Налоговая система России и перспективы ее реформирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 21:17, курсовая работа

Описание работы

Налоговый механизм является одним из основных инструментов государственного регулирования экономики и от того, насколько эффективной будет налоговая система государства, зависит и эффективность функционирования страны и народного хозяйства в целом.
В эффективно работающих моделях налоговой системы, выстроенных в социально развитых странах, налоговый механизм применяется для снятия социальной напряжённости, выравнивания уровня доходов налогоплательщиков, обеспечения политической стабильности и создания условий, благоприятных для экономического роста. При регулировании развития территорий налоги играют в этих странах стимулирующую роль, либо выступают ограничителями социально неэффективных решений.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Основы налоговой системы РФ 5
1.1 Сущность, виды и функции налоговой системы РФ 5
1.2 Характеристика налоговой системы РФ 9
1.3 Проблемы современной налоговой системы РФ 15
Глава 2. Анализ налоговой системы РФ 22
2.1 Анализ исполнения консолидированных бюджетов 22
2.2 Основные итоги реформирования налоговой системы РФ 30
2.3 Основные направления совершенствования и развития налоговой системы РФ 35
Заключение 41
Список используемой литературы 43

Файлы: 1 файл

Курсач.docx

— 661.79 Кб (Скачать файл)

- уменьшится число инструкций  и писем соответствующих органов,  упростится информационная база  налоговой и бюджетной систем;

- упростятся функции отдельных  органов власти и бюрократические  процедуры внутри налоговой и  бюджетной систем;

- появится возможность упростить  процесс автоматизации, что повысит  экономичность налоговой и бюджетной  систем.

3) неоправданное принижение роли  и значения налогов, взимаемых  с физических лиц. В РФ доля  подоходного налога в Консолидированном  бюджете РФ колеблется на уровне 9,6-10,6 и более, в Федеральном  бюджете – 0,5-1 %, региональных  бюджетах – от 9,2 до 9,8 %, местных  бюджетах – от 19 до 19,5 % от общей  суммы налоговых поступлений  в соответствующий уровень бюджета.  Аналогичная картина присуща  системам налогообложения государств  СНГ и ряда зарубежных стран.  В целом эта доля значительно  превышает такие виды платежей, как платежи за пользование  природными ресурсами, налоги  на внешнюю торговлю и внешнеэкономические  операции и сопоставима с акцизами.

4) принижение роли налога на  имущество физических и юридических  лиц. Из анализа собираемости  налогов в РФ следует, что  нельзя принижать роль и значение  данного вида налога в общем  бюджете государства. На его долю приходится в среднем 6,7 % в общем Консолидированном бюджете РФ, 0,1-02 % в федеральном, 9 % в региональных и до 10 % в местных бюджетах относительно общих налоговых поступлений в соответствующий уровень бюджета. Немногим эта доля отчислений в сторону увеличения или уменьшения отличается в странах СНГ и ряде зарубежных стран. Несомненно, доля поступлений данного вида налога в бюджет соответствующего государства резко отличается от вида налогоплательщика: юридического или физического лица. Например, эта доля составляет 6-9 %, уплачиваемая юридическими лицами, и 0,1-0,3 % - физическими лицами.

5) в законодательстве недостаточно  проработаны вопросы налогообложения  природных ресурсов. В частности,  в налоговом законодательстве  РФ не проработан вопрос обложения  налогом природной ренты, за  счет которой предприниматели  получают колоссальные прибыли.  Хотя природные ресурсы и являются  общим достоянием народа, но ввиду  отсутствия закона о природной  ренте народ не получает никакого  дохода за счет эксплуатации  природных богатств.

6) необоснованно высокие размеры  санкций за налоговые правонарушения. Например, несвоевременная постановка на учет в налогом органе влечет за собой штрафные санкции в размере от 5000 до 20000 рублей, непредставление налоговой декларации в налоговый орган в течение шести месяце по истечении установленного срока влечет взыскание штрафа в размере 30 % от суммы налога, подлежащей уплате на основании этой декларации, неуплата или неполная уплата сумм налога в результате занижения налоговой базы влечет взыскание штрафа в размере от 20 до 40 % от суммы неуплаты налога и так далее.

7) необоснованное большое количество  налогов и сборов – при этом  многие налоги по своему назначению  сходны, и их можно объединить  в группы по сходным признакам  или в конечном счете заменить одним налогом на доход и установить такой размер налоговой ставки, который не уменьшит общую сумму средств, поступающих в бюджет от налоговых сборов.

8) взимание одновременно нескольких  видов налогов с одного объекта  налога. Например, с товара, продаваемого  на рынке, взимается и НДС,  и акциз. Их природа одна  и та же, но налог взимается  дважды, что противоречит принципу  двойного налогообложения.

9) необоснованность достаточно  высоких налоговых ставок на  отдельные виды налогов и сборов.

10) необоснованность введения и  взимания НДС со всех видов  товаров, работ и услуг с  достаточно большой налоговой  ставкой в 18 %. Например, покупка  изделий из драгоценных металлов  не несет в себе абсолютно  никакой добавленной стоимости.

11) бессистемность и поспешность  внесения изменений, поправок, введения  или отмены новых видов налогов  и сборов характеризует налоговую  систему как самую нестабильную  и непредсказуемую, что делает  непредсказуемыми бюджеты, негативно  сказывается на инвестициях в  экономику и, следовательно, на  развитии социально-экономического  сектора и стабильности общества. Введение страхового налога на  автотранспорт (ОСАГО) не дает  средств в бюджет, а лишь порождает новый слой коррупционеров. Нестабильность налогового законодательства оказывает негативное воздействие на мотивацию деятельности потенциальных инвесторов, особенно иностранных. Кроме того, наблюдается нестыковка налогового и других видов законодательства, в частности Гражданского права. В связи с этим существует безусловный приоритет норм, установленных в налоговом законодательстве, над нормами, затрагивающими налоговые вопросы в иных законодательных актах Гражданского права. Отмена налога с продаж изъяла из бюджетов регионов миллиарды рублей, что отрицательно сказалось на обеспеченности граждан, но никоим образом не привело к снижению цен на рынке, как это предполагалось законодателями. Уменьшение налоговой ставки единого социального налога привело к отмене льгот, в том числе пенсионеров.

12) налоговая система является  сложной, противоречивой, запутанной, отягченной большим числом налогов,  сборов и платежей, огромным числом  чиновников всех рангов и к  тому же малоэффективной и  неэкономичной. Налоговая система  страны характеризуется серьезной  асимметричностью. Она не является  нейтральной по отношению к  различным категориям налогоплательщиков. Основную тяжесть налогового  бремени несут юридические лица, в частности крупные предприятия,  вследствие меньшей возможности  уклонения от налогов, существующего  порядка уплаты налогов, усиленного  контроля налоговых органов. Налоговая  система России является одной  из самых громоздких в мире, что делает ее функционирование  значительно дороже. Множественность  взимаемых налогов, сложная методика  определения налогооблагаемой базы, наличие многочисленных льгот  не только удорожает стоимость  бухгалтерского труда на предприятиях, но и требует все увеличивающегося  числа работников налоговых органов,  дополнительных расходов по компьютеризации  их деятельности. Кроме того, сложное  и постоянно меняющееся налоговое  законодательство определенным  образом дискриминирует права  налогоплательщиков, так как при  применении различных санкций  за нарушение налогового законодательства  не принимается во внимание  умышленность того или иного  нарушения закона (т.е. не делается  различий между ошибкой или умышленным сокрытием или занижением налогооблагаемого дохода).

Налоговая система нашей страны до сих пор остается малоэффективной. Несущественные поправки и корректировки, которые в большом количестве из года в год вносятся в действующие  инструкции и нормативы, не дают ожидаемого результата. К тому же их вводят в  действие чаще всего без всякой нужды  в середине года, что лихорадит  финансовых директоров, главных бухгалтеров  и всех налогоплательщиков, имеющих  дело с ежеквартальной сдачей балансов. Кроме того, до сих пор так и  не устоялась связка «налогоплательщик-государство»,которую принято называть налоговым администрированием. Она определяется взаимоотношением Федеральной налоговой службы и Министерства финансов - с одной стороны, и налогоплательщиками – с другой.

Одной из главных проблем реформы  отечественной налоговой системы  является то, что в ней нет комплексности, реформы зачастую оторваны от народного  хозяйства. При внесении изменений  в налоговое законодательство не прогнозируются последствия, которых  можно ждать в других секторах экономики.

По мере развития рыночных отношений  присущие налоговой системе недостатки приводят к несоответствию происходящих в обществе и государстве изменений (что является тормозом экономического и социального развития государства  и его территориальных образований, вызывает массовое недовольство налогоплательщиков), уходу субъектов налога от уплаты или снижению налоговых платежей, несвоевременности выплат или выплате  заработной платы через «черные  кассы», углублению и расширению сети теневой экономики.

 

 

Глава 2. Анализ налоговой  системы РФ

2.1 Анализ исполнения  консолидированных бюджетов.

Налоговые и неналоговые  доходы субъектов Приволжского федерального округа.

На 1 февраля 2012 года в консолидированные  бюджеты субъектов Приволжского федерального округа поступило 46  млрд. рублей налоговых и неналоговых  доходов, что составляет 115,1% от объемов  поступлений на 1 февраля 2011 года (темп в среднем по Российской Федерации 108,2%).

Рост поступлений налоговых  и неналоговых доходов зафиксирован в 11 регионах. ( Рисунок 1.)

Наибольший рост поступлений  налоговых и неналоговых доходов  зафиксирован в следующих субъектах  Приволжского федерального округа: Пермский край (рост на 35,4%), Чувашская Республика (рост на 28,6%), Республика Марий Эл (рост на 26,8%), Республика Татарстан (рост на 26,4%), Удмуртская Республика (рост на 25,7%), Республика Башкортостан (рост на 17,8%).

Сокращение поступлений  налоговых и неналоговых доходов  произошло в 3 регионах: Оренбургская область (падение на 6,4%), Саратовская  область (падение на 2%), Пензенская область (падение на 0,2%).

 

Рисунок 1. Темп роста налоговых и неналоговых доходов

на 1 февраля 2012 г. к 1 февраля 2011 г., %

 

Динамика поступлений  налоговых и неналоговых доходов представлена на рисунке 2.

Рисунок 2. Динамика поступлений налоговых  и неналоговых доходов

в январе 2012 г. в сравнении с 2011 г., млрд. руб.

 

Налог на прибыль организаций  субъектов Приволжского федерального округа.

На 1 февраля 2012 года в консолидированные  бюджеты субъектов Приволжского федерального округа поступило 9,6  млрд. рублей налога на прибыль организаций, что составляет 127,9% от объемов поступлений  на 1 февраля 2011 года (темп в среднем  по Российской Федерации 105,1%).

Рост поступлений налога на прибыль организаций зафиксирован в 12 регионах. ( Рисунок 3.)

Наибольший рост поступлений  налога на прибыль организаций зафиксирован в следующих субъектах Приволжского федерального округа: Пермский край (рост на 182,4%), Кировская область (рост на 86,4%), Удмуртская Республика (рост на 52,4%), Республика Марий Эл (рост на 43,7%), Ульяновская  область (рост на 29,3%), Республика Татарстан (рост на 28,5%). ( Рисунок 4.)

Сокращение поступлений  налога на прибыль организаций произошло  в 2 регионах: Нижегородская область (падение на 45,9%), Оренбургская область (падение на 14,8%).

 

Рисунок 3. Темп роста налога на прибыль  организаций 

на 1 февраля 2012 г. к 1 февраля 2011 г., %

 

Рисунок 4. Динамика поступлений налога на прибыль организаций 

в январе 2012 г. в сравнении с 2011 г., млрд. руб.

 

Налог на доходы физических лиц субъектов Приволжского федерального округа.

На 1 февраля 2012 года в консолидированные  бюджеты субъектов Приволжского федерального округа поступило 17,1  млрд. рублей налога на доходы физических лиц, что составляет 114,1% от объемов  поступлений на 1 февраля 2011 года (темп в среднем по Российской Федерации 108,8%).

Рост поступлений налога на доходы физических лиц зафиксирован во всех регионах. ( Рисунок 5.)

Наибольший рост поступлений  налога на доходы физических лиц зафиксирован в следующих субъектах Приволжского федерального округа: Чувашская Республика (рост на 36,4%), Республика Башкортостан (рост на 29,9%), Республика Марий Эл (рост на 29,4%), Республика Мордовия (рост на 16,8%), Республика Татарстан (рост на 16,8%), Удмуртская Республика (рост на 14,3%). ( Рисунок 6.)

Рисунок 5. Темп роста налога на доходы физических лиц 

на 1 февраля 2012 г. к 1 февраля 2011 г., %

Рисунок 6. Динамика поступлений налога на доходы физических лиц 

в январе 2012 г. в сравнении с 2011 г., млрд. руб.

 

Налог на имущество организаций  субъектов Приволжского федерального округа.

На 1 февраля 2012 года в консолидированные  бюджеты субъектов Приволжского федерального округа поступило 574,5  млн. рублей налога на имущество организаций, что составляет 78,5% от объемов поступлений  на 1 февраля 2011 года (темп в среднем  по Российской Федерации 82,6%).

Рост поступлений налога на имущество организаций зафиксирован в 6 регионах. ( Рисунок 7.)

Наибольший рост поступлений  налога на имущество организаций  зафиксирован в следующих субъектах  Приволжского федерального округа: Республика Башкортостан (рост на 66,1%), Нижегородская  область (рост на 15,7%), Республика Марий  Эл (рост на 14,1%), Кировская область (рост на 13,4%), Республика Мордовия (рост на 3%), Республика Татарстан (рост на 2,7%).9

Сокращение поступлений  налога на имущество организаций  произошло в 8 регионах. ( Рисунок 8.)


Самая неблагоприятная ситуация сложилась у следующих регионов: Пермский край (падение на 54,7%), Саратовская  область (падение на 53%), Оренбургская область (падение на 42,2%), Чувашская  Республика (падение на 39,2%), Самарская  область (падение на 37,5%), Удмуртская Республика (падение на 23%).

 

 


 

 

Рисунок 7. Темп роста налога на имущество организаций

на 1 февраля 2012 г. к 1 февраля 2011 г., %

 

 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 8. Динамика поступлений  налога на имущество организаций 

в январе 2012 г. в сравнении с 2011 г., млн. руб.

 

Акцизы по подакцизным  товарам (продукции), производимым на территории РФ, субъектов Приволжского федерального округа.

На 1 февраля 2012 года в консолидированные  бюджеты субъектов Приволжского федерального округа поступило 6,9  млрд. рублей акцизов по подакцизным товарам (продукции), произведенным на территории Российской Федерации, что составляет 121,8% от объемов поступлений на 1 февраля 2011 года (темп в среднем по Российской Федерации 126,9%).

Рост поступлений акцизов  по подакцизным товарам (продукции), произведенным на территории Российской Федерации зафиксирован в 13 регионах. ( Рисунок 9.)

Наибольший рост поступлений  акцизов по подакцизным товарам (продукции), произведенным на территории Российской Федерации зафиксирован в следующих субъектах Приволжского федерального округа: Самарская область (рост на 72,9%), Чувашская Республика (рост на 43%), Республика Марий Эл (рост на 41,3%), Оренбургская область (рост на 28,8%), Нижегородская область (рост на 28,8%), Удмуртская Республика (рост на 27,2%). ( Рисунок 10.)

Информация о работе Налоговая система России и перспективы ее реформирования