Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 22:19, курсовая работа
Именно, рассмотрению коренной проблемы и посвящена данная работа, цель которой анализ развития диспропорций сельских территорий в России.
Для реализации поставленной цели были решены следующие задачи:
1 анализ развития сельских территорий в России;
2 оценка факторов, влияющих на развитие сельских территорий;
3 развитие диспропорций и образование определённых типов сельских территорий;
4 анализ мероприятий для выравнивания диспропорций в развитии сельских территорий.
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
1 Теоретические аспекты развития сельских территорий,
проблемы диспропорции . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
1.1 Современное состояние сельских территорий . . . . . . . . . . . . 5
1.2 Факторы, влияющие на развитие сельских территорий . . . . . . . . 12
1.3 Типы сельских территорий, диспропорции развития . . . . . . . . . 15
2 Политика выравнивания диспропорций в развитии сельских территорий . . . 23
2.1 Направления развития сельских территорий . . . . . . . . . . . . 23
2.2 Оценка и анализ политики выравнивания диспропорций . . . . . . . 26
2.3 Мероприятия по развитию и устранению диспропорций
сельских территорий . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 28
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 34
Список литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 36
Сильно варьируют субъекты Российской Федерации и по уровню развития социальной и инженерной инфраструктуры села. Например, обеспеченность больничными койками в 12 регионах находится в пределах 20 на 10 тыс. жителей, а в 3-х субъектах (Республика Саха (Якутия), Камчатская, Костромская область) превышает 100. В 6 регионах (республиках Алтай, Дагестан, Ингушетия, Тыва, Чеченская, Ямало-Ненецкий автономный округ) свыше 20% сельских школьников обучается во вторую и третью смены, в то время как в 11 субъектах Российской Федерации (Белгородской, Тверской, Рязанской, Новгородской, Смоленской областях и т.д.) таких насчитывается менее 1%. Средняя плотность телефонной сети самая низкая в Южном федеральном округе – 11,5 номеров на 100 человек, а наиболее высокая в Северо-Западном федеральном округе – 17,4. Инженерное оборудование сельского жилища также сильно дифференцируется по регионам. Если в Центральном федеральном округе удельный вес общей площади жилых помещений, оборудованной одновременно водопроводом, канализацией, отоплением, горячим водоснабжением, газом или напольными электроплитами, составляет 29,3% в общей площади жилых помещений, то в Сибирском федеральном округе – только 6,3%.
В результате предпринимаемых в
последние годы мер по увеличению
рождаемости и закреплению
Вследствие роста коэффициента рождаемости и увеличения численности женщин в фертильном возрасте в 2009 г. родилось детей на 54,3 тыс. больше, чем в предыдущем году. Значительно снизилась смертность сельского населения (до 16,6 ‰ против 17,3 ‰ в 2006 г.), в том числе и в трудоспособном возрасте.
Число депопуляционных сельских регионов,
в которых наблюдается
Самый низкий уровень рождаемости на селе сложился в Воронежской, Курской, Московской, Тамбовской, Ленинградской областях, Республике Мордовия (8,4-8,8 ‰), самый высокий – в республиках Чеченской, Алтай, Тыва, Ямало-Ненецком и Чукотском автономных округах (20,1-26,9 ‰).
Наиболее высокий уровень
Предпринимаемые меры по добровольному переселению на село соотечественников, проживающих за рубежом, и стимулированию внутрироссийской миграции не оказывают серьезного влияния на оздоровление демографической ситуации.
Наиболее высокий коэффициент миграционной убыли сельского населения остается в субъектах Дальневосточного округа: Магаданской (616,5 чел. на 10 тыс. населения) и Камчатской (132,6) областях; Чукотском (105) автономном округе.
Интенсивность выбытия населения из сельской местности, в том числе молодежи, в последние годы несколько уменьшилась, однако, его масштабы остаются большими. В 2009 г. из села выбыло 747,9 тыс. чел., на долю молодежи приходится 45,9%.
1.2 Факторы, влияющие на развитие сельских территорий
Как показал проведённый анализ
состояния сельских территорий, выход
села из кризиса и переход в
фазу устойчивого развития тормозит
фактор – территориальной
Именно данный фактор, накладывает отпечаток на следующие проблемы:
1 Ведомственная разобщенность в управлении сельскими территориями. Доминирует ведомственная разобщенность в управлении социально-экономическим развитием села на федеральном, региональном и местном уровнях и узкоотраслевой аграрный подход к развитию экономики села. Отсутствуют целостная стратегия и эффективные механизмы осуществления программ устойчивого сельского развития.
Профильные ведомства, выделяя
средства на развитие инженерной инфраструктуры
села, дорог, транспорта, связи делают
это недостаточно системно как в
региональном разрезе, так и по времени.
Расходы на сельскую местность не
выделяются отдельной строкой (кроме
ФЦП «Развитие транспортной системы
России (2010-2015 годы)»). Отсутствует эффективный
механизм взаимодействия федерального
центра и субъектов Российской Федерации,
а также внутрирегионального
взаимодействия по решению проблем
сельского развития. В результате
снижается эффективность
2 Ограничение доступа жителей села к ресурсам жизнеобеспечения и неэффективность их использования. Несмотря на то, что в ходе приватизации земли были созданы предпосылки обеспечения доступа к сельскохозяйственным угодьям широких слоев сельских жителей, доступ к земле остается затрудненным. Основная проблема заключается в сложности и больших издержках, связанных с формированием земельных участков в счет долей в праве общей собственности из земель сельскохозяйственного назначения. Стоимость проведения землеустроительных работ и кадастрового учета 1 га сельскохозяйственных земель в настоящее время составляет 300-500 рублей при применении простого картографического метода и до 1500 рублей при инструментальном способе межевания, что для большей части сельского населения является непосильным финансовым бременем.
Доступ жителей села к финансовым
ресурсам по-прежнему остается сильно
ограниченным, несмотря на предпринятые
Правительством Российской Федерации
меры по обеспечению сельского
Ограничен доступ сельского населения
к рынкам сбыта продукции и
материально-технических
3 Отсутствие системы научно обоснованных, учитывающих особенности расселения и образа жизни сельского населения стандартов обеспечения сельского населения общественными услугами, определяющих минимальные обязательства государства и гарантирующих сельским гражданам реализацию их конституционных прав на жилище, образование, медицинскую помощь, доступ к культурным, торговым, бытовым и другим общественным услугам. Нет и стандартов, которые бы отражали целевые установки развития различных сельских территорий, поэтапное достижение которых по мере экономического роста должно поддерживаться государством, бизнесом и гражданским обществом.
Слабо развиты институты гражданского
общества в сельских районах и, прежде
всего, местное и территориальное
самоуправление. Подавляющее большинство
сельских муниципалитетов имеют
низкую бюджетную обеспеченность и
дотационный бюджет, отсутствует
система федеральных грантов, стимулирующих
мобилизацию внутренних резервов роста,
все это лишает сельские сообщества
возможности реализовать
4 Недостаточно научное, статистическое и кадровое обеспечение устойчивого развития сельских территорий. Не проводятся исследования в области методологии измерения уровня и качества жизни в сельских поселениях, социальной стандартизации развития сельских территорий, количественной оценки общественных благ, продуцируемых селом.
Нет балансовых расчетов на перспективу
предложения рабочих мест в сельской
местности, в том числе в
Статистическое наблюдение за развитием сельских территорий требует совершенствования.
Важные показатели, характеризующие
уровень жизни населения, зачастую
не имеют сельско-городского разреза.
Ухудшается доступ исполнительных органов,
научных организаций к
В администрациях сельских муниципальных
образований, в системе сельской
информационно-консультационной службы
недостаточно специалистов, подготовленных
для компетентного участия в
решении сельских проблем, в том
числе программными методами. Подготовка
таких специалистов не налажена, что
снижает эффективность
Остается невостребованным опыт зарубежных
стран в области управления программами
сельского развития, где они получили
широкое распространение, в том
числе и потому, что затраты
по ним относятся к расходам, в
отношении которых в
Вместе с тем в ряде регионов Российской Федерации накоплен значительный положительный опыт в комплексном развитии сельских территорий, расширении сферы занятости и повышении уровня жизни сельского населения (Белгородская область Орловская область, Республика Мордовия, Татарстан, Чувашская Республика и другие субъекты Российской Федерации).
Этот опыт достоин внимания и
обобщения с целью
Именно вышеперечисленные
1.3 Типы сельских территорий, диспропорции развития
Основными факторами, определяющими развитие сельских территорий, служат природные условия, социально-демографический потенциал, степень развития транспортной и энергетической инфраструктуры и географическое положение.
Как показал проведённый анализ
развития сельских территорий и выявленных
проблем, основными причинами
Именно такие диспропорции в
развитии сельских территорий сформировали
4 типа регионов Российской Федерации
с различным характером освоения,
сельскохозяйственного
1 Регионы с преимущественно аграрной специализацией сельской местности, благоприятными природными и социальными условиями развития. Этот тип характеризуется повышением роли сельского хозяйства в развитии сельских территорий и его модернизацией, однако нуждается в диверсификации экономики и развитии инфраструктуры сельский поселений.
Регионы первого типа занимают всего 18% территории России, но сосредоточивают 64% сельского населения и валовой продукции сельского хозяйства. Это основная сельскохозяйственная зона страны, ее доля в сельском хозяйстве и сельском населении РФ в период 1990–2009 гг. увеличивалась. Тип делится на 4 подтипа.
1.1 Регионы с интенсивным сельским хозяйством и относительно плотным крупноселенным расселением (Центральное Черноземье и равнинный Северный Кавказ). Здесь на 2,4% территории проживает 20% сельского населения и производится 23% валовой продукции сельского хозяйства России. Они отличаются наибольшей степенью сельскохозяйственной освоенности (доля сельскохозяйственных угодий достигает 70–80%), миграционной привлекательностью, высокопродуктивным сельским хозяйством (урожайность зерновых – 20–30 ц/га, средний надой молока от 3 до 4 т. в год). Развитие АПК регионов опирается на благоприятные природные условия земледелия для всех типов хозяйств (преобладает оптимальное сочетание тепла и увлажнения), качественные трудовые ресурсы, быструю отдачу инвестиций. Социально-экономические проблемы сельской местности порождаются недостаточным регулированием земельных отношений, ростом безработицы в монофункциональных сельских поселениях, недостаточным соблюдением экологических норм землепользования.
Информация о работе Политика выравнивания диспропорций в развитии сельских территорий