Понятие фирмы, её внутренняя организация и связь с внешней средой

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2013 в 13:19, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы: дать понятие фирмы; дать понятие внешней и внутренней среде; рассмотреть анализ внешней и внутренней среды; рассмотреть взаимосвязь внешней и внутренней среды; привести пример анализа внешней среды на примере торговой организации. Объектом исследования является фирма и её влияние внешней среды на деятельность организации.

Содержание работы

Введение...............................................................................................................5-6
Глава 1.Теоретические основы понятия фирмы................................................7
1.1 Понятие фирмы....................................................................................7-9
1.2. Внутренняя и внешняя среда организации….................................9-21
Глава 2. Методы анализа внутренней и внешней среды организации...........22
2.1 Анализ внутренней и внешней среды организации..........................22
2.2 Методы анализа внутренней и внешней среды организации.....22-26
Глава 3. Анализ внешней среды торговой организации, их влияние на результаты деятельности на примере ОАО «Самарский хлебозавод №2»......................................................................................................................27
3.1 Общие сведения о предприятии........................................................27
3.2 Изучение основных компонент макроокружения для торговой организации ОАО «Самарский хлебозавод №2»...27-35
3.3 Пути обеспечения эффективного взаимодействия организации со всеми субъектами внешней среды................36-40
Заключение ..........................................................................................................41
Приложения.....................................................................................................42-45 Библиографический список.................................................................................46

Файлы: 1 файл

Кур. по дисциплине Экономическая теориия Шершнёва Г. В. группа Бз-201.doc

— 533.50 Кб (Скачать файл)

Министерство образования и  науки Российской Федерации

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

«ПОВОЛЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ СЕРВИСА»

Кафедра: «ЭиВЭД »

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

 

 

По дисциплине:  "Экономическая теория"                                                                                                              На тему:  Понятие фирмы, её внутренняя организация и связь с внешней средой.

 

 

 

 

 

                                                             Работу выполнил:  Шершнёва Г. В.

                                 студент гр.  Бз-201

                                                              Номер зачетной книжки: с/210/008

                   Проверил:

 

 

 

 

Тольятти 2011 г.

 ФГБОУ ВПО «Поволжский государственный  университет сервиса (ПВГУС)»

Рецензия                              

на курсовую работу

по дисциплине                  Экономическая теория    

(наименование дисциплины)

Обучающийся

           Шершнёва  Галина Владимировна                                      группа___Бз-201____________

Критерии  оценки

Степень соответствия

требованиям

+ /-,

Да/нет

Примечания

1.

Курсовая работа выполнена в соответствии с заданием и методическими указаниями

1. Соответствует  требованиям

   

2. Соответствует  частично

 

3. Не соответствует 

 

2.

Структура работы:

- общий объем  и пропорциональность структурных  частей работы

1. Соответствует  требованиям

   

2. Соответствует  частично

 

3. Не соответствует 

 

- логическая взаимосвязь структурных частей работы

1. Соответствует  требованиям

   

2. Соответствует  частично

 

3. Не соответствует 

 

3.

Содержание  работы раскрывает сущность выбранной  темы

1. Раскрывает

   

2. Частично раскрывает

 

3. Не раскрывает

 

4.

Изучение автором  необходимого объема литературы:

- количество  наименований источников в списке  литературы

1. Соответствует  требованиям

   

2. Частично соответствует

 

3. Не соответствует

 

- период издания  источников литературы и нормативно-правовой базы

1. Соответствует  требованиям

   

2. Частично соответствует

 

3. Не соответствует

 

5

Наличие и авторский  анализ статистических данных,  практического  и теоретического материала 

1. Соответствует  требованиям

   

2. Частично соответствует

 

3. Не соответствует

 

4. Не представлены

 

1

2

3

4

5

6

Качество оформления работы:

- таблицы

1. Соответствует  требованиям

   

2. Частично соответствует

 

3. Не соответствует

 

- графики

1. Соответствует  требованиям

   

2. Частично соответствует

 

3. Не соответствует

 

- расчеты

1. Соответствует  требованиям

   

2. Частично соответствует

 

3. Не соответствует

 

7

Наличие выводов  и предложений, полученных на основе изучения исследуемой проблемы

1. Соответствует  требованиям

   

2. Частично соответствует

 

3. Не соответствует

 

4. Не представлены

 

8

Особые замечания  по работе (проекту)

 

Рекомендации

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рецензент ___________________________   _______________________________________

          (подпись)                          (расшифровка подписи)

«_________»______________201____г.

Содержание

 

Введение...............................................................................................................5-6

 Глава 1.Теоретические основы понятия фирмы................................................7

           1.1 Понятие фирмы....................................................................................7-9

            1.2. Внутренняя и внешняя среда  организации….................................9-21

 Глава 2. Методы анализа внутренней и внешней среды организации...........22

           2.1 Анализ внутренней и внешней среды организации..........................22  

           2.2 Методы анализа внутренней  и внешней среды организации.....22-26

Глава 3. Анализ внешней среды торговой организации, их влияние на результаты деятельности на примере ОАО «Самарский хлебозавод №2»......................................................................................................................27                              

           3.1 Общие сведения о предприятии........................................................27

            3.2 Изучение основных компонент макроокружения для торговой организации ОАО «Самарский хлебозавод №2»..........................................27-35

           3.3 Пути обеспечения эффективного взаимодействия организации       со всеми субъектами внешней среды...........................................................36-40

Заключение ..........................................................................................................41 

Приложения.....................................................................................................42-45                                                                                                                                                                  Библиографический список.................................................................................46

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

     Фирма –  это обособленный технико-экономический и социальный комплекс, предназначенный для производства полезных для общества благ с целью получения прибыли.

    Любая фирма находится и функционирует в среде. Каждое действие всех без исключения фирм (организаций) возможно только в том случае, если среда допускает его осуществление.  

     Проблема взаимоотношения организации и среды в науке стала рассматриваться впервые в работах А. Богданова и Л. фон Берталанфи в первой половине ХХ века.

      Внешняя среда является источником, питающим организацию ресурсами, необходимыми для поддержания ее внутреннего потенциала на должном уровне. Организация находится в состоянии постоянного обмена с внешней средой, обеспечивая тем самым себе возможность выживания. Но ресурсы внешней среды не безграничны. И на них претендуют многие другие организации, находящиеся в этой же среде. Поэтому всегда существует возможность того, что организация не сможет получить нужные ресурсы из внешней среды. Это может ослабить ее потенциал и привести ко многим негативным для организации последствиям. Задача стратегического управления состоит в обеспечении такого взаимодействия организации со средой, которое позволяло бы ей поддерживать ее потенциал на уровне, необходимом для достижения ее целей, и тем самым давало бы ей возможность выживать в долгосрочной перспективе. 

     Для того чтобы определить стратегию поведения организации и провести эту стратегию в жизнь, руководство должно иметь углубленное представление не только о внутренней среде организации, ее потенциале и тенденциях развития, но и о внешней среде, тенденциях ее развития и месте, занимаемом в ней организацией. При этом внешнее окружение изучается стратегическим управлением в первую очередь для того, чтобы вскрыть те угрозы и возможности, которые организация должна учитывать при определении своих целей и при их достижении.

     В настоящее время приоритетной является точка зрения о том, что для того, чтобы выжить и развиваться в современных условиях любая организация должна не только приспосабливаться к внешней среде путем адаптации своей внутренней структуры и поведения на рынке, но и активно формировать внешние условия своей деятельности, постоянно выявляя во внешней среде угрозы и потенциальные возможности. Это положение легло в основу стратегического управления, используемого передовыми фирмами в условиях высокой неопределенности внешней среды.       

     Цель курсовой работы: дать понятие фирмы; дать понятие внешней и внутренней среде; рассмотреть анализ внешней и внутренней среды; рассмотреть взаимосвязь внешней и внутренней среды; привести пример анализа внешней среды на примере торговой организации.

     Объектом  исследования является фирма  и её влияние внешней среды  на деятельность организации.

     Структура  курсовой работы состоит из введения, 3-х глав, заключения, приложений и библиографического списка.

     Для написания  работы использовались социальная  литература, периодические издания  и интернет-ресурсы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                

Глава 1. Теоретические основы понятия фирмы

    1. Понятие фирмы

 

      Фирма – это самостоятельный экономический субъект, занимающийся коммерческой и производственной деятельностью и обладающий обособленным имуществом. Фирма – понятие широкое, поскольку представляет собой организацию, владеющую предприятием и ведущую на нем свою производственно-хозяйственную деятельность.

     Фирма имеет следующие признаки: представляет собой экономически обособленную, самостоятельную хозяйственную единицу; юридически зарегистрирована и в этом плане относительно независима: имеет собственный бюджет, устав и бизнес-план; является своеобразным посредником в производстве; любая фирма самостоятельно принимает все решения, связанные с ее функционированием, поэтому можно говорить о ее производственной и коммерческой независимости; целями фирмы считаются получение прибыли и минимизация издержек.

      Но существуют фирмы, которые ведут неценовую конкуренцию и имеют такие цели как: повышение объема продаж и увеличение собственной доли на рынке, а также максимальный контроль ценообразования и потребительского спроса; сохранение штата служащих. Стремясь к этому, руководство фирмы повышает заработную плату, улучшает условия труда, осуществляет трансфертные платежи, т. е. стимулирует индивидуальный результат рабочего; выживание в кризисной экономике. Инфляционные ожидания порождают стремление к созданию новых стратегических методов развития. В соответствии с этим в современных организациях целесообразно иметь отдел стратегического планирования, который разрабатывает комплекс мер по достижению конечных целей фирмы; производство качественно новых товаров и их продвижение на рынок. Внедрение в производство новейших технологий позволяет изготавливать более качественный и конкурентоспособный продукт за более низкий объем времени.

     Фирма как самостоятельный экономический субъект выполняет ряд важных функций.

     Производственная функция подразумевает способность фирмы организовать производство по изготовлению товаров и услуг.

     Коммерческая функция обеспечивает материально-техническое снабжение (налаживание связей с поставщиками ресурсов и инвесторами), сбыт готовой продукции, а также маркетинг и рекламу для успешного продвижения товаров на рынок и роста его конкурентоспособности. Самофинансирование, самоокупаемость и самостоятельность – это основные характеристики «сильной» фирмы.

     Финансовая функция: привлечение инвестиций и получение кредитов, расчеты внутри фирмы и с партнерами, выпуск ценных бумаг, уплата налогов, а также получение прибыли, управление рисками и создание системы страхования.

     Счетная функция: составление бизнес-плана, балансов и смет, проведение инвентаризации и отчетов в органы государственной статистики и налогов.

     Административная функция – функция управления, включающая организацию (создание структуры, которая обеспечит достижение долгосрочных целей), мотивацию (стимулирование работников, побуждение их к достижению лучшего результата), планирование (постановку целей и поиск путей их достижения) и контроль над деятельностью в целом.

     Правовая функция осуществляется через соблюдение законов, норм и стандартов, а также через выполнение мер по охране факторов производства.

      Теория фирмы прежде всего содержит два основных подхода, посредством которых познаются процесс ее возникновения, суть, а также законы и принципы функционирования.

      Технологический подход (или функциональный). Его суть заключена в том, что всегда можно найти ту производственную функцию, которая характеризует наибольший объем выпуска при абсолютно различных альтернативных сочетаниях факторов производства и уровне технологического развития на определенный момент времени. При понимании данного подхода возникает проблема определения наиболее оптимального размера фирмы и ее масштаба производства. Оказывается, что наиболее эффективен тот вариант, который не вызывает резкого роста переменных издержек, которые зависят от объема выпуска. Другими словами, положительный эффект экономии на масштабе производства должен полностью расходоваться. Например, для завода – производителя деталей авиастроения он будет исчерпан, если мощности станков будут полностью использованы, а покупка нового оборудования невозможна без строительства или аренды новых производственных помещений. Однако технологический подход не способен объяснить, откуда берется производство, как организуется, и каков его механизм и из чего состоит. Вследствие этого возникла необходимость в создании нового подхода, который смог бы решить все вопросы функционирования фирмы.

     Институциональный подход занимается вовсе не исследованием процесса стремления фирмы к максимизации получаемой прибыли. Данный подход позволяет объяснить сам принцип возникновения фирмы как экономического субъекта, ее функционирования и в конечном счете – уход с рынка. Можно, конечно, предположить, что экономика способна стабильно развиваться и без фирм, когда все экономические субъекты самостоятельно занимаются производством, осуществляют обмен и сбыт. Но, как известно, все ресурсы, факторы производства и оборотные фонды рассредоточены в экономической среде. Такое производство, по сути, напоминает натуральную форму хозяйствования, поскольку каждому экономическому субъекту в отдельности необходимо вести длительные переговоры по поводу соединения всех факторных ресурсов в единое производство. Все это вызывает рост транзакционных издержек, и процесс производства становится слишком длительным и дорогостоящим. Таким образом, преимущество фирмы заключается в том, что она сочетает в себе все необходимые факторы производства. Кроме того, соединяя их в единое производство, она изготавливает товары и услуги непосредственно на одном предприятии, что значительно упрощает и процесс производства, и процесс поставки готового товара на рынок, снижает издержки функционирования. Можно сказать, что фирма – это наиболее приемлемый и эффективный экономический субъект.  [13. 103-105 с.]

Информация о работе Понятие фирмы, её внутренняя организация и связь с внешней средой