Россия в рейтинге стран
по уровню сложности налоговой системы
занимает лишь 130 место. Для того, чтобы
уплатить все налоги в нашей стране, заполнив
при этом все необходимые декларации,
налогоплательщикам в среднем потребуется
448 часов в год. При этом полная налоговая
ставка в нашей стране по итогам прошлого
года достаточно высока и составляет 51,4
%.12
Для достижения указанной
цели необходимо законодательно и практически
решить следующие проблемы:
- законодательно ликвидировать
многочисленные налоговые льготы
как по отдельным видам налогов
и сборов, так и по категориям
налогоплательщиков;
- законодательно и организационно
обеспечить полноту и эффективность
сбора платежей со всех категорий
субъектов налога;
- ликвидировать в налоговом
законодательстве все условия,
способствующие легитимным способом
избежать снижения сумм уплаты
налогов и сборов;
- законодательно и организационно
упростить налоговую систему
за счет уменьшения числа налогов
и сборов, заменив их единым
налогом на доход, сокращения
и ликвидации всевозможных внебюджетных
и бюджетных фондов, сокращения
органов, ответственных за собираемость
налоговых платежей.
Реализация указанных
мероприятий будет способствовать
созданию рациональной (оптимальной),
эффективной, справедливой, стабильной
и предсказуемой налоговой системы,
что позволит:
- выровнять условия налогообложения
для всех субъектов налога
посредством отмены исключений
и налоговых льгот;
- добиться отмены налогов
и сборов, взимаемых без учета
результатов реальной хозяйственной
деятельности субъектов налога;
- привести налоговую базу
по взимаемым налогам в соответствие
с экономическим содержанием
деятельности субъекта налога;
- провести комплекс мер
организационного характера по
повышению уровня собираемости
налогов и сборов, в частности,
за счет включения в налоговое
законодательство механизма повышения
ответственности должностных лиц
за налоговый контроль;
- снизить общее налоговое
бремя посредством более равномерного
распределения налоговой нагрузки
между категориями налогоплательщиков,
снижения нагрузки на фонд
оплаты труда, снижения налоговых
ставок на НДС, акцизы и другие
виды налогов;
- упростить налоговую
систему за счет сокращения
общего числа видов налогов
и сборов, унификации порядка
уплаты налоговых платежей, замены
ряда видов налогов единым
налогом на доход субъекта
налога.
4) необходимо обеспечить
стабильность налоговой системы
и налогового законодательства
– действительно, в настоящее
время, в течение календарного
года принимается множество поправок
в налоговом законодательстве. За
ними должны следить как работники
налоговых служб, так и работники
бухгалтерий хозяйствующих субъектов.
Это приводит к значительному
увеличению трудоемкости ведения
налогового учета на предприятиях,
к налоговым ошибкам и так
далее. Кроме того, неопределенная
ситуация с налогами не только
на долгосрочную, но и на среднесрочную
перспективу сильно затрудняют
организациям среднесрочное и
стратегическое планирование, поскольку
предсказать налоговую составляющую
нашей экономики на длительный
срок возможным не представляется.
Нестабильность налогового законодательства
приводит и к тому, что в силу непредсказуемости
отечественной налоговой системы, к нам
боятся ехать зарубежные инвесторы. В
связи с этим представляется целесообразным
принимать законодательные акты, касающиеся
налогообложения на длительный срок.
5) упростить методики
исчисления налогов – в первой
главе говорилось, что методики
исчисления ряда налогов в
нашей стране сильно отличаются
от тех, которые применяются
в других развитых странах.
Например, в состав расходов при
исчислении налога на прибыль
традиционно включаются все расходы,
связанные с бизнесом. У нас
же предприятия имеют возможность
включать далеко не все расходы
– например, командировочные, представительские
и другие расходы включаются
только в пределах норм. Это
сильно усложняет ведение как
налогового учета хозяйствующим
субъектом, так и проверку налоговым
расчетов налоговым инспектором
и делает систему налогового
администрирования громоздкой и
неэкономичной.
6) необходимо также пересмотреть
нормы амортизационных отчислений
– дело в том, что в настоящее
время за счет амортизации
покрывается только часть расходов
на восстановление основных средств,
что приводит к их чрезмерному
физическому износу. Целесообразно
внедрение прогрессивных норм
амортизации, позволяющих полностью
амортизировать основные средства
уже в первые годы их эксплуатации.
7) в настоящее время
налоговое законодательство при
исчислении конкретных налогов
практически не принимает во
внимание фактор инфляции –
необходимо совершенствовать методики
расчета налогов.
8) одним из важных направлений
совершенствования налоговой системы
является совершенствование налогового
документооборота – необходимо
интенсивное и расширенное внедрение
электронных процессов с целью
упрощения процедур регулирования,
с целью сокращения документооборота,
а также сокращения срока рассмотрения
решений – определенные шаги
в этом направлении делаются,
в частности, у налогоплательщиков
появилась возможность сдавать налоговую
отчетность по электронной почте.
9) налоговой системе РФ
нужна целостная концепция. В
частности, на уровне законодательной
власти должны четко сформулировать
цель экономического развития
страны, а уже затем для ее
реализации определять необходимый
набор инструментов, одним из
которых являются налоги.
10) необходимо пересмотреть
пропорции соотношения налоговых
доходов федерального и региональных
бюджетов. Пока что, большая часть
налогов поступает в федеральный
бюджет, что сильно ограничивает
финансовую базу региональных
и местных бюджетов и ставит
их в зависимость от федерального
бюджета.
В феврале 2008 года Министерство
Финансов РФ представило проект «Основных
направлений налоговой политики
на 2008-2010 года».
Как сказано в документе,
в 2008 году Минфин намерен провести модернизацию
налогообложения при выплате
дивидендов. Так, предполагается снизить
ставку подоходного налога для физических
лиц-нерезидентов с 30% до 15%. Кроме этого,
ведомство намерено освободить от налога
на прибыль дивиденды, если их выплачивает
иностранная компания, половиной
которой владеет российская организация.
В следующем году также
запланировано создание нового механизма
контроля над трансфертным ценообразованием.
В Налоговый кодекс планируется
внести ряд поправок, которые введут
так называемый институт предварительного
уведомления о трансфертных сделках.
Плюс к этому Минфин
предполагает усовершенствовать администрирование
одного из главных налогов - НДС. Во-первых,
будет внедрена система специальной
регистрации плательщиков НДС. Каждому
зарегистрированному плательщику
налога будет присваиваться идентификационный
номер. При этом предприниматели
и компании не будут по умолчанию
признаваться налогоплательщиками
НДС. Однако в обязательном порядке
НДС станут выплачивать фирмы, у
которых выручка превышает законодательно
установленную величину (от 4 млн руб. до
20 млн руб. в год). Также Минфин намерен
составить более подробный перечень документов,
подтверждающих право на применение нулевой
ставки НДС.
На 2009 год запланировано
внедрение концепции консолидированной
налоговой отчетности. Такая норма
позволит холдингам оптимизировать
свое налогообложение. Также правительство
планирует обсудить совершенствование
налога на добычу полезных ископаемых.
В частности, Минфин предлагает проводить
ежегодную индексацию НДПИ по природному
газу на число, большее уровня прогнозируемой
на год инфляции.
Документ может быть дополнен
еще рядом предложений. Так, Минобразования
уже заявило о желании расширить
перечень льгот для предприятий,
занятых в инновационной сфере.
Минэкономразвития предлагает ускорить
процесс создания института регистрации
налогоплательщиков НДС. Наконец, консультационный
совет по иностранным инвестициям
намерен добиваться улучшения процедур
налогового администрирования.
Примечательно, что все
крупные изменения намечены на период
после 2008 года.13
Заключение
Налоговая система является
одним из главных элементов рыночной
экономики. Она выступает главным
инструментом воздействия государства
на развитие хозяйства, определения
приоритетов экономического и социального
развития. В связи с этим
необходимо, чтобы налоговая
система России была адаптирована
к новым общественным отношениям,
соответствовала мировому опыту.
Нестабильность наших
налогов, постоянный пересмотр
ставок, количества налогов, льгот и
т. д. несомненно, играет отрицательную
роль, особенно в период перехода
российской экономики к рыночным
отношениям, а также препятствует
инвестициям как отечественным,
так и иностранным. Нестабильность
налоговой системы на сегодняшний
день - главная проблема реформы
налогообложения.
Анализ реформаторских
преобразований в области налогов
в основном показывает, что выдвигаемые
предложения касаются в лучшем
случае отдельных элементов
налоговой системы (прежде всего
размеров ставок, предоставляемых
льгот и привилегий; объектов
обложения; усиления или замены
одних налогов на другие). Однако
в сегодняшнее время необходима
принципиально иная налоговая
система, соответствующей нынешней
фазе переходного к рыночным отношениям
периода. И это не случайно, ибо
оптимальную налоговую систему
можно развернуть только на серьезной
теоретической основе.
На сегодняшний день существует
огромный, причем теоретически обобщенный
и осмысленный, опыт взимания и использования
налогов в странах Запада. Но ориентация
на их практику весьма затруднена, поскольку
было бы совершенно неразумно не
уделять первостепенное внимание специфике
экономических, социальных и
политических условий сегодняшней
России, ищущей лучшие пути реформирования
своего народного хозяйства.
Пока не будет выработано
авторитетной целостной концепции
реформирования налогообложения
и его правовой формы, результаты
любых изысканий в этой сфере
останутся не более чем точкой
зрения отдельных коллективов и
специалистов
Проблем в сфере налогообложения
накопилось слишком много, чтобы
их можно было решить в том порядке,
в котором они решались, отдельными
указами и поправками. Лишь незначительная
их часть будет так или иначе
решена в недалеком будущем. Но большая
их часть вновь будет отложена
до лучших времен, по-видимому, до принятия
второй части Налогового кодекса. А
до этого времени наша налоговая
система будет, практически, не способна
выполнять те функции, которые на
неё возложены, что, в свою очередь,
будет препятствовать экономическому
развитию страны.
Список использованной
литературы
- Волкова Н.Д., Лихтерман С.С., Ревазов М.А. Налоговая система России. – М.: МГГУ, 2005.
- www.zonazakona.ru/articles/index.php?a=24 «Функции государства: налогообложение и взимание налогов».
- Капканщиков С.Г. Государственное регулирование экономики: учебник / С.Г. Капканщиков. – М.: Кнорус, 2009.
- www.knigi-uchebniki.com Закирова Э.Х. «Налоги и налогообложение 2010г.» – 1.5 Понятие налоговой системы
- Черник Д. Налоговая система России: нужна ли новая перестройка?//Проблемы теории и практики управления. – 2006. - № 3. – с. 23-31
- www.minfin.ru/ru/buget/regions/analiz_isp_bud/ Анализ исполнения консолидированных бюджетов субъектов РФ в январе 2012г.
- Анализ налоговой реформы в России//Инвестиции в России. – 2009. - № 4. – С. 48
- Налоги по графику. Сегодня Правительство рассмотрит представленный Минфином план по совершенствованию налоговой системы в ближайшие три года//Газета "Бизнес". – 2008. - № 24. – С. 2
- www.consultant.ru/popoular/nalog1/2_4.html#p469 Налоговый кодекс РФ Часть 1, Раздел II, Глава 3, Статья 21 - Право налогоплательщиков.
- www.consultant.ru/popoular/nalog1/2_4.html#p469 Налоговый кодекс РФ Часть 1, Раздел II, Глава 3, Статья 23 - Обязанности налогоплательщиков.
- www.dokument.kremlin.ru/index.asp Федеральный закон от 6 июня 2005 года № 58-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты о налогах и сборах».
- www.dokument.kremlin.ru/index.asp Федеральный закон от 27 июля 2006 года № 144-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса РФ в части создания благоприятных условий налогообложения для налогоплательщиков, осуществляющих деятельность в области информационных технологий, а также внесения других изменений, направленных на повышение эффективности налоговой системы».
- www.dokument.kremlin.ru/index.asp Федеральный закон от 13 марта 2006 года № 39-ФЗ «О внесении изменений в главы 26.1 и 26.3 части второй Налогового кодекса РФ и статью 2.1 Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса РФ и некоторые другие акты законодательства РФ о налогах и сборах», а также о признании утратившими силу отдельных актов законодательства РФ о налогах и сборах»
- www.dokument.kremlin.ru/index.asp Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса РФ и некоторые другие акты законодательства РФ о налогах и сборах», а также о признании утратившими силу отдельных актов законодательства РФ о налогах и сборах».
- www.dokument.kremlin.ru/index.asp Федеральный закон от 27 июля 2006 года № 137 –ФЗ «О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса РФ и в отдельные законодательные акты РФ в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования».
- www.dokument.kremlin.ru/index.asp Федеральный закон от 27 июля 2006 года № 151-ФЗ «О внесении изменений в главу 26 части второй Налогового кодекса РФ и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов РФ»
- www.pavlov-iv.ru/page244/page246/index.html Направления реформирования налоговой системы
- www.rating.rbc.ru/articles/2007/12/14/31753018_tbl.shtml?2007/12/14/31752908 Рейтинг стран по уровню сложности налоговой системы
- http://www.nalog.ru Федеральная налоговая служба РФ
- Конституция РФ 1993г.