Особенности финансового контроля в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 19:41, курсовая работа

Описание работы

Таким образом, цель данной работы заключается в рассмотрении теоретических вопросов и практических проблем государственного финансового контроля, разработке концептуальных подходов к формированию единой системы государственного финансового контроля, обеспечивающей его эффективность и влияние на устойчивое функционирование экономики страны в условиях рыночных отношений.
В соответствии с поставленной целью определены основные задачи исследования:
Раскрыть сущность и значение государственного финансового контроля;
Определить методы и принципы государственного финансового контроля;
Рассмотреть деятельность органов финансового контроля;
Определить недочёты системы финансового контроля и пути их исправления;
Выявить основные направления для совершенствования в этой области.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (2).docx

— 70.74 Кб (Скачать файл)

Синтез (от гр. synthesis - соединение, сочетание, составление) - метод изучения объекта в его целостности, единстве и взаимной связи его частей. В финансовом контроле синтез связан с анализом, поскольку он позволяет соединить объекты, расчлененные в процессе анализа, установить их связь и познать предмет как единое целое (контроль выполнения плана производства и др.).

Индукция (от лат. inductio - выведение из частного к общему) - прием исследования, при котором общий вывод о признаках множества элементов объекта делается на основе изучения не всех признаков, а отдельных конкретных элементов данного множества, т. е. умозаключение от частных факторов к общим выводам (например, ревизия дебиторской задолженности проводится сначала по данным аналитического учета, а затем - синтетического и др.).

Дедукция (от лат. deductio - выведение из общего к частному) - исследуется состояние объекта в целом, и на основе логических рассуждений делаются выводы о его составных элементах, т. е. умозаключение от общего к частному (например, ревизия дебиторской задолженности проводится сначала по данным синтетического учета, а затем аналитического и др.).

Аналогия (гр. analogia) - прием научного умозаключения, посредством которого достигается познание одних объектов на основании их сходства с

другими. Метод аналогии, основываясь на сходстве некоторых сторон разных объектов, составляет основу стандартизации и моделирования, применяемого в финансовом контроле.

Моделирование - прием научного познания, основанный на замене изучаемого объекта его аналогом, моделью, содержащей существенные черты оригиналов. В финансовом контроле применяются стандарты (модели) проведения контрольно-ревизионного процесса.

Абстрагирование (от лат. abstrahere - отвлекать) - прием мысленного отвлечения путем абстракции переходить от конкретных объектов к отвлеченным понятиям и законам развития (на основании состояния контроля в отдельных подразделениях предприятия делаются выводы по предприятию в целом и т. п.).

Собственные методические приемы финансового контроля представляют собой специфические приемы контроля, выработанные практикой. Формируются эти приемы в зависимости от целевой функции данной контроля. Например, методические приемы финансового контроля базируются на методиках бухгалтерского учета, статистики, экономического анализа и других экономических наук. Вместе с тем методические приёмы финансового контроля применяются в исследованиях других экономических наук (управление, планирование, финансирование, кредитование и т.п.).

Собственные методические приемы финансового контроля можно объединить в следующие группы: органолептические, расчетно-аналитические, документальные обобщения и реализация результатов контроля.

Органолептические (орган + гр. lёptikos - склонный брать, принимать) - выявляемые с помощью органов чувств, к ним относятся инвентаризация, контрольные замеры, выборочные и сплошные наблюдения, технологический и химико-технологический контроль, экспертизы, служебное расследование, эксперимент.

Инвентаризация - проверка объектов контроля в натуре органолептическим (от гр. оrganon - орудие, инструмент) способом. Сущность этого контроля заключается в том, что проверка наличия и состояния объектов проводится путем осмотра, пересчета, взвешивания, обмера.

Контрольные замеры работ - прием фактического контроля, применяемый в процессе проверки в натуре выполненных строительно-монтажных работ, а также другими контролирующими органами при проведении фактического контроля объемов производства работ и разных услуг.

Экспертиза проектов и сметной документации - прием проверки технологического уровня, прогрессивности норм и нормативов, организации и индустриализации строительства, отраженных в проектно-сметной документации на возведение строительством объектов и приобретение оборудования, требующего и не требующего монтажа.

Экономический анализ - система приемов, используемых в финансово-хозяйственном контроле для раскрытия причинных связей, обусловливающих результаты явлений и процессов. Применяется экономический анализ при предварительном, текущем и последующем контроле производственной и финансово-хозяйственной деятельности объединений и предприятий.

Исследование  документов - способ документального контроля достоверности, целесообразности, эффективности хозяйственных операций, соответствия их законодательным и нормативным актам, регулирующим процесс расширенного воспроизводства.

Камеральные проверки - прием документального контроля качества проектно-сметной документации по капитальным вложениям, а также документов на выполненные строительно-монтажные работы, представляемые объединениями и предприятиями учреждениям банка, осуществляющим контроль за финансированием капитальных вложений.

Нормативно-правовое регулирование - система приемов, используемых финансовым контролем для выявления нарушений нормативных и правовых актов в процессе расширенного воспроизводства.

По информационному обеспечению  различают методы документального  и фактического контроля.

Документальный контроль заключается в установлении сущности и достоверности хозяйственной  операции по данным первичной документации, учетных регистров и отчетности, в которых она нашла отражение, т.е. в бухгалтерском, оперативном  и статистическом учете. Таким образом, выполнение планов производства и реализации продукции, ее себестоимости и рентабельности на контролируемом предприятии определяется по данным, содержащимся в первичной документации, учете и отчетности.

Фактический контроль состоит  в определении действительного, реального состояния объекта  проверки путем перерасчета, взвешивания, обмера, лабораторного анализа и  других методов проверки. К объектам фактического контроля относятся: наличные деньги в кассе, основные средства, материальные ценности, готовая продукция, незавершенное производство.

Фактический и документальный контроль выполняется во взаимной связи, так как только их совместное применение позволяет установить действительное состояние объектов проверки и их сохранности, разработать мероприятия  по устранению имеющихся недостатков.

Основными способами государственного финансового контроля являются:

- проверки;

-изучение;

- надзор;

- анализ финансового состояния;

- мониторинг;

- ревизии.

1. Проверки производятся  по отдельным вопросам финансово-хозяйственной  деятельности на основе отчётных, балансовых и расходных документов. В процессе проверки выявляются  нарушения финансовой дисциплины  и намечаются мероприятия по  их устранению.

Объектами документальных проверок являются бухгалтерская, статистическая, операционно-техническая отчетность, сметы расходов и расчеты к  ним, расчеты по налогам и т.п.

2. Обследование в отличие  от проверки охватывает более  широкий спектр финансово-экономических  показателей обследуемого экономического  субъекта для определения его  финансового состояния и возможных  перспектив развития. В ходе обследования  могут осуществляться контрольные  обмеры выполнения работ, расхода  материалов, топлива, энергии и  т.д.

3. Надзор производится  контролирующими органами за  экономическими субъектами, получившими  лицензию на тот или иной  вид финансовой деятельности, и  предполагает соблюдение ими  установленных правил и нормативов, нарушение которых влечёт за  собой отзыв лицензии. Например, осуществляется надзор со стороны  ЦБ России за деятельностью  коммерческих банков; со стороны  Департамента страхового надзора  Минфина России — за страховыми  фирмами. 

4. Анализ финансового  состояния как разновидность  финансового контроля предполагает  детальное изучение периодической  или годовой финансово-бухгалтерской  отчетности с целью общей оценки  результатов финансовой деятельности  и ликвидности, обеспеченности  собственным капиталом и эффективности  его использования.

5. Наблюдение (мониторинг) —  постоянный контроль со стороны  кредитных организаций за использованием  выданной ссуды и финансовым  состоянием предприятия-клиента;  неэффективное использование полученной  ссуды и снижение ликвидности  может привести к ужесточению  условий кредитования, требованию  досрочного возврата ссуды.

6. Ревизия — наиболее  глубокий и всеобъемлющий метод  финансового контроля, представляющий  собой взаимосвязанный комплекс  проверок финансово-хозяйственной  деятельности предприятий, учреждений  и организаций, проводимых с  помощью определенных приемов  фактического и документального  контроля. Ревизия проводится для  установления целесообразности, обоснованности, экономической эффективности совершенных  хозяйственных операций, проверки  соблюдения финансовой дисциплины, достоверности данных бухгалтерского учета и отчетности – для выявления нарушений и недостатков в деятельности ревизуемого объекта.7

Комплексная ревизия охватывает все стороны хозяйственной и  финансовой деятельности объекта контроля, а ее содержательная часть соответствует  подходам, применимым к ревизии. Другой отличительной чертой комплексной  ревизии является охват ею всех уровней  управления: министерство — ведомство  — предприятие (выборочно). Результатом  ее являются не только выводы, но и предложения  по улучшению не только финансово-хозяйственной, но и производственной деятельности объекта контроля.

Под формой финансового контроля понимают конкретное выражение и  организацию контрольных действий. Формы финансового контроля можно  классифицировать по различным критериям.

Предварительный финансовый контроль проводится до совершения финансовых операций и имеет важное значение для предупреждения финансовых нарушений. Он предусматривает оценку финансовой обоснованности расходов для предотвращения неэкономного и неэффективного расходования средств. Примером такого контроля является процесс составления и утверждения  бюджетов всех уровней и финансовых планов внебюджетных фондов на основе прогноза макроэкономических показателей развития экономики страны. Предшествуя совершению хозяйственных и финансовых операций, предварительный контроль носит предупреждающий характер. Он важен, когда вводятся новые важные нормативные акты по регулированию финансовой деятельности экономических субъектов. Это способствует предупреждению многих ошибок в будущем.8

Текущий (оперативный) финансовый контроль производится в момент совершения хозяйственных и финансовых операций, исполнения финансовых планов, бюджетов. Он предупреждает возможные злоупотребления при получении и расходовании средств, способствует соблюдению финансовой дисциплины и своевременности осуществления денежных расчетов. Опираясь на данные первичных документов, оперативного и бухгалтерского учета, инвентаризаций и визуального наблюдения, текущий контроль позволяет регулировать быстро изменяющиеся хозяйственные ситуации, предупреждать потери и убытки, например, в результате неправильного начисления новых налогов. Обычно текущий контроль, как и предварительный, не носит репрессивного характера.

Последующий финансовый контроль, проводимый путем анализа и ревизии  отчетной финансовой и бухгалтерской  документации, предназначен для оценки результатов финансовой деятельности экономических субъектов, эффективности  осуществления предложенной финансовой стратегии, сравнения финансовых издержек с прогнозируемыми и т. д. Последующий  контроль, отличающийся углубленным  изучением хозяйственной и финансовой деятельности предприятия за истекший период, позволяет вскрыть недостатки предварительного и текущего контроля.

 

 

    1. Принципы государственного финансового контроля

Так как финансовый контроль является одной из функций управления, то ему присущи общие принципы управления, на которых основывается процесс государственного управления и управления конкретным предприятием и организацией, но конечно с преломлением содержания этих принципов применительно к функции контроля.9

В этой связи можно выделить следующие принципы

1. Принцип плановости  – он предопределяется природой  организации управления и необходимостью  целеполагания. В этой связи  субъекты контроля проводят свою  работу на основе годовых, квартальных  и месячных планов проведения  контрольных мероприятий.

2. Принцип системности  означает, что при проведении  контрольных мероприятий должны  рассматриваться все стороны  объекта контроля и вся система  его взаимосвязей по вертикали  и горизонтали структуры управления.

3. Принцип непрерывности  означает, что все объекты контроля (управляемая система) подлежат  постоянно осуществляемому субъектами  контроля (управляющей системой) предварительному  оперативному и периодическому  последующему контролю в сроки,  установленные исходя из условий,  характера и свойств их деятельности. Это обеспечивает постоянное  наблюдение за ходом выполнения  планов и заданий, принятие  мер по корректировке деятельности  по мере выявления отклонений  от регламентированных значений (условий).

4. Принцип законности  обусловлен Конституцией Российской  Федерации, предусматривающей, что  государство, все его органы (в  том числе и контрольные) действуют  на основе законности, обеспечивают  охрану интересов общества и  граждан. Органы финансового контроля, их должностные лица при исполнении  своих обязанностей должны соблюдать  Конституцию Российской Федерации  и российские законы.

Информация о работе Особенности финансового контроля в РФ