Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2013 в 21:11, курсовая работа
Политика курсообразования в совокупном теоретико-практическом аспекте служит обоснованием комплекса мероприятий, осуществляемых в сфере международных экономических, финансовых и валютных отношений. Экономическое положение страны, тенденции мирового хозяйства, роль государства в мирохозяйственных связях определяет направленность и форму политики курсообразования. В настоящее время социально ориентированная экономика является на стадии реформации и развитии, а политика курсообразования имеет огромное влияние на валютную, денежно-кредитную политику государства, что несомненно и складывает основу процветающей экономики нашего государства.
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОЛИТИКИ КУРСООБРАЗОВАНИЯ В СОЦИАЛЬНО
ОРИЕНТИРОВАННОЙ ЭКОНОМИКЕ 6
Сущность политики курсообразования, ее цели и задачи 6
Инструменты политики курсообразования в контексте социально ориентированной экономики 10
Опыт реализации политики курсообразования современных развитых стран 15
2 ОСОБЕННОСТИ ПОЛИТИКИ КУРСООБРАЗОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 20
Содержание политики курсообразования 20
Механизм разработки и осуществления политики курсообразования на современном этапе 24
2.3 Направления совершенствования политики курсообразования в Республике Беларусь.. 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
ПРИЛОЖЕНИЯ 34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ 38
Президент Республики Беларусь определяет систему органов валютного регулирования в Республике Беларусь и принимает иные меры по осуществлению валютного регулирования в соответствии с Конституцией Республики Беларусь.
Если иное не определено Президентом Республики Беларусь, органами валютного регулирования в Республике Беларусь являются Совет Министров Республики Беларусь и Национальный банк.
Национальный банк как орган валютного регулирования в пределах своей компетенции:
25
Совет Министров Республики Беларусь взаимодействует с Национальным банком по вопросам валютного регулирования.
Совет Министров Республики Беларусь как орган валютного регулирования в пределах своей компетенции:
Основными направлениями валютного контроля являются:
предотвращение легализации доходов, полученных незаконным путем;
26
- проверка полноты и достоверности
учета и отчетности по валютным операциям;
анализ данных учета, отчетности и информации по валютным
операциям.
Органами валютного контроля в Республике Беларусь являются Совет Министров Республики Беларусь, Национальный банк, Комитет государственного контроля Республики Беларусь (далее - Комитет государственного контроля), Государственный таможенный комитет, если иное не определено Президентом Республики Беларусь [2, с.6-7].
Совет Министров Республики Беларусь как орган валютного контроля определяет компетенцию республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь, областных (Минского городского) исполнительных комитетов по вопросам осуществления ими функций агентов валютного контроля, выполняет другие функции, предусмотренные настоящим Законом и иным законодательством.
Национальный банк как
орган валютного контроля осуществляет
валютный контроль за совершением банками
и небанковскими кредитно-
Комитет государственного контроля как орган валютного контроля формирует на основании информации, получаемой от иных органов валютного контроля, а также агентов валютного контроля, базу данных по вопросам валютного контроля, в пределах своей компетенции осуществляет контроль за выполнением органами валютного контроля и агентами валютного контроля своих функций, осуществляет другие функции, предусмотренные настоящим Законом и иным законодательством.
Государственный таможенный комитет как орган валютного контроля осуществляет организацию валютного контроля за перемещением резидентами и нерезидентами через таможенную границу Республики Беларусь валютных ценностей, а также другие функции, предусмотренные настоящим Законом и иным законодательством.
При осуществлении валютного контроля органы валютного контроля в рамках своей компетенции вправе:
27
получать в установленном порядке при проведении проверок документы, содержащие информацию о валютных операциях;
Органы валютного контроля осуществляют передачу Комитету государственного контроля информации, необходимой ему для осуществления валютного контроля, в соответствии с порядком и сроками, установленными законодательством.
Проекты актов законодательства по вопросам валютного регулирования и валютного контроля подлежат предварительному согласованию с Советом Министров Республики Беларусь, Национальным банком и Комитетом государственного контроля.
Агентами валютного контроля в Республике Беларусь являются республиканские органы государственного управления и иные государственные организации, подчиненные Правительству Республики Беларусь, областные (Минский городской) исполнительные комитеты, таможни, банки и небанковские кредитно-финансовые организации, если иное не определено Президентом Республики Беларусь [8].
Банки и небанковские кредитно-финансовые организации являются агентами валютного контроля, подотчетными Национальному банку.
Республиканские органы государственного управления и иные государственные организации, подчиненные Правительству Республики Беларусь, областные (Минский городской) исполнительные комитеты являются агентами валютного контроля, подотчетными Совету Министров Республики Беларусь [18, с.9].
Таким образом, можно сделать вывод, что механизм проведения политики курсообразования имеет развитую и отлаженную форму организационных отношений, которая предполагает целенаправленную и рациональную деятельность всех органов валютной политики.
28
2.3 Направления
совершенствования политики
Беларусь
Проводимая курсовая политика в данный период имеет множество положительных и отрицательных моментов. Из анализа политики курсообразования можно сделать несколько выводов.
Во-первых, в ближайшее пятилетие денежные власти планируют сохранить нынешнюю политику в области установления обменного курса белорусского рубля, т.е. фактически сохранить его жесткую фиксацию по отношению к доллару с возможными небольшими колебаниями в сторону повышения курса рубля. Соответственно, обменный курс по отношению к российскому рублю и евро будет устанавливаться исходя из динамики курса доллара на российском и европейском рынках. В принципе, такая политика в сфере курсообразования национальных валют не является чем-то необычным.
Во-вторых, учитывая определенную девальвацию доллара на мировых финансовых рынках, примерно 2-3-процентную ежегодную инфляцию в стране - эмитенте иностранной валюты, к которой привязывается национальная валюта, а также значительно более высокий уровень внутренней инфляции, можно действительно говорить о реальном укреплении белорусского рубля по отношению к валютам стран - основных торговых партнеров Беларуси (России и стран еврозоны). Как следствие, это действительно повысит стоимость национального богатства в долларовом эквиваленте.
В-третьих, чрезмерно оптимистичным представляется убеждение авторов этой стратегии в том, что реальное укрепление рубля к основным иностранным валютам подвигнет белорусских граждан к конвертации долларов в рубли и размещению их в форме рублевых вкладов в банковскую систему страны. Значительный прирост срочных рублевых сбережений в последние годы в основном был предопределен сверхвысокими процентными ставками по рублевым депозитам и общим ростом рублевых доходов населения. При повышении обменного курса рубля доллары вообще будет невыгодно обменивать на рубли.
Недостаточное государственное регулирование или, наоборот, чрезмерный контроль со стороны властей в условиях нарастающих темпов глобализации и осуществления экономической интеграции могут привести к ухудшению ситуации на внутреннем валютном рынке. Это, в свою очередь, ведет к сокращению внешнего финансирования, росту отрицательного сальдо торгового баланса, стимулированию развития «теневого» рынка иностранной валюты, ухудшению положения предприятий экспортеров и к другим отрицательным моментам. Для обеспечения сбалансированности и устойчивости валютного рынка требуется принять комплекс мер не только
29
в банковском, но и в других секторах экономики, а также рассматривать Программу и направления политики курсообразования в ближайшие годы.
Также одним из направлений политики курсообразования в этот период является защита и обеспечение устойчивости белорусского рубля, в том числе его покупательной способности и курса по отношению к иностранным валютам.
Наиболее эффективным
каналом влияния политики курсообразования
на внутреннюю и внешнюю устойчивость
белорусского рубля остается поддержание
его стабильного курса к доллар
С учетом открытости экономики Республики Беларусь обменный курс также может использоваться в качестве инструмента воздействия на динамику внутренних цен на основе ограничения роста цен на импортные товары. Сдерживание роста рублевого эквивалента стоимости импортных материалов, сырья и комплектующих изделий позволит снизить темпы роста издержек и соответственно внутренних цен на продукцию белорусских товаропроизводителей.
В этой связи для совершенствования и эффективного регулирования политики курсообразования можно предложить наиболее оптимальные методы валютного таргетирования:
3. предусматривать проведение политики,
направленной на дальнейшую
макроэкономическую стабилизацию, модернизацию
и структурную перестройку белорусской
политики курсообразования.
4. прогнозировать стратегическую направленность
на защиту и обеспечение устойчивости
белорусского рубля, его покупательной
способности и курса по отношению к иностранным
валюта.
Данная курсовая политика в условиях мировых тенденций взаимной динамики курсов мировых валют не будет способствовать значительному укреплению реального курса, способному оказать негативное влияние на ценовую конкурентоспособность отечественных производителей.
Информация о работе Политика курсообразования в социально ориентированной рыночной экономике