению,  правам, обязанностям и ответственности  субъектов налога и институтов  изъятия налогов и контроля за их уплатой налогоплательщиками.

В России общую линию налогового законодательства определяет Государственная  Дума, Совет Федерации, Президент  РФ и Правительство РФ. Государственная  Дума рассматривает вопросы налогового законодательства и принимает законы о налогообложении, которые с  одобрения Совета Федерации после  подписи Президента РФ вступают в  силу.

Законодательные органы субъектов  Федерации принимают законы о  налогах и сборах и иные правовые акты в области налогообложения, но лишь в рамках Налогового Кодекса  РФ, принятого Законодательным Собранием  РФ.

Органы местного самоуправления, в лице представительных органов, принимают  правовые акты в сфере налогового законодательства в рамках Налогового кодекса РФ и законов, принятых соответствующим  законодательным органом данного  субъекта РФ.

Существование такой структуры  органов власти приводит к разработке многочисленного пакета документов и нормативно-правовых актов, регулирующих налогообложение.

Законодательство РФ о  налогах и сборах состоит из:

- Налогового кодекса РФ  и принятых в соответствии  с ним федеральных законов  о налогах и сборах;

- законов о налогах  и сборах субъектов РФ, принятых  в соответствии с НК РФ;

- нормативных правовых  актов органов муниципальных  образований о местных налогах  и сборах, принятых в соответствии  с НК РФ.

Основным документом, определяющим систему налогообложения, является Налоговый кодекс РФ, состоящий из двух частей.

Первой частью НК РФ установлен порядок действия законов о налогах (сборах), изложены основные положения  о налогах, права и обязанности  участников налоговых отношений, определены основные понятия и определения  по налогообложению, изложены принципы налогообложения, виды налоговых правонарушений и ответственность за их совершение.

Вторая часть НК РФ посвящена  раскрытию сущности видов налогов, а также раскрытию сути специальных  налоговых режимов, действующих  на территории РФ. НК РФ в целом определяет концептуальные подходы к регулированию  процессов исчисления и изъятия  налогов и сборов в РФ.

Налоговые органы составляют единую централизованную систему контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей. В указанную систему входят федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, и его территориальные органы. Налоговые органы действуют в пределах своей компетенции и в соответствии с законодательством Российской Федерации. Налоговые органы осуществляют свои функции и взаимодействуют с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и государственными внебюджетными фондами посредством реализации полномочий, предусмотренных НК РФ и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

1.3 Проблемы современной  Налоговой системы РФ

По мнению многих ученых и авторов, современная налоговая  система РФ, являясь наиболее важным механизмом регулирования экономики, не в полной мере соответствует условиям рыночных отношений и является неэффективной  и неэкономичной. Она является по своей сути не только грабительской, но и громоздкой, сложной и запутанной как по исчислению налогов, так и  по документированию, составлению отчетности и компьютеризации.

Множество льгот по видам  налогов для различных групп  субъектов налога, всевозможных дополнений, поправок и изменений, вносимых законодательными органами и ведомствами, порождает  множество актов и инструкций, что не способствует пониманию системы  субъектами налога, приводит к усложнению обработки огромных потоков налоговой  информации, усложняет процесс сбора  и хранения информации, в том числе  с применением компьютерной техники, требует увеличения штатного состава  налоговых служащих и силовых структур, увеличения расходов на содержание аппарата, закупку и обслуживание аппаратуры, что делает налоговую систему неэкономичной. Большое налоговое бремя, возлагаемое на субъектов налога, является основным мотивом ухода субъектов налога от уплаты налогов и сборов.

Концентрация основных сумм налоговых платежей в федеральном  бюджете и внебюджетных фондах не заинтересовывает территориальные  образования регионов в их экономическом  развитии (развитии инфраструктуры регионов), не стимулирует процесс изъятия  доходов у субъектов налога в  пользу бюджета региона. Более того, само законодательство не способствует этому в той его части, что  множество субъектов налога как  производителей товаров уплачивают налоги не по месту осуществления деятельности, а по месту регистрации юридических лиц.8

Обобщив результаты исследований, проведенных  отечественными учеными и специалистами, можно выделить следующие «узкие места» в налоговой системе нашей  страны:

1) переоценка роли налога на  прибыль, от уплаты которого  можно уклониться, зная особенности  налогообложения, условия и механизм  его исчисления и уплаты. В  частности, в зависимости от  вида и формы предприятия, политики  руководства, механизма уплаты  налога в организации создаются  условия, при которых прибыль  как таковая отсутствует, особенно  когда руководство преследует  цель обанкротить предприятие  или уйти от налогообложения.

2) сохранение целевых отчислений  во внебюджетные фонды, формирование  фондов, как и бюджетов, осуществляется  за счет отдельных видов налогов  и неналоговых поступлений, и  в принципе их формирование  производится из одних и тех  же налоговых источников. Этого  можно избежать, если в бюджете  предусмотреть отдельные статьи, например, вместо пенсионного фонда  в бюджете будет определенная  статья, на счет которой законом  предусматривается перечисление  определенной суммы средств. В  данном случае:

- не нужно будет содержать  огромное количество лишних служащих, что приведет к упрощению налоговой  и бюджетной систем и их  экономичности;

Информация о работе Налоговая система России и перспективы ее реформирования