Особенности финансового контроля в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 19:41, курсовая работа

Описание работы

Таким образом, цель данной работы заключается в рассмотрении теоретических вопросов и практических проблем государственного финансового контроля, разработке концептуальных подходов к формированию единой системы государственного финансового контроля, обеспечивающей его эффективность и влияние на устойчивое функционирование экономики страны в условиях рыночных отношений.
В соответствии с поставленной целью определены основные задачи исследования:
Раскрыть сущность и значение государственного финансового контроля;
Определить методы и принципы государственного финансового контроля;
Рассмотреть деятельность органов финансового контроля;
Определить недочёты системы финансового контроля и пути их исправления;
Выявить основные направления для совершенствования в этой области.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (2).docx

— 70.74 Кб (Скачать файл)

В большинстве развитых стран  мира, в том числе в странах  Европейского Союза, финансовый контроль осуществляет Счетная палата, а также  правительственные контрольно-ревизионные  службы. Так, в ФРГ, Финляндии и  в других странах счетная палата контролирует деятельность всех федеральных  предприятий, страховых учреждений федерации, частных предприятий  с 50% долей государства, остальных  организаций и ведомств, если они  распоряжаются государственными средствами. В Австрии Счетная палата уполномочена осуществлять проверки не только государственного хозяйства федерации, но и контролировать финансовую деятельность местных органов  власти, благотворительных фондов и  учреждений, управление которыми осуществляется органами федерации. Государственная  счетная палата Венгрии, кроме того, контролирует деятельность налогового управления, государственной таможни, управления гербовых сборов и даже хозяйственную деятельность партий.

В Великобритании функции  государственного финансового контроля выполняет Национальный ревизионный  совет.

В Соединенных Штатах Америки  контроль в области финансов осуществляют: Государственное казначейство, Главное контрольно-финансовое управление Конгресса, Административно-бюджетное управление при президенте, Управления по подбору и расстановке кадров, Президентский совет по борьбе с финансовыми злоупотреблениями в государственных учреждениях, Совет чести и эффективности в правительстве, инспекторы Федеральной резервной системы, Федеральной корпорации по страхованию депозитов штатов и другие органы, не говоря уже о налоговой службе. В функции этих органов принадлежит проведения ревизий, проверок, установление оценки и составления обзоров о выполнении федеральных программ. При этом проверяется законность, целесообразность и эффективность осуществленных расходов.

Во Франции важную роль в управлении централизованными  финансовыми ресурсами, кроме правительства  и Министерства финансов, промышленности и экономики, играют также такие  специализированные государственные  образования, как Национальный кредитный  совет, Банковская контрольная комиссия, Комиссия экономического и регионального  развития страны.15 Кроме указанных ведомств, во Франции используются структуры контроля отраслевого направления, в частности, такие, как Генеральная инспекция национального образования, Генеральная инспекция национальной политики и т.д. На частных предприятиях контроль государства за их деятельностью ограничивается проверками своевременности и полноты отчислений в бюджет, правильности ведения бухгалтерских счетов (учета), соблюдения действующего законодательства по вопросам оплаты труда наемных работников, выполнение государственных контрактов и обязательств ( контроль за использованием бюджетных средств). Остальные вопросы, связанные с обеспечением эффективности деятельности частных предприятий, подлежат внутреннему контролю, который осуществляется самостоятельными подразделениями предприятий или аудиторами.

 В большинстве стран  основными критериями, по которым  государство контролирует работу  частных и государственных предприятий,  является выполнение обязательных  отчислений до государственного (федерального) бюджета и реализация  правительственных заказов. В  государственном секторе экономики,  кроме того, предметом государственного  контроля является оценка эффективности  работы предприятий путем сравнения  расходов и реализации продукции,  целевое расходование государственных  средств и использования государственного  имущества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Пути совершенствования государственного финансового контроля в РФ.

3.1. Развитие финансовой нормативной базы государственного финансвого контроля.

В целом система нормативно-правовых актов ГФК (или его нормативно-правовая база) представляется 4-уровневой. Наглядно это показано в приложении .Как видно, в принципе можно говорить об отдельной подотрасли финансового права — контрольном праве, или праве ГФК (отрасль — финансовое право).

Законодательство о ГФК основывается на соответствующих нормативно-правовых актах об органах ГФК, но данные акты, имеющие по сути локальный характер, формируют только саму возможность разработки некой интегративной правовой базы общей системы ГФК (объединяющую и справедливую для органов ГФК всех ветвей власти), обеспечивающей ее реформирование и развитие. Конечно, логичнее было бы сначала разработать общий нормативно-правовой документ, а после, на его основе, уже акты об отдельных контрольных структурах. Но так как создание отдельных контрольных органов в стране в основном происходило, можно сказать, стихийно, т.е. без четкой и глубоко продуманной концепции всей системы, то и начинать придется «от достигнутого». При этом необходимо будет изменить структуры и назначения отдельных органов ГФК, а также создать дополнительные (изменив существующие и разработав новые соответствующие положения об органах).

При формировании нормативной  базы ГФК следует решить несколько  важных задач, например, таких как:

  • ГФК определить терминологию и понятийный аппарат ГФК;
  • разработать методологию ГФК (цели, задачи, принципы и т.д.);
  • определить организационную структуру системы ГФК;
  • определить органы правового регулирования ГФК, их права и обязанности;
  • определить субъектов права;
  • определить предмет, отношения регулирования, цели и задачи системы нормативно-правовых актов (законодательства) ГФК;
  • определить основные источники права ГФК (нормативно-правовые акты) и уровни нормативно-правового регулирования;
  • определить порядок построения системы нормативно-правовых актов ГФК, ее структуру (части, разделы, подразделы и т.д., их расположение в определенной последовательности) и содержание;
  • разработать порядок систематизации нормативно-правовых актов ГФК;
  • обозначить основные направления взаимодействия правовых актов ГФК с актами иных подотраслей (сфер) финансового права, а также с другими отраслями права.

При этом система нормативно-правовых актов ГФК должна строиться при  учете следующих основных требований:

  • нормативно-правовые акты ГФК не должны иметь противоречий (в том числе несоответствие в названиях, в терминологии и т.д.), не должны дублировать друг друга (то же самое относится и по отношению к правовым актам, регулирующим иные сферы государственного управления и финансов). Выполнение этого принципа, в общем и целом, должно быть обеспечено четкой концепцией и правилами построения системы правового регулирования ГФК;
  • должно быть четко определено то, какие конкретные вопросы ГФК рассматривает тот или иной уровень нормативного регулирования, как он взаимодействует с иными уровнями, какие виды нормативно-правовых актов входят в тот или иной уровень;
  • должна быть четко определена обязательность применения, порядок разработки и согласования нормативно-правовых актов ГФК.

Рассмотрим вопрос основополагающего  правового акта, являющегося своего рода системообразующим звеном общей  системы нормативно-правовых актов  ГФК. В качестве такого системообразующего звена можно предложить Закон о системе государственного финансового контроля .

Принятие Закона, по сути, ознаменует собой начало формирования комплексной системы законодательных и нормативных актов ГФК в современных условиях построения развитого демократического правового государства. Принятие Закона как минимум обеспечит «уравнивание в правах» норм ГФК с нормами других отраслей права (например, финансового права), повысит статус норм ГФК, поставит правовые акты ГФК на одну ступень с иным законодательством (т.е. правовыми актами иных сфер государственного управления, которые изначально формировались на основе федеральных законов). Это обстоятельство имеет очень важное значение и при разрешении правовых коллизий, противоречий действующего законодательства, споров с участием органов ГФК (например, в отношении вынесенных ими решений по проверкам). Но следует особо подчеркнуть, что данный Закон, очерчивая в достаточной степени концептуально правовое пространство ГФК, должен в полной мере учитывать все экономические и социально-политические условия, сложившиеся в стране в настоящий момент, он должен полностью отвечать требованиям нынешнего этапа государственного строительства и проводимой политике в области финансово-экономической стабилизации в обществе.

 Итак, представляется  необходимой скорейшая разработка  Закона, который положит правовое  начало развитию отечественного  ГФК, переходу его на качественно  иной уровень, отвечающий потребностям  современного государственного  управления, установкам государственной  политики. При этом основная цель  Закона — установление нормативно-правовой  основы (фундамента) функционирования, развития и совершенствования  системы ГФК в Российской Федерации  и ее субъектах, обеспечивающей  сохранение и эффективное использование  национальной собственности и  рост благосостояния граждан.  Какие же вопросы ждут своего  решения и соответственно должны  быть отражены в Законе? В Законе  должны учитываться особенности  финансового контроля как за  федеральной собственностью (в том  числе передаваемой субъектам  РФ и муниципальным образованиям), так за собственностью субъектов  РФ. В приложениях к данному  Закону целесообразно привести  «Перечень терминов и определений», где будут интерпретированы основные понятия ГФК (например, определение понятия «целевое использование государственных финансовых средств и материальной собственности» и т.д.). Кроме того, нормативно-правовая база ГФК (существующие акты, предлагаемый Закон и обеспечивающие его нормативные акты ГФК) должна будет своевременно корректироваться в соответствии с изменяющимися условиями и современным законодательством.

Например, в Закон целесообразно  включить:

 а) главу, посвященную  вопросам ответственности за  нецелевое и неэффективное использование  государственных средств, 

 б) главу, посвященную  основным аспектам финансовой  безопасности РФ (но при этом  следует учесть, что финансовой (экономической)  безопасности РФ, в силу ее  особой важности в современных  условиях, а также большого спектра  входящих в тему финансовой  безопасности вопросов, должен быть  посвящен отдельный нормативно-правовой  акт), и др. Конечно, должен быть  освещен и порядок введения  в действие Закона.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.2. Недостатки  системы государственного финансового  контроля и пути её развития.

В результате реформ, разрушив вертикали тоталитарного контроля, Россия оказалась в ситуации, когда  нет адекватной общегосударственной  контрольной системы, ориентированной  на новые демократические задачи. Следует признать, что существующая в стране система государственного финансового контроля в полной мере не выполняет своего назначения и  нуждается в серьезной реструктуризации. Примеров нецелевого использования  и невозврата государственных средств, нерационального управления ими, иных финансово-хозяйственных нарушений  множество. Факты таких нарушений  приводятся в опубликованных в печати отчетах контрольных органов.16

Главное контрольное управление Президента Российской Федерации провело  проверку деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации  по оздоровлению государственных финансов за счет укрепления финансовой и бюджетной  дисциплины. В ходе проверки установлено, что федеральные министерства и  ведомства, их территориальные органы, а также органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации  не в полном объеме реализовывали  задачи, поставленные в Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию «Россия на рубеже эпох». При  этом основные недостатки финансово-контрольной  работы этих органов можно обобщить в следующих пунктах:

- МНС России, Минфин России, ГТК России и их территориальные  органы, органы исполнительной власти  субъектов РФ и органы местного  самоуправления не принимают  должных мер по исполнению  доходной части бюджета (не  принимают исчерпывающих мер  по сбору налогов и сборов (в  результате чего растет дотационность  региональных и местных бюджетов), неправомерно устанавливают различные  льготы и освобождения от уплаты  таможенных платежей, не принимают должные меры по ликвидации растущей задолженности перед бюджетом);

- Минфину России не  удалось сформировать единую  систему органов федерального  казначейства с ведением счетов  по учету доходов и средств  федерального бюджета в Банке  России;

- не выполняются требования  соответствующих нормативных актов  об обслуживании органов федерального  казначейства в учреждениях Банка  России;

- органы исполнительной  власти субъектов РФ, Госкомсевер  России и Минфин России не  осуществляли должный контроль  за эффективным расходованием  средств государственной финансовой  поддержки;

- в ряде регионов в  нарушение указов Президента  РФ имеет место практика исполнения  бюджетов на основе использования  денежных суррогатов, бартерных  операций и применения зачетных  схем (при этом допускаются нарушения  самими налоговыми органами);

- работа по мобилизации  налоговых платежей и сборов  «живыми» деньгами проводится  неудовлетворительно;

- федеральные органы исполнительной  власти и органы власти субъектов  РФ не добились увеличения  доходов от производства алкогольной  продукции;

- не выполнены в полном  объеме бюджетные задания по  увеличению доходов от имущества,  находящегося в государственной  собственности;

- ГТК России, ВЭК России  и Банк России не полностью  реализуют возможности увеличения  доходной части федерального  бюджета за счет возврата валютной  выручки;

- нерационально и необоснованно  расходуются иностранные займы,  полученные под гарантии Правительства  РФ;

- в ряде субъектов РФ, несмотря на сложное социально-экономическое  положение, допускается нецелевое  расходование финансовых ресурсов;

- в нарушение указов  Президента РФ органы исполнительной  власти регионов оказывают финансовую  поддержку хозяйствующим субъектам,  имеющим бюджетную задолженность;

- органы исполнительной  власти субъектов РФ и органы  местного самоуправления зачастую  принимают нормативные акты, не  соответствующие общим федеральным  принципам налогообложения в  РФ.

Примеров неэффективности  организации и функционирования органов государственного финансового  контроля можно привести множество.

Все вышеописанные негативные моменты существующей системы государственного финансового контроля, а также  усложнение социально-политических условий  и хозяйственной жизни в России, расширение сфер деятельности хозяйствующих  субъектов, тенденция к преобразованиям  последних, увеличение информационных потоков - все это требует организации адекватной системы государственного финансового контроля и, в первую очередь, на основе создания надежного правового «фундамента» реформирования существующей его структуры и преобразования методов действия.

Информация о работе Особенности финансового контроля в РФ