Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 22:19, курсовая работа
Именно, рассмотрению коренной проблемы и посвящена данная работа, цель которой анализ развития диспропорций сельских территорий в России.
Для реализации поставленной цели были решены следующие задачи:
1 анализ развития сельских территорий в России;
2 оценка факторов, влияющих на развитие сельских территорий;
3 развитие диспропорций и образование определённых типов сельских территорий;
4 анализ мероприятий для выравнивания диспропорций в развитии сельских территорий.
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
1 Теоретические аспекты развития сельских территорий,
проблемы диспропорции . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
1.1 Современное состояние сельских территорий . . . . . . . . . . . . 5
1.2 Факторы, влияющие на развитие сельских территорий . . . . . . . . 12
1.3 Типы сельских территорий, диспропорции развития . . . . . . . . . 15
2 Политика выравнивания диспропорций в развитии сельских территорий . . . 23
2.1 Направления развития сельских территорий . . . . . . . . . . . . 23
2.2 Оценка и анализ политики выравнивания диспропорций . . . . . . . 26
2.3 Мероприятия по развитию и устранению диспропорций
сельских территорий . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 28
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 34
Список литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 36
- сохранение и развитие традиционной сельской и сельскохозяйственной культуры народов Севера, поддержку инициатив сельских сообществ при помощи федеральных и региональных грантов;
- диверсификацию сельской экономики на основе стимулирования малого предпринимательства, в том числе путем предоставления налоговых льгот предприятиям;
- повышение обеспеченности населения необходимыми социальными услугами и развитие инженерной инфраструктуры, особенно транспортной и коммуникационной;
- разработку программ внутри регионального зонирования и поддержку жителей депрессивных районов путем предоставлении адресных субсидий.
Немаловажным аспектом является проработка
национальных проектов, с федеральными
источниками финансирования. Так
в Красноярском крае приняты краевые
национальные проекты, названные "4Д+К"
(Дом. Деревня. Демография. Дети + Культура).
В Челябинской области
Заключение
Население Земли постоянно увеличивается,
это приводит к увеличению потребности
в продуктах питания. В настоящее
время сельскому хозяйству
С начала 90 х. гг. и по настоящее время в России идет упадок сельского хозяйства как материальный, так и демографический. Практически все проводимые мероприятия, направленные на его восстановление - поверхностны, и не учитывают конкретных условий сельскохозяйственных территорий, а, следовательно, не могут привести к кардинальным изменениям.
Целью настоящей работы было изучение диспропорций развития сельских территорий России, в результате были сделаны следующие выводы.
1 Развитие сельских территорий - общенациональная стратегия. Село, аграрная экономика занимают значительное место в российском обществе. Около 27% населения РФ проживает в сельской местности, 11% трудоспособных занято в сельском хозяйстве, доля аграрного сектора в ВВП страны - более 5%. Поэтому происходящие на селе процессы должны находиться под пристальным вниманием политиков и ученых.
2 Исследование структурно-территориальных пропорций в региональной экономике, на базе сельских территорий, предполагает оперирование категориями «сбалансированность - диспропорциональность», причём под диспропорциональностью в воспроизводственной системе региона следует понимать взаимодействие и соотношение её территориально-обособленных составляющих, при котором наблюдается неэффективное использование имеющейся ресурсной базы, фиксируемое по различным параметрам (производство, ситуация на рынке труда, уровень жизни населения и др.) общее ухудшение социально-экономической ситуации, нарастание асимметрии и, как результат, обособление ареалов и зон гиперстагнации, спада, утрата территорией былого хозяйственного «рейтинга» и конкурентных позиций в системе межрегиональных отношений.
3 Региональную организацию российской экономики традиционно отличает масштабная социально-экономическая асимметрия, ситуация, когда на одном «полюсе» наблюдается выраженная концентрация производства, инфраструктуры и населения, активная инновационная деятельность, а на другом - стагнация и «разреженность» экономического пространства сельских территорий.
4 Выявленный анализ различных типов сельских территорий, позволил выявить именно, те, которые остро нуждаются в программах развития и адресной поддержке, причём, первостепенное внимание следует уделить выявленным полюсам роста и "ареалам депрессии".
Список литературы
1. Концепция устойчивого
2. Кистанов В.В. Региональная экономика России / В.В. Кистанов. – М.: Изд-во «Финансы и статистика», 2002. – с. 62.
3. Лавровский Б.Л. Региональное выравнивание в России / Б.Л. Лавровский // Политический класс. – 2006. – №3. – с. 53-58.
4. Поздняков А. Политика
5. Портал «Всероссийская
6. Распоряжение Правительства РФ
от 30.11.2010 г. N 2136-р "Об утверждении
Концепции устойчивого
7. Региональная экономика: Учебник / Под ред. В.И. Видяпина, М.В. Степанова. – М.: ИНФРА–М, 2007. – с. 666.
8. Региональная экономика: Учебное пособие / Под ред. М.В. Степанова. – М.: ИНФРА–М, 2002. – с. 436.
9. Селиверстов В.Е. Новая концепция совершенствования региональной политики в Российской Федерации / В.Е. Селиверстов // Регион: экономика и социология. – 2008. – №4. – с. 3-14.
10. Фетисов Г.Г. Региональная экономика и управление: Учебник / Г.Г. Фетисов, В.П. Орешин. – М.: ИНФРА–М, 2006. – с. 416.
11. Шаяхметов И.Т., Казакбаев Р.Х. Система расселения как фактор реализации социального потенциала села. – Уфа, 2004. – с. 28-62.
12. Шаяхметов И.Т. Экономические проблемы развития социальной инфраструктуры села. — М.: Изд–во «Экономика и информатика», 2000.
Приложение А – Типы сельских территорий по уровню диспропорции развития.
Тип |
Подтип |
Регионы |
Характеристика регионов (указаны средние значения) |
1. Регионы с преимущественно
аграрной специализацией |
1.1. Регионы с интенсивным сельским хозяйством и относительно плотным крупноселенным расселением |
Белгородская, Воронежская, Курская, Тамбовская, Липецкая, Ростовская области; Краснодарский и Ставропольский края |
Доля сельскохозяйственных угодий в территории: 60–85%; Доля посевных площадей в территории: 38–48%; Плотность сельского населения: 19 чел./км2; Доля сельского хозяйства в ВРП: 13%; Доля занятых в сельском хозяйстве: 19%; Средний денежный доход на одного члена домохозяйства: 51,4 – 63,2 тыс. руб. в год; Располагаемые ресурсы в среднем на одного члена домохозяйства: 61,4 – 79,1тыс. руб. в год; Надой молока на 1 корову: 3640 л; Урожайность зерновых: 26 ц/га; Инвестиции в основной капитал в АПК из средств федерального и регионального бюджетов – 29,5 руб./га; Естественный прирост: -8,6‰; Сальдо миграций: 1,1‰ |
1.2. Регионы с экстенсивным сельским хозяйством и относительно разреженным сельским расселением |
Астраханская, Волгоградская, Оренбургская, Пензенская, Самарская, Саратовская, Ульяновская, Курганская, Челябинская, Новосибирская, Омская области, Алтайский край |
Доля сельскохозяйственных угодий в территории: 42–85%; Доля посевных площадей в территории: 15–36% (Астраханская область – 2%); Плотность сельского населения: 7 чел./км2; Доля сельского хозяйства в ВРП: 11%; Доля занятых в сельском хозяйстве: 15%; Средний денежный доход на одного члена домохозяйства: 40,8 – 62,1 тыс. руб. в год; Располагаемые ресурсы в среднем на одного члена домохозяйства: 49,7 – 89,2 тыс. руб. в год; Надой молока на 1 корову: 2960 л; Урожайность зерновых: 12 ц/га; Инвестиции в основной капитал в АПК из средств федерального и регионального бюджетов – 13 руб./га; Естественный прирост: -6,6‰; Сальдо миграций: -2,2‰
|
Продолжение приложения А
Тип |
Подтип |
Регионы |
Характеристика регионов (указаны средние значения) |
1.3. Республики Поволжья и Предуралья с интенсивным сельским хозяйством |
Республика Татарстан, Республика Башкортостан, Республика Мордовия, Республика Чувашия, Удмуртская республика, Республика Марий-Эл |
Доля сельскохозяйственных угодий в территории: 31–66%; Доля посевных площадей в территории: 17–42%; Плотность сельского населения: 13,2 чел./км2; Доля сельского хозяйства в ВРП: 11%; Доля занятых в сельском хозяйстве: 15%; Средний денежный доход на одного члена домохозяйства: 32,8–62,0 тыс. руб. в год; Располагаемые ресурсы в среднем на одного члена домохозяйства: 40,2 – 80,8 тыс. руб. в год; Надой молока на 1 корову: 3570 л; Урожайность зерновых: 19 ц/га; Инвестиции в основной капитал в АПК из средств федерального и регионального бюджетов – 96 руб./га; Естественный прирост: -7,1‰; Сальдо миграций: 0,9‰ | |
1.4. Республики Северного Кавказа и Юга Сибири с экстенсивным традиционным сельским хозяйством |
Республика Адыгея, Республика Дагестан, Ингушская республика, Республика Кабардино-Балкария, Республика Карачаево-Черкессия, Республика Северная Осетия-Алания, Республика Чечня, Республика Калмыкия, Республика Алтай, Республика Бурятия, Республика Тыва, Республика Хакасия, Забайкальский край |
Доля сельскохозяйственных угодий в территории: 6–66%; Доля посевных площадей в территории: 0,7–24%; Плотность сельского населения: 17–78 чел./км2 (Северный Кавказ); 1–6 чел/км2 (Юг Сибири); Доля сельского хозяйства в ВРП: 20%; Доля занятых в сельском хозяйстве: 19%; Средний денежный доход на одного члена домохозяйства: 22,7 – 55,8 тыс. руб. в год; Располагаемые ресурсы в среднем на одного члена домохозяйства: 25,4 – 75,0 тыс. руб. в год; Надой молока на 1 корову: 1740 л; Урожайность зерновых: 17 ц/га; Инвестиции в основной капитал в АПК из средств федерального и регионального бюджетов – 50 руб./га; Естественный прирост: 5,6‰; Сальдо миграций: -2‰ | |
2. Регионы с полифункциональной
сельской экономикой, сельским хозяйством
пригородного типа и местности |
Московская, Ленинградская области |
Доля сельскохозяйственных угодий в территории: 8–34%; Доля посевных площадей в территории: 4–16%; Плотность сельского населения: 14 чел./км2; Доля сельского хозяйства в ВРП: 5%; Доля занятых в сельском хозяйстве: 8%; Средний денежный доход на одного члена домохозяйства: 54,6 – 74,0 тыс. руб. в год; Располагаемые ресурсы в среднем на одного члена домохозяйства: 55,7 – 76,0 тыс. руб. в год; Надой молока на 1 корову: 6130 л; Урожайность зерновых: 23 ц/га; Инвестиции в основной капитал в АПК из средств федерального и регионального бюджетов – 78 руб./га; Естественный прирост: -10,3‰; Сальдо миграций: 8,8‰ |
Продолжение приложения А
Тип |
Подтип |
Регионы |
Характеристика регионов (указаны средние значения) |
3. Регионы с неблагоприятными
социальными условиями |
3.1. Регионы с наиболее неблагоприятными социальными условиями развития сельской местности |
Ивановская, Костромская, Кировская, Тверская, Смоленская, Ярославская, Вологодская, Новгородская, Псковская области |
Доля сельскохозяйственных угодий в территории: 7–35%; Доля посевных площадей в территории: 4–13%; Плотность сельского населения: 4 чел./км2; Доля сельского хозяйства в ВРП: 9%; Доля занятых в сельском хозяйстве: 10%; Средний денежный доход на одного члена домохозяйства: 36,7 – 72,2 тыс. руб. в год; Располагаемые ресурсы в среднем на одного члена домохозяйства: 42,2 – 88,5 тыс. руб. в год; Надой молока на 1 корову: 3440 л; Урожайность зерновых: 12 ц/га; Инвестиции в основной капитал в АПК из средств федерального и регионального бюджетов – 61 руб./га; Естественный прирост: -16,5‰; Сальдо миграций: -2,5‰ |
3.2. Регионы с относительно неблагоприятными социальными условиями развития сельской местности |
Калининградская, Калужская, Брянская, Орловская, Тульская, Рязанская, Нижегородская, Владимирская области |
Доля сельскохозяйственных угодий в территории: 30–81%; Доля посевных площадей в территории: 12–45%; Плотность сельского населения: 11 чел./км2; Доля сельского хозяйства в ВРП: 10%; Доля занятых в сельском хозяйстве: 11%; Средний денежный доход на одного члена домохозяйства: 38,0 – 58,5 тыс. руб. в год; Располагаемые ресурсы в среднем на одного члена домохозяйства: 51,1 – 69,6тыс. руб. в год; Надой молока на 1 корову: 3320 л; Урожайность зерновых: 20 ц/га; Инвестиции в основной капитал в АПК из средств федерального и регионального бюджетов – 30 руб./га; Естественный прирост: -15,8‰; Сальдо миграций: 0,2‰ | |
3.3. Регионы с сочетанием неблагоприятных социальных и природных условий развития сельской местности |
Свердловская, Тюменская, Томская, Кемеровская, Амурская области, Красноярский край, Еврейский АО, Приморский край, Пермский край. |
Доля сельскохозяйственных угодий в территории: 3–25%; Доля посевных площадей в территории: 1–11%; Плотность сельского населения: 2 чел./км2; Доля сельского хозяйства в ВРП: 5%; Доля занятых в сельском хозяйстве: 7,5%; Средний денежный доход на одного члена домохозяйства: 48,0 – 96,3 тыс. руб. в год; Располагаемые ресурсы в среднем на одного члена домохозяйства: 74,3 – 115,7 тыс. руб. в год; Надой молока на 1 корову: 3370 л; Урожайность зерновых: 15 ц/га; Инвестиции в основной капитал в АПК из средств федерального и регионального бюджетов – 57 руб./га; Естественный прирост: -5,9‰; Сальдо миграций: -1,8‰ |
Окончание приложения А
Тип |
Подтип |
Регионы |
Характеристика регионов (указаны средние значения) |
4. Регионы со слабой
очаговой освоенностью |
4.1. Регионы очагового освоения с преобладанием добывающей и лесной промышленности |
Республика Карелия, Республика Коми, Архангельская область, Ханты-Мансийский АО, Иркутская область, Хабаровский край, Сахалинская область. |
Доля сельскохозяйственных угодий в территории: 0,6–2%; Доля посевных площадей в территории: 0–0,8%; Плотность сельского населения: 0,5 чел./км2; Доля сельского хозяйства в ВРП: 2,6%; Доля занятых в сельском хозяйстве: 4%; Средний денежный доход на одного члена домохозяйства: 53,8 – 119,7 тыс. руб. в год; Располагаемые ресурсы в среднем на одного члена домохозяйства: 62,3 – 161,8 тыс. руб. в год; Надой молока на 1 корову: 3440 л; Урожайность зерновых: 15 ц/га; Инвестиции в основной капитал в АПК из средств федерального и регионального бюджетов – 253 руб./га; Естественный прирост: -5,4‰; Сальдо миграций: -5,4‰ |
4.2. Малозаселен-ные северные территории |
Ненецкий АО, Мурманская область, Ямало-Ненецкий АО, Республика Саха (Якутия), Камчатский край, Магаданская область, Чукотский АО |
Доля сельскохозяйственных угодий в территории: 0,01–0,7%; Плотность сельского населения: 0,1 чел./км2; Доля сельского хозяйства в ВРП: 2%; Доля занятых в сельском хозяйстве: 4,4%; Средний денежный доход на одного члена домохозяйства: 62,6 – 139,0 тыс. руб. в год; Располагаемые ресурсы в среднем на одного члена домохозяйства: 65,9 – 158,3 тыс. руб. в год; Надой молока на 1 корову: 3290 л; Урожайность зерновых: 10 ц/га; Инвестиции в основной капитал в АПК из средств федерального и регионального бюджетов – 483 руб./га; Естественный прирост: 3,5‰; Сальдо миграций: -10,5‰ |
Приложение Б – План мероприятий по реализации концепции устойчивого развития сельских территорий до 2020 года
N п/п |
Наименование мероприятия |
Срок исполнения |
Ответственные исполнители |
1 |
Подготовка проекта о внесении изменений в Федеральный закон О развитии сельского хозяйства в части определения целей, направлений и механизмов реализации политики устойчивого развития сельских территорий |
2009-2011 годы |
Минсельхоз России, Минэкономразвития России, Минфин России, Минрегион России, Минюст России, заинтересованные федеральные органы исполнительной власти |
2 |
Подготовка предложений о законодательство в части дифференциации градостроительных норм и правил для сельских поселений |
2010-2012 годы |
Минсельхоз России, Минрегион России, Минэкономразвития России, Минфин России, Минюст России, заинтересованные федеральные органы исполнительной власти |
3 |
Подготовка проекта О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования оборота земель сельскохозяйственного назначения |
2009 год |
Минсельхоз России, Минэкономразвития России, Минфин России, Минрегион России |
4 |
Подготовка предложений по формированию и совершенствованию механизмов устойчивого развития сельских территорий при подготовке нормативных правовых актов Российской Федерации |
2009-2020 годы |
Минсельхоз России, заинтересованные федеральные органы исполнительной власти |
5 |
Разработка системы стандартов обеспечения сельского населения общественными услугами |
2011-2012 годы |
Минсельхоз России, Минздравсоцразвития России, Минрегион России, Минэкономразвития России, заинтересованные федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации |
Информация о работе Политика выравнивания диспропорций в развитии сельских территорий