Понятие и сущность поддержки малому и среднему предпринимательству

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2013 в 21:21, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является исследование политики государства и общественных организаций в развитии и поддержке малого и среднего предпринимательства в России и за рубежом.
Задачи курсовой работы – выявление сущности поддержки малому и среднему предпринимательству; исследование особенностей развития предпринимательства в России и за рубежом; значения поддержки государства и общественных организаций в развитии предпринимательства; анализ эффективности поддержки малому и среднему предпринимательству, проблем в области развития предпринимательства, и выявить путей их решения.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..…3
1. ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА И ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В ПОДДЕРЖКЕ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА….….5
1.1. Понятие и сущность поддержки малому и среднему предпринимательству……………………………………………………………5
1.2. Особенности развития предпринимательства в России и за рубежом.11
1.3. Значение поддержки государства и общественных организаций в развитии предпринимательства………………………………………………...17
2. АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПОДДЕРЖКИ МАЛОМУ И СРЕДНЕМУ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВУ В РТ ……………………………………………22
2.1. Эффективность поддержки малому и среднему предпринимательству…………………………………………………………..22
2.2. Анализ эффективности поддержки малому и среднему предпринимательству…………………………………………………………..24
2.3. Проблемы в области развития предпринимательства и основные пути их решения……………………………………………………………………….38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….41
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………..45

Файлы: 1 файл

0940184_DC69F_podderzhka_malomu_i_srednemu_predprinimatelstvu (1).doc

— 229.00 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..…3

1. ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА И ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В ПОДДЕРЖКЕ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА….….5

     1.1. Понятие и сущность  поддержки малому и среднему  предпринимательству……………………………………………………………5 

     1.2. Особенности развития  предпринимательства в России и за рубежом.11

     1.3. Значение поддержки  государства и общественных организаций  в развитии предпринимательства………………………………………………...17

2. АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПОДДЕРЖКИ  МАЛОМУ И СРЕДНЕМУ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВУ В РТ ……………………………………………22

       2.1. Эффективность поддержки малому и среднему предпринимательству…………………………………………………………..22

       2.2. Анализ эффективности  поддержки малому и среднему  предпринимательству…………………………………………………………..24

      2.3. Проблемы в области развития предпринимательства и основные пути их решения……………………………………………………………………….38

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….41

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………..45

 

ВВЕДЕНИЕ

      Основу рыночной экономики любой страны составляет предпринимательство, осуществляемое малыми и средними предприятиями. Предпринимательство как одно из конкретных форм проявления общественных отношений способствует не только повышению материального и духовного потенциала общества, не только создает благоприятную почву для практической реализации способностей и талантов каждого индивида, но и ведет к единению нации, сохранению ее национального духа и национальной гордости. Статистика показывает, что в развитых странах на долю их производства приходится более половины всей производимой продукции. В России этот показатель гораздо ниже в силу несовершенства законодательства, регулирующего сферу предпринимательства, недостаточного инвестирования,  высокой налоговой нагрузки и т.д.

      Важность развития предпринимательства в России нельзя переоценить. Во-первых,  предпринимательство обеспечивает необходимую мобильность в условиях рынка, создает глубокую специализацию и кооперацию, без которых немыслима его высокая эффективность. Во-вторых, он способен не только быстро заполнять ниши, образующиеся в потребительской сфере, но и сравнительно быстро окупаться. В-третьих, создавать атмосферу конкуренции. В-четвертых, он создает ту среду и дух предпринимательства, без которых рыночная экономика невозможна. Важной функцией  предпринимательства является его социальная функция, связанная с возможностью поглощать большую часть незанятой рабочей силы, снижать социальную напряженность, возникающую в условиях хронической безработицы, экономических кризисов. Экономически выгодно и актуально, чтобы появление большого числа в России малых фирм привело к созданию новых рабочих мест, принесло реальные деньги в бюджет государства, что особенно важно, учитывая необходимость возрождения экономики Российской Федерации в современных условиях рынка.

      Но предпринимательству также нужна поддержка, для чего необходимо качественное улучшение информационно-методической базы,  проведение инвентаризации бездействующих производственных площадей крупных госпредприятий, разработка и распространение на этой основе различных экономических и правовых механизмов использования объектов государственной собственности субъектами  предпринимательства, обеспечение правовых и организационных основ участия субъектов  предпринимательства в приватизации федерального имущества.

     В  курсовой работе использованы специальная литература, нормативно-правовые акты. При исследовании проблемы были использованы работы  авторов Б.А. Райзберга, В.Я.Горфинкеля, Г.Б. Поляка, В.А. Швандара, М. А. Букаминой, И.М. Ивановой, Р. Макинтайр, М. Н. Масленникова и других. В качестве методов исследования в курсовой работе использовались системный анализ, сравнительный метод, прогнозирования и другое.

     Целью данной работы является исследование политики государства и общественных организаций в развитии и поддержке малого и среднего предпринимательства в России и  за рубежом.

     Задачи курсовой работы – выявление сущности поддержки малому и среднему предпринимательству;  исследование особенностей развития предпринимательства в России и за рубежом; значения поддержки государства и общественных организаций в развитии предпринимательства; анализ эффективности поддержки малому и среднему предпринимательству, проблем в области развития предпринимательства, и выявить путей их решения.

      Объектом исследования в работе является  предпринимательство как социально- экономическое явление. Предмет исследования – развитие предпринимательства в России и его поддержка. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и литературы.

 

 

1. ПОЛИТИКАГОСУДАРСТВА И ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В ПОДДЕРЖКЕ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

1.1. Понятие и сущность поддержки малому и среднему предпринимательству

      Малое и среднее предпринимательство объективно существуют и развиваются как некая целостность, особый сектор экономики национального, регионального, местного масштаба: одновременно малый и средний бизнес, естественно представлен конкретными предприятиями, каждое из которых выступает как некая микросистема.  Во всех развитых странах государство оказывает малому и среднему предпринимательству экономическую и социальную поддержку.

    Необходимость такой поддержки признается и в России, осуществляются и некоторые меры в этом направлении. Основные задачи региональных программ поддержки малого и среднего предпринимательства можно объединить в две группы.

    Первая - формирование многоуровневой комплексной системы поддержки малого предпринимательства, которая обеспечит доступ его субъектов к производственно-технологическим, финансовым, трудовым и информационным ресурсам. Для этого необходимо создание муниципальных или межрайонных фондов поддержки малого предпринимательства, в том числе гарантийных, а также организация в качестве комплексных объектов межрегиональной и муниципальной инфраструктуры агентств поддержки, бизнес - инкубаторов, консультационных пунктов и т. п.

    Вторая задача - достижение положительных изменений в количественных, качественных и структурных показателях малого предпринимательства, в том числе: рост его доли в валовом региональном продукте; развитие конкурентной среды на товарных рынках области; обеспечение стабильных налоговых поступлений от субъектов малого предпринимательства в областной и местные бюджеты на уровне 10% налоговых доходов бюджета субъекта РФ и, соответственно, бюджетов городов и районов; снижение социальной напряженности посредством создания новых рабочих мест и условий для самозанятости. Требуется преодоление административных барьеров, предотвращение коррупции и перехода малых предприятий в теневую экономику, максимальная легализация деятельности малого бизнеса; ускоренное освоение новых кредитно-инвестиционных механизмов-франчайзинга, микрокредитования, инвестиционных конкурсов, создание условий, облегчающих доступ субъектов малого предпринимательства к финансовым, информационным производственным и другим ресурсам; поддержка образования кредитных и инвестиционных союзов, обществ взаимного страхования, кредитно-инвестиционных и, гарантийно-инвестиционных организаций, создание региональных центров поддержки предпринимательства; активное включение малого предпринимательства в деятельность по стандартизации, метрологическому обеспечению и сертификации продукции и услуг; реализация новых программ подготовки молодых менеджеров и предпринимателей; развитие международного сотрудничества сфере малого предпринимательства; укрепление социального статуса, повышение престижа и обеспечение безопасности предпринимателей.

     Наиболее перспективным и в то же время малозатратным направлением развития поддержки предпринимательства является стимулирование самоорганизации малых предприятий в различные союзы, ассоциации и общества. Цель фондов защиты и поддержки предпринимательской деятельности способствовать созданию гибкой инфраструктуры, без которой рыночные отношения не могут нормально развиваться, то есть, необходима как законодательная поддержка, так и экономическая. Финансовая поддержка малым предприятиям может осуществляться через реализацию финансовых программ, разработанных с учетом конкретных условий и возможностей района, области, республики. Для этого необходимо наличие разветвленной сети специализированных финансовых организаций, которые ориентированы на создание, поддержку и развитие предприятий. 
     Для российской экономики, идущей трудным путем реформирования, задача развития и поддержки предпринимательства, прежде всего малых форм в производственной сфере, остается одной из главных задач государства. Достаточно глубокая и обоснованная разработка программы, соответствующих мероприятий, отдельных проектов в составе региональной программы поддержки малого предпринимательства может быть одновременно убедительным аргументом для получения поддержки в виде кредитов (на возвратной и безвозвратной основе) из бюджетных и внебюджетных источников финансовых средств. Региональные программы ориентируются на активное участие малых предпринимателей в оздоровлении экономической и социальной ситуации на той территории, где они функционируют, поэтому они увязываются, согласовываются с другими программными документами: программой занятости, программой поддержки крестьянских хозяйств и другими. В региональных программах поддержки малого бизнеса упор делается на приоритеты, связанные с производственной деятельностью, что особенно важно в условиях засилья мелких посреднических структур. Вместе с тем успешность развития малого предпринимательства в значительной степени связана с созданием необходимой среды, поэтому в региональных программах выделяется блок функциональных подпрограмм: нормативно-правового, инфраструктурного, информационного, организационного, материально-технического и кадрового обеспечения.1

Основные элементы механизма  поддержки малого предпринимательства  в стране были сформулированы в постановлении  Правительства РФ «О первоочередных мерах по развитию и государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» от 11 мая 1993 г. № 446. В данном нормативном акте сформулировано важнейшее положение, имеющее актуальное значение для развития малого предпринимательства. Постановлением Правительства РФ утвержден комплекс первоочередных мер по развитию и государственной поддержке малого предпринимательства, определены задачи федеральных органов по решению этой актуальной проблемы.

Следует особо подчеркнуть значение для развития малого предпринимательства в стране Указа Президента РФ от 22 декабря 1993 г. № 2270 «О некоторых изменениях в налогообложении и во взаимоотношениях бюджетов различных уровней». В нем в целях стимулирования развития малого предпринимательства установлено, что первые два года работы не уплачивают налог на прибыль вновь созданные малые предприятия, осуществляющие производство и переработку сельскохозяйственной продукции, производство продовольственных товаров, товаров народного потребления, медицинской техники, лекарственных средств и изделий медицинского назначения, технических средств профилактики инвалидности и реабилитации инвалидов, а также строительство объектов жилищного, производственного, социального и природоохранного назначения (включая ремонтно-строительные работы), при условии, если выручка от указанных видов деятельности превышает 70% общей суммы выручки от реализации ими продукции (работ, услуг). Эти малые предприятия в третий и четвертый год работы уплачивают налог на прибыль в размере соответственно 25 и 50% от основной ставки, если выручка от перечисленных видов деятельности составляет свыше 90% общей суммы выручки реализации ими продукции (работ, услуг). Данная льгота действует, если малые предприятия функционируют не менее 5 лет со дня их государственной регистрации в соответствующей организационно-правовой форме. Этим Указом Президента РФ уменьшены в 2 раза налоговые ставки для банков и страховых организаций, если они преимущественно обслуживают малые предприятия, занимающиеся отдельными видами деятельности. Освобождена от налогообложения прибыль, направляемая в качестве добровольных взносов в Фонд поддержки предпринимательства и развития конкуренции, созданный в соответствии с постановлением Правительства РФ от 1 апреля 1993 г. № 268. В соответствии с Указом малые предприятия освобождены от внесения авансовых взносов по налогу на прибыль, а физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, освобождены от уплаты налога на добавленную стоимость.

Правовая база регулирования  и поддержки малого предпринимательства  не исчерпывается вышеназванными законодательными и нормативными актами. Особое место  в механизме малого предпринимательства  занимает налоговое, арбитражное, трудовое, уголовное законодательство.

Среди основных видов  поддержки государства малому и  среднему предпринимательству можно  назвать налоги, льготы, субсидии, кредиты, лизинг и т.д.

В настоящее время  в условиях экономического и финансового  кризиса, а также хронического недобора налогов российское правительство изыскивает различные пути по улучшению существующего положения дел. При этом делается попытка решить сразу две проблемы: получить дополнительные доходы для государственной казны и дать возможность развиваться хозяйствующим субъектам. Для решения этих проблем предприняты определенные шаги в области налоговой политики, связанные с введением новых налогов, среди которых особый интерес представляет единый налог на вмененный (ЕНВД) доход в сфере малого предпринимательства, введенный соответствующим Федеральным законом от 31 июля 1998 г. №148-ФЗ. На ЕНВД возлагаются большие надежды и его введение выгодно, прежде всего, для государства и в меньшей степени для субъектов малого предпринимательства. Необходимо отметить, что переход на уплату данного налога значительно сокращает перечень уплачиваемых налогов, установленный ст. 19-21 Закона «Об основах налоговой системы РФ». В то же время за налогоплательщиком сохраняется обязанность уплаты ряда налогов. Таким образом, видно, что введение единого налога на вмененный доход не означает переход к уплате субъектами малого предпринимательства какого-то одного налога, тем не менее, вышеуказанный перечень налогов значительно меньше, чем для остальных юридических лиц.

 Кроме ЕНВД существует упрощенная система налогообложения для предприятий малого и среднего бизнеса.

Лизинг - это аренда. В настоящий момент в России с помощью лизинговых операций можно решить ряд проблем. Лизинг одна из форм имущественных отношений в условиях рынка. Масштабы лизинговых сделок в странах с рыночной экономикой постоянно растут, увеличивается сфера их воздействия. Это объясняется, прежде всего, заложенными в лизинге огромными возможностями ускоренного финансирования предприятий. Государство стимулирует развитие лизинга только экономическими методами. Основное условие развития лизинга - наличие класса собственников средств производства. Класс собственников и, в первую очередь, средний класс являются определяющим фактором экономики любого государства. Развитие и формирование среднего класса важная проблема любого общества, а России в особенности. Следует подчеркнуть, что, если для становления лизинговых отношений в обществе необходимым условием является наличие класса собственников, то развитие лизинга, в свою очередь, способствует росту числа собственников и, прежде всего, увеличению среднего класса собственников, т. е. предпринимателей малых и средних предприятий. Не случайно в промышленно развитых странах основными субъектами лизинга являются малые и средние предприятия.

Информация о работе Понятие и сущность поддержки малому и среднему предпринимательству