Отечественный и зарубежный опыт государственного регулирования рынка труда и занятости

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2015 в 14:07, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение специфики формирования трудового рынка в России и за рубежом, а так же особенностей организации занятости населения.
Для достижения поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
уточнить содержание и взаимосвязь понятий «рынок труда», «занятость», «государственное регулирование рынка труда»;
рассмотреть деятельность государства по решению проблем безработицы;
цы;
сравнить особенности зарубежного и отечественного опыта регулирования рынка труда и занятости.

Файлы: 1 файл

Курсач 1.doc

— 843.50 Кб (Скачать файл)

 


 

 

 

 

 


 

 


 

 

 

 

Рисунок 6 – Фрикционная безработица

 

Причины возникновения структурной безработицы возникают в результате технического прогресса, сокращающего спрос на работников одних профессий и увеличивающего спрос на работников других профессий [4].

Причины скрытой безработицы на российских предприятиях можно разделить на две группы: причины, по которым руководители фирм не идут на массовое увольнение работников, и причины, по которым работники сами не увольняются с предприятий, хотя заработки зачастую едва достигают прожиточного минимума; а заработная плата задерживается месяцами [4].

Первая группа причин сохранения скрытой безработицы включает следующие пункты:

  • даже в условиях падения производства руководители фирм стараются сохранить кадры на перспективу, вводя частичную занятость, оплачиваемые (и неоплачиваемые) отпуска;
  • сохранение кадров позволяет надеяться на финансовую поддержку государства;
  • часто у фирм просто нет средств на выплату высвобождаемым работникам пособий и заработной платы на период трудоустройства в соответствии с трудовым законодательством. Поэтому увольнения происходят, как правило, с грифом «по собственному желанию», спровоцированные все ухудшающимися условиями труда и низкой заработной платой [4].

Вторая группа причин сохранения скрытой безработицы связана с нежеланием работников покидать прежнее место работы даже несмотря на нищенскую

скую зарплату, потому что:

  • в небольших населенных пунктах люди просто не имеют другой возможности найти работу;
  • для старшей возрастной группы трудоспособного населения очень важен непрерывный, стаж работы для получения пенсий;
  • пособие по безработице, даже если его удается получить, не компенсирует потери в заработной плате;
  • в сознании работников очень часто преобладает такой фактор как стабильность занятости. Несмотря на то, что многие люди подрабатывают в сфере теневой экономики, а также в личном подсобном хозяйстве, они не теряют связи с основным местом работы, добровольно предпочитая неполную занятость [4].

Таким образом, в отличие от экономически развитых стран, сохранение скрытой безработицы в России связано не с активной регулирующей позицией государства и профсоюзов, а скорее с отсутствием таковой на фоне кризисного падения производства [4].

Все эти причины, так или иначе, вызывают безработицу или способствуют ее дальнейшему развитию. Неконтролируемое развитие этого явления может иметь серьезные макроэкономические последствия.

 

2.3 Безработица и ее социально-экономические последствия

 

Как и всякое социально-экономическое явление, безработица имеет закономерные и случайные черты, сущностные и поверхностные характеристики, позитивные и негативные стороны. Их интенсивность зависит от масштабов, уровня, региональной специфики, формы безработицы [5].

С точки зрения теории и практического регулирования рынка труда, наибольший интерес предоставляет анализ негативных социальных последствий роста безработицы, он позволяет повысить качество мероприятий по предупреждению и смягчению этих последствий, минимизировать социальную цену радикальных реформ [5].

При анализе безработицы в Российской Федерации, можно выявить следующие негативные тенденции:

1 Безработица ведет к не полному использованию экономического потенциала общества. Незанятая рабочая сила не участвует в росте национального богатства, по этому в стране возникают потери от недоиспользованная производственных возможностей.

2 При продолжительной безработице теряется квалификация высвободившихся работников. Особенно ощутимы Социально-Экономические потери в связи с массовыми увольнениями и вынужденными переходами на малоквалифицированную работу специалистов и научных работников. При последующем включении в производительный процесс, работник выходит на нормальную, устойчивую высоту производительности труда, примерно за полугодовой срок. И весь период адаптации работник отстает в результатах своего труда, по сравнению с постоянными рабочими кадрами той же квалификации в равных условиях труда.

3 Рост безработицы приводит к снижению жизненного уровня, следствием

 

чего является подрыв психического здоровья нации.

Оценивая, безработицу как потери общества, следует упомянуть также факторы экономической нестабильности, которые отражены в рисунке 7.


 



 



 


 

 


 

 

 

Рисунок 7 – Причины нарастания нестабильности

 

Рост числа безработных служит благоприятным фактором для увеличения числа преступлений. В Санкт-Петербурге эту закономерность отмечали 12,7% опрошенных. Рост безработицы на 1% ведет к увеличению числа преступлений на 8%, 39% зарегистрированных преступлений совершают лица, не имеющие постоянного источника дохода [5].

Также по данным опроса 18% считают, что безработица усиливает социальную напряженность и политическую нестабильность в обществе. А 5,2% – что безработица ведет к снижению заработной платы, вследствие конкуренции на рынке труда.

Оценки мужчин и женщин примерно одинаковы, однако женщины более остро реагируют на снижение жизненного уровня и утрату квалификации и менее болезненно на усиление социальной напряженности и политической нестабильности [5].

Потеря безработными значительной части личных доходов и ухудшение жизненного уровня характерна для всех стран, независимо от системы страхования в фонд занятости, размеров пособий и другой материальной помощи [5].

В странах с развитой рыночной экономикой размеры пособий по безработице, соотнесенные со средней заработной платой, колеблется довольно существенно. Так в США этот показатель в среднем составляет 50%, в Канаде 60%, в Австралии 30-60%, в Бельгии 40-60%. Западные специалисты указывают на дестимулирующий характер высоких пособий, безработные затягивают время поиска работы, повышается уровень притязаний к заработной плате на новом рабочем месте.

В России законы по социальной помощи более либеральны, они позволяют получать от 45-70% от средней заработной платы в течение года [5].

При всех отрицательных сторонах безработицы на определенном уровне имеются и благоприятные аспекты, показанные на рисунке 8.

 

 

Рисунок 8 – Положительные стороны безработицы

 

Страх потерять работу и влиться в число высвободившихся из сферы производства, является самым лучшим организатором дисциплины труда, а кроме того создает условия для поддержания необходимого качества затрат труда. Этот аспект отметило 14% от опрошенных в Санкт-Петербурге [5].

Респонденты также отмечали что: – 75,2% – устраивает статус безработного, потому что он увеличивает личное свободное время; – 13% – безработица стимулирует овладение новыми специальностями. Каждый 7 респондент считает, что безработица воспитывает ответственность и самостоятельность.

В силу отмеченных причин, умеренная безработица (от 3-7% от числа занятых) считается необходимым спутником развития рыночной экономики [5].

 

2.4 Меры по решению  проблем безработицы

 

Поскольку безработица представляет собой серьезную макроэкономическую проблему, выступает показателем макроэкономической нестабильности, государство предпринимает меры для борьбы с ней. Для разных типов безработицы, поскольку они обусловлены разными причинами, используются разные меры [6].

Общими для всех типов безработицы являются такие меры как:

- выплата пособий по безработице;

- создание служб занятости (бюро по трудоустройству).

Специфическими мерами для борьбы с фрикционной безработицей вы-ступают:

  • усовершенствование системы сбора и предоставления информации о наличии свободных рабочих мест (не только в данном городе, но и других городах и регионах);
  • создание специальных служб для этих целей [6].

Для борьбы со структурной безработицей используются такие меры как:

  • создание государственных служб и учреждений по переподготовке и переквалификации;
  • помощь частным службам такого типа.

Основными средствами борьбы с циклической безработицей являются:

  • проведение антициклической (стабилизационной) политики, направленной на недопущение глубоких спадов производства и, следовательно, массовой безработицы;
  • создание дополнительных рабочих мест в государственном секторе экономики [6].

Пути решения проблемы безработицы подразделяются на прямой и косвенный.

Прямой путь – это возрождение отечественного производства, организация новых рабочих мест во всех сферах хозяйственной деятельности.

Косвенный – это административное или законодательное регулирование занятости. Это означает:

  1. Обеспечение правовой защищенности наемных работников.

2  Использование альтернативных форм занятости.

3  Развитие системы страхования от безработицы:

  • повышение доли отчислений в фонд занятости, что позволит стимулировать структурную перестройку предприятий;
  • использование страховых принципов, когда наряду с работодателем в формировании фонда участвует и сам работник;
  • адаптация безработных к изменившимся требованиям рынка через систему профессиональной подготовки при максимальном учете имеющейся базовой квалификации;
  • упрощение процедуры регистрации безработных в службах занятости.

4 Усиление гарантий в сфере оплаты труда и решение проблемы неплатежей заработной платы.

5  Создание действенной системы защиты наемных работников через механизм социального партнерства, важнейшей задачей которого является устранение конфликтных ситуаций. Система социального партнерства на федеральном уровне призвана обеспечить ведение переговоров по определению минимальной заработной платы, а в ряде случаев – выработку критериев для повышения заработной платы на уровне отрасли или предприятия в рамках общегосударственной политики доходов и занятости (Приложение Г, рисунок Г.1).

Перечисленные мероприятия не смогут полностью ликвидировать или существенно сократить циклическую безработицу. Такой результат достигается лишь при общем улучшении экономической ситуации в стране. Поэтому проводимая в стране политика по борьбе с безработицей должна ориентироваться на долгосрочный период, обеспечивая не только занятость населения, но и стабильный экономический рост [6].

 

 

 

3 Особенности функционирования рынка труда за рубежом

3.1 Специфика регулирования рынка труда в США

 

Рынок труда в Соединенных Штатах Америки, как и в других развитых странах, является важнейшей составляющей рыночной системы, которая позволяет эффективно использовать трудовой потенциал страны при высоком уровне оплаты рабочей силы. За последние десятилетия американский рынок труда претерпел существенную эволюцию. Одна из новых тенденций, проявившаяся в 90-е годы – деление единого рынка рабочей силы на несколько практически не конкурирующих между собой сегментов. В частности, существуют два не зависимых друг от друга рынка рабочей силы, основанных на профессионально-квалификационном делении занятых: специалисты с высшим образованием, управляющие, высококвалифицированные рабочие, а также техники, административно-вспомогательный персонал и работники обслуживания, неквалифицированные рабочие, низшие категории служащих [7].

К началу XXI века безработица в США опустилась на рекордно низкий уровень за последние 30 лет и составила 4,9%. Вместе с тем безработица продолжает оставаться серьезной социально-экономической проблемой страны, особенно для представителей национальных меньшинств и малоквалифицированных рабочих [7].

Однако по мере изменений в структуре рабочей силы меняется и состав безработных (рисунок 9).

Рисунок 9 – Состав безработных

 

Что касается других структурных срезов американской безработицы, то, в первую очередь, можно констатировать непропорционально высокий удельный вес молодежи (16-24 года) в составе безработных (36% в l997 году) относительно ее доли в составе рабочей силы (15,7%). Уровень безработицы среди представителей расовых и этнических меньшинств почти в два раза выше, чем среди белых американцев. Во многом неравноправным как по возможностям трудоустройства, так и по уровню зарплаты остается положение женщин [7].

Информация о работе Отечественный и зарубежный опыт государственного регулирования рынка труда и занятости