Отечественный и зарубежный опыт государственного регулирования рынка труда и занятости

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2015 в 14:07, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение специфики формирования трудового рынка в России и за рубежом, а так же особенностей организации занятости населения.
Для достижения поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
уточнить содержание и взаимосвязь понятий «рынок труда», «занятость», «государственное регулирование рынка труда»;
рассмотреть деятельность государства по решению проблем безработицы;
цы;
сравнить особенности зарубежного и отечественного опыта регулирования рынка труда и занятости.

Файлы: 1 файл

Курсач 1.doc

— 843.50 Кб (Скачать файл)

Наиболее важной из них является «система пожизненного найма». Ее сущность заключается в том, что новым работникам, как правило, нанимаемым фирмой из выпускников учебных заведений, неофициально гарантируется занятость вплоть до достижения ими предельного возраста, установленного администрацией фирмы. Второй особенностью, тесно связанной с первой, является резкое разделение наемных работников на постоянных и временных с огромными различиями в их статусе. Именно последняя категория не только подвергается дискриминации в процессе труда, но и принимает на себя главный удар во время экономических спадов. Наконец, преобладание «внутрикомпанейских» профсоюзов, объединяющих весь персонал фирмы, в том числе и членов администрации, способствует более сильному «привязыванию» работников к фирме и расширяет свободу маневра администрации распоряжении рабочей силой, хотя в то же время, разумеется, накладывает на нее определенные дополнительные неформальные обязательства [8].

Типичная стратегия японской фирмы, сталкивающейся с необходимостью сокращения объема производства и расходов на рабочую силу, стремится сделать это за счет временных и поденных работников, а если этого оказывается недостаточно – путем уменьшения объема сверхурочных работ и прекращения найма новых работников. Если и эти меры не приносят желаемого результата, возможно введение долгосрочных принудительных отпусков и сокращением продолжительности рабочей недели. Разумеется, администрация имеет формальное право и на полное увольнение части постоянных рабочих, однако подобные случаи, хотя они и имеют место, все же для японских фирм нетипичны.

Фирма, прибегшая к таким действиям и не сумевшая при этом гарантировать увольнен

увольняемым до достижения предельного возраста – постоянным работникам, как минимум сохранения их прежнего положения, «теряет лицо», и, в частности, лишает себя возможности привлечь в дальнейшем сколько-нибудь ценных и способных работников [8].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Рынок труда, прежде всего, является механизмом согласования интересов лиц, работающих по найму и работодателей. Кроме того на рынке труда проявляются интересы государства, обусловленные необходимостью управления социальными отношениями.

Безработица представляет собой макроэкономическую проблему, оказывающую наиболее прямое и социальное воздействие на каждого человека. Потеря работы бля большинства людей означает снижение жизненного уровня и наносит серьезную психологическую травму.

Процесс становления рынка труда в переходной экономике России и формирования, новых социально-трудовых отношений пронизывает всю экономическую структуру общества. Рыночные отношения, призванные повысить эффективность общественного производства, вместе с тем ведут к обострению социальных противоречий, расслоению населения, что чревато социальным взрывом. Опыт цивилизованного развития рынка труда и рыночных отношений в целом предусматривает наличие и функционирование системы надежной социальной защиты наиболее уязвимых социально-демографических групп населения. Роль государства в условиях социальной рыночной экономики заключается в обеспечении гарантий социального мира, одной из форм которых является проведение активной политики занятости. Такая политика предусматривает определяющую роль государства в обеспечении занятости путем поддержки рабочих мест, организации подготовки и переподготовки кадров, профориентации и специальных форм работы с незанятым населением.

В условиях развивающейся экономики России особенно важным представляется опыт активной позиции занятости зарубежных стран на рынке труда, представляющей собой систему мероприятий по регулированию рынка труда, таких как помощь в трудоустройстве, программы профессиональной подготовки и переподготовки, программы общественных работ, содействие самозанятости и предпринимательской инициативе. Анализ зарубежного опыта может представлять интерес и сам по себе, и как предмет изучения, насколько возможно применение аналогичных мер на рынке труда России.

Переход от развивающейся экономики в состояние развитой всегда заставляет страны меняться. Япония в переходной стадии столкнулась с двумя специфическими проблемами. Во-первых, структура населения изменилась в пользу преобладания людей старшей возрастной группы. Старение означало замедление темпов прироста рабочей силы и сокращение уровня национальных сбережений, что негативно отразилось на уровне экономического роста. Во-вторых, Япония была организована для производства экспортной продукции, ориентация на внутренний рынок оставалась на втором плане. Рост производительности сектора услуг отставал от промышленности, работающей на внешний спрос. Более сбалансированные и богатые экономики требуют хорошо функционирующего непроизводственного сектора.

Важная роль в проведении активной позиции занятости на рынке труда принадлежит службе занятости, роль которой в настоящее время качественно ррнр

изменилась. Из простого посредника по трудоустройству она превращается в активный элемент регулирования рынка труда. Она должна выполнять многопрофильные функции. Ее деятельность должна базироваться на осуществлении превентивных мер с тем, чтобы влиять на процессы, происходящие в области занятости, а не устранять их негативные последствия.

Современный рынок труда в России обладает рядом специфических черт, которые обусловлены сложившимися социально-политическими и экономическими условиями. Он все еще дифференцирован, поскольку функционирует под

воздействием экономического спада и структурной перестройки хронического бюджетного дефицита, в условиях только зарождающейся многоукладной экономики, господства монополизма, неразвитости рынков инвестиции, информации, которую сдерживает перелив капитала и труда между отраслями и регионами страны, усиливая разбалансированность спроса и предложения рабочей силы. Государственный сектор экономики в настоящее время не только сокращает свои масштабы, но и утрачивает однородность. Вновь образующиеся организационные структуры не поглощают полностью избыток рабочей силы, высвобождаемой с государственных предприятий. Это приводит к сокращению общего числа рабочих мест, а следовательно: снижению спроса на рабочую силу.

Необходимость регулирования рынка труда на современном этапе тесно связана и особенно актуализируется в связи с негативными тенденциями на этом рынке, в частности с возрастающими динамикой и издержками безработицы. В этой связи особую роль играет составление региональных программ занятости, на основе которых возможно прогнозирование ситуации и выработка системы мероприятий, смягчающих негативные последствия ее неблагоприятного развития. Главный принцип и политики занятости и составляемых программ – соответствие предлагаемых мер стратегической цели: создание условий для полной, эффективной и свободно избираемой занятости.

Государство должно уделять особое внимание проблемам занятости. Ориентация государственной политики в области регулирования рынка труда, отслеживание процессов в сфере труда, прогноз их развития должны быть направлены, прежде всего, на предупреждение возникновения кризисных ситуаций, смягчение напряженности на рынке труда.

В политике занятости подавляющего большинства стран сегодня превалируют меры, направленные не на прямое субсидирование создания новых рабочих мест (что является дорогостоящим и недостаточно эффективным), а на развитие потенциала работников и их адаптацию к реальным потребностям экономики. В отношении безработных это означает содействие формированию и сохранению у них мотиваций и навыков, необходимых для занятия рабочих мест, когда они появятся. Представляется, что такой подход, направленный на предотвращение деградации рабочей силы, отвечает условиям России и соответствует возможностям службы занятости.

 

 

 

 

 

Список использованных источников

 

1 Конституция Российской Федерации. – М.: «Новая Волна», 2010.

2 Экономика: учебник / под ред. д-ра экон. наук, проф. А.С. Булатова. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Экономистъ, 2009.

3 Хабарова О.Г. Экономика труда: Учебное пособие. – Новосибирск: СГУПСа, 2009.

4 Чукреев П.А., Корытова Е.В. Занятость населения и её регулирование: Учеб. пособие. – Улан-Удэ: ВСГТУ, 2010.

5 Кулешов В.В. Мировой  финансовый кризис и его последствия  для России. – М.: ЭКО, 2009.

6 Елкин С. Е. Экономические и социальные последствия безработицы.– М.: Экономический вестник. 2011.

7 Буланов В.С. Рынок труда / под ред. Н.А. Волгин. – М.: Экзамен, 2009.

8 Волгин Н.А. Экономика труда: (социально-трудовые отношения) / под ред. Ю.Г. Одегов. – М.: Экзамен, 2009.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение А

 

 


 

 

 

 

 


 


 

 


 

 

 

 



 


 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок А.1 – Функции всеобщей занятости

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение Б

 


 

 

 

Приложение В

 

 



 


 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение Г


 

 

 

 

 

 

 

Приложение Д

 

 


 

 



 

 

 

 



 

 

 



 

 

 



 

 

 

 



 

 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

           

Лист

           

Изм.

Лист

№ докум.

Подпись

Дата


 

 


Информация о работе Отечественный и зарубежный опыт государственного регулирования рынка труда и занятости