Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 22:19, курсовая работа
Именно, рассмотрению коренной проблемы и посвящена данная работа, цель которой анализ развития диспропорций сельских территорий в России.
Для реализации поставленной цели были решены следующие задачи:
1 анализ развития сельских территорий в России;
2 оценка факторов, влияющих на развитие сельских территорий;
3 развитие диспропорций и образование определённых типов сельских территорий;
4 анализ мероприятий для выравнивания диспропорций в развитии сельских территорий.
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
1 Теоретические аспекты развития сельских территорий,
проблемы диспропорции . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
1.1 Современное состояние сельских территорий . . . . . . . . . . . . 5
1.2 Факторы, влияющие на развитие сельских территорий . . . . . . . . 12
1.3 Типы сельских территорий, диспропорции развития . . . . . . . . . 15
2 Политика выравнивания диспропорций в развитии сельских территорий . . . 23
2.1 Направления развития сельских территорий . . . . . . . . . . . . 23
2.2 Оценка и анализ политики выравнивания диспропорций . . . . . . . 26
2.3 Мероприятия по развитию и устранению диспропорций
сельских территорий . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 28
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 34
Список литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 36
Оглавление
Введение . . . . . . . . . . .
1 Теоретические аспекты развития сельских территорий,
проблемы диспропорции . . . .
1.1 Современное
состояние сельских территорий . . . . . . . . . .
1.2 Факторы, влияющие на развитие сельских территорий . . . . . . . . 12
1.3 Типы сельских территорий, диспропорции развития . . . . . . . . . 15
2 Политика выравнивания диспропорций в развитии сельских территорий . . . 23
2.1 Направления
развития сельских территорий . . . . . . . . . .
2.2 Оценка и анализ политики выравнивания диспропорций . . . . . . . 26
2.3 Мероприятия по развитию и устранению диспропорций
сельских территорий . . . . .
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 34
Список литературы . . . . . .
Приложение А – Типы сельских территорий по уровню диспропорции
развития . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 37
Приложение Б – План мероприятий по реализации концепции
устойчивого развития сельских территорий до 2020 года . . . . . . . . . . 41
Введение
Сельские территории вносят особый вклад в развитие нашей страны и регионов. Они решают одну из самых важных проблем – обеспечение продовольственной безопасности страны.
Среди множества задач, стоящих перед российским обществом, одной из важнейших является устойчивое развитие сельских территорий, которое должно обеспечить такое социально-экономическое развитие, при котором эффективное функционирование сельской экономики происходит одновременно с повышением уровня и качества жизни сельских жителей.
Сельская местность нашей
Именно вышеизложенные факторы связаны с весьма важной проблемой – диспропорции развития сельских территорий, когда их часть находиться в «депрессивном» состоянии развития, в виду удалённости от центральных районов, низкого уровня финансирования.
Игнорирование этих проблем может
привести в будущем к утрате социально-экономического
контроля над большей частью территории
нашей страны и потере трудового
потенциала деревни. Без устойчивого
развития сельских территорий отечественный
сельхозтоваропроизводитель не в состоянии
обеспечить продовольствием страну.
А в современных условиях наличие
у страны развитого, отвечающего
современным требованиям
Именно, рассмотрению коренной проблемы и посвящена данная работа, цель которой анализ развития диспропорций сельских территорий в России.
Для реализации поставленной цели были решены следующие задачи:
1 анализ развития сельских территорий в России;
2 оценка факторов, влияющих на развитие сельских территорий;
3 развитие диспропорций и образование определённых типов сельских территорий;
4 анализ мероприятий для выравнивания диспропорций в развитии сельских территорий.
Объектом исследования являются сельские территории России.
Предметом исследования – развитие диспропорций сельских территорий России.
1 Теоретические аспекты
1. 1 Современное состояние сельских территорий
Сельские территории (сельская местность, село в широком смысле) – территории за границами городов, включающие территории сельских населенных пунктов и межселенные территории.
Сельские населенные пункты – места
проживания (села, деревни, станицы, поселки,
кишлаки, аулы, хутора и др.), отнесенные
независимо от людности к сельским
населенным пунктам административно-
Сельские территории обладают мощным природным, демографическим, экономическим и историко-культурным потенциалом, который при более полном, рациональном и эффективном использовании может обеспечить устойчивое многоотраслевое развитие, полную занятость, высокий уровень и качество жизни сельского населения.
Территория России превышает 17 млн. кв. км., из которых 402,6 млн. га (23,6%) составляют земли сельскохозяйственного назначения, в том числе 220,6 млн. га (12,9%) сельскохозяйственные угодья, из них 121,6 млн. га пашни.
Благодаря уникальным природно-климатическим
условиям в сельских районах некоторых
субъектов Российской Федерации
имеются большие потенциальные
возможности использования
Демографические ресурсы сельских территорий составляют 38 млн. человек (27% общей численности населения), в том числе трудовые ресурсы - 23,6 млн. человек, плотность населения низкая - 2,3 человека на 1 кв. километр. Поселенческий потенциал насчитывает 155,3 тыс. сельских населенных пунктов, из которых 142,2 тыс. сельских населенных пунктов имеют постоянных жителей. В сельском расселении преобладает мелкодисперсность – 72% сельских населенных пунктов имеют численность жителей менее 200 человек, а поселения с численностью свыше 2 тыс. человек составляют 2%.
В структуре сельской экономики с 1992 по 2009 год произошли существенные изменения.
В отраслевой численности занятого населения доля работающих в сельском, лесном и рыбном хозяйствах сократилась с 48% в 1992 году до 27% в 2009 году, доля занятого населения в торговле и гостинично-бытовой сферах выросла более чем в 2 раза (до 13%), в финансово-управленческих видах деятельности - в 1,3 раза (до 15%), на транспорте и в связи - в 1,3 раза (до 7%).
Снижение занятых в
Сельское хозяйство в
Уровень жизни сельского населения
остается крайне низким, увеличивается
разрыв между городом и селом
по уровню доходов. Так, если в 1997 году
среднедушевые располагаемые
Процессы восстановления, модернизации и отраслевой трансформации сельской занятости идут далеко неравномерно по регионам. В результате сформировалась обширная зона депрессивных сельских регионов – наблюдается диспропорции развития, в которых крайне недостаточное предложение рабочих мест. Значительная часть сельской молодежи трудится в городах на условиях постоянного и сезонного найма.
Начавшийся процесс
Уровень жизни сельских семей остается крайне низким, увеличивается разрыв между городом и селом по уровню доходов населения. Так, если в 1997 г. среднедушевые располагаемые ресурсы сельских домохозяйств достигали 69% от городского уровня, то в 2000 г. они составили 65%, в 2005 г. – 55% и только в последние годы положение стало улучшаться.
В 2009 году среднемесячная номинальная заработная плата в сельском хозяйстве составила 9619 руб. (52% средней заработной платы по отраслям экономики). За январь 2010 года она составила 9437 руб., за февраль – 9040 руб. Этот уровень зарплат выше, чем в те же месяцы предыдущего года (на 106.3 % и 108.9 % соответственно). Тем не менее, ее отношение к среднероссийскому показателю за последние 10 лет практически не улучшилось. В реальном выражении оплата сельскохозяйственного труда составляет только 56% от уровня 1991 г. По оценке за апрель 2009 г., 13% работников сельского хозяйства получали заработную плату в размере ниже законодательно установленного минимального размера оплаты труда (МРОТ). При повышении МРОТ с января 2009 г. до 4330 руб. удельный вес работников сельского хозяйства с заработной платой ниже этой величины вырастит до 1/3. Не потеряла актуальности проблема несвоевременной выплаты заработной платы работникам сельхозорганизаций. Экономически и социально несправедливая оценка сельскохозяйственного труда препятствует росту аграрного сектора и переходу его на инновационный путь развития.
Бедность, разрушающая трудовой и генетический потенциал села, остается массовым явлением. За ее порогом находится по располагаемым ресурсам более 40% а по денежным доходам более половины сельского населения. Можно сказать, что бедность концентрируется в сельской местности, на которую приходится 40,4% всего малоимущего (по располагаемым ресурсам) населения России.
Реализация государственных
Высокими темпами идет газификация сельских поселений. За последние 6 лет (2003 - 2008 годы) введено 87,1 тыс. километров газовых сетей. Ускорение темпов газификации сельской местности все еще сохраняет на поверхности проблемы жилищно-коммунального комплекса, сопряженные с моральной и физической изношенностью существующих котельных и систем газоснабжения. В большей части субъектов Российской Федерации теплоснабжение населения в сельской местности сводится к обеспечению топливом для печного отопления частных домов, в которых проживает подавляющее большинство сельского населения.
В рамках приоритетного национального
проекта "Образование" сельские школы
получили более 9,8 тыс. школьных автобусов,
подключены к информационно-
В соответствии с приоритетным национальным проектом "Здоровье" повышена заработная плата отдельным категориям сельских врачей и среднего медицинского персонала, улучшено оснащение медицинских учреждений диагностическим оборудованием, автомобилями скорой помощи и расширена диспансеризация сельского населения. Расширилась сеть медицинских учреждений на сельских территориях за счет ввода районных и участковых больниц на 6 тыс. коек, а также амбулаторий и поликлиник на 7,5 тыс. посещений в смену.
Тем не менее, качественного перелома в социальной среде пока не произошло. Процесс сокращения показателей сельской социальной инфраструктуры приостановить не удается. Так с 1991 г. число школ уменьшилось более чем на 12 тыс. (25%), детских садов – на 21,5 тыс. (53%), участковых больниц – на 4,3 тыс., ФАПов – на 6,4 тыс. (70%), клубов – на 19 тыс. (30%). Из-за недостаточных объемов строительства и проводимого, в условиях неразвитости дорожной сети, мобильных и дистанционных форм обслуживания, курса на концентрацию сети объектов образования, здравоохранения, культуры снижается территориальная доступность сельскому населению образовательных, медицинских, культурных, торговых, бытовых услуг. Охват детей дошкольным воспитанием составляет 42% против 66% в городе, обеспеченность сельского населения больничными койками на 10 тыс. жителей 39%, амбулаториями – 35% от городского уровня.
Село все больше отстает от города по вводу жилья на 1 тыс. населения, тогда как в 1990 г. удельный показатель жилищного строительства в сельской местности превышал городской уровень более чем на 15%. В 2000 г. соотношение этих показателей составляло 83,8%, в 2007 г. – 77,7% при этом имеется тенденция к дальнейшему увеличению разрыва. Между тем, по данным социологических исследований, 58% жителей села, в том числе 74% молодежи до 30 лет, нуждается в улучшении жилищных условий.
Сложилась глубокая региональная дифференциация
уровня и качества жизни на селе.
Так, в двух субъектах Российской
Федерации (Читинской области и
Агинском Бурятском автономном округе)
соотношение заработной платы работников
сельского хозяйства с
Информация о работе Политика выравнивания диспропорций в развитии сельских территорий