Понятие фирмы, её внутренняя организация и связь с внешней средой

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2013 в 13:19, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы: дать понятие фирмы; дать понятие внешней и внутренней среде; рассмотреть анализ внешней и внутренней среды; рассмотреть взаимосвязь внешней и внутренней среды; привести пример анализа внешней среды на примере торговой организации. Объектом исследования является фирма и её влияние внешней среды на деятельность организации.

Содержание работы

Введение...............................................................................................................5-6
Глава 1.Теоретические основы понятия фирмы................................................7
1.1 Понятие фирмы....................................................................................7-9
1.2. Внутренняя и внешняя среда организации….................................9-21
Глава 2. Методы анализа внутренней и внешней среды организации...........22
2.1 Анализ внутренней и внешней среды организации..........................22
2.2 Методы анализа внутренней и внешней среды организации.....22-26
Глава 3. Анализ внешней среды торговой организации, их влияние на результаты деятельности на примере ОАО «Самарский хлебозавод №2»......................................................................................................................27
3.1 Общие сведения о предприятии........................................................27
3.2 Изучение основных компонент макроокружения для торговой организации ОАО «Самарский хлебозавод №2»...27-35
3.3 Пути обеспечения эффективного взаимодействия организации со всеми субъектами внешней среды................36-40
Заключение ..........................................................................................................41
Приложения.....................................................................................................42-45 Библиографический список.................................................................................46

Файлы: 1 файл

Кур. по дисциплине Экономическая теориия Шершнёва Г. В. группа Бз-201.doc

— 533.50 Кб (Скачать файл)

     При изучении  правовой компоненты макроокружения  стратегическое управление интересует степень правовой защищённости, динамизм правовой среды, уровень общественного контроля над деятельностью правовой системы общества. Очень важными являются выяснение степени обязательности действия правовых норм, а также того, распространяется ли их действие на все организации, или же существуют исключения из правил, и, наконец, уяснение того, насколько неотвратимо применение санкций к организации в случае нарушения ею правовых норм.

     Состояние  законодательства часто характеризуется не только его сложностью, но и подвижностью, а иногда даже неопределенностью.

     Организации  обязаны соблюдать не только  федеральные и штатные законы, но и требования органов государственного  регулирования. Эти органы обеспечивают  принудительное выполнение законов в соответствующих сферах своей компетенции, а также вводят собственные требования, зачастую также имеющие силу закона. [4. 69 с.]

      Исходя  из того, что Самарский хлебозавод  №2 является Открытым Акционерным  Обществом, то ему присущи все  пункты в законодательстве, относящиеся к ОАО.

      К органам  государственного регулирования,  которые контролируют деятельность  хлебозавода относятся – Территориальное  управление госторгинспекции по  Самарской области, ЗАО «Самарская  хлебопромышленная компания», Гос. надзор, ООО «Самарский центр сертификации продукции и услуг». Требования, предъявляемые к хлебозаводу органами гос. регулирования касаются в основном закона «О защите прав потребителей».

     Политическая компонента

     Политическая составляющая макроокружения должна изучаться в первую очередь для того, чтобы иметь ясное представление о намерениях органов государственной власти в отношении развития общества и о средствах, с помощью которых государство намерено проводить в жизнь свою политику. Изучение политической компоненты должно концентрироваться на выяснении того, какие программы пытаются провести в жизнь различные партийные структуры, какие группы лоббирования существуют в органах государственной власти, как правительство относится к различным отраслям экономики и регионам страны, какие изменения в законодательстве и правовом регулировании возможны в результате принятия новых законов и новых норм, регулирующих экономические процессы. При этом важно уяснить базовые характеристики политической системы: какая идеология определяет политику правительства, насколько стабильно правительство, насколько оно в состоянии проводить свою политику, какова степень общественного недовольства и насколько сильны оппозиционные политические структуры.

      Ключевым процессом политической компоненты макроокружения является борьба за власть. Власть же в свою очередь связана с регламентацией того, как обращаются деньги. Власть, с одной стороны, определяет то, как осуществляется доступ к деньгам, и, с другой стороны, то, как и в каком размере отчуждаются деньги у организаций на государственные нужды. Оба эти процесса являются источником возможностей и угроз для функционирования организации.

     Социальная компонента

     Изучение  социальной компоненты макроокружения  направлено на то, чтобы уяснить влияние на бизнес таких социальных явлений и процессов, как отношение людей к работе и качеству жизни, как существующие в обществе обычаи и верования, как разделяемые людьми ценности, как демографическая структура общества, рост населения, уровень образования, мобильность людей и т.п. Особенность социальной компоненты состоит в том, что она влияет как на другие компоненты макроокружения, так и на внутреннюю среду организации. Ещё одной отличительной особенностью социальных процессов является то, что они изменяются относительно медленно, но приводят ко многим очень существенным изменениям в окружении организации. Поэтому организация должна серьёзно отслеживать возможные социальные изменения.

     Процессы, протекающие в социальной компоненте внешнего окружения, оказывают воздействие как на вход организации, так и на её выход. Именно эта компонента оказывает наибольшее влияние на формирование потребительских предпочтений, от которых очень сильно зависит направленность и величина потребительского спроса, а следовательно, и возможность фирмы реализовать свою продукцию.

     Технологическая компонента

     Анализ  технологической компоненты позволяет  своевременно увидеть те возможности,  которые развитие науки и техники  открывает для производства новой продукции, для усовершенствования производимой продукции и для модернизации технологии изготовления и сбыта продукции. Прогресс науки и техники несёт в себе огромные возможности и не менее огромные угрозы для фирм. Многие организации не в состоянии увидеть открывающиеся новые перспективы, так как технический потенциал для осуществления коренных изменений преимущественно создаётся за пределами отрасли, в которой они функционируют. Опоздав с модернизацией, они теряют свою долю рынка, что может привести к крайне негативным для них последствиям.

     Одним из  мощных процессов обновления  продукции и технологии её  изготовления является так называемый  процесс переноса технологии, который  состоит в том, что лабораторные  разработки, производимые в высокотехнологичных отраслях, выносятся на рынок, где их могут приобрести производители продукции различных отраслей. В результате этого процесса устоявшиеся в течение многих лет и ставшие традиционными рынки отдельных видов продукции могут практически в одночасье претерпеть кардинальные изменения. Это произошло с рынком конторских машин в результате развития компьютеров, это произошло с рынком часов в результате введения в механизм часов интегральных схем, это произошло с рынком аудиотехники в результате создания систем цифровой записи звука. Множество революционных изменений в производстве новой продукции ожидается в скором будущем в результате тех разработок, которые ведутся в области высоких технологий.

     Отслеживание  процесса развития технологий  важно не только в связи с тем, что необходимо вовремя начать использование новых технологических достижений, но также и в связи с тем, что организация должна предвидеть и спрогнозировать момент отказа от используемой технологии. Это означает, что процесс изучения технологической компоненты макроокружения должен способствовать выбору таких решений, которые позволяют не опоздать с началом технологического обновления и не задержаться слишком долго с использованием когда-то передовой технологии и с производством когда-то нового продукта.

     Очевидно, что организации, имеющие дело  непосредственно с технологией  высокого уровня, наукоемкие предприятия,  должны быть в состоянии быстро  реагировать на новые разработки  и сами предлагать нововведения. Однако сегодня, чтобы сохранить конкурентоспособность, почти все организации вынуждены идти в ногу, по крайней мере, с теми разработками, от которых зависит эффективность их деятельности.

     ОАО «Самарский  хлебозавод №2» работает в  основном на старом оборудовании. Замена действующих технологических линий на более усовершенствованные считается не рентабельной для предприятия. Установка новой современной технологической линии требует во–первых, значительных капитальных вложений, во-вторых, дополнительной территории.

     Изучение непосредственного окружения организации направлено на анализ состояния тех составляющих внешней среды, с которыми организация находится в непосредственном взаимодействии. При этом важно подчеркнуть, что организация может оказывать существенное влияние на характер и содержание этого взаимодействия и тем самым активно участвовать в формировании дополнительных возможностей и в предотвращении угроз её дальнейшему существованию.

     Потребители

     Анализ  покупателей как компоненты непосредственного  окружения организации, в первую очередь имеет своей задачей составление профиля тех, кто покупает продукт, реализуемый организацией. Изучение покупателей позволяет организации лучше уяснить то, какой продукт в наибольшей мере будет приниматься покупателями, на какой объём продаж может рассчитывать организация, в какой мере покупатели привержены продукту именно данной организации, насколько можно расширить круг потенциальных покупателей, что ожидает продукт в будущем и многое другое.

     Профиль  покупателя может быть составлен по следующим характеристикам: географическое положение, демографические характеристики (возраст, образование, сфера - деятельности и т.п.), социально-психологические характеристики (положение в обществе, стиль поведения, вкусы, привычки и т.п.), отношение покупателя к продукту (почему он покупает данный продукт, является ли он сам пользователем продукта, как оценивает продукт и т.п.).

     Изучая  покупателя, фирма также уясняет  для себя, насколько сильны его  позиции по отношению к ней  в процессе торга. Если, например, покупатель имеет ограниченную возможность выбора продавца нужного ему товара, то его сила торговаться существенно ниже. Если же наоборот, то продавец должен стремиться заменить данного покупателя другим, который имел бы меньше свободы в выборе продавца. Торговая сила покупателя зависит, например, также от того, насколько существенно для него качество покупаемой продукции.

     Существует  ряд факторов, определяющих торговую  силу покупателя, которые обязательно  должны быть вскрыты и изучены в процессе анализа.

     К числу  таких факторов относятся: соотношение степени зависимости покупателя от продавца со степенью зависимости продавца от покупателя, объём закупок, осуществляемых покупателем, уровень информированности покупателя, наличие замещающих продуктов, стоимость для покупателя перехода к другому продавцу,

     ОАО «Самарский  хлебозавод №2» выпускает продукцию  массового потребления (хлебобулочные  и кондитерские изделия). Продукция  реализовывается не только на  территории города Самара, но и по области (г. Тольятти, г. Оренбург, с. Борское, с. Хворостянка и т.д.). Этому способствует то, что большая часть хлебобулочной продукции упаковывается в герметичную упаковку, что повышает срок реализации до 72 часов. Срок годности кондитерских изделий за счет герметичности упаковки тоже высок ( 2-4 месяца в зависимости от изделий), что само собой позволяет реализовывать продукцию по регионам.

     Поставщики

     Анализ  поставщиков направлен на выявление  тех аспектов в деятельности  субъектов, снабжающих организацию различным сырьём, полуфабрикатами, энергетическими и информационными ресурсами, финансами и т.п., от которых зависит эффективность работы организации, себестоимость и качество производимого организацией продукта.

     Поставщики  материалов и комплектующих изделий, если они обладают большой конкурентной силой, могут поставить организацию в очень высокую зависимость от себя. Поэтому при выборе поставщиков важно глубоко и всесторонне изучить их деятельность и их потенциал, с тем, чтобы суметь построить такие отношения с ними, которые обеспечивали бы организации максимум силы во взаимодействии с поставщиками.

     Конкурентная  сила поставщика зависит от  следующих факторов: уровень специализированности поставщика, величина стоимости для поставщика переключения на других клиентов, степень специализированности покупателя в приобретении определённых ресурсов, концентрированность поставщика на работе с конкретными клиентами.

При изучении поставщиков  материалов и комплектующих в  первую очередь следует обращать внимание на следующие характеристики их деятельности: стоимость поставляемого товара, гарантия качества поставляемого товара, Временной график поставки товаров. [4. 70 с.]

     Проанализируем  основных поставщиков сырья и  материалов на ОАО «Самарский хлебозавод №2» смотрите таблицу 1 (приложение 5).

     На данной  таблице приведены основные поставщики  сырья и материалов, которые заняли  свое стабильное место на данном  предприятии. Выбор поставщиков  хлебозавод осуществляет с учетом  рационального соотношения цены и качества. Именно эти поставщики гарантируют стабильное качество своей продукции при умеренной цене.

     Что же  касается поставки остальных  видов сырья на ОАО «Самарский  хлебозавод №2», таких как сахар  – песок, масло растительное, меланж, патока, предприятие еще не определилось. При данной ситуации хлебозавод осуществляет закупку сырья в небольшом объеме, ориентируясь на цену, а уже далее лаборатория оценивает как сырье будет сказываться на качестве продукции. Такая неопределенность приводит к тому, что качество вырабатываемых изделий может быть нестабильным, лаборатория постоянно должна корректировать технологические процессы с учетом качественных показателей поставляемого сырья.

     Конкуренты

     Основными  крупными конкурентами ОАО «Самарский  хлебозавод №2» по выработке  хлебобулочных изделий являются  ЗАО «Самарский булочно – кондитерский  комбинат», Самарский хлебозавод  №9. На данных предприятиях изготавливается  ассортимент продукции, схожий по свойствам и наименованию с продукцией хлебозавода №2 (хлеб «Дарницкий», хлеб «Сельский», булка «Городская» и т.д.). Несмотря на одинаковый ассортимент изделий на этих предприятиях один и тот же хлеб производится по разному:

 хлеб «Дарницкий» на ОАО «Самарский хлебозавод №2» изготавливается подовым, масса изделия 0,8 кг. – хлеб «Дарницкий» на Самарском хлебозаводе №9 формовой, выпекается в квадратных сковородках, масса изделия 0,75 кг. Различный способ выпечки (формовой или подовый) влияет на вкусовые качества, масса изделия на цену; хлеб «Сельский» на ОАО «Самарский хлебозавод №2» и ЗАО «СБКК» производится по разной нормативной документации, соответственно соотношение количества сырья в хлебе различное, что влияет на вкусовые свойства и цену хлеба; булка «Городская» на всех перечисленных предприятиях вырабатывается по одной нормативной документации, одинакового развеса – 0,2 кг, но на различных технологических линиях с использованием различных технологических параметров. Это влияет на внешний вид изделия и вкусовые качества.

Информация о работе Понятие фирмы, её внутренняя организация и связь с внешней средой