Основные научные школы экономической теории на современном этапе развития: сравнительный анализ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2012 в 14:01, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение сущности экономической теории, рассмотрение ее основных школ и направлений на современном этапе развития.
Поставленная цель предполагает решение следующих задач:
рассмотреть важнейшие этапы становления и развития экономической теории;
изучить основные школы и направления экономической теории на современном этапе развития;
сделать выводы на основе проведенных исследований.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….3
1 Возникновение и развитие экономической теории……………………….5
2 Основные научные школы экономической теории на современном этапе…………………………………………………………………………...10
2.1 Неоклассический синтез…………………………………………………10
2.2 Современное кейнсианство……………………………………………...13
2.3 Либеральное направление в экономической теории…………………..16
2.4 Институционализм……………………………………………………… 19
2.5 Монетаризм……………………………………………………………… 24
Заключение…………………………………………………………………...28
Список использованных источников……………………………………… 29

Файлы: 1 файл

Курсовая по Экономической теории.docx

— 71.34 Кб (Скачать файл)

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

Введение……………………………………………………………………….3

 

1 Возникновение и развитие  экономической теории……………………….5

 

2 Основные научные школы  экономической теории на современном  этапе…………………………………………………………………………...10

 

2.1 Неоклассический синтез…………………………………………………10

 

2.2 Современное кейнсианство……………………………………………...13

 

2.3 Либеральное направление  в экономической теории…………………..16

 

2.4 Институционализм………………………………………………………  19

 

2.5 Монетаризм……………………………………………………………… 24

 

Заключение…………………………………………………………………...28

 

Список использованных источников……………………………………… 29

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

Развитие общества неразрывно связано с реализацией духовных и материальных потребностей людей. Удовлетворение потребностей – главный  мотив участия людей в производстве, основа развития экономики. Побуждая человека к деятельности, потребности существуют в единстве со средствами их удовлетворения, которые создаются в процессе труда. Труд представляет собой целесообразную деятельность человека, проявляющуюся  прежде всего в умении создавать  средства материального производства и предметы труда. Уровень их развития характеризует общественное производство. Присвоение средств производства –  центральное звено в формировании собственности.

На основе системы многообразных  потребностей возникают экономические  интересы человека, которые являются важнейшим мотивом его деятельности. Совершенствование производства увеличивает  количество потребностей, дающих, в  свою очередь, толчок развитию экономики. Кроме этих объективных условий, на формирование потребностей влияют и субъективные факторы: склонности и вкусы людей, духовные интересы личности, её психологические и физиологические  особенности, привычки, народные обычаи. Поэтому существуют факторы, заставляющие человека устанавливать ценность товаров  или услуг.

Деятельность людей по производству товаров и услуг  осуществляется с помощью общественно-организационного механизма, называемого экономической  системой. Ограниченность экономических  ресурсов не позволяет достигнуть удовлетворения потребностей всех членов общества. Однако человеческая цивилизация стремится  к этому как к идеалу, вырабатывая  различные средства достижения цели. Одним из них является экономическая  теория.

Экономическая теория изучает  источники, факторы национального  богатства, изучает общественно-производственные, т.е. экономические отношения в  обществе, изучает экономические  законы, управляющие общественным производством.

Предметом экономической  теории является проблема рационального  использования ограниченных ресурсов в целях удовлетворения возрастающих материальных потребностях человека.

Выбранная мною  тема является актуальной, потому что сегодня человек не может считать себя приобщенным к образованию и культуре, если он не изучил и не понял законов общественного развития, не овладел знаниями экономической теории.

Итак, целью данной работы является изучение сущности экономической теории, рассмотрение ее основных школ и направлений на современном этапе развития.

Поставленная цель предполагает решение следующих задач:

рассмотреть важнейшие этапы становления и развития экономической теории;

изучить основные школы и направления  экономической теории на современном  этапе развития;

сделать выводы на основе проведенных исследований.

Любая наука возникает  в результате попыток людей решить определенные вопросы, касающиеся природы, общества и их взаимодействия. Все  это в полной мере относится и  к комплексу наук, изучающих экономику. С давних времен люди пытались выяснить, от чего зависит развитие человеческого  общества, по каким законам развивается  экономика, поэтому выбранная мною тема представляет большой интерес.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ

 

Первые попытки теоретически осмыслить экономическое устройство общества были сделаны в сочинениях Ксенофонта (430-335 г.г. до н.э.), Платона (428-348 г.г. до н.э.) и в меньшей степени  в учении Аристотеля (384-322 г.г. до н.э.).

Ксенофонт - представитель  богатой афинской аристократии - в  своем трактате "Домострой" восхвалял  достоинства земледелия и осуждал  занятие ремеслами и торговлей. В историю экономических учений он вошел как ученый, который впервые  дал анализ разделению труда, а говоря о ценности товара, рассматривал ценность как в смысле потребительской  стоимости, так и в смысле меновой  стоимости.

Натурально-хозяйственная  концепция была характерна и для  экономических взглядов Платона. В  своем проекте о государственном  устройстве он отвел государству  функцию разрешения противоречия между  многообразием потребностей людей  и однообразием их способностей. По мнению Платона, частную собственность  могли иметь лишь лица, не способные  к политической деятельности, т.е. представители  третьего сословия: земледельцы, ремесленники и торговцы. Философы, управляющие  обществом, и стражи не должны иметь  никакой собственности. Затрагивая вопросы товарного производства, Платон подошел к пониманию того, что в процессе обмена имеет место  приведение к "соразмерности и  единообразию" несоразмерных и  разнообразных товаров.

Аристотель большой вклад  в развитие экономической науки  внес своим анализом форм стоимости, двойственности товара и развития форм торговли. Интересны его рассуждения  о путях приобретения богатства  и удовлетворения потребностей.

Экономическая мысль эпохи  феодализма охватывает широкий круг проблем, начиная с обоснования  законности владения феодальной землей, вечности деления общества на классы и кончая усилением внимания к  проблемам товарно-денежных отношений. При этом, как правило, поддерживая  развитие товарно-денежных отношений, кроме ростовщических, идеологи того времени стремились сохранить феодальный строй.

Политическая экономия как  самостоятельная наука возникла значительно позже - в период зарождения капиталистического строя, формирования национального рынка. Она выражала интересы буржуазии как восходящего  в ту пору класса. Тогда же и появился и сам термин "политическая экономия", родившийся в результате сочетания  трех древнегреческих слов: "политейя" - общественное устройство, "ойкос" - дом, хозяйство и "номос" - закон.

Поскольку капиталистические  отношения начали складываться, прежде всего, в сфере торговли, то первое, раннее течение экономической мысли  в XV - XVII в.в. - меркантилизм (от итальянского "мерканте" - торговец, купец)- заключалось  в познании закономерностей торговли. Согласно этой теории богатство общества выражается в накоплении денег, особенно золота и серебра, в результате торговли. Из всех видов деятельности приоритет  отдавался труду, занятому в торговле, прежде всего международной, поскольку  он способствовал накоплению богатства. Меркантилизм не являлся еще экономической  наукой. Его основные положения - результат  не теоретического анализа, а простого описания наблюдаемых явлений и  отчасти их классификация.

По мере проникновения  капитала в сферу производства изменялись и взгляды идеологов буржуазии. Родоначальником классической буржуазной политической экономии является Уильям Петти (1623-1687 г.г.). Его экономические  воззрения формировались в условиях быстрого роста капиталистических  отношений в Англии. Его перу принадлежит  целый ряд работ: "Трактат о  налогах и сборах", "Слово  мудрым", "Политическая арифметика", "Разное о деньгах". Как и  многие другие исследователи экономических  процессов, У. Петти не был "чистым" экономистом. Он был моряком, врачом, и в своем исследовании развивал идею активного торгового баланса. "Богатство каждой страны, - утверждал  У. Петти, - заключается главным образом  в той доле, которую она имеет  во внешней торговле,... а производство таких товаров и ведение такой  торговли, которое способствует накоплению в стране золота, серебра, драгоценных  камней и т.п. являются более выгодными, чем другие виды производства и торговли". Отдавая дань меркантилизму, он заложил  основы трудовой теории стоимости. Известную  формулу Петти "труд - отец и активнейший  принцип богатства, земля - его мать" можно считать одним из вариантов  его учения об источнике стоимости.

Представителями классической буржуазной политической экономии во Франции в XVIII в. были Ф. Кенэ (1694-1774) и  А.Тюрго (1727-1781). Они перенесли вопрос о происхождении общественного  богатства из сферы обращения  в сферу производства. При этом ограничивали последнюю только сельским хозяйством, считая, что богатство  создается лишь в этой отрасли. Поэтому  это направление в развитии экономической  мысли получило название школы физиократов (термин образован от греческих слов "природа" и "власть").

Выдающийся английский экономист  Адам Смит (1723-1790) вошел в историю  как "Пророк свободной конкуренции". Величайшей его заслугой можно считать  то, что в мире экономики он разглядел  открытый Ньютоном в физическом подлунном  мире естественный саморегулирующийся порядок. Основная идея в учении А. Смита - идея либерализма, минимального вмешательства  государства в экономику, рыночного  саморегулирования на основе свободных  цен, складывающихся в зависимости  от спроса и предложения. Главное произведение его жизни "Исследование о природе и причинах богатства народов" (1776) оказало громадное влияние на последующий век. Экономическая жизнь, по Смиту, подчинена объективным закономерностям, которые не зависят от воли и сознательных устремлений людей. Исходный пункт всего его исследования образует проблема разделения труда, которое связывает в единое общество "эгоистов-индивидов".

После исследования этой проблемы он переходит к изложению происхождения  и употребления денег. Значительный вклад Смит внес в теорию стоимости, в учение о доходах, о производительном и непроизводительном труде, о капитале и воспроизводстве, об экономической  политике государства.

Самым крупным экономистом  эпохи промышленного переворота в Англии был Д. Рикардо (1772-1823). Он сформулировал серию экономических законов, которые вошли в сокровищницу политической экономии. Центральное место в учении Д. Рикардо занимают теории стоимости и денег, заработной платы и прибыли, земельной ренты, учение о капитале и воспроизводстве. П. Самуэльсон в своем учебнике по экономике оценивает Д. Рикардо как ключевую фигуру 19 века: "Он был одним из счастливчиков. Ученые классического, неоклассического и посткейнсианского направлений – все ведут свою родословную из его окружения. То же самое можно сказать и о марксистах-социалистах".

Подводя итоги классической школе, необходимо отметить, что основным объектом исследования здесь выступает  производство как таковое, независимо от его отраслевых особенностей, а  также распределение благ. Ее выдающиеся представители выдвинули и обосновали систему понятий и категорий, представляющих собой научное отражение  многих экономических процессов.

Когда капиталистическое  общество достигло достаточно высокой  степени экономической зрелости и выявились его внутренние противоречия, когда на арену истории вышел  рабочий класс, научное древо  экономики раздвоилось. Одно направление  через неоклассическую экономику  и кейнсианство пришло к современной  посткейсианской магистральной  экономике. Другое направление вышло  из "Капитала" Маркса.

В противовес буржуазной политической экономии возникла пролетарская экономия, основы которой заложили идеологи рабочего класса – К. Маркс и Ф. Энгельс. Они осуществили переворот в экономической науке, создали учение о прибавочной стоимости, вскрывшее природу капиталистической эксплуатации. Был сделан глубокий научный анализ капиталистического строя, приведший авторов к выводу о его исторической ограниченности и закономерной смене социалистическим строем.

Таким образом, учение английских классиков по-новому продолжил К. Маркс (1818-1883гг.). В своем главном труде «Капитал», над которым он работал 40 лет, он глубоко и всесторонне разработал теорию прибавочной стоимости и теорию стоимости, опираясь на фактический материал о развитии капитализма в Англии. Маркс стремился поставить политическую экономию на службу интересов рабочего класса. Такой классовый подход отрицательно сказался на научной объективности ряда высказанных им положений.

В конце 19 столетия сама хозяйственная  жизнь продемонстрировала определенную ограниченность классического направления  политэкономии.

Во-первых, это не соответствовало  историческим особенностям Англии периода 17 – 19 веков (господство единоличной формы капитала, свободной конкуренции и невмешательства государства в экономику).

На рубеже 19 – 20 веков экономика сильно преобразилась (в ней стали преобладать крупные акционерные общества, которые стремились подавить конкурентов, государство стало активно вмешиваться в хозяйственную жизнь).

Во-вторых, при разработке учения о рыночной цене английские классики и К. Маркс глубоко раскрыли ее зависимость главным образом от производства, от предложения товаров на рынке. Однако такой взгляд был односторонним. Не было в должной мере изучено воздействие спроса покупателей на цену.

Продолжателем идей К. Маркса и его сподвижника Ф. Энгельса в области экономической теории явился В. И. Ленин (1870-1924 гг.). В многочисленных трудах он конкретизировал учение К. Маркса применительно к новой исторической обстановке, развил теорию воспроизводства, доказал, что в капиталистически развивающейся стране происходит расслоение мелких собственников на богатых и бедных и другие вопросы.

Информация о работе Основные научные школы экономической теории на современном этапе развития: сравнительный анализ