Особенности финансового контроля в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 19:41, курсовая работа

Описание работы

Таким образом, цель данной работы заключается в рассмотрении теоретических вопросов и практических проблем государственного финансового контроля, разработке концептуальных подходов к формированию единой системы государственного финансового контроля, обеспечивающей его эффективность и влияние на устойчивое функционирование экономики страны в условиях рыночных отношений.
В соответствии с поставленной целью определены основные задачи исследования:
Раскрыть сущность и значение государственного финансового контроля;
Определить методы и принципы государственного финансового контроля;
Рассмотреть деятельность органов финансового контроля;
Определить недочёты системы финансового контроля и пути их исправления;
Выявить основные направления для совершенствования в этой области.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (2).docx

— 70.74 Кб (Скачать файл)

Введение

Создания эффективной, работоспособной  и действенной системы государственного финансового контроля является одной  из главных задач, стоящих перед  государством.

Государственный финансовый контроль — это особая функция  государственного управления, которая  осуществляется в интересах как  государства, так и всего общества.

Тема данной курсовой работы является актуальной, поскольку в Российской Федерации организация финансового контроля недостаточно доработана и имеет много недочётов, которые необходимо исправить для нормального функционирования системы в целом.

Проблемы финансового  контроля можно рассмотреть в  ряде научных исследований. Особо  следует отметить работы И.А. Белобжецкого, Н.Т. Белухи, Э.А. Вознесенского, Ю.М. Воронина, В.Г. Видяпина, Н.Г. Гаджиева, Ю.А. Данилевского, Н.П. Ефимовой, В.А. Жукова, Ю.М. Иткина, Ю.А. Крохина, А.Н. Козырина, Л.Н. Овсянникова, В.Г. Панскова, Н.Д. Погосяна, В.М. Родионовой, Г.А. Соловьева, СВ. Степашина, М.С. Студеникиной, И.В. Фирулина, СИ. Фленова, П.В. Черноморда, А.Д. Шеремета, С.О.Шохина, В.И. Шлейникова, А.А. Шпига.

Исследователи раскрывают отдельные  составляющие содержания, виды финансового  контроля, механизм его функционирования.

Однако имеющиеся научные  наработки в данной области весьма противоречивы и не дают должной  аргументации для принятия обоснованных государственных решений в форме  законов, создания современных стратегий  и технологий в практической деятельности. Это касается, прежде всего, основополагающих проблем сущности государственного финансового контроля, его роли и  места в системе рыночных отношений, путей повышения эффективности.

Таким образом, цель данной работы заключается в рассмотрении теоретических вопросов и практических проблем государственного финансового контроля, разработке концептуальных подходов к формированию единой системы государственного финансового контроля, обеспечивающей его эффективность и влияние на устойчивое функционирование экономики страны в условиях рыночных отношений.

В соответствии с поставленной целью определены основные задачи исследования:

  1. Раскрыть сущность и значение государственного финансового контроля;
  2. Определить методы и принципы государственного финансового контроля;
  3. Рассмотреть деятельность органов финансового контроля;
  4. Определить недочёты системы финансового контроля и пути их исправления;
  5. Выявить основные направления для совершенствования в этой области.

Система финансового контроля должна включать надежный и жесткий  государственный контроль, как внутренний, позволяющий исполнительной власти эффективно выполнять возложенные  на нее обществом обязанности, так  и внешний, от исполнительной власти не зависящий, гарантирующий гражданам, что исполнительная власть и подчиненные  ей структуры ведут свою деятельность наиболее рационально и эффективно в интересах своего общества.

Объектом данного исследования является процесс функционирования института финансового контроля в Российской Федерации. Предметом - виды, формы, методы проведения финансового контроля, а также полномочия органов, уполномоченных в соответствии с законом, осуществлять эту деятельность.

Структура работы определена целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, трёх глав с  семи параграфами, заключения, списка использованной литературы.

В первой главе излагаются теоретические основы государственного финансового контроля: раскрывается сущность, значение цели и задачи финансового контроля, дается трактовка формам, методам и принципам проведения финансового контроля.

Во второй главе внимание уделяется характеристике системы  финансовых органов государственного контроля в Российской Федерации, приводится зарубежный опыт функционирования органов государственного финансового контроля. Раскрываются права, обязанности и полномочия органов финансового контроля, образующих данную систему. Поднимаются проблемы функционирования системы финансового контроля, подводятся результаты исследования.

В третьей, предлагаются пути решения проблемы финансового контроля РФ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Государственный финансовый контроль, его сущность и значение.
    1. Содержание, значение, цели и задачи государственного финансового контроля.

Государственный финансовый контроль (ГФК) имеет немаловажное значение, так как усложняются связи и отношения в финансово-экономической сфере, происходит увеличение числа субъектов и видов финансовой деятельности, изменяется законодательство, совершенствуются схемы финансовых преступлений.1

Слово «контроль», используемое в русском языке, имеет французские  корни, оно произошло от французского слова controle, которое применялось для обозначения встречной,          вторичной записи с целью проверки первой.2 В английском языке сходное по звучанию слово control может быть использовано для обозначения состояния управления, руководства, регулирования, распоряжения, господства, насилия, власти.3 В современном значении это понятие обозначает проверку и постоянное наблюдение в целях проверки или надзора. При рассмотрении понятия государственного финансового контроля следует также учитывать его социальное значение. В этом смысле его можно охарактеризовать как формы и способы влияния, которые применяются обществом и его группами для регулирования поведения людей.4

 В то же время между понятиями «контроль» и «надзор» имеются различия. Надзор осуществляется в наблюдении за законностью деятельности, а контроль охватывает саму такую деятельность. При надзоре между проверяющим и проверяемым нет организационного подчинения, и орган надзора не вмешивается в оперативную деятельность поднадзорного органа. Органы надзора наделены полномочиями по применению к поднадзорным органам мер воздействия. К примеру, в словаре-справочнике по социальному управлению контроль трактуется как проверка; наблюдение с целью проверки исполнения законов, постановлений, управленческих решений и т. п.5 Согласно ст. 1 Лимской декларации руководящих принципов контроля «организация контроля является обязательным элементом управления общественными финансовыми средствами, так как такое управление влечет за собой ответственность перед обществом»

Таким образом, государственный  финансовый контроль — это установленная  законодательством деятельность органов  государственной власти и управления всех уровней по выявлению, предупреждению и пресечению:

- ошибок и злоупотреблений  в управлении государственными  денежными и иными материальными  ресурсами (капиталами), а также  используемыми в хозяйственной  деятельности и отчуждаемыми  нематериальными объектами государственной  собственности, влекущих прямой  или косвенный финансовый и/или  материальный ущерб государству; 

- несоблюдения финансово-хозяйственного, в том числе бюджетного, законодательства;

- недостатков в организации  систем управления (в том числе  внутреннего контроля) финансово-хозяйственной  деятельностью государственных  органов, организаций с полным  или частичным государственным  участием или особо с ним  связанных. 

В общем и целом цель ГФК — обеспечение соблюдения принципов законности, целесообразности и эффективности распорядительных и исполнительных действий по управлению — включая стадии планирования, формирования, распределения и использования  — государственными финансовыми  ресурсами, материальными ценностями и нематериальными объектами, их сохранности и приумножения для  выполнения функций государства.5

В соответствии с этим основными  задачами государственного финансового  контроля являются:

- организация и осуществление  контроля за своевременным исполнением  доходных и расходных статей  федерального бюджета и бюджетов  федеральных внебюджетных фондов  по объемам, структуре и целевому  назначению;

- определение эффективности  и целесообразности расходования  государственных средств и использования  федеральной собственности;

- оценка обоснованности  доходных и расходных статей  федерального бюджета и бюджетов  федеральных внебюджетных фондов;

- финансовая экспертиза  проектов федеральных законов,  а также нормативных правовых  актов федеральных органов государственной  власти, предусматривающих расходы,  покрываемые за счет средств  федерального бюджета, или влияющих  на формирование и исполнение  федерального бюджета и бюджетов  федеральных внебюджетных фондов;

- анализ выявленных отклонений  от установленных показателей  федерального бюджета и бюджетов  федеральных внебюджетных фондов  и подготовка предложений, направленных  на их устранение, а также на  совершенствование бюджетного процесса  в целом;

- контроль за законностью  и своевременностью движения  средств федерального бюджета  и средств федеральных внебюджетных  фондов в Банке России, уполномоченных  банках и иных финансово-кредитных  учреждениях Российской Федерации;

- обеспечение поступления  в доходную часть государственного  бюджета налоговых, таможенных  и прочих платежей, обеспечивающих  формирование доходной части  государственного бюджета;

- оценка эффективности  деятельности министерств и ведомств  по использованию средств государственного  бюджета и внебюджетных средств;

- контроль за правильностью  ведения бухгалтерского учета  и отчетности;

- улучшение бюджетной  и налоговой дисциплины;

- выявление резервов роста  доходной базы бюджетов различных  уровней и снижения расходной  части бюджета;

- контроль за реализацией  механизма межбюджетных отношений;

- проверка обращения средств  бюджета и внебюджетных средств  в банках и других кредитных  учреждениях;

- контроль за формированием  и распределением целевых бюджетных  фондов финансовой поддержки  регионов;

- пресечение незаконных  решений по предоставлению налоговых  и таможенных льгот, государственных  дотаций, субвенций и другой  помощи отдельным категориям  плательщиков или регионам;

- выявление финансовых  злоупотреблений в сфере бюджетных  и межбюджетных отношений;

- проведение профилактической  информационной работы с целью  повышения бюджетной дисциплины.

Государственный финансовый контроль необходим в целях реализации финансовой политики государства, создания условий для финансовой стабилизации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Методы и формы государственного финансового контроля.

Метод финансового контроля представляет собой комплексное, органически взаимосвязанное изучение законности, достоверности, целесообразности и экономической эффективности хозяйственных и финансовых операций и процессов на основе использования учетной, отчетной, плановой (нормативной) и другой экономической информации в сочетании с исследованием фактического состояния объектов контроля.

В финансовом контроле широко используются такие приемы процесса познания, как индукция и дедукция. Во внутрихозяйственном (прежде всего в бухгалтерском) контроле преобладают индуктивные приемы исследования - от единичных фактов к обобщенным количественным и качественным характеристикам различных сторон финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Здесь последовательность контрольных действий, как правило, такова: от первичных документов через учетные регистры до бухгалтерского баланса и других форм отчетности. В последующем ведомственном и вневедомственном контроле наиболее эффективен способ дедукции, рассчитанный на получение обоснованных выводов путем перехода от обобщенных синтетических показателей к частным и единичным фактам. Здесь последовательность контрольных действий складывается по-иному: от обобщенных показателей бухгалтерской и статистической отчетности через регистры синтетического и аналитического бухгалтерского учета до несплошного или сплошного рассмотрения первичных документов. Использование при ревизиях способа дедукции позволяет комплексно изучить эффективность управления экономикой и соблюдение правовых норм.

Анализ литературы о сущности методов контроля позволяет выделить из них две группы: общенаучные методы и методические приёмы. Общенаучные методические приемы включают анализ и синтез, индукцию, дедукцию, аналоги и моделирование, абстрагирование и конкретизацию, системный анализ, функционально-стоимостный анализ.6

Анализ (от гр. аnаlуsis - разложение) - прием исследования, который включает изучение предмета путем мысленного или практического расчленения его на составные объекты (по его признакам, свойствам, отношениям). Каждая из выделенных частей анализируется раздельно в пределах единого целого (комплексная ревизия производственной и финансово-хозяйственной деятельности объединения и др.).

Информация о работе Особенности финансового контроля в РФ