Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 19:41, курсовая работа
Таким образом, цель данной работы заключается в рассмотрении теоретических вопросов и практических проблем государственного финансового контроля, разработке концептуальных подходов к формированию единой системы государственного финансового контроля, обеспечивающей его эффективность и влияние на устойчивое функционирование экономики страны в условиях рыночных отношений.
В соответствии с поставленной целью определены основные задачи исследования:
Раскрыть сущность и значение государственного финансового контроля;
Определить методы и принципы государственного финансового контроля;
Рассмотреть деятельность органов финансового контроля;
Определить недочёты системы финансового контроля и пути их исправления;
Выявить основные направления для совершенствования в этой области.
Синтез (от гр. synthesis - соединение, сочетание, составление) - метод изучения объекта в его целостности, единстве и взаимной связи его частей. В финансовом контроле синтез связан с анализом, поскольку он позволяет соединить объекты, расчлененные в процессе анализа, установить их связь и познать предмет как единое целое (контроль выполнения плана производства и др.).
Индукция (от лат. inductio - выведение из частного к общему) - прием исследования, при котором общий вывод о признаках множества элементов объекта делается на основе изучения не всех признаков, а отдельных конкретных элементов данного множества, т. е. умозаключение от частных факторов к общим выводам (например, ревизия дебиторской задолженности проводится сначала по данным аналитического учета, а затем - синтетического и др.).
Дедукция (от лат. deductio - выведение из общего к частному) - исследуется состояние объекта в целом, и на основе логических рассуждений делаются выводы о его составных элементах, т. е. умозаключение от общего к частному (например, ревизия дебиторской задолженности проводится сначала по данным синтетического учета, а затем аналитического и др.).
Аналогия (гр. analogia) - прием научного умозаключения, посредством которого достигается познание одних объектов на основании их сходства с
другими. Метод аналогии, основываясь на сходстве некоторых сторон разных объектов, составляет основу стандартизации и моделирования, применяемого в финансовом контроле.
Моделирование - прием научного познания, основанный на замене изучаемого объекта его аналогом, моделью, содержащей существенные черты оригиналов. В финансовом контроле применяются стандарты (модели) проведения контрольно-ревизионного процесса.
Абстрагирование (от лат. abstrahere - отвлекать) - прием мысленного отвлечения путем абстракции переходить от конкретных объектов к отвлеченным понятиям и законам развития (на основании состояния контроля в отдельных подразделениях предприятия делаются выводы по предприятию в целом и т. п.).
Собственные методические приемы финансового контроля представляют собой специфические приемы контроля, выработанные практикой. Формируются эти приемы в зависимости от целевой функции данной контроля. Например, методические приемы финансового контроля базируются на методиках бухгалтерского учета, статистики, экономического анализа и других экономических наук. Вместе с тем методические приёмы финансового контроля применяются в исследованиях других экономических наук (управление, планирование, финансирование, кредитование и т.п.).
Собственные методические приемы финансового контроля можно объединить в следующие группы: органолептические, расчетно-аналитические, документальные обобщения и реализация результатов контроля.
Органолептические (орган + гр. lёptikos - склонный брать, принимать) - выявляемые с помощью органов чувств, к ним относятся инвентаризация, контрольные замеры, выборочные и сплошные наблюдения, технологический и химико-технологический контроль, экспертизы, служебное расследование, эксперимент.
Инвентаризация - проверка объектов контроля в натуре органолептическим (от гр. оrganon - орудие, инструмент) способом. Сущность этого контроля заключается в том, что проверка наличия и состояния объектов проводится путем осмотра, пересчета, взвешивания, обмера.
Контрольные замеры работ - прием фактического контроля, применяемый в процессе проверки в натуре выполненных строительно-монтажных работ, а также другими контролирующими органами при проведении фактического контроля объемов производства работ и разных услуг.
Экспертиза проектов и сметной документации - прием проверки технологического уровня, прогрессивности норм и нормативов, организации и индустриализации строительства, отраженных в проектно-сметной документации на возведение строительством объектов и приобретение оборудования, требующего и не требующего монтажа.
Экономический анализ - система приемов, используемых в финансово-хозяйственном контроле для раскрытия причинных связей, обусловливающих результаты явлений и процессов. Применяется экономический анализ при предварительном, текущем и последующем контроле производственной и финансово-хозяйственной деятельности объединений и предприятий.
Исследование документов - способ документального контроля достоверности, целесообразности, эффективности хозяйственных операций, соответствия их законодательным и нормативным актам, регулирующим процесс расширенного воспроизводства.
Камеральные проверки - прием документального контроля качества проектно-сметной документации по капитальным вложениям, а также документов на выполненные строительно-монтажные работы, представляемые объединениями и предприятиями учреждениям банка, осуществляющим контроль за финансированием капитальных вложений.
Нормативно-правовое регулирование - система приемов, используемых финансовым контролем для выявления нарушений нормативных и правовых актов в процессе расширенного воспроизводства.
По информационному
Документальный контроль
заключается в установлении сущности
и достоверности хозяйственной
операции по данным первичной документации,
учетных регистров и
Фактический контроль состоит в определении действительного, реального состояния объекта проверки путем перерасчета, взвешивания, обмера, лабораторного анализа и других методов проверки. К объектам фактического контроля относятся: наличные деньги в кассе, основные средства, материальные ценности, готовая продукция, незавершенное производство.
Фактический и документальный контроль выполняется во взаимной связи, так как только их совместное применение позволяет установить действительное состояние объектов проверки и их сохранности, разработать мероприятия по устранению имеющихся недостатков.
Основными способами государственного финансового контроля являются:
- проверки;
-изучение;
- надзор;
- анализ финансового состояния;
- мониторинг;
- ревизии.
1. Проверки производятся
по отдельным вопросам
Объектами документальных проверок
являются бухгалтерская, статистическая,
операционно-техническая
2. Обследование в отличие
от проверки охватывает более
широкий спектр финансово-
3. Надзор производится
контролирующими органами за
экономическими субъектами, получившими
лицензию на тот или иной
вид финансовой деятельности, и
предполагает соблюдение ими
установленных правил и
4. Анализ финансового
состояния как разновидность
финансового контроля
5. Наблюдение (мониторинг) —
постоянный контроль со
6. Ревизия — наиболее
глубокий и всеобъемлющий
Комплексная ревизия охватывает все стороны хозяйственной и финансовой деятельности объекта контроля, а ее содержательная часть соответствует подходам, применимым к ревизии. Другой отличительной чертой комплексной ревизии является охват ею всех уровней управления: министерство — ведомство — предприятие (выборочно). Результатом ее являются не только выводы, но и предложения по улучшению не только финансово-хозяйственной, но и производственной деятельности объекта контроля.
Под формой финансового контроля
понимают конкретное выражение и
организацию контрольных
Предварительный финансовый
контроль проводится до совершения финансовых
операций и имеет важное значение
для предупреждения финансовых нарушений.
Он предусматривает оценку финансовой
обоснованности расходов для предотвращения
неэкономного и неэффективного расходования
средств. Примером такого контроля является
процесс составления и
Текущий (оперативный) финансовый контроль производится в момент совершения хозяйственных и финансовых операций, исполнения финансовых планов, бюджетов. Он предупреждает возможные злоупотребления при получении и расходовании средств, способствует соблюдению финансовой дисциплины и своевременности осуществления денежных расчетов. Опираясь на данные первичных документов, оперативного и бухгалтерского учета, инвентаризаций и визуального наблюдения, текущий контроль позволяет регулировать быстро изменяющиеся хозяйственные ситуации, предупреждать потери и убытки, например, в результате неправильного начисления новых налогов. Обычно текущий контроль, как и предварительный, не носит репрессивного характера.
Последующий финансовый контроль,
проводимый путем анализа и ревизии
отчетной финансовой и бухгалтерской
документации, предназначен для оценки
результатов финансовой деятельности
экономических субъектов, эффективности
осуществления предложенной финансовой
стратегии, сравнения финансовых издержек
с прогнозируемыми и т. д. Последующий
контроль, отличающийся углубленным
изучением хозяйственной и
Так как финансовый контроль является одной из функций управления, то ему присущи общие принципы управления, на которых основывается процесс государственного управления и управления конкретным предприятием и организацией, но конечно с преломлением содержания этих принципов применительно к функции контроля.9
В этой связи можно выделить следующие принципы
1. Принцип плановости
– он предопределяется
2. Принцип системности
означает, что при проведении
контрольных мероприятий
3. Принцип непрерывности
означает, что все объекты контроля
(управляемая система)
4. Принцип законности
обусловлен Конституцией