Отечественный и зарубежный опыт государственного регулирования рынка труда и занятости

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2015 в 14:07, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение специфики формирования трудового рынка в России и за рубежом, а так же особенностей организации занятости населения.
Для достижения поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
уточнить содержание и взаимосвязь понятий «рынок труда», «занятость», «государственное регулирование рынка труда»;
рассмотреть деятельность государства по решению проблем безработицы;
цы;
сравнить особенности зарубежного и отечественного опыта регулирования рынка труда и занятости.

Файлы: 1 файл

Курсач 1.doc

— 843.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

Рисунок 1– Характеристика занятости

 

Таким образом, экономическая занятость – это общественно-полезная деятельность по производству общественного продукта, подкрепленная конкретными рабочими местами и служащая источником дохода. Важное значение имеет различие занятости законной и незаконной (воровство, подпольная деятельность по производству, транспортировке, хранению и реализации наркотиков, оружия); критерием здесь служит соответствие или противоречие вида деятельности действующему законодательству [3].

Коэффициент занятости населения охватывает почти все группы трудоспосо

способного населения, и поэтому его показатель выражает очень усредненную

величину. Центральный же вопрос анализа занятости – это выявление динамики, факторов и обстоятельств занятости группы наемных рабочих. Коэффициент их занятости представлен отношением численности занятых наемных работников к численности работников, ищущих работу. В этом соотношении нашли свое отражение две группы потребностей: рабочих – в работе, а работодателей – в рабочей силе. Уровень занятости определяется спросом на рабочую силу. А потребность производства в работниках предопределена количеством рабочих мест, которые необходимо заполнить людьми, чтобы достичь запланированного объема производства.

Таким образом, объективная основа занятости рабочих заключается в масштабах и качестве вовлеченных в производство средств труда. Зависимость потребностей производства в рабочей силе от масштабов средств труда (от рабочих мест) выступает как общеэкономический закон занятости наемных рабочих [3].

Регулирование занятости населения можно осуществлять различными путями:

  • путем изменения потребности самого производства в рабочей силе, что и достигается вводом новых мест, предусмотренным соответствующими национальными и региональными программами;
  • путем изменения (уменьшения) потребности в рабочих местах со стороны рабочих, что происходит в связи с осуществлением государством масштабных социальных и социально-экономических мероприятий (расширение контингента молодежи, обучающейся с отрывом от производства, льготные отпуска женщинам с малолетними детьми, сокращение возраста выхода на пенсию отдельным группам работников). Важное значение в разработке и осуществлении планов, по регулированию занятости имеет уяснение закономерностей ее динамики; значительные достижения в их исследовании имеют экономисты Запада [3].

Существует определенная взаимосвязь между изменениями объема производства, производительности труда и занятости. Долгое время было распространено однозначное мнение о том, что рост производительности труда на основе развития науки и техники, сопровождается повышением «органического строения капитала», неизбежно ведет к увеличению безработицы. Конечно же, при внедрении технических усовершенствований происходит вытеснение части занятых работников из производства, но это в краткосрочном плане. В долгосрочном же взаимосвязь между техническим прогрессом, ростом производительности труда и занятости – неоднозначна, а более сложна. Как известно, прогресс науки и техники сопровождается возникновением новых производств и даже отраслей, которые порождают спрос на рабочую силу [3].

В целом, единственная надежная стратегия, направленная на обеспечение устойчивой и высокооплачиваемой занятости, должна базироваться на повышении производительности труда на основе НТО (научно-техническое общество) [3].

Другая зависимость в рыночной экономике существует между уровнем лллл

безработицы и инфляцией («кривая Филипса»). В результате исследования измерения заработной платы в Великобритании за 1861-1957 годах профессор У. Филипс пришел к выводу о существовании инверсионной (обратной) зависимостью между уровнем безработицы и увеличение заработной платы. Чем выше уровень безработицы, тем ниже уровень инфляции заработной платы.

Рынок предъявляет и требует совершенно иного уровня трудовых взаимоотношений на каждом предприятии. Однако, пока не созданы эффективные механизмы использования трудовых ресурсов, возникают новые и обостряются старые проблемы занятости, растет безработица [3].

В любой экономике – командной, рыночной – одновременно могут наблюдаться как свободные рабочие места и их дефицит, так и запас рабочей силы, и её дефицит. Но если в целом для командной экономики больше характерен дефицит рабочей силы, то доля рыночной её избыток: безработица. Помимо указанной существует ещё несколько концепций, объясняющих механизм рынка труда и наличие безработицы [3].

Основные выводы неоклассической теории о проблемах безработицы состояли в следующем:

1 Рыночная система обладает автоматическим саморегулированием. При чрезвычайных внешних воздействиях равновесие на рынке труда (и других рынках) временно нарушается и возможно появление безработных. Затем равновесие восстанавливается.

2 Регулировка осуществляется за счёт гибких цен, ставок зарплаты и процента. Эластичность регуляторов обусловлена совершенной конкуренцией.   

3 В условиях совершенной конкуренции рыночная система способна обеспечить полную занятость трудоспособного населения, что соответствует нормальным условиям функционирования рынка труда.

4 Существование длительной безработицы невозможно. Если она всё-таки повысилась, то это объясняется негибкостью цен, ставок зарплаты и процента.

5 Государство не должно вмешиваться в действие рынка труда. Классическая школа исходит из того, что в условиях рынка каждый товар подчиняется закону спроса и предложения. На рынке труда это касается, прежде всего, самого труда (рабочей силы). Если спрос больше предложения, то растёт цена труда – зарплата и занятость работников, соответственно уменьшается безработица и, наоборот. Таким образом, весьма детально разработанную микроэкономическую теорию спроса и предложения классики, в известной степени автоматически, перенесли на макроуровень [3].

В принципе, на рынке труда теоретически возможно установление равновесия. Механизм его установления, согласно воззрений классической школы таков: в первом случае, то есть при нехватке работников, предприниматели готовы не только привлечь новых работников при неизвестной заработной плате, но и повысить её, чтобы занять пустующие рабочие места; во втором – появление безработных, готовых трудиться за более низкую заработную плату. Исходя из этого, причину безработицы представители классического направления видели в требованиях наёмными работниками высокой зарплаты. Соответственно безработица, по их мнению, могла быть устранена автоматически, самим рыночным

механизмом, вследствие «давления» предложения труда на зарплату вниз до равновесия. Другими словами, с позиции экономической теории сама безработица способна снижать уровень зарплаты и повышать занятость [3].

Из классической концепции вытекает однозначный ответ о роли государства в экономике. Если рынок обладает регуляторами, способными обеспечить автоматическое использование имеющихся ресурсов, то вмешательство государства является излишним. Именно в классической теории был сформулирован принцип невмешательства государства в экономику вообще и в сферу рынка труда, в частности [3].

При анализе ситуации в России элементы «классической» концепции применимы как ретроспективно, так и применительно к нынешней ситуации. В 90-е годы в России падение уровня производства и уровня доходов населения в разные годы происходило в целом параллельно. В результате общая тенденция занижения уровня оплаты труда сохранилась. В терминологии СНС (системы национальных счетов), в 1995 году «доля расходов на конечное потребление домашних хозяйств и некоммерческих организаций, обслуживающих домашние хозяйства»; в ВВП (валовой внутренний продукт), показана на рисунке 2.

Рисунок 2 – Расходы

 

В США (соединенные штаты Америки) в 1992 году среднемесячная зарплата в обрабатывающей промышленности составила около 1900 долларов, что в пересчёте на год составило 22800 долларов при величине произведённого ВВП на одного занятого в экономике 51190 долларов в год (соотношение равно 44, 5%). В России в 1995 году средняя заработная плата в обрабатывающей промышленности составила 1318 долларов в год (по среднемесячному курсу валют) против 5433 долларов ВВП на одного занятого в экономике (соотношение 25, 4%).

В конце 20-х начале 30-х годов страны с рыночной экономикой поразил

экономический кризис, приведший к значительной по масштабам и срокам безработице. Он продемонстрировал, что выводы неоклассической теории о принципиальной невозможности длительной безработицы противоречат действительности. Дж. Кейнс в работе «Общая теория занятости, процента и денег» дал объяснение экономических проблем, отличное от неоклассической теории, которые показаны на рисунке 3.

 


 

 


 


 

 



 

 


 

 

 

 

 

Рисунок 3 – Выводы Дж.Кейнса по проблемам занятости

 

В 70-е годы в странах с развитой рыночной экономикой резко усилилась инфляция, возросла безработица. Стало очевидным, что регулирование рыночной экономики в соответствии с рекомендациями теории Дж. Кейнса стало неэффективным. Кейсианская теория подверглась критике со стороны монетаристов (М. Фридмен), основные положения которых по проблемам занятости таковы:

1 Длительное и устойчивое равновесие спроса и предложения на рынке труда достигается при естественном уровне безработицы, при этом темп инфляции может быть любым.

2 Условия функционирования рынка труда задают естественный уровень безработицы, который превышает безработицу, соответствующую полной занятости, за счёт выключения её институциональной формы. Естественная безработица соответствует практически достижимой занятости, составляющей 94-95%.

3 В долгосрочном периоде никакие меры воздействия государства на экономику не могут уменьшить естественный уровень безработицы.

4 В краткосрочном периоде государство может добиться безработицы ниже естественного уровня за счёт инициирования инфляции, то есть повышения её фактического темпа по сравнению с ожидаемыми. Однако каждая последующая попытка становится всё менее эффективной, требуя для своего осуществления всё более высокого фактического темпа инфляции.

5 Государство не должно вмешиваться в рынок труда, если безработица не превышает естественный уровень. В противном случае в результате его ошибочной политики занятости развивается стагфляция – одновременный рост инфляции и безработицы [3].

В современной рыночной экономике меняется представление о полной занятости, бытовавшей в течение многих лет в советской экономической науке. В условиях рынка труда речь идёт не о максимальном, полном вовлечении всего трудоспособного населения в сферу общественного труда, а о рациональной занятости трудоспособных. С позиции рыночной экономики полная занятость воспринимается не как всеобщая, а как доступная, то есть занятость следует считать полной, если каждый желающий иметь работу имеет возможность получить её с учётом профессиональной принадлежности.

Под полной занятостью понимается вовлечение всех желающих в процесс трудовой деятельности, отсутствие безработицы [3].

Рациональная занятость характеризуется оптимальным распределением работников по отраслям производства, регионам, обеспечение максимальной эффективности их использования. Совершенствование отношений занятости необходимо осуществлять с позиций сравнительной эффективности различных социальных форм трудовой деятельности. В этом плане можно выделить занятых в государственных предприятиях, организациях и учреждениях, в колхозах и других кооперативах, в личном подсобном хозяйстве, индивидуально трудовой деятельности, в акционерных обществах, в фермерских, крестьянских хозяйствах, в частных предприятиях. Как показывает мировая практика, наиболее эффективная занятость обеспечивается на акционерных предприятиях, деятельность которых регламентируется законами рынка. Во всех странах эффективность на государственных предприятиях ниже, чем в акционерных, частных и других фирмах [3].

 

1.4 Государственная политика занятости

 

Система регулирования занятости посредством  корректировки  механизмов государственного воздействия и саморегулирования призвана обеспечить условия для воспроизводства рабочей силы  и  рабочих  мест,  их первичного  соединения и повторного воссоединения.  Формирование такой системы в период перехода к рыночной экономике осложняется в  связи  с различиями  воспроизводственного процесса у рабочей силы (цикл воспроизводства,  который исходит из демографической базы,  то есть, связан с циклом воспроизводства населения) и у рабочих мест (цикл воспроизводства,  который зависит от  экономических  и  организационно-технических факторов).  Этим  определяются различия в условиях и факторах движения рабочей силы и рабочих мест.

Информация о работе Отечественный и зарубежный опыт государственного регулирования рынка труда и занятости