Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2013 в 21:21, курсовая работа
Целью данной работы является исследование политики государства и общественных организаций в развитии и поддержке малого и среднего предпринимательства в России и за рубежом.
Задачи курсовой работы – выявление сущности поддержки малому и среднему предпринимательству; исследование особенностей развития предпринимательства в России и за рубежом; значения поддержки государства и общественных организаций в развитии предпринимательства; анализ эффективности поддержки малому и среднему предпринимательству, проблем в области развития предпринимательства, и выявить путей их решения.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..…3
1. ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА И ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В ПОДДЕРЖКЕ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА….….5
1.1. Понятие и сущность поддержки малому и среднему предпринимательству……………………………………………………………5
1.2. Особенности развития предпринимательства в России и за рубежом.11
1.3. Значение поддержки государства и общественных организаций в развитии предпринимательства………………………………………………...17
2. АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПОДДЕРЖКИ МАЛОМУ И СРЕДНЕМУ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВУ В РТ ……………………………………………22
2.1. Эффективность поддержки малому и среднему предпринимательству…………………………………………………………..22
2.2. Анализ эффективности поддержки малому и среднему предпринимательству…………………………………………………………..24
2.3. Проблемы в области развития предпринимательства и основные пути их решения……………………………………………………………………….38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….41
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………..45
В форме лизинга предприятие получает фактически ссуду, близкую к стоимости оборудования, поступающего в его пользование. Это особенно важно в российских условиях дефицита денежных средств и, в первую, очередь, для малого предпринимательства (МП). Поэтому исключительно большое значение для развития МП имеет активное использование преимуществ лизинга. Внедрение лизинга и овладение его положительными сторонами в практической деятельности малых предприятий обеспечивает гораздо большую отдачу в МП, чем в крупном.
Большую роль в поддержке и развитии малого предпринимательства имеет законодательство субъектов РФ и формирование в стране соответствующей инфраструктуры. В нашей стране, несмотря на относительно небольшой срок осуществления реформ и развития предпринимательства, создана определенная инфраструктура на федеральном уровне и формируется в субъектах РФ инфраструктура развития и поддержки предпринимательства вообще и малого предпринимательства в особенности.
Значительную роль в поддержке малого предпринимательства играют Торгово-промышленная палата РФ и торгово-промышленные палаты, действующие в регионах, Российское агентство поддержки малого предпринимательства и его региональные отделения, общественные объединения предпринимателей и др.
В целях государственной поддержки развития в стране инновационной деятельности в научно-технической сфере постановлением Правительства РФ от 3 февраля 1994 г. № 65 создан Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере. Этим постановлением Правительства РФ утверждено Положение о Фонде и Персональный состав наблюдательного совета Фонда. Фонд содействия развитию малых форм предприятии в научно-технической сфере образован для развития малого предпринимательства в научно-технической сфере, а также поощрения конкуренции в научно-технической сфере путем оказания финансовой поддержки высокоэффективным наукоемким проектам, разрабатываемым малыми предприятиями.
1.2. Особенности развития предпринимательства в России и за рубежом
Во всех странах с развитой рыночной экономикой осуществляется государственное регулирование и поддержка малого предпринимательства. Для этого созданы специальные государственные организации, выражающие и защищающие интересы малого предпринимательства, следящие за выполнением намеченных правительственных программ. Государственная поддержка малого предпринимательства опирается на законодательную правовую и финансовую базу, а также на организационно-методическую систему и систему различных исследований.
Особый интерес государство проявляет к той части малого бизнеса, которая ведет интенсивную научно-производственную деятельность. С середины 70-х годов одной из важнейших задач государственного регулирования и содействия развитию малого бизнеса стала задача создания новейших технологий, которые требуют крупномасштабных, междисциплинарных исследований, и следовательно, больших затрат финансовых средств, которые малые предприятия самостоятельно осуществлять не в состоянии. Сами технологии и процесс их возникновения стали в современных условиях не менее важным объектом промышленной политики, чем отрасли и товарные рынки.
Государственное регулирование и содействие развитию малого предпринимательства имеет целью: создание правовых и организационных условий для роста деловой активности малых предприятий; реализацию экономической политики, включая научно-техническую, инновационную, инвестиционную, ценовую, налоговую и кредитно-финансовую для обеспечения эффективного развития малого бизнеса; оказание малым предприятиям содействия в осуществлении внешнеэкономической деятельности; применение по отношению к ним специальных мер поддержки с учетом особенностей каждой отрасли и региона, отдельных групп предпринимателей и видов деятельности: поощрение ремесел, сезонных работ, артельных и семейных форм организации деятельности; упрощение порядка регистрации и форм отчетности, сокращение перечня лицензируемых видов деятельности; снижение расходов по социальному страхованию; поддержание занятости, социально-экономической стабильности, роста общего благосостояния населения; интенсификация инвестиционных процессов; стимулирование инноваций путем финансирования разработок новой продукции.
В странах с развитой рыночной экономикой государственная поддержка предпринимательства опирается на соответствующее законодательство. Во всех странах созданы специальные государственные организации, выражающие и защищающие интересы малого предпринимательства, следящие за выполнением намеченных правительственных программ. Получили распространение две формы государственной поддержки:
В США малый бизнес институционально организован и интегрирован в государственные структуры через специальные комитеты Конгресса, Администрацию по делам малого бизнеса, систему региональных ассоциаций, инкубаторов малого бизнеса. Особое место в государственной политике США уделяется развитию экспортных возможностей сектора предпринимательства. Для этого, был разработан ряд программ финансовой и технической поддержки экспортно-ориентированных предпринимательства. Наиболее широкими возможностями в поддержке и развитии в секторе предпринимательства обладает АМБ, в которой был создан Департамент международной торговли – OIT, координирующий деятельность всей инфраструктуры развития экспортных возможностей пре в вопросах методической, технической, финансовой и организационной помощи. Общий объём экспортных кредитов АМБ по этим программам в 2003 г. составил $700 млн. 2
В Японии регулирующая роль государства отражена в законах об основах политики по отношению к малым и средним предприятиям, содействии их модернизации, руководстве их деятельностью; в Законе о Центральном кооперативном банке для торговли и промышленности и др.
Министерство экономики, торговли и промышленности Японии является разработчиком государственной стратегии развития экономики страны и, в частности, координирует всю национальную систему поддержки и развития предпринимательства.
Значительную информационную, консультативную и техническую поддержку экспортерам оказывает государственная «Японская организация внешней торговли» . JETRO была создана в 1958г. в целях продвижения японского экспорта на международные рынки. В настоящее время деятельность этой организации направлена, с одной стороны, на расширение зарубежных инвестиций в национальную экономику, а с другой стороны, на помощь японским предприятиям частного бизнеса в развитии их экспортного потенциала. Уже в 2004г. экспорт японских товаров и услуг, по сравнению с 2003г., возрос на 20,3% достигнув уровня $565,15 млрд.
В Великобритании законодательно принят ряд программ, в частности, программа расширения бизнеса, предусматривающая меры по налоговой поддержке малого предпринимательства, и Программа гарантированного проекта, облегчающая малым фирмам доступ к банковским кредитам. В стране на данный момент функционирует 2,37 млн. предприятий.
Государственная стратегия развития промышленности, поддержки малого и среднего бизнеса и расширения экспорта разрабатывается Министерством торговли и промышленности. Начиная с 2000г. предпринят ряд законодательных и организационных мер по созданию наиболее благоприятных условий для развития сектора малого и среднего бизнеса и расширению его экспортного потенциала. В составе DTI было образовано агентство «Службы предпринимательства» и реорганизован ряд других ведомств, занятых внешнеэкономической деятельностью.
SBS объединяет деятельность всей национальной инфраструктуры поддержки предпринимательства включая сеть «Деловых связей» и координирует реализацию всех программ развития малого и среднего бизнеса, стремясь к созданию благоприятных условий для роста этого сектора экономики.
Государственное содействие развитию малого предпринимательства осуществляется по следующим основным направлениям:
Сопоставляя малый бизнес в России и за рубежом, можно идентифицировать «западную» его модель как традиционную и позитивно оцениваемую обществом форму организации хозяйственной деятельности в любой отрасли экономики и социальной сферы с относительно небольшой численностью, занятых, и с минимальным административным аппаратом, основанную, как правило, на первоначальном привлечении заемного капитала. Российскому малому бизнесу, свойственны и существенные региональные различия в отраслевой структуре, масштабах и в других параметрах. При этом он явно недостаточно охвачен официальными статистическими наблюдениями.
Факты таковы, что занятость на одном малом предприятии в среднем по России колеблется в интервале от 12,1 (в сельском хозяйстве) до 5,7 человек (в торговле и общественном питании). Средние же по России значения производительности труда в малом бизнесе (в зависимости от типичного размера добавленной стоимости в продукции и фондоемкости различных отраслей) - от 105,3 тыс. руб. на одного занятого в промышленности, 97,1 тыс. - в строительстве и 92,3 тыс. - на транспорте до 56,4 тыс. - в торговле и общественном питании и 39,1 тыс. руб. - в сельском хозяйстве.
В большинстве субъектов РФ максимальное число малых предприятий действует в торговле и общественном питании - в отрасли, которой свойственна самая низкая дифференциация регионов РФ по доле в общем числе малых предприятий и которая крайне слабо зависит от общеизвестных факторов отраслевой дифференциации регионов, в первую очередь от сложившейся специализации хозяйства. Так вот, самые высокие параметры работы промышленных малых предприятий в ряде регионов Дальневосточного федерального округа объясняются тем, что там одной из базовых отраслей хозяйства является рыбная промышленность, в основном представленная малыми рыбодобывающими и рыбоперерабатывающими предприятиями, выпускающими дорогую продукцию.
Таким образом, проанализировав имеющиеся статистические данные, можно прийти к выводу, что самая большая концентрация предпринимательства в мировом масштабе относится к сельскому хозяйстве, затем к торговле, сфере услуг, строительству и промышленности.
Если рассмотреть развитие предпринимательства РФ по структуре, то наибольший удельный вес занимают предприятия предпринимательства в сфере торговли и общественного питания — 44 процента, на долю которых приходится почти половина численности занятых в малом предпринимательстве. На втором месте — промышленные предприятия (19 процентов), на третьем — строительство (12 процентов). Остальные отрасли составляют от 2,5 до 0,1 процента по всем показателям.
Приоритетными направлениями дальнейшего развития малого и среднего предпринимательства являются поддержка инновационных и экспортных предприятий, совершенствование системы управления предприятиями и повышение их устойчивости для повышения их конкурентоспособности на мировых рынках.
1.3. Значение поддержки государства и общественных организаций в развитии предпринимательства
Малое и среднее предпринимательство несет на себе значительную смысловую нагрузку. Мелкие и средние предприятия играют заметную роль в занятости, производстве отдельных товаров, исследовательских и научно-производственных разработках. Они создают среду и дух предпринимательства, без которых невозможна рыночная экономика, обеспечивает необходимую мобильность в условиях рынка, создает глубокую специализацию и кооперацию, без которых немыслима его высокая эффективность. Они способны быстро заполнять ниши, образующиеся в потребительской сфере, сравнительно быстро окупаться и создавать атмосферу конкуренции. Поэтому очень важна его поддержка со стороны государства и общественных организаций.
Государственная политика поддержки, ее формы и содержание весьма многообразны.
Большую роль в развитии малого предпринимательства в нашей стране сыграло постановление Правительства РСФСР от 18 июля 1991 г. № 406 «О мерах по поддержке малых предприятий в РСФСР», в котором были определены критерии отнесения предприятий к малым по предельной численности работающих (по отдельным отраслям экономики), впервые было предусмотрено применение для малых предприятий налоговых льгот, формирование фондов финансовой поддержки за счет бюджетных средств, введение в действие механизма ускоренной амортизации основных фондов, принадлежащих малым предприятиям.
Малый бизнес традиционно является категорией предприятий, связанных с высокой степенью риска для финансовых учреждений ввиду отсутствия кредитной истории, неспособности предоставить дополнительные гарантии, которые обеспечивали бы сделку, а также большого числа несостоятельных проектов. Все это делало малый и средний бизнес непривлекательным для кредитных учреждений. Что же может предложить лизинг лизингополучателю и каковы его преимущества в сравнении с банковским кредитом. Прежде всего, доступность. Таким образом, лизинг в наших условиях, возможно, является одним из немногих форм финансирования малого и среднего бизнеса. Следующее преимущество небольшие объемы лизинговых сделок. Кредитные учреждения, банки, скорее всего, неохотно пойдут на заключение небольших по объему сделок. Следующее преимущество лизинга благоприятный налоговый режим, сопутствующий лизинговым сделкам. Сегодня существуют два положения, которые благоприятствуют развитию лизинга: во-первых, ускоренная амортизация с коэффициентом три, и, во-вторых, отнесение лизинговых платежей в полном объеме на себестоимость продукции.
В системе поддержки малого предпринимательства особое место занимают проблемы финансово-кредитной поддержки, применения налоговых льгот и решения других актуальных вопросов, оказывающих существенное влияние на развитие малого предпринимательства.
Информация о работе Понятие и сущность поддержки малому и среднему предпринимательству