Политика курсообразования в социально ориентированной рыночной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2013 в 21:11, курсовая работа

Описание работы

Политика курсообразования в совокупном теоретико-практическом аспекте служит обоснованием комплекса мероприятий, осуществляемых в сфере международных экономических, финансовых и валютных отношений. Экономическое положение страны, тенденции мирового хозяйства, роль государства в мирохозяйственных связях определяет направленность и форму политики курсообразования. В настоящее время социально ориентированная экономика является на стадии реформации и развитии, а политика курсообразования имеет огромное влияние на валютную, денежно-кредитную политику государства, что несомненно и складывает основу процветающей экономики нашего государства.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОЛИТИКИ КУРСООБРАЗОВАНИЯ В СОЦИАЛЬНО
ОРИЕНТИРОВАННОЙ ЭКОНОМИКЕ 6
Сущность политики курсообразования, ее цели и задачи 6
Инструменты политики курсообразования в контексте социально ориентированной экономики 10
Опыт реализации политики курсообразования современных развитых стран 15
2 ОСОБЕННОСТИ ПОЛИТИКИ КУРСООБРАЗОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 20
Содержание политики курсообразования 20
Механизм разработки и осуществления политики курсообразования на современном этапе 24
2.3 Направления совершенствования политики курсообразования в Республике Беларусь.. 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
ПРИЛОЖЕНИЯ 34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ 38

Файлы: 1 файл

Политика курсообразования в соц. ориентированной экономике.doc

— 444.50 Кб (Скачать файл)

Президент Республики Беларусь определяет систему органов валютного регулирования в Республике Беларусь и принимает иные меры по осуществлению валютного регулирования в соответствии с Конституцией Республики Беларусь.

Если иное не определено Президентом Республики Беларусь, органами валютного регулирования в Республике Беларусь являются Совет Министров Республики Беларусь и Национальный банк.

Национальный банк как  орган валютного регулирования  в пределах своей компетенции:

  • устанавливает официальные курсы белорусского рубля по отношению к другим валютам;
  • создает золотовалютные резервы и управляет ими;
  • регулирует обращение валютных ценностей на территории Республики Беларусь;
  • устанавливает порядок открытия, ведения и режим счетов резидентов и нерезидентов в банках и небанковских кредитно-финансовых организациях в иностранной валюте;
  • устанавливает порядок открытия, ведения и режим счетов нерезидентов в банках и небанковских кредитно-финансовых организациях в белорусских рублях;
  • устанавливает порядок и условия открытия резидентами счетов в белорусских рублях и иностранной валюте в банках и иных кредитных организациях за пределами Республики Беларусь;
  • устанавливает порядок осуществления валютных операций в белорусских рублях между резидентами и нерезидентами;
  • устанавливает правила биржевой торговли иностранной валютой;

25

 

  • устанавливает формы отчетности, ведения учета и статистики валютных операций, а также порядок и сроки представления необходимой информации о валютных операциях в Национальный банк для разработки платежного баланса Республики Беларусь и иных целей;
  • устанавливает совместно с уполномоченными государственными органами порядок и нормы ввоза, вывоза и пересылки в Республику Беларусь и за ее пределы иностранной валюты, белорусских рублей и ценных бумаг в иностранной валюте и белорусских рублях, а также платежных документов в иностранной валюте;
  • определяет в соответствии с настоящим Законом и иными законодательными актами функции агентов валютного контроля, которые могут быть возложены на банки и небанковские кредитно-финансовые организации;
  • привлекает в соответствии с законодательством банки и небанковские кредитно-финансовые организации к ответственности за нарушение валютного законодательства;
  • выдает разрешения на осуществление валютных операций, связанных с движением капитала, за исключением случаев, установленных настоящим Законом и иными законодательными актами;
  • в случаях и пределах, предусмотренных законодательными актами, принимает нормативные правовые акты, содержащие нормы валютного законодательства, в том числе совместно с иными органами валютного регулирования и органами валютного контроля;
  • осуществляет другие полномочия, установленные настоящим Законом и иным законодательством.

Совет Министров Республики Беларусь взаимодействует с Национальным банком по вопросам валютного регулирования.

Совет Министров Республики Беларусь как орган валютного  регулирования в пределах своей  компетенции:

  • принимает нормативные правовые акты, содержащие нормы валютного законодательства, в случаях, предусмотренных законодательными актами;
  • осуществляет другие полномочия, установленные настоящим Законном и иным законодательством.

Основными направлениями  валютного контроля являются:

  • определение соответствия проводимых валютных операций валютному законодательству;
  • обеспечение контроля за перемещением иностранной валюты и иных валютных ценностей через таможенную границу Республики Беларусь;

предотвращение легализации  доходов, полученных незаконным путем;

26

 

- проверка полноты и достоверности учета и отчетности по валютным операциям; 
анализ данных учета, отчетности и информации по валютным операциям.

Органами валютного  контроля в Республике Беларусь являются Совет Министров Республики Беларусь, Национальный банк, Комитет государственного контроля Республики Беларусь (далее - Комитет государственного контроля), Государственный таможенный комитет, если иное не определено Президентом Республики Беларусь [2, с.6-7].

Совет Министров Республики Беларусь как орган валютного  контроля определяет компетенцию республиканских  органов государственного управления и иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь, областных (Минского городского) исполнительных комитетов по вопросам осуществления ими функций агентов валютного контроля, выполняет другие функции, предусмотренные настоящим Законом и иным законодательством.

Национальный банк как  орган валютного контроля осуществляет валютный контроль за совершением банками  и небанковскими кредитно-финансовыми  организациями валютных операций, вьшолняет  другие функции, предусмотренные настоящим Законом и иным законодательством.

Комитет государственного контроля как орган валютного  контроля формирует на основании  информации, получаемой от иных органов  валютного контроля, а также агентов  валютного контроля, базу данных по вопросам валютного контроля, в пределах своей компетенции осуществляет контроль за выполнением органами валютного контроля и агентами валютного контроля своих функций, осуществляет другие функции, предусмотренные настоящим Законом и иным законодательством.

Государственный таможенный комитет как орган валютного контроля осуществляет организацию валютного контроля за перемещением резидентами и нерезидентами через таможенную границу Республики Беларусь валютных ценностей, а также другие функции, предусмотренные настоящим Законом и иным законодательством.

При осуществлении валютного  контроля органы валютного контроля в рамках своей компетенции вправе:

  • проводить в установленном законодательством порядке проверки осуществления резидентами и нерезидентами валютных операций, полноты и достоверности учета и отчетности по валютным операциям, а при наличии оснований - законности происхождения валютных ценностей;
  • осуществлять контроль за своевременностью представления резидентами и нерезидентами отчетности по валютным операциям и соответствием ее требованиям валютного законодательства;

27

 

получать   в   установленном   порядке   при   проведении   проверок   документы,   содержащие информацию о валютных операциях;

  • приостанавливать операции по счетам резидентов и нерезидентов в банках и небанковских кредитно-финансовых организациях Республики Беларусь в случаях и порядке, установленных законодательством;
  • применять к резидентам и нерезидентам санкции за нарушение валютного законодательства, в том числе взыскивать штрафы, в случаях и порядке, установленных законодательством;
  • осуществлять иные функции, предусмотренные законодательством.

Органы валютного контроля осуществляют передачу Комитету государственного контроля информации, необходимой ему  для осуществления валютного  контроля, в соответствии с порядком и сроками, установленными законодательством.

Проекты актов законодательства по вопросам валютного регулирования  и валютного контроля подлежат предварительному согласованию с Советом Министров  Республики Беларусь, Национальным банком и Комитетом государственного контроля.

Агентами валютного  контроля в Республике Беларусь являются республиканские органы государственного управления и иные государственные  организации, подчиненные Правительству  Республики Беларусь, областные (Минский  городской) исполнительные комитеты, таможни, банки и небанковские кредитно-финансовые организации, если иное не определено Президентом Республики Беларусь [8].

Банки и небанковские кредитно-финансовые организации являются агентами валютного контроля, подотчетными Национальному банку.

Республиканские органы государственного управления и иные государственные организации, подчиненные  Правительству Республики Беларусь, областные (Минский городской) исполнительные комитеты являются агентами валютного  контроля, подотчетными Совету Министров Республики Беларусь [18, с.9].

Таким образом, можно  сделать вывод, что механизм проведения политики курсообразования имеет развитую и отлаженную форму организационных  отношений, которая предполагает целенаправленную и рациональную деятельность всех органов валютной политики.

28

 

2.3 Направления  совершенствования политики курсообразования  в Республике

Беларусь

Проводимая курсовая политика в данный период имеет множество  положительных и отрицательных  моментов. Из анализа политики курсообразования можно сделать несколько выводов.

Во-первых, в ближайшее  пятилетие денежные власти планируют  сохранить нынешнюю политику в области  установления обменного курса белорусского рубля, т.е. фактически сохранить его  жесткую фиксацию по отношению к  доллару с возможными небольшими колебаниями в сторону повышения курса рубля. Соответственно, обменный курс по отношению к российскому рублю и евро будет устанавливаться исходя из динамики курса доллара на российском и европейском рынках. В принципе, такая политика в сфере курсообразования национальных валют не является чем-то необычным.

Во-вторых, учитывая определенную девальвацию доллара на мировых  финансовых рынках, примерно 2-3-процентную ежегодную инфляцию в стране - эмитенте иностранной валюты, к которой  привязывается национальная валюта, а также значительно более высокий уровень внутренней инфляции, можно действительно говорить о реальном укреплении белорусского рубля по отношению к валютам стран - основных торговых партнеров Беларуси (России и стран еврозоны). Как следствие, это действительно повысит стоимость национального богатства в долларовом эквиваленте.

В-третьих, чрезмерно  оптимистичным представляется убеждение  авторов этой стратегии в том, что реальное укрепление рубля к  основным иностранным валютам подвигнет  белорусских граждан к конвертации долларов в рубли и размещению их в форме рублевых вкладов в банковскую систему страны. Значительный прирост срочных рублевых сбережений в последние годы в основном был предопределен сверхвысокими процентными ставками по рублевым депозитам и общим ростом рублевых доходов населения. При повышении обменного курса рубля доллары вообще будет невыгодно обменивать на рубли.

Недостаточное государственное  регулирование или, наоборот, чрезмерный контроль со стороны властей в  условиях нарастающих темпов глобализации и осуществления экономической интеграции могут привести к ухудшению ситуации на внутреннем валютном рынке. Это, в свою очередь, ведет к сокращению внешнего финансирования, росту отрицательного сальдо торгового баланса, стимулированию развития «теневого» рынка иностранной валюты, ухудшению положения предприятий экспортеров и к другим отрицательным моментам. Для обеспечения сбалансированности и устойчивости валютного рынка требуется принять комплекс мер не только

29

 

в банковском, но и в других секторах экономики, а также рассматривать Программу и направления политики курсообразования в ближайшие годы.

Также одним из направлений  политики курсообразования в этот период является защита и обеспечение устойчивости белорусского рубля, в том числе его покупательной способности и курса по отношению к иностранным валютам.

Наиболее эффективным  каналом влияния политики курсообразования на внутреннюю и внешнюю устойчивость белорусского рубля остается поддержание  его стабильного курса к доллару США. Это связано со значительным удельным весом доллара США на внутреннем валютном рынке и в структуре валютных сбережений населения, а также с его высокой долей в расчетах по внешнеторговым операциям.

С учетом открытости экономики  Республики Беларусь обменный курс также может использоваться в качестве инструмента воздействия на динамику внутренних цен на основе ограничения роста цен на импортные товары. Сдерживание роста рублевого эквивалента стоимости импортных материалов, сырья и комплектующих изделий позволит снизить темпы роста издержек и соответственно внутренних цен на продукцию белорусских товаропроизводителей.

В этой связи для совершенствования  и эффективного регулирования политики курсообразования можно предложить наиболее оптимальные методы валютного таргетирования:

  1. постепенно ужесточить политику в области наращивания денежного предложения в целях сжатия совокупного спроса в экономике, недопущения активизации монетарных факторов роста цен и сохранения превышения спроса на иностранную валюту над ее предложениям, что улучшит ситуацию на валютном рынке и снизит темп инфляции.
  2. придерживаться минимальных изменений официального курса белорусского рубля к доллару США в рамках горизонтального коридора плюс/ минус 2,5% по отношению к величине курса на начало года.

3. предусматривать проведение политики, направленной на дальнейшую 
макроэкономическую стабилизацию, модернизацию и структурную перестройку белорусской 
политики курсообразования.

4. прогнозировать стратегическую направленность на защиту и обеспечение устойчивости 
белорусского рубля, его покупательной способности и курса по отношению к иностранным 
валюта.

Данная курсовая политика в условиях мировых тенденций  взаимной динамики курсов мировых валют  не будет способствовать значительному  укреплению реального курса, способному оказать негативное влияние на ценовую конкурентоспособность отечественных производителей.

Информация о работе Политика курсообразования в социально ориентированной рыночной экономике