Политика выравнивания диспропорций в развитии сельских территорий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 22:19, курсовая работа

Описание работы

Именно, рассмотрению коренной проблемы и посвящена данная работа, цель которой анализ развития диспропорций сельских территорий в России.
Для реализации поставленной цели были решены следующие задачи:
1 анализ развития сельских территорий в России;
2 оценка факторов, влияющих на развитие сельских территорий;
3 развитие диспропорций и образование определённых типов сельских территорий;
4 анализ мероприятий для выравнивания диспропорций в развитии сельских территорий.

Содержание работы

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
1 Теоретические аспекты развития сельских территорий,
проблемы диспропорции . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
1.1 Современное состояние сельских территорий . . . . . . . . . . . . 5
1.2 Факторы, влияющие на развитие сельских территорий . . . . . . . . 12
1.3 Типы сельских территорий, диспропорции развития . . . . . . . . . 15
2 Политика выравнивания диспропорций в развитии сельских территорий . . . 23
2.1 Направления развития сельских территорий . . . . . . . . . . . . 23
2.2 Оценка и анализ политики выравнивания диспропорций . . . . . . . 26
2.3 Мероприятия по развитию и устранению диспропорций
сельских территорий . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 28
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 34
Список литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 36

Файлы: 1 файл

Курсовой-диспропорции развития С.Х.docx

— 77.21 Кб (Скачать файл)

-  сохранение и развитие традиционной сельской и сельскохозяйственной культуры народов Севера, поддержку инициатив сельских сообществ при помощи федеральных и региональных грантов;

-  диверсификацию сельской экономики на основе стимулирования малого предпринимательства, в том числе путем предоставления налоговых льгот предприятиям;

-  повышение обеспеченности населения необходимыми социальными услугами и развитие инженерной инфраструктуры, особенно транспортной и коммуникационной;

-  разработку программ внутри регионального зонирования и поддержку жителей депрессивных районов путем предоставлении адресных субсидий.

Немаловажным аспектом является проработка национальных проектов, с федеральными источниками финансирования. Так  в Красноярском крае приняты краевые  национальные проекты, названные "4Д+К" (Дом. Деревня. Демография. Дети + Культура). В Челябинской области выделение  дополнительных средств из бюджета  на реализацию проекта «Образование»  привело к началу массового ремонта  и оснащения школ (сельских территориях), системной переподготовки кадров. Что  позволило решить не только социальные проблемы, но и добавило оживления  в экономическую жизнь всей области.

 

Заключение

 

Население Земли постоянно увеличивается, это приводит к увеличению потребности  в продуктах питания. В настоящее  время сельскому хозяйству необходимо уделить особое внимание, так как  его основной задачей является обеспечение  продовольственного запаса страны.

С начала 90 х. гг. и по настоящее  время в России идет упадок сельского  хозяйства как материальный, так  и демографический. Практически  все проводимые мероприятия, направленные на его восстановление - поверхностны, и не учитывают конкретных условий  сельскохозяйственных территорий, а, следовательно, не могут привести к кардинальным изменениям.

Целью настоящей работы было изучение диспропорций развития сельских территорий России, в результате были сделаны  следующие выводы.

1  Развитие сельских территорий - общенациональная стратегия. Село, аграрная экономика занимают значительное место в российском обществе. Около 27% населения РФ проживает в сельской местности, 11% трудоспособных занято в сельском хозяйстве, доля аграрного сектора в ВВП страны - более 5%. Поэтому происходящие на селе процессы должны находиться под пристальным вниманием политиков и ученых.

2 Исследование структурно-территориальных пропорций в региональной экономике, на базе сельских территорий, предполагает оперирование категориями «сбалансированность - диспропорциональность», причём под диспропорциональностью в воспроизводственной системе региона следует понимать взаимодействие и соотношение её территориально-обособленных составляющих, при котором наблюдается неэффективное использование имеющейся ресурсной базы, фиксируемое по различным параметрам (производство, ситуация на рынке труда, уровень жизни населения и др.) общее ухудшение социально-экономической ситуации, нарастание асимметрии и, как результат, обособление ареалов и зон гиперстагнации, спада, утрата территорией былого хозяйственного «рейтинга» и конкурентных позиций в системе межрегиональных отношений.

3  Региональную организацию российской экономики традиционно отличает масштабная социально-экономическая асимметрия, ситуация, когда на одном «полюсе» наблюдается выраженная концентрация производства, инфраструктуры и населения, активная инновационная деятельность, а на другом - стагнация и «разреженность» экономического пространства сельских территорий.

4 Выявленный анализ различных типов сельских территорий, позволил выявить именно, те, которые остро нуждаются в программах развития и адресной поддержке, причём, первостепенное внимание следует уделить выявленным полюсам роста и "ареалам депрессии".

 

Список литературы

 

1. Концепция устойчивого развития  сельских территорий Российской  Федерации // Вопросы экономики.  – 2008. – №11

2. Кистанов В.В. Региональная  экономика России / В.В. Кистанов. – М.: Изд-во «Финансы и статистика», 2002. – с. 62.

3. Лавровский Б.Л. Региональное  выравнивание в России / Б.Л. Лавровский // Политический класс. – 2006. –  №3. – с. 53-58.

4. Поздняков А. Политика регионального  выравнивания в России / А. Поздняков,  Б. Лавровский, В. Масаков // Вопросы  экономики. – 2000. – №10. – с. 74 - 92.

5. Портал «Всероссийская перепись  населения 2010 года». – Режим  доступа: http://www.perepis-2010.ru.

6. Распоряжение Правительства РФ  от 30.11.2010 г. N 2136-р "Об утверждении  Концепции устойчивого развития  сельских территорий РФ на  период до 2020 г."

7. Региональная экономика: Учебник / Под ред. В.И. Видяпина, М.В. Степанова. – М.: ИНФРА–М, 2007. – с. 666.

8. Региональная экономика: Учебное пособие / Под ред. М.В. Степанова. – М.: ИНФРА–М, 2002. – с. 436.

9. Селиверстов В.Е. Новая концепция совершенствования региональной политики в Российской Федерации / В.Е. Селиверстов // Регион: экономика и социология. – 2008. – №4. – с. 3-14.

10. Фетисов Г.Г. Региональная экономика и управление: Учебник / Г.Г. Фетисов, В.П. Орешин. – М.: ИНФРА–М, 2006. – с. 416.

11. Шаяхметов И.Т., Казакбаев Р.Х. Система расселения как фактор реализации социального потенциала села. – Уфа, 2004. – с. 28-62.

12. Шаяхметов И.Т. Экономические проблемы развития социальной инфраструктуры села. — М.: Изд–во «Экономика и информатика», 2000.

 

 

Приложение А  – Типы сельских территорий по уровню диспропорции развития.

 

Тип

Подтип

Регионы

Характеристика регионов

(указаны средние значения)

1. Регионы с преимущественно  аграрной специализацией сельской  местности, благоприятными природными  и социальными условиями ее  развития

1.1. Регионы с интенсивным сельским хозяйством и относительно плотным крупноселенным расселением

Белгородская, Воронежская, Курская, Тамбовская, Липецкая, Ростовская области; Краснодарский и Ставропольский края

Доля сельскохозяйственных угодий в территории: 60–85%;

Доля посевных площадей в  территории: 38–48%;

Плотность сельского населения: 19 чел./км2;

Доля сельского хозяйства  в ВРП: 13%;

Доля занятых в сельском хозяйстве: 19%;

Средний денежный доход на одного члена домохозяйства: 51,4 – 63,2 тыс. руб. в год;

Располагаемые ресурсы в  среднем на одного члена домохозяйства:  61,4 – 79,1тыс. руб. в год;

Надой молока на 1 корову: 3640 л;

Урожайность зерновых: 26 ц/га;

Инвестиции в основной капитал в АПК из средств федерального и регионального бюджетов – 29,5 руб./га;

Естественный прирост: -8,6‰;

Сальдо миграций: 1,1‰

1.2. Регионы с экстенсивным сельским хозяйством и относительно разреженным сельским расселением 

Астраханская, Волгоградская, Оренбургская, Пензенская, Самарская, Саратовская, Ульяновская, Курганская, Челябинская, Новосибирская, Омская области, Алтайский край

Доля сельскохозяйственных угодий в территории: 42–85%;

Доля посевных площадей в  территории: 15–36% (Астраханская область  – 2%);

Плотность сельского населения: 7 чел./км2;

Доля сельского хозяйства  в ВРП: 11%;

Доля занятых в сельском хозяйстве: 15%;

Средний денежный доход на одного члена домохозяйства: 40,8 – 62,1 тыс. руб. в год;

Располагаемые ресурсы в  среднем на одного члена домохозяйства:  49,7 – 89,2 тыс. руб. в год;

Надой молока на 1 корову: 2960 л;

Урожайность зерновых: 12 ц/га;

Инвестиции в основной капитал в АПК из средств федерального и регионального бюджетов – 13 руб./га;

Естественный прирост: -6,6‰;

Сальдо миграций: -2,2‰

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Продолжение приложения  А

Тип

Подтип

Регионы

Характеристика регионов

(указаны средние значения)

 

1.3. Республики Поволжья и Предуралья с интенсивным сельским хозяйством

Республика Татарстан, Республика Башкортостан, Республика Мордовия, Республика Чувашия, Удмуртская республика, Республика Марий-Эл

Доля сельскохозяйственных угодий в территории: 31–66%;

Доля посевных площадей в  территории: 17–42%;

Плотность сельского населения: 13,2 чел./км2;

Доля сельского хозяйства  в ВРП: 11%;

Доля занятых в сельском хозяйстве: 15%;

Средний денежный доход на одного члена домохозяйства: 32,8–62,0 тыс. руб. в год;

Располагаемые ресурсы в  среднем на одного члена домохозяйства:  40,2 – 80,8 тыс. руб. в год;

Надой молока на 1 корову: 3570 л;

Урожайность зерновых: 19 ц/га;

Инвестиции в основной капитал в АПК из средств федерального и регионального бюджетов – 96 руб./га;

Естественный прирост: -7,1‰;

Сальдо миграций: 0,9‰

1.4. Республики Северного Кавказа и Юга Сибири с экстенсивным традиционным сельским хозяйством 

Республика Адыгея, Республика Дагестан, Ингушская республика, Республика Кабардино-Балкария, Республика Карачаево-Черкессия, Республика Северная Осетия-Алания, Республика Чечня, Республика Калмыкия, Республика Алтай, Республика Бурятия, Республика Тыва, Республика Хакасия, Забайкальский  край

Доля сельскохозяйственных угодий в территории:

6–66%;

Доля посевных площадей в  территории: 0,7–24%;

Плотность сельского населения: 17–78 чел./км2

(Северный Кавказ); 1–6  чел/км2 (Юг Сибири);

Доля сельского хозяйства  в ВРП: 20%;

Доля занятых в сельском хозяйстве: 19%;

Средний денежный доход на одного члена домохозяйства: 22,7 – 55,8 тыс. руб. в год;

Располагаемые ресурсы в  среднем на одного члена домохозяйства:  25,4 – 75,0 тыс. руб. в год;

Надой молока на 1 корову: 1740 л;

Урожайность зерновых: 17 ц/га;

Инвестиции в основной капитал в АПК из средств федерального и регионального бюджетов – 50 руб./га;

Естественный прирост: 5,6‰;

Сальдо миграций: -2‰

2. Регионы с полифункциональной  сельской экономикой, сельским хозяйством  пригородного типа и благоприятными  социальными условиями развития  сельской 

местности

 

Московская, Ленинградская  области 

Доля сельскохозяйственных угодий в территории: 8–34%;

Доля посевных площадей в  территории: 4–16%;

Плотность сельского населения: 14 чел./км2;

Доля сельского хозяйства  в ВРП: 5%;

Доля занятых в сельском хозяйстве: 8%;

Средний денежный доход на одного члена домохозяйства: 54,6 – 74,0 тыс. руб. в год;

Располагаемые ресурсы в  среднем на одного члена домохозяйства:  55,7 – 76,0 тыс. руб. в год;

Надой молока на 1 корову: 6130 л;

Урожайность зерновых: 23 ц/га;

Инвестиции в основной капитал в АПК из средств федерального и регионального бюджетов – 78 руб./га;

Естественный прирост: -10,3‰;

Сальдо миграций: 8,8‰


Продолжение приложения А

Тип

Подтип

Регионы

Характеристика регионов

(указаны средние значения)

 

3. Регионы с неблагоприятными  социальными условиями развития  сельской местности и обширными  зонами социально-экономической  депрессии

3.1. Регионы с наиболее неблагоприятными социальными условиями развития сельской местности

Ивановская, Костромская, Кировская, Тверская, Смоленская, Ярославская, Вологодская, Новгородская, Псковская области 

Доля сельскохозяйственных угодий в территории:

7–35%;

Доля посевных площадей в  территории: 4–13%;

Плотность сельского населения: 4 чел./км2;

Доля сельского хозяйства  в ВРП: 9%;

Доля занятых в сельском хозяйстве: 10%;

Средний денежный доход на одного члена домохозяйства: 36,7 – 72,2 тыс. руб. в год;

Располагаемые ресурсы в  среднем на одного члена домохозяйства:  42,2 – 88,5 тыс. руб. в год;

Надой молока на 1 корову: 3440 л;

Урожайность зерновых: 12 ц/га;

Инвестиции в основной капитал в АПК из средств федерального и регионального бюджетов – 61 руб./га;

Естественный прирост: -16,5‰;

Сальдо миграций: -2,5‰

3.2. Регионы с относительно неблагоприятными социальными условиями развития сельской местности

Калининградская, Калужская, Брянская, Орловская, Тульская, Рязанская, Нижегородская, Владимирская области

Доля сельскохозяйственных угодий в территории: 30–81%;

Доля посевных площадей в  территории: 12–45%;

Плотность сельского населения: 11 чел./км2;

Доля сельского хозяйства  в ВРП: 10%;

Доля занятых в сельском хозяйстве: 11%;

Средний денежный доход на одного члена домохозяйства: 38,0 – 58,5 тыс. руб. в год;

Располагаемые ресурсы в  среднем на одного члена домохозяйства:  51,1 – 69,6тыс. руб. в год;

Надой молока на 1 корову: 3320 л;

Урожайность зерновых: 20 ц/га;

Инвестиции в основной капитал в АПК из средств федерального и регионального бюджетов – 30 руб./га;

Естественный прирост: -15,8‰;

Сальдо миграций: 0,2‰

3.3. Регионы с сочетанием неблагоприятных социальных и природных условий развития сельской местности

Свердловская, Тюменская, Томская, Кемеровская, Амурская области, Красноярский край, Еврейский АО, Приморский край, Пермский край.

Доля сельскохозяйственных угодий в территории: 3–25%;

Доля посевных площадей в  территории: 1–11%;

Плотность сельского населения: 2 чел./км2;

Доля сельского хозяйства  в ВРП: 5%;

Доля занятых в сельском хозяйстве: 7,5%;

Средний денежный доход на одного члена домохозяйства: 48,0 – 96,3 тыс. руб. в год;

Располагаемые ресурсы в  среднем на одного члена домохозяйства:  74,3  – 115,7 тыс. руб. в год;

Надой молока на 1 корову: 3370 л;

Урожайность зерновых: 15 ц/га;

Инвестиции в основной капитал в АПК из средств федерального и регионального бюджетов – 57 руб./га;

Естественный прирост: -5,9‰;

Сальдо миграций: -1,8‰


Окончание приложения А

Тип

Подтип

Регионы

Характеристика регионов

(указаны средние значения)

4. Регионы со слабой  очаговой освоенностью сельской  местности и неблагоприятными  природно-климатическими условиями  ее развития  

4.1. Регионы очагового освоения с преобладанием добывающей и лесной промышленности

Республика Карелия, Республика Коми, Архангельская область, Ханты-Мансийский АО, Иркутская область, Хабаровский  край, Сахалинская область.

Доля сельскохозяйственных угодий в территории: 0,6–2%;

Доля посевных площадей в  территории: 0–0,8%;

Плотность сельского населения: 0,5 чел./км2;

Доля сельского хозяйства  в ВРП: 2,6%;

Доля занятых в сельском хозяйстве: 4%;

Средний денежный доход на одного члена домохозяйства: 53,8 – 119,7 тыс. руб. в год;

Располагаемые ресурсы в  среднем на одного члена домохозяйства:  62,3 – 161,8 тыс. руб. в год;

Надой молока на 1 корову: 3440 л;

Урожайность зерновых: 15 ц/га;

Инвестиции в основной капитал в АПК из средств федерального и регионального бюджетов – 253 руб./га;

Естественный прирост: -5,4‰;

Сальдо миграций: -5,4‰

4.2. Малозаселен-ные северные территории

Ненецкий АО, Мурманская область, Ямало-Ненецкий АО, Республика Саха (Якутия), Камчатский край, Магаданская  область, Чукотский АО

Доля сельскохозяйственных угодий в территории: 0,01–0,7%;

Плотность сельского населения: 0,1 чел./км2;

Доля сельского хозяйства  в ВРП: 2%;

Доля занятых в сельском хозяйстве: 4,4%;

Средний денежный доход на одного члена домохозяйства: 62,6 – 139,0 тыс. руб. в год;

Располагаемые ресурсы в  среднем на одного члена домохозяйства:  65,9 – 158,3 тыс. руб. в год;

Надой молока на 1 корову: 3290 л;

Урожайность зерновых: 10 ц/га;

Инвестиции в основной капитал в АПК из средств федерального и регионального бюджетов – 483 руб./га;

Естественный прирост: 3,5‰;

Сальдо миграций: -10,5‰


 

 

Приложение Б – План мероприятий по реализации концепции устойчивого развития сельских территорий до 2020 года

 

N п/п

Наименование мероприятия

Срок

исполнения

Ответственные исполнители

1

Подготовка проекта федерального закона

о внесении изменений в  Федеральный закон

О развитии сельского хозяйства  в части определения целей, направлений и

механизмов реализации политики

устойчивого развития сельских территорий

2009-2011

годы

Минсельхоз России,

Минэкономразвития России,

Минфин России,

Минрегион России,

Минюст России,

заинтересованные федеральные

органы исполнительной власти

2

Подготовка предложений о внесении изменений в градостроительное

законодательство в части  дифференциации

градостроительных норм и  правил для сельских поселений

2010-2012

годы

Минсельхоз России,

Минрегион России,

Минэкономразвития России,

Минфин России,

Минюст России,

заинтересованные федеральные

органы исполнительной власти

3

Подготовка проекта федерального закона

О внесении изменений в  некоторые

законодательные акты Российской

Федерации в части совершенствования

оборота земель сельскохозяйственного

назначения

2009 год

Минсельхоз России,

Минэкономразвития России,

Минфин России,

Минрегион России

4

Подготовка предложений по формированию

и совершенствованию механизмов устойчивого развития сельских территорий

при подготовке нормативных  правовых актов Российской Федерации

2009-2020

годы

Минсельхоз России,

заинтересованные федеральные

органы исполнительной власти

5

Разработка системы государственных

стандартов обеспечения  сельского

населения общественными  услугами

2011-2012

годы

Минсельхоз России,

Минздравсоцразвития России,

Минрегион России,

Минэкономразвития России,

заинтересованные федеральные

органы исполнительной власти,

органы государственной

власти субъектов Российской

Федерации

Информация о работе Политика выравнивания диспропорций в развитии сельских территорий