Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2013 в 21:11, курсовая работа
Политика курсообразования в совокупном теоретико-практическом аспекте служит обоснованием комплекса мероприятий, осуществляемых в сфере международных экономических, финансовых и валютных отношений. Экономическое положение страны, тенденции мирового хозяйства, роль государства в мирохозяйственных связях определяет направленность и форму политики курсообразования. В настоящее время социально ориентированная экономика является на стадии реформации и развитии, а политика курсообразования имеет огромное влияние на валютную, денежно-кредитную политику государства, что несомненно и складывает основу процветающей экономики нашего государства.
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОЛИТИКИ КУРСООБРАЗОВАНИЯ В СОЦИАЛЬНО
ОРИЕНТИРОВАННОЙ ЭКОНОМИКЕ 6
Сущность политики курсообразования, ее цели и задачи 6
Инструменты политики курсообразования в контексте социально ориентированной экономики 10
Опыт реализации политики курсообразования современных развитых стран 15
2 ОСОБЕННОСТИ ПОЛИТИКИ КУРСООБРАЗОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 20
Содержание политики курсообразования 20
Механизм разработки и осуществления политики курсообразования на современном этапе 24
2.3 Направления совершенствования политики курсообразования в Республике Беларусь.. 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
ПРИЛОЖЕНИЯ 34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ 38
СОДЕРЖАНИЕ
С.
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОЛИТИКИ
КУРСООБРАЗОВАНИЯ В СОЦИАЛЬНО
ОРИЕНТИРОВАННОЙ ЭКОНОМИКЕ 6
2 ОСОБЕННОСТИ ПОЛИТИКИ КУРСООБРАЗОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 20
2.3 Направления совершенствования политики курсообразования в Республике Беларусь.. 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
ПРИЛОЖЕНИЯ 34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ 38
2
ВВЕДЕНИЕ
Результативность рыночных преобразований и экономический рост Республики Беларусь зависит от активного включения денежно-кредитной политики, валютной политики и политики курсообразования в воспроизводственный процесс.
Политика курсообразования в совокупном теоретико-практическом аспекте служит обоснованием комплекса мероприятий, осуществляемых в сфере международных экономических, финансовых и валютных отношений. Экономическое положение страны, тенденции мирового хозяйства, роль государства в мирохозяйственных связях определяет направленность и форму политики курсообразования. В настоящее время социально ориентированная экономика является на стадии реформации и развитии, а политика курсообразования имеет огромное влияние на валютную, денежно-кредитную политику государства, что несомненно и складывает основу процветающей экономики нашего государства.
Валютный курс и его
формирование находится под воздействием
многообразных факторов в прямой
зависимости от национальной и мирохозяйственной
экономической политики. Выбор режима
валютного курса в
Финансовая наука имеет возможн
Необходимость совершенствования применяемых в Республике Беларусь методов регулирования курса рубля, призванных обеспечить его стабильность, а также сохранение за ним функций средства накопления и сбережения, существующий на сегодняшний день разрыв между накопленным в сфере эффективного управления курсом мировым опытом и методами регулирования, используемыми в Республике Беларусь, и обусловили выбор темы и структуры настоящего исследования, а также определили его цель.
Цель исследования состоит в выработке направлений совершенствования политики курсообразования в социально ориентированной экономике Республики Беларусь.
Поставленная в работе цель определила конкретные задачи исследования:
3
Объектом исследования является политика курсообразования Республики Беларусь в условиях развития социально ориентированной экономики.
Предметом исследования выступают экономические, в том числе валютные отношения, отражающие применяемые в Республике Беларусь и за рубежом методы регулирования валютного курса, а также использование механизма курсообразования в качестве инструмента экономического регулирования и понятие эффективности проведения политики курсообразования в Республике Беларусь.
Методологическая база исследования - диалектический подход к изучению экономических явлений. В рамках этого подхода использовались такие методы исследования, как метод научной абстракции, системный анализ, сравнительный анализ, позитивный и нормативный анализ, анализ и синтез, индукция и дедукция, причинно-следственный (казуальный), исторический, логический, функциональный.
Теоретической базой исследования явились труды зарубежных и отечественных ученых-экономистов по вопросам теории и практики установления и регулирования валютных курсов, теории политики курсообразования, политэкономии.
В ходе исследования в данной работе изучены и критически осмыслены как работы классиков научной экономической мысли (К. Маркса, Л. Маршалла. Дж. Кейнса, П. Самуэльсона, М. Фридмана и др.), так и монографии, энциклопедии, справочники, интернет-источники, статьи и публикации современных экономистов, затрагивающие вопросы сущности политики курсообразования, формирования и регулирования валютных курсов.
4
Наиболее существенное влияние на содержание выполненного исследования, в части раскрытия сущности политики курсообразования и сложности механизма формирования валютного курса оказали работы и публикации отечественных авторов: Колотончик Н., Коноплицкой М.А., Пивоваровой Е., Щербакова С.Г., Хотько А.В., Соколовой Н., Чухлей Т., Лузгина Н., Лузгиной А., Пупликова С, Гаврилова В., Красной Т., Шулековского В., Романчука Я., Дашкевича В., Мьщких Н., а также труды зарубежных экономистов, посвященные рассматриваемой проблеме: Атаманчук Г.В., Красавиной Л.Н., Седова В.В., Тарасевича Л.С., Гребенникова П.И., Леусского А.И., Головачева А.С., Головачевой И.В., Duttagupta,R
Научная новизна исследования заключается в следующем:
Практическая значимость исследования заключается в том, что оно содержит ряд положений, выводов и рекомендаций, которые могут найти практическое применение при разработке государственной денежно-кредитной, валютной политики и политики курсообразования, а также при проведении отдельных мероприятий по эффективному регулированию валютного курса рубля. Предложения, выводы и рекомендации работы могут быть использованы, в частности, в деятельности Центрального банка Республики Беларусь, с целью повышения эффективности проводимой политики курсообразования.
5
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОЛИТИКИ КУРСООБРАЗОВАНИЯ В СОЦИАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННОЙ ЭКОНОМИКЕ
1.1
Сущность политики
Научный анализ всякого экономического явления (процесса) предполагает строгую понятийную определенность категориального аппарата. В этой связи внимания заслуживает вопрос определения «политики курсообразования». Несмотря на то, что казалось бы и так понятно, о чем идет речь, все же достаточной четкости в определении политики курсообразования и ее основных характеристик отметить пока нельзя.
Данное понятие рассматривалось как зарубежными, так и белорусскими экономистами. В некоторых публикациях, посвященных вопросам международных валютных отношений, авторы зачастую оперируют понятиями «политика курсообразования» и «валютная политика» как синонимами.
Иногда различным бывает контекст их использования: «политика курсообразования» традиционно рассматривается в отношении аспектов денежно-кредитной политики (в частности, когда речь идет о трансмиссионном механизме), тогда как применение термина «валютная политика» имеет более конкретный смысл, связанный с международными финансовыми отношениями.
Что касается терминологии, то в различных источниках по-разному определяется механизм государственного регулирования валютного курса. Так, в некоторых материалах деятельность органов государственной власти, состоящая в выборе системы валютных курсов и определении того курса, по которому будут осуществляться валютные операции, определяется как валютная политика. В других - валютная политика интерпретируется как совокупность мероприятий, осуществляемых в сфере международных, валютных и других экономических отношений в соответствии с текущими и стратегическими целями страны. В изданиях Международного валютного фонда государственное управление валютным курсом сводится к понятию «ехсЬап§е га!е роНсу» или политика валютного курса.
Данный вопрос рассматривается российским экономистом Щербаковым С.Г., обосновывающим различие между понятиями валютной и курсовой политики. При этом валютную политику он определяет как составную часть стратегии экономического и социального развития страны, направленной на реализацию целей относительно сфер и механизмов интеграции в систему мирохозяйственных связей.
Приведем
несколько определений «
6
Политика курсообразования - регулярная деятельность органов монетарных властей по выявлению и поддержанию экономически оправданного текущего валютного курса, очищенного от спекулятивных и эмоционально-психологических факторов [28, с.43].
Политика курсообразования - вид экономической политики и, в частности, вид валютной политики, направленной на регулирование обменного курса национальной валюты, а также состоящей в выборе системы валютных курсов и определении того курса, по которому будут осуществляться валютные операции [10, с.34].
Вместе с тем, Щербаков С.Г. одновременно делает вывод, что в макроэкономическом смысле такого самостоятельного раздела экономической политики не существует на том основании, что его не существовало до настоящего времени ни в теории, ни на практике. При этом валютный курс рассматривается как промежуточный результат валютной политики. А значит, что политика курсообразования при определенных условиях должна рассматриваться и формироваться как самостоятельное направление экономической политики государства.
Так изучение экономической теории показало, что состав механизма курсообразования не зависит от типа экономической системы, в рамках которой он рассматривается, и представляет собой сочетание рыночного механизма формирования валютного курса (спрос, предложение и равновесная цена) и государственного регулирования валютного курса (прямое и косвенное).
Изучение и обобщение
ряда определений относительно понятий
«денежно-кредитная политика», «валютная
политика» и «политика
7
Рисунок 1 - Сферы, регулирование которых осуществляется с помощью денежно-кредитной политики, валютной политики и политики курсообразования
Как видим, политика курсообразования является частью валютной политики, которая, в свою очередь, входит в состав экономической политики государства и определяется ее целями и приоритетами.
Для дальнейшего изучения вопроса приведем определение политики, сформулированное в теории государственного управления. Исходя из ее принципов, политика — совокупность целей и задач, практически реализуемых государством, а также средств, используемых при этом [1,81].
Исходя из приведенного определения «политика» рассмотрим некоторые особенности определений понятия «политика курсообразования», приводимых в разных источниках. К основным из них относятся:
Информация о работе Политика курсообразования в социально ориентированной рыночной экономике