Основные научные школы экономической теории на современном этапе развития: сравнительный анализ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2012 в 14:01, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение сущности экономической теории, рассмотрение ее основных школ и направлений на современном этапе развития.
Поставленная цель предполагает решение следующих задач:
рассмотреть важнейшие этапы становления и развития экономической теории;
изучить основные школы и направления экономической теории на современном этапе развития;
сделать выводы на основе проведенных исследований.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….3
1 Возникновение и развитие экономической теории……………………….5
2 Основные научные школы экономической теории на современном этапе…………………………………………………………………………...10
2.1 Неоклассический синтез…………………………………………………10
2.2 Современное кейнсианство……………………………………………...13
2.3 Либеральное направление в экономической теории…………………..16
2.4 Институционализм……………………………………………………… 19
2.5 Монетаризм……………………………………………………………… 24
Заключение…………………………………………………………………...28
Список использованных источников……………………………………… 29

Файлы: 1 файл

Курсовая по Экономической теории.docx

— 71.34 Кб (Скачать файл)

Свой вариант количественной теории денег монетаристы связали с реальным экономическим процессом. Они считают, что динамика денежной массы имеет первостепенное значение для объяснений колебаний процесса производства. Отсюда делается вывод: денежно-кредитная политика — это наиболее эффективный инструмент регулирования экономики.

Согласно монетаристской доктрине, деньги играют важную роль в изменении реального дохода, общего уровня цен и занятости. Устанавливается связь между темпом роста количества денег и темпом роста номинального дохода. Считается, что при быстром росте денежной массы также быстро растет

номинальный доход, и наоборот. Изменение денежной массы оказывает  влияние как на уровень цен, так  и на объемы производства (в рамках ограниченного периода). Отсюда следует, что монетаристский вариант количественной теории денег выполняет не только функцию управления денежным спросом, а через него и хозяйственными процессами макроэкономического характера. На этой основе построена монетаристская модель экономического цикла, в которой определяющим фактором является изменение денежной массы. По словам М. Фридмена, «деньги действительно важны и любая оценка кратковременных сдвигов в хозяйственной активности будет, по-видимому, содержать серьезные ошибки, если она игнорирует монетарные сдвиги». Изменение номинального количества денег, устанавливаемого федеральной резервной системой, «оказывает значительный эффект на объем производства и занятости в краткосрочном периоде, а на цены — в долгосрочном».

Согласно монетарной доктрине, навязывание денег насильственным путем (эмиссия) способно превратить их в главный фактор сдвигов в экономике. Напротив, если денежная масса будет меняться в ту или иную сторону в связи с изменениями хозяйственной активности, конъюнктуры, то установленный монетаристами автоматизм нарушится. Должно твердо соблюдаться независимое предложения денег от факторов спроса на кассовые остатки.

Определяя рычаги экономической  политики, монетаристы отдают предпочтение денежно-кредитной системе перед бюджетно-налоговой, как наиболее рыночному способу воздействия на экономику. Это определяется тем, что она непосредственно и эффективнее воздействует на состояние деловой активности, быстрее обеспечивает результаты, которые легче предвидеть и предсказать.

Наряду с концепцией экономического цикла монетаристская доктрина, воздействуя на хозяйственный процесс в целях его стабилизации, опирается также на теории инфляции и безработицы. Трактуя инфляцию как исключительно денежное явление, монетаристы видят ее основу в нарушении соотношения между находящейся в обращении денежной массой и реальной потребностью в денежных средствах, т.е. соотношения между предложением и спросом на них. Анализируя связь между инфляцией и безработицей, они ис ходят из того, что колебания занятости связаны лишь с краткосрочной, непредвиденной инфляцией, отклоняющей уровень безработицы от естественного. Непредвиденную инфляцию квалифицируют как следствие ошибочной деятельности правительственных структур.

Являясь сторонниками либеральной  рыночной модели, монетаристы ориентируются на максимальную свободу рыночных сил, на полную раскованность рыночного механизма, его крайние формы. С позиций своей концепции они разработали комплекс регулятивных мероприятий такого характера. Категорически отвергается использование бюджетных средств для стимулирования спроса, предлагается максимальное сокращение государственных расходов на социальные программы, бюджетного дефицита. Монетаристы ориентируются на минимальные ставки заработной платы, на ослабление влияния профсоюзов. Большое место в их рекомендациях отводится кредитно-денежной политике, направленной на повышение процентных ставок, регулирование денежной массы в обращении, а также соответствующее использование налоговой системы[10, c.67 – 68].

Монетаризм сформировался  как антикейнсианская концепция  и доктрина, сторонники которых выступили с резкой критикой разработанных Дж. Кейнсом методов государственного регулирования экономики. Выход монетаризма на аренду расценивался как антикейнсианская революция. М. Фридмен и его коллегия отвергли буржуазно-либеральное реформирование экономики на кейнсианской основе, противопоставляя этому идеологию неоконсерватизма. В распространении неоконсервативных идей в экономической теории в 70 — 80-е годы монетаризм сыграл решающую роль.

Отношение к монетарной концепции в экономической литературе различно. Не прекращается критика его основных постулатов и доктрины, поскольку, как считают критики, монетаризм демонстрирует слабость позиций в вопросах экономической теории и ограниченность в области практических рекомендаций. Монетаристы не раскрывают внутренний механизм, истоки долговременных тенденций в экономике, которые они фиксируют и отражают. По существу, обходится молчанием вопрос о том, каким образом денежный фактор воздействует на динамику и результаты производства, поскольку авторы не могут на него ответить. Ссылки на многолетний опыт, статистические данные из истории денежного обращения многими воспринимаются скептически.

Монетаризм не следует  абсолютизировать. Вместе с тем нельзя не признать, что представители этой школы сделали определенный шаг в исследовании хозяйственного механизма, в изучении функциональных связей рыночной экономии, факторов, влияющих на инфляцию, безработицу, на стабилизацию экономики. В известной мере монетаристы оказали положительное воздействие на разработку системы антиинфляционных мероприятий в США и Великобритании в 80-е годы. Заслуживает внимания также монетаристская оценка негативных проявлений кейнсианских методов государственного регулирования в части дефицита финансирования, государственного долга, чрезмерной денежной эмиссии, инфляционных методов стимулирования деловой активности.

Монетаризм как концепция  и система практических мероприятий в области хозяйственной деятельности, воздействия на экономический процесс, пригоден для развития, устоявшейся, цивилизованной, в целом благополучной рыночной экономики. Практика свидетельствует о том, что монетаристская доктрина не дает ожидаемого эффекта там, где экономика замонополизированная, огосударствленная, находящаяся в глубоком кризисе, где отсутствуют развитые рыночные структуры. Об этом свидетельствуют опыт проведения так называемой «шоковой терапии» в ряде стран включая СНГ[11, c.284 – 285].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

Подлинно научная теория всегда находится в непрерывном  поиске и развитии. Современные экономические  теории определяют современный подход к познанию экономической действительности, предполагающий взаимодействие и взаимообогащение. Современная экономическая наука  не отбрасывает ничего из того, что  внесли в нее экономисты прошлого. Она не противопоставляет себя идеям  предшественников, а скорее продолжает, развивает или дополняет их по направлениям, на которые те не обратили должного внимания или лишь обозначили.

Современная экономическая  теория, представляет собой не целое, а совокупность различных течений, школ, иногда резко различающихся  методами анализа, конечными выводами и рекомендациями в области экономической  политики. Отсутствие единства взглядов среди экономистов - не следствие  слабости науки, а отражение многообразия экономической действительности, ее противоречивости и изменчивости. «Экономикс»  исходит из того, что научное знание может постичь истину лишь с известной  степенью приближения и учитывая происходящие в экономической жизни  изменения, уточняет или отбрасывает  устаревшие представления, приходит к  новым выводам. Основные направления и особенности современной экономической теории четко показывают непрерывность совершенствования уже действующих известных научных направлений и постоянство рождения новых научных подходов, созвучных требованиям и отвечающих потребностям экономической действительности.

В данной курсовой работе были рассмотрены основные научные школы  и направления экономической  теории на современном этапе развития: неоклассический синтез, современное  кейнсианство, либеральное направление, институционализм и монетаризм.

Познание становления экономической теории, этапов становления различных школ и направлений, а также их развитие необходимо для осмысления современной экономической действительности и дальнейшего развития экономически знаний.

Важно подчеркнуть, что знакомство со всем многообразием концепций  экономической теории является абсолютно  необходимым условием формирования экономического профессионализма.

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

 

1 Лившиц А.Я. Введение в экономику. М: МП ТПО "квадрат", - 1991.

2 Самуэльсон П. А. Экономика. – М.: Прогресс. 1994.

3 Ядгаров Я. С. История экономических учений: Учебник. – М.: ИНФРА-М. 1997.

4 Научитель М. В. Развитие экономической теории в XX веке: Учебное пособие. – Гомель: ГГУ им. Ф. Скорины. 1998. 

5 Мостовая Е. Б. Основы экономической теории. Москва. Новосибирск. 1997.

6 Самуэльсон П. А. Экономика. - М.: Бином-Кно Рус. 2003.

7 Стерликов Ф. Ф. Экономическая теория в вопросах и ответах. Учебное пособие. Части I - II. - М.: Соц. - полит. Журнал. 2003.

8 Иохин В. Я. Экономическая теория. Учебник. М., Юристъ. 2000

9 Борисов Е. Ф. Экономическая теория. Курс лекций для студентов высших учебных заведений. М., 1996

10 Бусыгин А.В. Экономическая теория. Основной курс. Москва. Интерпракс. 2004.

11 Научитель М. В. История экономических учений. – Мн.: ИООО «Право и экономика». 2003. – 460с.

 

 


Информация о работе Основные научные школы экономической теории на современном этапе развития: сравнительный анализ