Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2012 в 22:12, курсовая работа
Основные задачи учета затрат на производство и калькулирование себестоимости продукции — учет объема, ассортимента и качества про-изведенной продукции, выполненных работ и оказанных услуг и кон¬троль за выполнением плана по этим показателям; учет фактических за¬трат на производство продукции и контроль за использованием сырья, материальных, трудовых и других ресурсов, за соблюдением установ¬ленных смет расходов по обслуживанию производства и управлению; калькулирование себестоимости продукции и контроль за выполнени¬ем плана по себестоимости; выявление результатов деятельности струк¬турных подразделений и других центров затрат по снижению себестои¬мости продукции; выявление резервов снижения себестоимости про¬дукции.
Цель курсовой работы – рассмотрение организации управленческого учета по местам затрат и центрам ответственности.
ВВЕДЕНИЕ…. 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВИДОВ, МЕСТ ЗАТРАТ И ЦЕНТРОВ ОТВЕТСТВЕННОСТИ
1.1. Понятие и выделение мест затрат и центров ответственности
1.2. Классификация мест и центров затрат
1.2.1. Классификация затрат для определения себестоимости, оценки стоимости запасов и полученной прибыли
1.2.2. Классификация затрат для принятия решений и планирования
ГЛАВА 2. ГРУППИРОВКА ИЗДЕРЖЕК ПО МЕСТАМ ФОРМИРОВАНИЯ И ЦЕНТРАМ ОТВЕТСТВЕННОСТИ
2.1. Выделение мест и центров затрат в сфере снабжения и сбыта
2.2. Выделение мест и центров затрат в сфере управления и производства
2.3 Выделение мест и центров затрат в сфере организации производства
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Под масштабной базой в управленческом учете понимается определенный интервал объема производства (продаж), в котором затраты ведут себя определенным образом, имеют какую-либо четко выраженную тенденцию. Например, предприятие располагает станочным парком в 10 ед. оборудования. При этом ежегодно производится 1 млн.ед. продукции. Годовая сумма амортизации по этим основным средствам составляет 500 тыс. руб. Руководство предприятия решило удвоить объем выпуска, для чего ввело в эксплуатацию 10 дополнительных станков. Масштабная база, в рамках которой амортизационные отчисления до сих пор оставались постоянными (от О до 1 млн.шт. изделий), изменилась. Теперь это другой интервал в объеме производства — от 1 до 2 млн.шт. изделий. Амортизационные отчисления, являющиеся по своей сути постоянными издержками, выйдут на качественно иной уровень и снова зафиксируются на значении 1 млн руб. до следующего изменения масштабной базы. Описанная зависимость иллюстрируется на (рис. 3). На некоторых производствах выпускающих однородную продукцию, например в энергетической, угольной, нефтедобывающей отраслях промышленности, все расходы будут прямыми. На обрабатывающих предприятиях (в машиностроении, легкой, пищевой промышленности и др.) косвенные расходы весьма существенны. Таким образом, деление затрат на прямые и косвенные зависит от технологических особенностей производства.
Рис. 3. Поведение постоянных затрат при изменении масштабной базы предприятия
Основные и накладные расходы. По своему назначению издержки делятся на основные и расходы на управление предприятием. Последние называют накладными расходами. К основным расходам относятся все виды ресурсов (предметы труда в виде сырья, основных материалов, покупных полуфабрикатов; амортизация основных производственных фондов; заработная плата основных производственных рабочих с начислениями на нее и др.), потребление которых связано с выпуском продукции (оказанием услуг). На любом предприятии они составляют важнейшую часть затрат.
Накладные расходы вызываются функциями управления, которые по своему характеру, назначению и роли отличаются от производственных функций. Эти расходы, как правило, связаны с организацией деятельности предприятия, его управлением. В соответствии с методом отнесения затрат на носитель (объект калькулирования) накладные расходы являются косвенными.
Производственные и внепроизводственные (периодические затраты, или затраты периода). В соответствии с Международными стандартами бухгалтерского учета для оценки запасов произведенной продукции только производственные затраты должны включаться в себестоимость продукции. Поэтому в управленческом учете затраты классифицируются на:
входящие в себестоимость продукции (производственные);
внепроизводственные (затраты отчетного периода, или периодические затраты).
Затраты, входящие в себестоимость продукции (производственные), — это материализованные затраты, и поэтому их можно инвентаризировать. Они состоят из трех элементов: прямые материальные затраты; прямые затраты на оплату труда; общепроизводственные затраты.
Внепроизводственные затраты, или затраты отчетного периода (периодические затраты), это издержки, которые нельзя проинвентаризировать. В управленческом учете данные затраты иногда называют издержками определенного периода, так как их размер зависит не от объемов производства, а от длительности периода.
Одноэлементные и комплексные затраты. Одноэлементными называют затраты, которые на данном предприятии не могут быть разложены на слагаемые.
Комплексные затраты состоят из нескольких экономических элементов. Наиболее ярким примером являются цеховые (общепроизводственные) расходы, в которые входят практически все элементы.
Одной из задач бухгалтерского управленческого учета является подготовка информации для внутренних пользователей, необходимой для принятия ими управленческих решений, и своевременное доведение этой информации до руководства предприятия.
Поскольку управленческие решения, как правило, ориентированы на перспективу, руководству необходима детальная информация об ожидаемых расходах и доходах. В этой связи в управленческом учете при выполнении расчетов, связанных с принятием решения, выделяют следующие виды затрат: переменные, постоянные, условно-постоянные в зависимости от реагирования на изменение объемов производства (продаж); ожидаемые затраты, учитываемые и не учитываемые в расчетах при принятии решений; безвозвратные затраты (затраты истекшего периода); вмененные затраты (или упущенная выгода предприятия); планируемые и непланируемые затраты.
Переменные, постоянные, условно-постоянные затраты.
Переменные затраты возрастают или уменьшаются пропорционально объему производства продукции (оказания услуг, товарооборота), т.е. зависят от деловой активности организации. Переменные затраты характеризуют стоимость собственно продукта, все остальные (постоянные затраты) стоимость самого предприятия. Рынок не интересует стоимость предприятия, его интересует стоимость продукта.
Совокупные переменные затраты имеют линейную зависимость от показателя деловой активности предприятия, а переменные затраты на единицу продукции — величина постоянная. Динамика переменных затрат показана на рис. 4, где переменные затраты на единицу продукции (удельные) условно остаются на уровне 20 руб.
Рис. 4. Динамика совокупных (а) и удельных (б) переменных затрат
К непроизводственным переменным затратам можно отнести расходы на упаковку готовой продукции для отгрузки ее потребителю, транспортные расходы, не возмещаемые покупателем, комиссионное вознаграждение посреднику за продажу товара, которое напрямую зависит от объема продажи.
Производственные затраты, которые остаются практически неизменными в течение отчетного периода, не зависят от деловой активности предприятия и называются постоянными производственными затратами. Даже при изменении объемов производства (продаж) они не изменяются.
Динамику совокупных постоянных затрат (условно на уровне 100 тыс. руб.) и удельных постоянных затрат иллюстрирует рис. 5.
Рис. 5. Динамика совокупных (а) и удельных (б) постоянных затрат
Для описания поведения переменных затрат в управленческом учете используется специальный показатель — коэффициент реагирования затрат (Кр3). Он характеризует соотношение между темпами изменения затрат и темпами роста деловой активности предприятия и рассчитывается по формуле
Крз =Y/Х
где Y— темпы роста затрат, %;
X— темпы роста деловой активности фирмы, %.
Как отмечалось выше, затраты считаются постоянными, если они не реагируют на изменение объемов производства. Например, стоимость арендной платы за пользование автомобилем не изменится при увеличении объема производства на 30%. В этом случае Крз =0/30=0 Таким образом, нулевое значение коэффициента реагирования затрат свидетельствует о том, что мы имеем дело с постоянными издержками.
Разновидностью переменных затрат являются пропорциональные затраты. Они увеличиваются теми же темпами, что и деловая активность предприятия. Например, при увеличении объема производства на 30% пропорциональные затраты возрастут в той же пропорции. Тогда Крз =30/30=1
Таким образом, Крз = 1 характеризует затраты как пропорциональные.
Другим видом переменных затрат являются дегрессивные затраты. Темпы их роста отстают от темпов роста деловой активности фирмы. Допустим, что при увеличении объема производства на 30% издержки выросли лишь на 15%. Тогда
Крз =15/30=0,5
Итак, случай, когда 0 < Крз < 1, свидетельствует о том, что затраты являются дегрессивными.
Затраты, растущие быстрее деловой активности предприятия, называются прогрессивными затратами. В качестве примера можно привести следующее соотношение: рост объема производства на 30% сопровождается увеличением издержек на 60%. Тогда Крз =60/30=2
Постоянные расходы — это издержки на аренду помещений, охрану, амортизационные отчисления и др. На практике руководством заранее принимаются решения о том, какими должны быть постоянные затраты и какого уровня деловой активности предстоит достигнуть.
Постоянные расходы на единицу продукции снижаются ступенчато. Совокупные постоянные затраты являются константой и не зависят от объемов деловой активности, но могут измениться под воздействием других факторов. Например, если цены растут, то совокупные постоянные затраты тоже возрастают.
Аналогичную структуру имеет ряд налогов. Так, налог на доходы физических лиц, совокупный доход которых в 2006 г. был менее 100 тыс. руб., рассчитывается по ставке 13% (постоянная часть), а доходы, превышающие установленный предел, пересчитываются по прогрессивной ставке, и в этой части величина налога носит переменный характер. Аналогичным образом в целях налогообложения нормируются представительские и рекламные расходы, и рассчитанная по такой методике сумма налога оказывается условно-переменной.
Следовательно, любые издержки в общем виде могут быть представлены формулой: Y= а + bХ,
где Y— совокупные издержки, руб.;
а — их постоянная часть, не зависящая от объемов производства, руб.;
b — переменные издержки в расчете на единицу продукции (коэффициент реагирования затрат), руб.;
Х — показатель, характеризующий деловую активность организации(объем производства продукции, оказанных услуг, товарооборота и др.) в натуральных единицах измерения.
Если в данной формуле постоянная часть издержек отсутствует, т.е. а = 0, то это переменные затраты. Если коэффициент реагирования затрат (b) принимает нулевое значение, то анализируемые затраты носят постоянный характер.
Для целей управления — оценки эффективности деятельности предприятия, анализа его безубыточности, гибкого финансового планирования, принятия краткосрочных управленческих решений и решения других вопросов — необходимо описать поведение издержек вышеприведенной формулой, т.е. разделить их на постоянную и переменную части.
В теории и практике управленческого учета существует ряд методов, позволяющих решить эту задачу. В частности, это методы корреляции, наименьших квадратов и метод высшей и низшей точек, который на практике оказывается наиболее простым.
По центру ответственности, а имеются следующие данные (табл. 3.) об объеме выпуска продукции и соответствующих ему расходах на содержание и эксплуатацию оборудования в течение года:
Из приведенных данных видно, что наибольший выпуск продукции был достигнут в октябре (3000 шт.) и ему соответствовали расходы в сумме 280 тыс. руб. В июле, напротив, выпущено минимальное количество изделий (1800 шт.), на что было израсходовано 170 тыс. руб. Находим отклонения в объемах производства и в затратах в максимальной и минимальной точках:
∆q = qmax -qmin = 3000 - 1800 = 1200 шт.;
∆З = Зmах - Зmin = 280 000 - 170 000 - 110 000 руб.
Таблица 3.
Период | Выпуск продукции, шт. | РСЭО, тыс. руб. |
| (q) | (3) |
Январь | 2000 | 200 |
Февраль | 2400 | 220 |
Март | 2200 | 210 |
Апрель | 2600 | 250 |
Май | 2300 | 220 |
Июнь | 2700 | 260 |
Июль | 1800 | 170 |
Август | 2800 | 270 |
Сентябрь | 2600 | 240 |
Октябрь | 3000 | 280 |
Ноябрь | 2900 | 270 |
Декабрь Декабрь | 2800 2800 | 260 260 |
Информация о работе Организация УУ по центрам ответственности и местам формирования затрат