Политика выравнивания диспропорций в развитии сельских территорий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 22:19, курсовая работа

Описание работы

Именно, рассмотрению коренной проблемы и посвящена данная работа, цель которой анализ развития диспропорций сельских территорий в России.
Для реализации поставленной цели были решены следующие задачи:
1 анализ развития сельских территорий в России;
2 оценка факторов, влияющих на развитие сельских территорий;
3 развитие диспропорций и образование определённых типов сельских территорий;
4 анализ мероприятий для выравнивания диспропорций в развитии сельских территорий.

Содержание работы

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
1 Теоретические аспекты развития сельских территорий,
проблемы диспропорции . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
1.1 Современное состояние сельских территорий . . . . . . . . . . . . 5
1.2 Факторы, влияющие на развитие сельских территорий . . . . . . . . 12
1.3 Типы сельских территорий, диспропорции развития . . . . . . . . . 15
2 Политика выравнивания диспропорций в развитии сельских территорий . . . 23
2.1 Направления развития сельских территорий . . . . . . . . . . . . 23
2.2 Оценка и анализ политики выравнивания диспропорций . . . . . . . 26
2.3 Мероприятия по развитию и устранению диспропорций
сельских территорий . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 28
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 34
Список литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 36

Файлы: 1 файл

Курсовой-диспропорции развития С.Х.docx

— 77.21 Кб (Скачать файл)

Оглавление

 

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3

1 Теоретические аспекты развития сельских территорий,

проблемы диспропорции . . . . .  . . . . . . . . . .  . . . . . . . 5

1.1 Современное состояние сельских территорий . . . . . . . . . . . . 5

1.2 Факторы, влияющие на развитие сельских территорий . . . . . . . . 12

1.3 Типы сельских территорий, диспропорции развития . . . . . . . . . 15

2 Политика выравнивания диспропорций в развитии сельских территорий . . . 23

2.1 Направления развития сельских территорий . . . . . . . . . . . . 23

2.2 Оценка и анализ политики выравнивания диспропорций . . . . . . . 26

2.3 Мероприятия по развитию и устранению диспропорций

сельских территорий . . . . . . . . . .  . . . . . . . . . . . . . . 28

Заключение . . . . . . . . . .  . . . . . . . . . .  . . . . . . . . 34

Список литературы . . . . . . . . . .  . . . . . . . . . .  . . . . . 36

Приложение А  – Типы сельских территорий по уровню диспропорции

развития . . . . . . . . . .  . . . . . . . . . .  . . . . . . . . . 37

Приложение Б – План мероприятий  по реализации концепции

устойчивого развития сельских территорий до 2020 года . . . . . . . . . . 41

 

 

Введение

 

Сельские территории вносят особый вклад в развитие нашей страны и регионов. Они решают одну из самых  важных проблем – обеспечение  продовольственной безопасности страны.

Среди множества задач, стоящих  перед российским обществом, одной  из важнейших является устойчивое развитие сельских территорий, которое должно обеспечить такое социально-экономическое  развитие, при котором эффективное  функционирование сельской экономики  происходит одновременно с повышением уровня и качества жизни сельских жителей.

Сельская местность нашей страны обладает уникальным природным, демографическим, экономическим и историко-культурным потенциалом, который при эффективном  использовании может обеспечить устойчивое развитие, высокий уровень  и качество жизни населения. Несмотря на мощный потенциал, российское село в настоящее время переживает системный кризис, проявляющийся  в ухудшении демографической  ситуации в сельской местности, низком уровне жизни и высоком уровне безработицы сельского населения, снижении качества жизни на селе, разрушении эволюционно сложившейся системы  сельского расселения.

Именно вышеизложенные факторы  связаны с весьма важной проблемой  – диспропорции развития сельских территорий, когда их часть находиться в «депрессивном» состоянии развития, в виду удалённости от центральных  районов, низкого уровня финансирования.

Игнорирование этих проблем может  привести в будущем к утрате социально-экономического контроля над большей частью территории нашей страны и потере трудового  потенциала деревни. Без устойчивого  развития сельских территорий отечественный  сельхозтоваропроизводитель не в состоянии  обеспечить продовольствием страну. А в современных условиях наличие  у страны развитого, отвечающего  современным требованиям аграрного  комплекса становится не менее важным условием самодостаточности, суверенитета, безопасности, чем обладание энергоресурсами  или высокотехнологичной промышленностью.

Именно, рассмотрению коренной проблемы и посвящена данная работа, цель которой анализ развития диспропорций сельских территорий в России.

Для реализации поставленной цели были решены следующие задачи:

1  анализ развития сельских территорий в России;

2  оценка факторов, влияющих на развитие сельских территорий;

3  развитие диспропорций и образование определённых типов сельских территорий;

4  анализ мероприятий для выравнивания диспропорций в развитии сельских территорий.

Объектом исследования являются сельские территории России.

Предметом исследования – развитие диспропорций сельских территорий России.

 

1 Теоретические аспекты развития  сельских территорий, проблемы, диспропорции

 

1. 1  Современное состояние сельских территорий

 

Сельские территории (сельская местность, село в широком смысле) – территории за границами городов, включающие территории сельских населенных пунктов и межселенные  территории.

Сельские населенные пункты – места  проживания (села, деревни, станицы, поселки, кишлаки, аулы, хутора и др.), отнесенные независимо от людности к сельским населенным пунктам административно-территориальным  делением, установленным в субъектах  Российской Федерации. Сельские населенные пункты выполняют сельскохозяйственные, лесохозяйственные, промысловые, транспортные, рекреационные и другие функции. В них может сезонно проживать  значительное число городских жителей.

Сельские территории обладают мощным природным, демографическим, экономическим  и историко-культурным потенциалом, который при более полном, рациональном и эффективном использовании  может обеспечить устойчивое многоотраслевое  развитие, полную занятость, высокий уровень и качество жизни сельского населения.

Территория России превышает 17 млн. кв. км., из  которых 402,6 млн. га (23,6%) составляют земли сельскохозяйственного назначения, в том числе 220,6 млн. га (12,9%) сельскохозяйственные угодья, из них 121,6 млн. га пашни.

Благодаря уникальным природно-климатическим  условиям в сельских районах некоторых  субъектов Российской Федерации  имеются большие потенциальные  возможности использования возобновляемых источников энергии: солнца, ветра, биогаза.

Демографические ресурсы сельских территорий составляют 38 млн. человек (27% общей численности населения), в том числе трудовые ресурсы - 23,6 млн. человек, плотность населения низкая - 2,3 человека на 1 кв. километр. Поселенческий потенциал насчитывает 155,3 тыс. сельских населенных пунктов, из которых 142,2 тыс. сельских населенных пунктов имеют постоянных жителей. В сельском расселении преобладает мелкодисперсность – 72% сельских населенных пунктов имеют численность жителей менее 200 человек, а поселения с численностью свыше 2 тыс. человек составляют 2%.

В структуре сельской экономики  с 1992 по 2009 год произошли существенные изменения.

В отраслевой численности занятого населения доля работающих в сельском, лесном и рыбном хозяйствах сократилась  с 48% в 1992 году до 27% в 2009 году, доля занятого населения в торговле и гостинично-бытовой сферах выросла более чем в 2 раза (до 13%), в финансово-управленческих видах деятельности - в 1,3 раза (до 15%), на транспорте и в связи - в 1,3 раза (до 7%).

Снижение занятых в промышленности составило 4,8%. Создание новых рабочих  мест наблюдалось только в крупных  районных центрах и практически  не затронуло сельской глубинки.

Сельское хозяйство в большинстве  административных районов по-прежнему остается основной сферой приложения труда жителей сельских территорий, вследствие чего сельскую экономику  можно характеризовать как моноотраслевую. Такая ситуация обусловлена низким уровнем производительности труда  в отрасли (по различным оценкам, в 8 - 10 раз ниже по сравнению с  наиболее развитыми странами), рост которой сдерживается не только инвестиционно-технологическими факторами, но и неразвитостью на селе альтернативной сферы деятельности, призванной сосредоточить избыточную рабочую силу, высвобождаемую из аграрного  производства.

Уровень жизни сельского населения  остается крайне низким, увеличивается  разрыв между городом и селом  по уровню доходов. Так, если в 1997 году среднедушевые располагаемые ресурсы  сельских домашних хозяйств достигали 69% городского уровня, то в 2009 году они  составили 61%.

Процессы восстановления, модернизации и отраслевой трансформации сельской занятости идут далеко неравномерно по регионам. В результате сформировалась обширная зона депрессивных сельских регионов – наблюдается диспропорции развития, в которых крайне недостаточное предложение рабочих мест. Значительная часть сельской молодежи трудится в городах на условиях постоянного и сезонного найма.

Начавшийся процесс диверсификации отраслевой структуры рабочих мест на селе требует формирования новых  эффективных механизмов, способных  предотвратить рост реальной безработицы  населения, высвобождаемого из сельского  хозяйства в результате увеличения производительности труда, осуществить  переход к более прогрессивной  профессионально-квалификационной структуре  рабочей силы.

Уровень жизни  сельских семей остается крайне низким, увеличивается разрыв между городом  и селом по уровню доходов населения. Так, если в 1997 г. среднедушевые располагаемые ресурсы сельских домохозяйств достигали 69% от городского уровня, то в 2000 г. они составили 65%, в 2005 г. – 55% и только в последние годы положение стало улучшаться.

В 2009 году среднемесячная номинальная  заработная плата в сельском хозяйстве  составила 9619 руб. (52% средней заработной платы по отраслям экономики). За январь 2010 года она составила 9437 руб., за февраль – 9040 руб. Этот уровень зарплат выше, чем в те же месяцы предыдущего года (на 106.3 % и 108.9 % соответственно). Тем не менее, ее отношение к среднероссийскому показателю за последние 10 лет практически не улучшилось. В реальном выражении оплата сельскохозяйственного труда составляет только 56% от уровня 1991 г. По оценке за апрель 2009 г., 13% работников сельского хозяйства получали заработную плату в размере ниже законодательно установленного минимального размера оплаты труда (МРОТ). При повышении МРОТ с января 2009 г. до 4330 руб. удельный вес работников сельского хозяйства с заработной платой ниже этой величины  вырастит до 1/3. Не потеряла актуальности проблема несвоевременной выплаты заработной платы работникам сельхозорганизаций. Экономически и социально несправедливая оценка сельскохозяйственного труда препятствует росту аграрного сектора и переходу его на инновационный путь развития.

Бедность, разрушающая трудовой и  генетический потенциал села, остается массовым явлением. За ее порогом находится  по располагаемым ресурсам более 40% а по денежным доходам более половины сельского населения. Можно сказать, что бедность концентрируется в  сельской местности, на которую приходится 40,4% всего малоимущего (по располагаемым  ресурсам) населения России.

Реализация государственных мер  по обеспечению социального развития села привела к оживлению жилищного  строительства и обустройства сельских поселений, улучшению качества образовательных  и медицинских услуг. В рамках федеральной целевой программы "Социальное развитие села до 2012 года", утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2002 г. N 858, с 2003 по 2009 год было введено 13 млн. кв. метров жилых помещений. Более 58 тыс. молодых  специалистов и молодых семей  на селе смогли улучшить свои жилищные условия.

Высокими темпами идет газификация  сельских поселений. За последние 6 лет (2003 - 2008 годы) введено 87,1 тыс. километров газовых сетей. Ускорение темпов газификации сельской местности все еще сохраняет  на поверхности проблемы жилищно-коммунального комплекса, сопряженные с моральной и физической изношенностью существующих котельных и систем газоснабжения. В большей части субъектов Российской Федерации теплоснабжение населения в сельской местности сводится к обеспечению топливом для печного отопления частных домов, в которых проживает подавляющее большинство сельского населения.

В рамках приоритетного национального  проекта "Образование" сельские школы  получили более 9,8 тыс. школьных автобусов, подключены к информационно-телекоммуникационной сети Интернет более 33 тыс. школ, а 2,6 тыс. сельских школ получили комплекты специализированных компьютерных программ. Более 85 тыс. сельских учащихся начали учебу в новых современно оборудованных школах.

В соответствии с приоритетным национальным проектом "Здоровье" повышена заработная плата отдельным категориям сельских врачей и среднего медицинского персонала, улучшено оснащение медицинских  учреждений диагностическим оборудованием, автомобилями скорой помощи и расширена  диспансеризация сельского населения. Расширилась сеть медицинских учреждений на сельских территориях за счет ввода районных и участковых больниц на 6 тыс. коек, а также амбулаторий и поликлиник на 7,5 тыс. посещений в смену.

Тем не менее, качественного перелома в социальной среде пока не произошло. Процесс сокращения показателей сельской социальной инфраструктуры приостановить не удается. Так с 1991 г. число школ уменьшилось более чем на 12 тыс. (25%), детских садов – на 21,5 тыс. (53%), участковых больниц – на 4,3 тыс., ФАПов – на 6,4 тыс. (70%), клубов – на 19 тыс. (30%). Из-за недостаточных объемов строительства и проводимого, в условиях неразвитости дорожной сети, мобильных и дистанционных форм обслуживания, курса на концентрацию сети объектов образования, здравоохранения, культуры  снижается территориальная доступность сельскому населению образовательных, медицинских, культурных, торговых, бытовых услуг. Охват детей дошкольным воспитанием составляет 42% против 66% в городе, обеспеченность сельского населения больничными койками на 10 тыс. жителей 39%, амбулаториями – 35% от городского уровня. 

Село все больше отстает от города по вводу жилья на 1 тыс. населения, тогда как в 1990 г. удельный показатель жилищного строительства в сельской местности превышал городской уровень более чем на 15%. В 2000 г. соотношение этих показателей составляло 83,8%, в 2007 г. – 77,7% при этом имеется тенденция к дальнейшему увеличению разрыва. Между тем, по данным социологических исследований, 58% жителей села, в том числе 74% молодежи до 30 лет, нуждается в улучшении жилищных условий.

Сложилась глубокая региональная дифференциация уровня и качества жизни на селе. Так, в двух субъектах Российской Федерации (Читинской области и  Агинском Бурятском автономном округе) соотношение заработной платы работников сельского хозяйства с региональной величиной прожиточного минимума находится  в пределах 50%, в 16 регионах оно составляет от 50,1 до 100%. Наиболее массовой (35 субъектов  Российской Федерации) является группа регионов с соотношением заработной платы с прожиточными минимумом  в пределах 100,1-150%. В 23-х субъектах  Российской Федерации это соотношение  колеблется от 150,1 до 200%. К группе наиболее благополучных регионов, где заработная плата превышает прожиточный минимум в 2 и более раза, относится 8 субъектов Российской Федерации (Белгородская, Ленинградская, Липецкая, Московская, Сахалинская, Свердловская области и автономные округа: Ненецкий, Ханты-Мансийский).

Информация о работе Политика выравнивания диспропорций в развитии сельских территорий