Отечественный и зарубежный опыт государственного регулирования рынка труда и занятости

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2015 в 14:07, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение специфики формирования трудового рынка в России и за рубежом, а так же особенностей организации занятости населения.
Для достижения поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
уточнить содержание и взаимосвязь понятий «рынок труда», «занятость», «государственное регулирование рынка труда»;
рассмотреть деятельность государства по решению проблем безработицы;
цы;
сравнить особенности зарубежного и отечественного опыта регулирования рынка труда и занятости.

Файлы: 1 файл

Курсач 1.doc

— 843.50 Кб (Скачать файл)

Государственное регулирование рынка рабочей силы в США призвано не допустить роста безработицы до уровня, угрожающего серьезными социальными потрясениями. Кроме того, оно призвано смягчить последствия множества других диспропорций структурного характера. Например, хроническая безработица сопровождается большим количеством незаполненных вакансий, нехваткой целого ряда специалистов, в том числе новейших профессий, порожденных потребностями научно-технического прогресса. В этих условиях, особенно на новом этапе НТР (научно-техническая революция), еще одной важной функцией государства в сфере труда становится профессиональная подготовка и переподготовка рабочей силы, развитие системы образования. Нехватка квалифицированных кадров или нерациональное их использование отражается на экономике, снижает эффективность общественного производства, ухудшает позиции американского капитала на международных рынках [7].

В настоящее время можно выделить четыре основных направления государственного регулирования рынка труда, которые представлены на рисунке 10.

 


 


 

 

 


 

 


 

 


 

 

 

Рисунок 10 – Программы государственного регулирования рынка труда

 

В рамках этих программ в США были созданы сотни рабочих мест, прежде всего, в государственном секторе экономики. А в настоящее время американское правительство делает главный упор на создание рабочих мест не в государственном секторе, а в частном – с помощью различного рода мер косвенного регулирования (налоговых льгот, государственных субсидий) [7].

Все более важное значение приобретает государственное содействие найму. Служба трудоустройства, имеющая более 2500 местных агентств (бирж труда), занимается регистрацией безработных, поиском вакансий для них, тестированием претендентов на работу для определения их квалификации. Характерная особенность государственных агентств содействия найму в последнее деся-

тилетие – оснащение их современной электронно-вычислительной техникой, что позволяет создавать базы данных, как об имеющихся вакансиях, так и о претендентах на работу. И в ряде случаев производится автоматизированный подбор претендентов на вакансии [7].

Во второй половине 90-х годов в США действовало 100 различных, практически не связанных друг с другом государственных программ в области подготовки и переподготовки кадров под эгидой Министерства труда и образования. В настоящее время ведется работа по объединению многих из этих программ и повышению их эффективности. Ключевая задача и данной области – повсеместное создание так называемых центров развития карьеры, где нуждающиеся смогут получать необходимую информацию о вакансиях в конкретном регионе и за его пределами, о существующих программах переподготовки [7].

Следует обратить внимание и на влияние на рынок труда в США глобализации американской экономики, которая в наибольшей степени из других стран Запада вовлечена в мировое хозяйство. Глобализация экономики страны для США имеет свои качества:

1 Положительные:

  • дешевый импорт из третьих стран сдерживает инфляцию и способствует увеличению доходов и потребительского спроса;
  • идет приток капиталов и квалифицированной рабочей силы (прежде всего ученых и инженеров) из-за рубежа;
  • рост экспорта американских товаров означает дополнительные рабочие места, часто высокооплачиваемые;
  • вывоз капитала за рубеж, особенно прямых инвестиций, создает благоприятные условия для функционирования американских компаний в мировом хозяйстве за счет более низких издержек производства.

2 Негативные:

  • миллионы американцев теряют рабочие места вследствие перевода производств за рубеж и увеличения масштабов импорта;
  • усиление международной конкуренции все чаще приводит к снижению ставок заработной платы как альтернативы вывоза предприятий за рубеж;
  • поскольку предприятия, открываемые за рубежом, оснащаются самым современным оборудованием, собственно американские предприятия могут потерять их конкурентные преимущества – высокое качество и надежность товаров;
  • иммигранты в США, особенно нелегальные, и иностранная рабочая сила на американских предприятиях за рубежом нередко используются с нарушением основных трудовых стандартов, принятых МОТ в 1998 году и обязательных для исполнения всеми странами-участницами. Имеются в виду пять фундаментальных принципов – право на свободу ассоциаций, право на заключение коллективных договоров, ликвидация обязательного или принудительного труда, ликвидация детского труда, ликвидация дискриминации при найме на работу [7].

Немалую роль играет комплекс мер косвенного регулирования рынка рабочей силы: налоговая, денежно-кредитная и амортизационная политика правительства. Основой же, определяющей политику на рынке труда, является законодательство в области социального обеспечения, трудовых отношений, гражданских прав [7].

В целом американский опыт функционирования рынка труда показывает, что, основываясь на базисных принципах рыночной экономики, он достаточно эффективно способствует рациональному использованию главного экономического ресурса страны – его трудового потенциала [7].

 

3.2 Специфика регулирования  рынка труда в Японии

 

Общепризнанным является тот факт, что японская экономика в послевоенные годы добилась выдающихся успехов, главным образом, благодаря своеобразной системе управления трудом, которая была сориентирована на долговременное закрепление кадров на предприятии, то есть на так называемый «закрытый рынок труда». Всего десятилетие японская система управления трудом считалась среди предпринимателей и ученых мира одной из наиболее эффективных и жизнеспособных моделей, которой принадлежит будущее. Она виделась как некий конгломерат средств и методов, в котором гибкость сочеталась с определенной жесткостью, где меры централизованного, волевого управления дополнялись рыночными механизмами саморегулирования [8].

Однако в последнее время и ей пришлось столкнуться с экономическими трудностями, вызвавшими рост безработицы (в 2000 году – 49%). В средне- и долгосрочной перспективе в японской промышленности ожидаются структурные изменения, обусловленные интернационализацией (глобализацией) экономической деятельности и развитием информационных технологий. Это, несомненно, повлияет на ситуацию на рынке труда. В связи, с чем в последние годы, исходя из задач структурной перестройки экономики, Министерство труда Японии разрабатывает и пытается реализовать ряд комплексных мер, направленных на стабилизацию рынка труда страны, показанных на рисунке 11.

         



 



 


 


 



 

 

Рисунок 11 – Регулирование рынка труда в Японии

 

В Японии эффективно функционирует комплекс законодательных актов в сфере занятости. Все меры, разрабатываемые на их основе, представляют собой СУВОЗ (систему управления вопросами обеспечения занятости), центральное место в которой занимает закон «по обеспечению занятости населения». Его реализация должна содействовать сбалансированному развитию народного хозяйства путем достижения полной занятости населения на основе установления качественного и количественного баланса между предложением рабочей силы и спросом на нее, создавать трудящимся условия для эффективного использования создавать трудящимся условия для эффективного использования их способностей, повышая их экономический и социальный статус. Данный закон предусматривает создание государственной службы занятости, которая совместно с другими государственными, муниципальными и частными организациями будет обеспечивать людям трудоустройство в соответствии с их способностями и удовлетворять потребности экономики в рабочей силе [8].

Основными задачами системы управления вопросами обеспечения занятости в Японии являются:

  • сбор и анализ данных о ситуации на рынке труда, получаемых от ГБОЗ (государственное бюро по обеспечению занятости): информация о занятости и тенденциях в динамике безработицы, о вакансиях и обращениях по поводу трудоустройства; информация, необходимая работодателям для подбора кадров и управления персоналом;
  • организация самообслуживания клиентов, использование ими компьютеров для получения адресов и номеров телефонов работодателей, сообщивших о вакансиях. Поэтому лицо, занятое поиском работы, может связаться с нанимателем, не регистрируясь в ГБОЗ;
  • оказание профориентационных услуг, организация встреч начальников отделов кадров предприятий, организация встреч работодателей, предлагающих работу с лицами, занятыми ее поиском;
  • трудоустройство руководящего персонала и работников среднего звена, которым занимаются специальные организации, располагающие банком данных о квалифицированных специалистах. Они же обеспечивают компетентным персоналом средние и малые предприятия, а также содействуют трудоустройству пожилых людей;
  • организация обучения и переобучения граждан с сохранением выплаты пособия по безработице в течение всего периода прохождения таких курсов [8].

При Министерстве труда существует специальная организация, именуемая Корпорацией, по содействию в трудоустройстве, в ведении которой находятся центры повышения квалификации, занимающиеся профессиональной переподготовкой и организующие курсы повышения квалификации. Курсы для безработных длятся в среднем около шести месяцев. Основная доля программ обучения, предусмотренных министерством, направлена на оказание помощи предприятиям в определенных регионах и отраслях промышленности, где проходит реструктуризация (Приложение Д, рисунок Д.1) [8].

Важное место среди мер, осуществляемых СУВОЗ, занимают те, которые направлены на улучшение положения в области занятости, увеличения возможностей для трудоустройства и развитие профессиональных способностей работников [8].

Увеличению занятости способствует предоставление помощи нанимателям:

  • временно увольняющим работников или направляющим их на профессиональную подготовку, а также в случае вынужденного сокращения производства, вызванного структурными изменениями и другими экономическими причинами;
  • не увольняющим работников, достигших пенсионного возраста;
  • готовым принять на работу инвалидов и иных лиц, испытывающих сложности в трудоустройстве;
  • предоставляющим пожилым работникам возможность пройти профподготовку в государственных учреждениях и в течение периода учебы выплачивающим им заработную плату;
  • держащим в штате сезонных работников весь год (для определенных регионов);
  • предоставляющим женщинам отпуска по уходу за ребенком или нанимающим женщин, уволившихся по причине беременности.

Расходы, связанные со страхованием в сфере занятости, покрываются взносами, выплачиваемыми работниками и работодателями. В фонды пособий по безработице наниматели и работники платят сумму, составляющую 1,1% ФЗП (фонд заработной платы) (в равных долях). Сумма, соответствующая 0,35% ФЗП (в строительстве – 0,45%), вносится нанимателями и поступает в фонды, из которых оплачиваются расходы на осуществление мер по обеспечению занятости населения [8].

Размер пособия по безработице определяется, в основном, исходя из уровня заработной платы, которую безработный получал перед потерей работы. Устанавливается его минимальная и максимальная величина. Продолжительность выплаты пособий зависит от возраста, стажа работы за прошедший период страхования. Практикуется продление срока выплаты пособий для определенных категорий лиц, в частности, безработных инвалидов.

Своеобразной является организация работы по регулированию рынка труда в территориальных образованиях Японии. В каждой префектуре функционируют отделы труда, в которых, как правило, имеются два сектора: обеспечения занятости и страхования в области занятости. По закону «Об обеспечении занятости» губернаторы префектур уполномочены осуществлять руководство и надзор за деятельностью своих подчиненных, ответственных за решение вопросов труда, и директоров ГБОЗ [8].

Подготовка служащих бюро осуществляется обычно на рабочем месте, а курсы обучения вне работы чаще всего длятся недолго и служат дополнением к обучению в процессе работы. Один из важных методов обучения на работе – ротация, переход от выполнения одного вида обязанностей к другому, например, от работы с пособиями к работе по трудоустройству.

Ротация сопровождается стандартизированным набором курсов обучения

вне работы, включая начальный курс для всех новых служащих, основной курс –

через два года после начала работы и курс повышенного типа – после 10 лет работы. Служащим со стажем 15-20 лет предлагаются специальные курсы на выбор. Специальное обучение вне работы предусмотрено также для тех, кто назначен на руководящую должность [8].

 

3.3 Государственное  регулирование занятости в Японии

 

На протяжении почти всего послевоенного периода уровень безработицы в Японии был намного ниже, чем в других развитых капиталистических странах, а амплитуда его колебаний ш зависимости от конъюнктуры – значительно меньше. Однако, официальные данные министерства труда Японии не могут быть прямо сопоставлены с аналогичными показателями по другим странам, поскольку рассчитываются на основании собственных, сильно заниженных по сравнению с общепринятыми, критериев. Попытки пересчета японских данных в соответствии с европейскими и американскими методиками дают не совсем одинаковые результаты: так, уровень безработицы, официально оцененный в 2,46%, приравнивался различными исследователями к 3,2%; 3,6% и даже 4,5%. Даже после внесения всех возможных поправок уровень безработицы в Японии остается существенно ниже, чем в подавляющем большинстве других развитых капиталистических государств и сравнивая разве что с соответствующим показателем по скандинавским странам [8].

Информация о работе Отечественный и зарубежный опыт государственного регулирования рынка труда и занятости