Основные научные школы экономической теории на современном этапе развития: сравнительный анализ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2012 в 14:01, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение сущности экономической теории, рассмотрение ее основных школ и направлений на современном этапе развития.
Поставленная цель предполагает решение следующих задач:
рассмотреть важнейшие этапы становления и развития экономической теории;
изучить основные школы и направления экономической теории на современном этапе развития;
сделать выводы на основе проведенных исследований.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….3
1 Возникновение и развитие экономической теории……………………….5
2 Основные научные школы экономической теории на современном этапе…………………………………………………………………………...10
2.1 Неоклассический синтез…………………………………………………10
2.2 Современное кейнсианство……………………………………………...13
2.3 Либеральное направление в экономической теории…………………..16
2.4 Институционализм……………………………………………………… 19
2.5 Монетаризм……………………………………………………………… 24
Заключение…………………………………………………………………...28
Список использованных источников……………………………………… 29

Файлы: 1 файл

Курсовая по Экономической теории.docx

— 71.34 Кб (Скачать файл)

С конца XIX в. начинают формироваться  новые подходы в экономической  науке, и в течение длительного времени ее различные направления, так или иначе, концентрировались вокруг двух основных проблем: трудовой теории стоимости и теории предельной полезности.

В последней трети 19 века в Австрии, США, Англии произошел подлинный переворот в экономической теории: возникло неоклассическое (по греч. неос - новый) направление. Основу неоклассической теории составили разработки 3-х научных школ: австрийской – К. Менгер, Э. Бем-Баверк и Ф. Визер; кембриджской – А. Маршалл и лозаннской – Л. Вальрас.

Оно возникло как реакция  на экономическое учение К. Маркса. Учение  господствовало до 30-х годов  прошлого столетия и воспевало эпоху  свободного предпринимательства.

Главная проблема, которая  находилась в центре внимания неоклассиков (Альфред Маршалл (1842-1924), Артур Пигу (1877-1959) и др.) – удовлетворение потребностей человека. Ключевая идея Маршалла состояла в перемещении усилий с теоретических споров о стоимости к изучению проблем взаимодействия спроса и предложения как сил, определяющих процессы, протекающие на рынке. По Маршаллу, по мере потребления новых единиц, частей, долей блага, темп нарастания полезности падает, добавочная полезность, приносимая каждой новой долей, снижается.

Согласно выработанному  неоклассиками подходу, цена товара определяется двумя факторами: предельной полезностью (со стороны покупателя) и издержками производства (со стороны  продавца).

Принципы предельной полезности послужили основанием для разработки обширной концепции предельных величин. «Великая депрессия» показала невозможность путем свободной конкуренции разрешать социально-экономические проблемы и противоречия современного мира. Потребовалось серьезное вмешательство государства в ход экономической жизни.

Неоклассическая теория является одной из 3-х течений современной  западной экономической теории (экономикса). Западная экономическая теория в  отличие от марксизма, представляет собой не целое, а совокупность различных  течений, школ, иногда резко различающихся  методами анализа, конечными выводами и рекомендациями в области экономической  политики. Отсутствие единства взглядов среди западных экономистов – не следствие слабости науки, а отражение многообразия экономической действительности, ее противоречивости и изменчивости. «Экономикс» исходит из того, что научное знание может постичь истину лишь с известной степенью приближения и учитывая происходящие в экономической жизни изменения, уточняет или отбрасывает устаревшие представления, приходит к новым выводам.

На волне кризиса 30-х  годов 20 века возникла теория эффективного спроса, которая предложила свои рецепты регулирования экономики и нашла применение на практике, стала составной частью экономической политики многих государств. Автором этой теории был английский экономист Джон Кейнс (1883-1946). Его идея состояла в том, чтобы применить методы активизации и стимулирования совокупного спроса (общей покупательной способности) и тем самым воздействовать на расширение производства и предложение товаров. Государство может воздействовать на инвестиции посредством регулирования уровня процента, либо осуществляя инвестиции в общественные работы. Инвестиции по Кейнсу играют решающую роль в расширении платежеспособного спроса, а спрос создает предложение. Он не верил в саморегулирующий рыночный механизм и считал, что для обеспечения экономического равновесия необходимо вмешательство извне.

В 70 – 80 годах 20 века, когда чрезмерное вмешательство государства в экономику стало тормозить развитие общественного производства, снова становится актуальным неоклассическое учение и остается таковым по настоящее время [1, c.16 – 22].

 

 

 

2 ОСНОВНЫЕ НАУЧНЫЕ ШКОЛЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

 

 

2.1 Неоклассический синтез

 

 

П. А. Самуэльсон, родился 15 мая 1915 г. в США, – выдающийся  экономист, наиболее известной работой является учебник «Экономикс», впервые изданный в 1951 г. и выдержавший уже 13 изданий (на русский язык было переведено 5-е издание учебника в 1964 г.), лауреат Нобелевской премии по экономике 1970 г. Одна из основных работ «Основание экономического анализа» (1947г.).

П. А. Самуэльсон является одним из видных пропагандистов и создателей

«неоклассического синтеза». В начале 50-х годов он выступил с обоснованием необходимости объединения неокейнсианства и неоклассической школы в некое единое направление. Он писал: «Моя точка зрения сводится к общей неоклассической теории, которая включает в классическую традицию всякую часть кейнсианского и неокейнсианского анализа, представляющуюся пригодной для современной экономики». Особое место идея о неоклассическом синтезе заняла в третьем издании учебника П. Самуэльсона (1955 г.), где он выражал надежду на то, что такой синтез «устранит брешь между агрегативной макроэкономикой и микроэкономикой и сведет их к взаимодополняющему единству».

Самуэльсон говорил: «На протяжении всей книги я систематически проводил то, что называю «великим неоклассическим синтезом». Иными словами, это сочетание здорового ядра современной теории распределения дохода с классическими экономическими принципами. Основным принципом этого синтеза является следующий принцип: разрешая ключевые проблемы денежной и фискальной политики с помощью категорий теории дохода, мы тем самым возрождаем классические истины и придаем им законную силу. Этот неклассический синтез имеет не менее важное значение для преподавателей экономики. Он ликвидирует разрыв между обобщающим понятием макроэкономики и традиционной микроэкономикой, создавая из них взаимодополняющее единство.

По-моему он в значительной степени повышает ценность подхода  с позиции национального дохода к вводному курсу в экономику, и я хотел бы только, чтобы первым изданиям моей книги так же было присуще преимущество неизменной верности этому принципу»[2, c.43 – 44].

Теоретики неоклассической  школы, как и неокейнсианской, стремятся  найти такие количественные зависимости  процесса воспроизводства, которые  могли бы быть использованы в экономической политике государственно-монополистического капитализма в целях обеспечения более или менее бесперебойного процесса воспроизводства общественного капитала, повышения эффективности производства, прогнозирования его результатов. Конкретно- экономический характер (в отличие от социально-экономического, собственно политэкономического) такого рода исследований довольно рельефно представлен в определении производственной функции П. Самуэльсоном, рассматривающим ее как «технологическую взаимосвязь между любыми данными производственными затратами... и размерами продукции, которую можно изготовить с их помощью».

Основой процесса неоклассического синтеза является соединение кейнсианской теории «эффективного спроса» и неоклассической теории производства и распределения, т.е. главного содержания данных концепций. Это   означало,   что   в   новую систему    входит,    с    одной    стороны,    инструментарий кейнсианской доктрины с бюджетно-налоговым и денежно-кредитными методами государственного регулирования; с другой — при более строгом учете рыночных условий (конкуренция, динамика цен и др.) использование рыночного механизма. Проблемы экономической динамики, решаемые с позиций неоклассического синтеза, привлекли внимание ряда известных экономистов ( Р. Солоу, Д. Дъюзенберри, Дж. Мид и др.). В их решении преследовалась прежде всего цель если не устранить, то найти возможности ослабления влияния отклонений от динамического равновесия. Сохранила свое значение и  проблема  факторов  роста,  определяющих  его  темп.   Как  отметил   П. Самуэльсон,     одни    из    результатов    неоклассического    синтеза    была оптимистическая надежда на то, что современное общество могло бы повысить свой темп роста, при условии полной занятости, стимулируя рост новых инвестиций на одного занятого. Каковы же условия этого, по мнению П. Самуэльсона? Последний разъяснил, что стимулирование новых инвестиций должно осуществляться с помощью экспансионистской денежной политики, соблюдая в то же время достаточную сдержанность в налоговом обложении в целях предотвращения  инфляции   спроса.   Таким образом,   можно   было понизить долю дохода, идущую на потребление, сохраняя в то же время состояние полной занятости.

Воплощением  концепции  неоклассического синтеза явилась  модель экономического роста, построенная  Д. Дъюзенберри и обоснованная в его работе «Экономические циклы и экономический рост». Она представляла     собой многофакторную   модель,   а  главное   обладала   внутренней  тенденцией  к постоянному восстановлению равновесия. Д. Дъюзенберри исходил из того, что кризисы не являлись внутренне присущими экономической системе капитализма,  а порождались сугубо внешними причинами.  Что касается соотношения между инвестициями и сбережениями, то, по мнению автора модели, между ними существует внутренняя тенденция к уравнению. Это обеспечивает высокую корреляцию между склонностью к сбережениям и темпами инвестирования, сокращая тем самым тенденцию экономической системы   к   сильным   «кумулятивным   процессам   в   повышательном   или понижательном направлениях»[3, c.124].

Сторонники неоклассического синтеза отошли от традиционного  неокейнсианского   решения   и   вопроса   о темпах экономического роста, подвергнув его критике, они  исходят из того, что темп роста  зависит не от единственного фактора (прироста инвестиций) при постоянстве  капиталоемкости на длительный период, определяемой только техническим прогрессом.   Такой   подход   отвергался   как   нереалистичный,   поскольку  величина капиталоемкости определяется не только техническим прогрессом, но и другими факторами, отсюда следовало, что темп роста – это не только функция инвестиций, но функция других факторов в их совокупности (обновление технологического процесса и производственного аппарата за счет текущих расходов без дополнительных капиталовложений, рост рабочей силы, повышение    квалификации    персонала,    совершенствование    организации производства и управления и т.п.).

Большое внимание сторонники неоклассического синтеза обращали на решение проблемы отклонения экономического процесса от динамического равновесия. В модели Р. Харрода такие отклонения рассматривались в духе кейнсианской доктрины в наиболее жесткой форме как «балансирование острие ножа». Это означало признание того, что любая случайность отклоняет фактический темп роста от ожидаемого (гарантированного) и нет внутреннего механизма компенсаций последствий такого отклонения.

С «великим неоклассическим синтезом» буржуазные теоретики и политики связывали «великие надежды» на устранение кризисных процессов в политической экономике, приобретающих все более острый характер. Самуэльсон видел задачу «неоклассического синтеза» в «существенном сокращении как безработицы, так и инфляции в демократических обществах...». Другим аспектом «неоклассического синтеза» являлась попытка решить важную идеологическую задачу - преодолеть раздробленность течений и направлений буржуазной политической экономии и создать, наконец, единую экономическую теорию. Однако «неоклассический синтез» оказался неспособным решить эти задачи.

Нарастание как экономических, так и социальных противоречий капитализма  во второй половине 60-х годов заставило  и главного пропагандиста

«неоклассического синтеза» несколько поубавить тон. Американский экономист Дж. Фейвел не без иронии отмечает, что после 6-го издания «Экономики» П. Самуэльсона, вышедшего в 1964 г., он все реже и глуше упоминает о «неоклассическом синтезе». «В последующих изданиях неоклассический синтез исчез, – пишет он. – В одиннадцатом издании (1980 г.) он не упомянут в предметном указателе; он не назван по имени, но представление о нем существует в значительно более слабой форме»[2, c.84 – 86].

 

 

2.2 Современное  кейнсианство

 

 

Джон Мейнард Кейнс  — выдающийся экономист XX столетия, профессор Кембриджского университета, ведущий специалист в области финансов и денежного обращения, экономический советник правительства Великобритании, один из директоров Английского банка, главный редактор журнала «Экономист». Его учение формировалось в 20 — начале 30-х годов. Его перу принадлежат многочисленные работы, главная из которых «Общая теория занятости, процента и денег», впервые опубликованная в 1936 году и выдержавшая затем  многочисленные издания во многих странах.

Дж. Кейнс — ученик А. Маршалла. Его учение тесно связано с господствующей экономической теорией. Однако он отверг основные постулаты неоклассицизма, считая неприемлемыми и даже опасными их в условиях глубоких экономических потрясений, вызванных мировым экономическим кризисом 1929-1933 годов.

Учение Дж. Кейнса получило название общей теории занятости. Термин «занятость» применялся для определения состояния рынка труда, движения безработицы. В теории Дж. Кейнса ему был придан более широкий смысл. Под занятостью стали понимать общее состояние экономики, производства, его объем, размер национального дохода. Занятость рассматривают как первейший показатель устойчивости экономической системы.

Учение Дж. Кейнса получило широкое признание в мире. Сторонниками и последователями «кейнсианской  революции» стали многие экономисты.

Современное кейнсианство выступает  в виде нескольких течений. Еще в 60 – 70-х годах на арене экономической мысли появилось такое крупное направление, как посткейнсианство. Исторически оно сложилось из слияния двух потоков. С одной стороны, это было английское левое кейнсианство, центр которого находился в Кембридже, где долго жила и работала лидер этого течения - Дж. Робинсон. С другой стороны, деятельность таких экономистов в США, как Ф. Клаудэр, А. Леонхуфвуд, Х. Мински и других. Кейнсианцев и их критиков разделяет вопрос о стабильности экономической системы.

Информация о работе Основные научные школы экономической теории на современном этапе развития: сравнительный анализ