Понятие и сущность поддержки малому и среднему предпринимательству

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2013 в 21:21, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является исследование политики государства и общественных организаций в развитии и поддержке малого и среднего предпринимательства в России и за рубежом.
Задачи курсовой работы – выявление сущности поддержки малому и среднему предпринимательству; исследование особенностей развития предпринимательства в России и за рубежом; значения поддержки государства и общественных организаций в развитии предпринимательства; анализ эффективности поддержки малому и среднему предпринимательству, проблем в области развития предпринимательства, и выявить путей их решения.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..…3
1. ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА И ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В ПОДДЕРЖКЕ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА….….5
1.1. Понятие и сущность поддержки малому и среднему предпринимательству……………………………………………………………5
1.2. Особенности развития предпринимательства в России и за рубежом.11
1.3. Значение поддержки государства и общественных организаций в развитии предпринимательства………………………………………………...17
2. АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПОДДЕРЖКИ МАЛОМУ И СРЕДНЕМУ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВУ В РТ ……………………………………………22
2.1. Эффективность поддержки малому и среднему предпринимательству…………………………………………………………..22
2.2. Анализ эффективности поддержки малому и среднему предпринимательству…………………………………………………………..24
2.3. Проблемы в области развития предпринимательства и основные пути их решения……………………………………………………………………….38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….41
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………..45

Файлы: 1 файл

0940184_DC69F_podderzhka_malomu_i_srednemu_predprinimatelstvu (1).doc

— 229.00 Кб (Скачать файл)

Формирование правовой среды малого предпринимательства  является обязательным и непременным  условием, обеспечивающим субъектам  малого предпринимательства экономическую  свободу, права, гарантии, дозволяющие  осознанно заниматься разрешенным законом бизнесом. В то же время законодательными и нормативными актами устанавливаются обязанности и ответственность субъектов малого предпринимательства перед хозяйствующими субъектами, партнерами, потребителями (покупателями), бюджетами разных уровней за выполнение в установленные сроки и в полном объеме обязательств. Формирование правовой среды решает многие проблемы, стоящие на пути развития малого предпринимательства, начиная с момента регистрации субъектов предпринимательства, лицензирования предмета их деятельности и заканчивая процедурами банкротства и прекращения их существования. Большим препятствием для дальнейшего развития малого предпринимательства является тот факт, что законодательные акты не являются актами прямого действия, а для их реализации органами исполнительной власти разрабатывается множество подзаконных актов (инструкций, приказов, писем, указаний), которые систематически изменяются, уточняются, дополняются, поэтому гражданам, решившим заняться предпринимательской деятельностью, трудно в них разобраться и на практике руководствоваться ими.

Важное значение для  развития предпринимательства имело  принятие и введение в действие закона РСФСР «О предприятиях и предпринимательской  деятельности» от 25 декабря 1990 г., который  после введения в действие первой части ГК РФ утратил силу (кроме ст. 34 и 35). В данном законе впервые четко были сформулированы права, изложены обязанности предпринимателей, даны гарантии им со стороны органов государственной власти. Постановление Правительства РФ «О первоочередных мерах по развитию и государственной поддержке малого предпринимательства в РФ» сыграло положительную роль, в эти годы резко увеличилось во всех отраслях экономики число малых предприятий.

Для развития малого предпринимательства  особое значение имеет безусловная  реализация Федерального закона РФ «О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ» от 18 июня 1995 г. № 88-ФЗ. Важной является ст. 1 ФЗ, устанавливающая принципы организации законодательства РФ о государственной поддержке малого предпринимательства. ФЗ РФ «О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ» направлен на комплексное решение большинства проблем поддержки малого предпринимательства от установления критериев отнесения хозяйствующих субъектов к субъектам малого предпринимательства до создания ими некоммерческих организаций.

Во исполнение вышеназванного Федерального закона приняты и реализуются  ряд законодательных и нормативных  актов о государственной поддержке и развитии малого предпринимательства, в частности Федеральный закон РФ «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства» от 29 декабря № 222ФЗ. Приняты федеральные законы о внесении изменений и дополнений в законы о налоге на прибыль предприятий и организаций, о подоходном налоге с физических лиц и в другие федеральные законы. Приняты Указы Президента «О Государственном комитете Российской Федерации по поддержке и развитию малого предпринимательства» от 6 июня 1995 г. № 563, «О первоочередных мерах государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации» от 4 апреля 1996 г. № 491.

Важная роль в инфраструктуре малого предпринимательства принадлежит  Федеральному фонду поддержки малого предпринимательства, который реализует свои функции в соответствии с уставом, утвержденным постановлением Правительства РФ от 12 апреля 1996 г. № 424. Фонд является некоммерческой организацией в форме учреждения, осуществляющий финансовое обеспечение федеральной политики в области государственной поддержки малого предпринимательства в РФ. В уставе сформулированы цель и основные направления деятельности Фонда, источники формирования имущества Фонда, управление Фондом и др.

Основной целью деятельности Фонда является финансовое обеспечение Федеральной программы государственной поддержки малого предпринимательства, участие в финансировании региональных (межрегиональных) программ, а также проектов и мероприятий, направленных на поддержку и развитие малого предпринимательства, включая мероприятия, проводимые ГКРП России.

К инфраструктуре малого предпринимательства следует отнести  Российское агентство поддержки  малого и среднего бизнеса, Российскую ассоциацию маркетинга. Международный  фонд поддержки инновационных предприятий «Инносоюз», Институт малого предпринимательства Высшей школы экономики, общероссийские общественные объединения предпринимателей и др.

 Инфраструктура малого предпринимательства включает также лизинговые фирмы и компании, технопарки, бизнес-инкубаторы, производственно-технологические центры, учебные центры, страховые компании, кредитные и другие организации, оказывающие различные формы поддержки субъектам малого предпринимательства.

     Следует восстановить те источники финансирования, пусть даже скудного, которые использовались на начальной стадии рыночных форм. Речь идет об определенном проценте доходов от приватизации. Очевидно, что значительные средства в настоящее время из этого источника получить нельзя, но и весьма небольшие позволили бы оживить многие институты поддержки малого предпринимательства, которые нынче практически не действуют. 
     В первоочередном порядке следует поддержать и идею создания особой финансовой базы государственного регулирования и программирования и развитие малых предприятий по внебюджетным направлениям, к числу которых в первую очередь относится система гарантирования банковских кредитов.3 

 

 

 

 

2. . АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПОДДЕРЖКИ МАЛОМУ И СРЕДНЕМУ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВУ В РТ

2.1. Эффективность поддержки малому и среднему предпринимательству

      Малые и средние предприятия играют огромную роль в решении текущих социально-экономических проблем и расширении занятости.

     Сельское хозяйство в РФ является поддерживаемым государством сектором национальной экономики. При этом государственные расходы на сельское хозяйство состоят не только из финансирования определенного набора бюджетных услуг, но также из финансирования программ поддержки сельского хозяйства, вызванных необходимостью решения в отрасли не только производственно-экономических, но и социально-экономических задач: обеспечение доступности для всех групп населения продовольствием по доступным ценам, обеспечение занятости, развитие социальной инфраструктуры села. Каждая из программ имеет свои цели, методы и индикаторы реализации. Наиболее полно решению поставленных задач соответствует аудит и анализ эффективности использования гос. средств, выделенных на агропромышленный комплекс (АПК).

     Республика Татарстан по совокупности ряда показателей сельхоз производства занимает одно из ведущих мест в своем федеральном округе и высокое рейтинговое место среди субъектов РФ.

      Органы законодательной и исполнительной власти РТ уделяют постоянное внимание вопросам развития АПК. В РТ наряду с общефедеральными целевыми программами «Плодородие» и «Социальное развитие села до 2010 года» утверждены и реализуются региональные целевые программы, разработаны и утверждены десятки направлений господдержки, что свидетельствуют о постоянном поиске точек наиболее эффективного применения средств, роста объемов и эффективности производства сельхозпродукции. Ежегодно принимаются решения по увеличению средств, выделяемых из бюджетов РТ, на поддержку отраслей АПК.

      Финансирование сельхозтоваропроизводителей из федерального бюджета осуществляется по нескольким федеральным целевым программам и 6 направлениям. По большинству из них конечные цели, задачи финансирования, критерии результативности и эффективности поддержки не определены, отсутствуют показатели, по которым можно дать оценку о позитивном влиянии господдержки. В результате эффективность выделяемой государственной поддержки снижается.

       В структуре категорий сельхозтоваропроизводителей - получателей бюджетных средств, наибольший удельный вес приходится на сельхозпредприятия.

       Ежегодно увеличиваются расходы на приобретение минеральных удобрений.

      Эффективность сельскохозяйственного производства и выделяемых на его поддержку государственных средств снижают риски, которым подвергается сельское хозяйство.

       Объектом  исследования работы были выбраны  сельскохозяйственные предприятия  в РТ, такие как по данным Министерства сельского хозяйства и продовольствия; ОАО «Татагролизинг»; ОАО «Татагрохим»; государственного унитарного предприятия «Республиканский агропромышленный центр инвестиций и новаций»; сельскохозяйственного производственного кооператива им. Ленина; ОАО «Племзавод «Бирюлинский»; федерального государственного учреждения «Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по РТ».

      Проверяемый период: с 1 января 2005 года по 31 декабря 2007 года.

     В течение  2005-2007 годов в АПК РТ велись работы на основе двух основных федеральных целевых программ (далее - ФЦП): «Социальное развитие села до 2010 года» и «Повышение плодородия почв России на 2002-2006 годы». Основополагающим нормативным правовым актом, определяющим стратегию и тактику развития АПК РТ, явилась ФЦП «Социально-экономическое развитие Республики Татарстан до 2006 года», утвержденная постановлением Правительства РФ от 24 августа 2001 года № 625. Главной ее целью являлось устойчивое развитие экономики и реформирование социальной сферы РТ и на этой основе поэтапное вхождение в единое бюджетное правовое пространство РФ. Основная задача в области сельского хозяйства - комплексное развитие и увеличение объемов производства продукции АПК и обеспечение собственной потребности в продуктах питания. Указанной программой были определены социально-экономические результаты ее реализации: производство в год зерна - 4-4,5 млн. тонн, (урожайность зерновых - 25 ц/га), сахарной свеклы - 1 млн. тонн (урожайность - 280-300 ц/га), картофеля - 1,3 млн. тонн, овощей - 300 тыс. тонн, скота и птицы (в живом весе) - 300 тыс. тонн, молока - 1,5 млн. тонн. Обеспечение потребности населения в качественных продуктах питания за счет собственного производства. Для оценки эффективности программы предусмотрено использовать показатели коммерческой (финансовой) эффективности, показатели бюджетной эффективности, показатели социальной эффективности.

2.2. Анализ эффективности поддержки малому и среднему предпринимательству

      В основе анализа эффективности государственной поддержки АПК лежит оценка эффективности деятельности АПК, количественных и качественных результатов предоставления господдержки, эффективности управления финансовыми потоками, выполнение органами гос власти соответствующих функций, степень достижения поставленных целей и решение задач.

       АПК РТ занимает 2 место в РФ по объему валовой продукции и производству молока, 3 место - по производству семян рапса и мяса, 4 место - по производству зерна. В 2007г. в расчете на 10 га сельхозугодий произведено валовой продукции на сумму 1466,2тыс.руб., или в 1,9 раза больше, чем в среднем по РФ, зерна - 1095кг, или в 2 раза больше. При численности сельского населения в общероссийских объемах 2,5% в РТ производится 6 % картофеля, 4% мяса скота и птицы, 5 % молока, 9,8% сахарной свеклы.

      В РТ в 2006 и 2007гг. были получены объемы валовой продукции, превышающие прогнозные показатели на 18 % и 5,7 %. Одной из причин такого положения стало стремление сохранить уровень бюджетной поддержки на единицу производимой продукции. Сопоставления прогнозных объемов прироста валовой продукции и объемов государственной финансовой поддержки на его обеспечение не подтверждают их прямую зависимость и взаимообуславливаемость. Так, по сравнению с 2005г. объем валовой продукции АПК РТ в 2007г. возрос на 42,1 %, а объем бюджетной поддержки - на 33,5 %, что на 8,6 процентного пункта меньше.

       В  РТ при увеличении объемов господдержки предприятий и организаций АПК различных форм собственности из бюджетов всех уровней в 1,3 раза в 2007г. по сравнению с 2005г. ее доля в валовой продукции сократилась с 10,2% в 2005г. до 9,4% в 2007г. Приведенные данные свидетельствуют об отсутствии прямой зависимости государственной поддержки росту объема валовой продукции. В течение 2005-2007 гг. РТ имел уровень господдержки АПК в размере до 9-11 % к объему произведенной валовой продукции. Таким образом, организационно-экономический механизм господдержки и развития АПК в РТ не соответствует росту объема производства продукции. В условиях утраты действенных административных и экономических рычагов управления в АПК субсидии и дотации выполняют важную функцию регулятора (стимула) в определении направлений деятельности хозяйствующих субъектов, осуществлении госполитики в АПК.

      Источниками формирования средств консолидированного бюджета на развитие АПК РТ являлись средства федерального и регионального бюджетов, а также бюджетов муниципальных образований. Из средств федерального бюджета, выделенных на господдержку АПК РТ, удельный вес средств, использованных в реальном секторе экономики (без учета средств, расходуемых на содержание подведомственных структур, обеспечивающих функционирование АПК), в 2005г. составил 89,6%, в 2006г. - 90,2% и в 2007г. - 87,9%. В 2005-2007гг. господдержка производилась по 26 направлениям, из которых по 13 направлениям, финансируемым из федбюджета, средства республиканского бюджета не выделялись, и прежде всего на такие, как коренное улучшение земель, поддержка отечественного овцеводства, закладка и уход за многолетними насаждениями, компенсация части затрат сельхоз товаропроизводителей на страхование урожая сельхоз культур, субсидирование процентных ставок по привлеченным кредитам, мелиорация рыбохозяйственных водоемов, поддержка льноводства и другие. Финансирование из федбюджета производилось по 4 федеральным целевым программам, включая Федеральную адресную инвестиционную программу ( ФАИП).

     Анализ показывает, что при выделении господдержки сельхоз-товаропроизводителям в РТ не выработано системы, основывающейся на четко определенных целях и задачах. В результате средства господдержки распределяются по многим направлениям, часть из которых действуют не более одного года. Так, из федбюджета субсидии на поддержку овцеводства, субсидии ветсанутильзаводам и на мелиоративные мероприятия на рыбохозяйственных водоемах выделялись только в 2005г., на агролесомелиоративные работы и развитие жилищного строительства в сельской местности - только в 2006г. Из бюджета РТ на газоснабжение и водоснабжение, поддержку кадрового обеспечения, приобретение транспорта субсидии выделялись только в 2007г., а на увеличение регионального продовольственного фонда - только в 2005г.

Информация о работе Понятие и сущность поддержки малому и среднему предпринимательству