Особенности финансового контроля в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 19:41, курсовая работа

Описание работы

Таким образом, цель данной работы заключается в рассмотрении теоретических вопросов и практических проблем государственного финансового контроля, разработке концептуальных подходов к формированию единой системы государственного финансового контроля, обеспечивающей его эффективность и влияние на устойчивое функционирование экономики страны в условиях рыночных отношений.
В соответствии с поставленной целью определены основные задачи исследования:
Раскрыть сущность и значение государственного финансового контроля;
Определить методы и принципы государственного финансового контроля;
Рассмотреть деятельность органов финансового контроля;
Определить недочёты системы финансового контроля и пути их исправления;
Выявить основные направления для совершенствования в этой области.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (2).docx

— 70.74 Кб (Скачать файл)

5. Принцип объективности  предопределяет правильное, полное  и объективное объяснение результатов  контроля на основе сопоставления  содержания проверенных фактов  с законами, основными положениями,  инструкциями и распоряжениями  руководящих органов, регулирующими  проверяемую деятельность и действия  должностных лиц при ее выполнении.

6. Принцип независимости  устанавливает недопустимость какого-либо  силового, материального или морального  воздействия на субъект контроля.

7. Принцип гласности вытекает  из сущности контроля, осуществляемого  в интересах государства. Результаты  контроля доводят до сведения  коллектива, чья деятельность проверялась,  вышестоящих органов управления, а также в необходимых случаях  - до средств массовой информации. Гласность результатов контроля  и принятых по ним решений  мобилизует на устранение выявленных  отрицательных факторов и обеспечение  успешного выполнения возложенных  на них обязанностей, воспитывает  их в духе соблюдения действующих  законов и положений.

8. Принцип эффективности  (действенности) контроля проявляется  в своевременности и полноте  выявления отклонений от заданного,  их причин и виновников, а также  оперативности в исправлении  допущенных отрицательных результатов  и обеспечении возмещения нанесенного  материального ущерба.

Перечисленные мною принципы закреплены в Конституции РФ и иных нормативно - правовых актах, и они являются неотъемлемой частью финансовой деятельности государства.

 

  1. Система органов государственного финансового контроля.

2.1.  Характеристика  федеральных органов государственного  финансового контроля.

Четкая организация системы  органов государственного финансового  контроля является непременным условием эффективности его осуществления. Для создания действенной системы органов государственного финансового контроля необходимо, прежде всего, представлять, на каких принципах она должна быть основана. Здесь стоит обратиться к Лимской декларации руководящих принципов контроля, принятой Конгрессом Международной организации высших органов финансового контроля (ИНТОСАИ) в 1977 году (далее - Декларация). В ней, в частности, определены основные принципы деятельности контрольных органов, порядок их взаимоотношений, как между собой, так и в системе органов государственной власти в целом.

В Декларации установлено, что  объективная и эффективная работа контрольных органов может осуществляться лишь при условии их функциональной и организационной независимости. Данный акт содержит общие правила, касающиеся взаимоотношений органа финансового контроля с представительными  и исполнительными органами власти в государстве, а также определяет наиболее важные права, которыми он должен обладать. В целях создания единой концепции системы органов государственного финансового контроля в Российской Федерации важно обратить внимание на предложенное разделение на внешний  и внутренний финансовый контроль. «Внутренние контрольные службы создаются внутри отдельных ведомств и организаций, в то время как  внешние ревизионные службы не являются частью организационной структуры  проверяемых организаций».

Декларация предполагает, что в государстве должен существовать высший контрольный орган, выступающий  в качестве органа внешнего финансового  контроля.

Представляется важным сравнить существующую организацию финансового  контроля в Российской Федерации  с указанными выше положениями. Кратко рассмотрим систему органов государственного финансового контроля, выполняющих, с нашей точки зрения, функции внешнего контроля. Обратимся лишь к федеральным органам государственной власти, поскольку система органов финансового контроля всех трех уровней (федерального, регионального и местного) заслуживает отдельного комплексного исследования.

Итак, стоит сразу отметить, что в Российской Федерации не существует единой, четко и понятно  организованной системы органов  финансового контроля. Можно говорить о сформированности отдельных органов  государственной власти, осуществляющих определенные контрольные полномочия в сфере публичных финансов.

В первую очередь, отметим  такой орган, как Контрольное  управление Президента РФ, действующее  на основании соответствующего Положения, утвержденного Указом Президента РФ от 8 июня 2004 года N 729.10

Как структурное подразделение  Администрации Президента оно подчиняется  непосредственно  президенту, но взаимодействует  со всеми органами исполнительной власти. К его функциям относятся:

  • Контроль за деятельностью органов контроля и надзора при федеральных органах исполнительной власти, подразделений Администрации Президента , органов исполнительной власти субъектов Федерации;
  • рассмотрение жалоб и обращений граждан и юридических лиц;
  • контроль за исполнением актов, издаваемых Президентом;
  • контроль  за реализацией общенациональных проектов;

Таким образом, данный орган может контролировать ход различных финансово-бюджетных мероприятий, реализуемых в целях выполнения актов, посланий, программных документов Президента РФ.

В соответствии с главой 26 Бюджетного кодекса РФ (далее - БК РФ) полномочиями по осуществлению  государственного финансового контроля на федеральном уровне обладают законодательные  органы РФ, осуществляющие предварительный, текущий и последующий контроль в финансово-бюджетной сфере (статья 265 БК РФ). Важно, что эти органы вправе создавать собственный контрольный орган, которым сейчас является Счетная Палата РФ. Государственный финансовый контроль осуществляется также федеральными органами исполнительной власти (статья 266 БК РФ), среди которых выделены Федеральное Казначейство и ФС ФБН (статьи 267, 268 БК РФ), а также главные распорядители бюджетных средств (статья 269 БК РФ)11.

Однако финансовый контроль реализуется не только в бюджетной  сфере. Необходимо отметить существование  налогового и валютного контроля, а также банковского надзора. Исходя из этого, можно назвать более  широкий круг контрольных органов, чем перечисленный в БК РФ. На федеральном уровне финансово-контрольные  мероприятия проводятся соответствующими комитетами палат Федерального Собрания РФ, Счетной Палатой РФ, Правительством РФ, рядом федеральных органов  исполнительной власти, а также Центральным  Банком РФ (который не обладает статусом органа государственной власти и  осуществляет валютный контроль и банковский надзор). Остановимся подробнее на рассмотрении правового статуса  некоторых органов, осуществляющих финансово-бюджетный контроль.

Счетная Палата РФ является конституционным органом государственного финансового контроля. Ее правовой статус и полномочия регулируются Федеральным  законом от 11 января 2005 года N 4-ФЗ «О Счетной палате РФ». Перед должностными лицами Счетной палаты поставлены следующие  задачи:

  • Организация контроля над исполнением федерального бюджета и внебюджетных фондов;
  • Оценка эффективности и целесообразности расходования государственных средств;
  • Определение  степени обоснованности статей проектов федерального бюджета и внебюджетных фондов;
  • Контроль над поступлением и движением бюджетных средств на счетах банков;
  • Регулярное предоставление Совету Федерации и Государственной Думе информации о ходе исполнения  федерального бюджета
  • Осуществление контроля над состоянием внутреннего и внешнего долга РФ и деятельностью ЦБР по обслуживанию государственного долга;
  • Контроль за эффективностью использования иностранных кредитов и займов, получаемых Правительством, а также предоставление Россией средств в форме займов и на безвозмездной основе иностранным государствам и международным организациям.

Счётная палата занимает особое место в системе финансового  контроля со стороны представительных органов власти, поскольку она  обладает конституционным статусом, не входит ни в одну из ветвей государственной  власти, и, будучи подотчетной Федеральному Собранию РФ, не подчиняется ему  и обладает достаточными гарантиями независимости.  Председатель Счетной  Палаты С.В. Степашин аргументировал необходимость  закрепления ее статуса как высшего  органа финансового контроля в Российской Федерации тем, что именно Счетная  Палата является реально независимой  в системе органов государственной  власти.12

Также внешний финансовый контроль осуществляют органы исполнительной власти всех уровней в пределах своих  полномочий.

На основании Конституции  РФ и Закона о Правительстве рФ Правительство РФ в системе финансового контроля осуществляет следующие функции:

  • Ведёт контроль над процессом разработки и исполнения федерального бюджета, осуществлением  единой политики в области финансов, денег и кредита;
  • Контролирует и регулирует финансовую деятельность подведомственных им специальных органов финансового контроля

Важнейшее место в системе  финансового контроля  со стороны  исполнительных органов занимает Министерство финансов РФ , которое разрабатывает  и контролирует осуществление финансовой политики в стране.  Прежде всего Минфин  осуществляет контроль в процессе разработки федерального бюджета; контролирует поступление и расходование бюджетных средств и средств федеральных внебюджетных фондов; участвуют в проведении валютного контроля; контролируют направление и использование государственных инвестиций, выделяемых на основе решения Правительства РФ.

Контрольные полномочия Минфина  РФ распространяются  на финансовые средства только федерального уровня.

Оперативный финансовый контроль в рамках Минфина РФ осуществляют Контрольно-ревизионное управление (КРУ) и органы федерального Казначейства, созданного в соответствии с Указом Президента РФ от 8 декабря 1992 г.13

КРУ Минфина и его органы на местах осуществляют контроль за бюджетными средствами на государственных предприятиях и в коммерческих структурах , получающих средства из бюджетов всех уровней  и внебюджетных фондов ; проверяют финансовую деятельность предприятий, находящихся в муниципальной собственности , а также исполнение смет и соблюдение финансовой дисциплины местными администрациями.

Органы Казначейства осуществляют государственную бюджетную политику; управляют процессом исполнения федерального бюджета, осуществляя  при этом жёсткий контроль за поступлением, целевым и экономным использованием государственных средств

Для обеспечения экономической  безопасности РФ и укрепления государственной  дисциплины в области налогообложения создана Федеральная служба финансово-бюджетного надзора, которая выполняет функции по надзору и контролю в финансово-бюджетной сфере и в области валютных отношений. Контрольные полномочия этой службы достаточно широки. Она осуществляет проверки и ревизии законности и эффективности использования средств федеральных бюджета, внебюджетных фондов и имущества, надзор за соблюдением законодательства о финансово-бюджетном контроле и надзоре органов публичной власти, проводит контроль валютных операций (за исключением операций, проводимых кредитными организациями и валютными биржами) и соблюдения норм валютного регулирования и контроля, формирует единую информационную систему контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере, решает другие контрольные задачи.

Особая роль в осуществлении  финансового контроля принадлежит  Центральному банку России. Он организует и контролирует денежно-кредитные отношения в стране. ЦБР осуществляет надзор за деятельностью коммерческих банков. С этой целью создано специальное подразделение - Департамент банковского надзора, который проверяет соблюдение коммерческими банками банковского законодательства и установленных ЦБР нормативов банковской деятельности.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что наличие такого количества различных органов не позволяет обеспечить надлежащий уровень финансового контроля в стране. Поэтому необходимо совершенствовать финансовый контроль в стране, поскольку он должен осуществляться  на основе четко определенных принципов, в частности тех, которые закреплены в Лимской декларации. В свою очередь, С.А. Андрюшин и А.З. Дадашев предлагают построить систему органов государственного финансового контроля, используя методы, обладающие действенностью с позиций преемственности, альтернативности и системности.14 Таким образом, необходимо учитывать исторический и зарубежный опыт, а также использовать организационно-функциональный подход к структуре финансового контроля.

 

 

2.2. Зарубежный  опыт деятельности органов государственного  финансового контроля.

В развитых странах с  рыночной экономикой финансовый контроль осуществляют: в государствах парламентского типа - парламент, в президентских -исполнительная власть. Общие черты такого контроля зафиксированы в принципах Лимской  декларации. При этом финансовый контроль считается частью государственного регулирования,  целью которого является выявление отклонений от принятых положений  и нарушений принципов законности, эффективности и экономии ресурсов. Осуществляется , прежде всего,  в  форме предварительного контроля для  принятия определенных корректирующих мероприятий и недопущения таких  нарушений в будущем и даже получения компенсации за причиненный  ущерб.

Информация о работе Особенности финансового контроля в РФ