Понятие и сущность поддержки малому и среднему предпринимательству

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2013 в 21:21, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является исследование политики государства и общественных организаций в развитии и поддержке малого и среднего предпринимательства в России и за рубежом.
Задачи курсовой работы – выявление сущности поддержки малому и среднему предпринимательству; исследование особенностей развития предпринимательства в России и за рубежом; значения поддержки государства и общественных организаций в развитии предпринимательства; анализ эффективности поддержки малому и среднему предпринимательству, проблем в области развития предпринимательства, и выявить путей их решения.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..…3
1. ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА И ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В ПОДДЕРЖКЕ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА….….5
1.1. Понятие и сущность поддержки малому и среднему предпринимательству……………………………………………………………5
1.2. Особенности развития предпринимательства в России и за рубежом.11
1.3. Значение поддержки государства и общественных организаций в развитии предпринимательства………………………………………………...17
2. АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПОДДЕРЖКИ МАЛОМУ И СРЕДНЕМУ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВУ В РТ ……………………………………………22
2.1. Эффективность поддержки малому и среднему предпринимательству…………………………………………………………..22
2.2. Анализ эффективности поддержки малому и среднему предпринимательству…………………………………………………………..24
2.3. Проблемы в области развития предпринимательства и основные пути их решения……………………………………………………………………….38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….41
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………..45

Файлы: 1 файл

0940184_DC69F_podderzhka_malomu_i_srednemu_predprinimatelstvu (1).doc

— 229.00 Кб (Скачать файл)

     За период с 2005 по 2007г. структура поддержки сельского хозяйства РТ  характеризуется следующим изменением: финансирование расходов АПК РТ из федбюджета увеличилось на 4,8 % (с 2949,8млн.руб. в 2005г. до 3091,4млн.руб. в 2007г.), однако доля федподдержки в общем объеме финансирования расходов уменьшилась с 63,6% до 49,7%, финансирование АПК из республиканского бюджета увеличилось почти в 2 раза (с 1457,2млн.руб. до 2856,9млн.руб.), доля финансирования увеличилась с 31,2% до 46%, финансирование АПК из бюджетов муниципальных образований увеличилось на 4,5% (с 257,3 млн.руб. до 268,8млн.руб.), при этом доля поддержки уменьшилась с 5,5 % до 4,3 %;

     В 2005г. на 100 га сельхозугодий господдержка по РТ составила 103,5 тыс.руб., в т.ч.: из федерального бюджета - 65,4 тыс.руб. (63,3 %); в 2006г. - 142,2 тыс.руб. и 83 тыс.руб. (58,4 %); в 2007г. - 138 тыс.руб. и 68,6 тыс.руб. (49,7 %), соответственно. В ходе анализа установлено, что показатели статистики не отражают в полном объеме средства, выделяемые на АПК в виде господдержки, в силу того, что они основываются только на данных годовых бухгалтерских отчетов сельхозпредприятий, тогда как поддержку получали и другие категории хозяйств.

      В АПК РТ в структуре категорий сельхозтоваропроизводителей по всем направлениям наибольшую поддержку получают сельхозпредприятия, наименьшую - личные подсобные хозяйства (далее - ЛПХ) населения. Так, на долю сельхозпредприятий в РТ приходится 48,7% всех средств, выделяемых из федерального бюджета; 100% субсидий, выделяемых на поддержку племенного животноводства, закладку и уход за многолетними насаждениями, развитие фермерских хозяйств; от 70 % до 97,7 % - на компенсацию части затрат по страхованию сельскохозяйственных культур, поддержку элитного семеноводства, компенсацию части затрат на приобретение минеральных удобрений и средств химзащиты растений, возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных учреждениях, племенное дело в животноводстве, техническое перевооружение, мелиоративные мероприятия по коренному улучшению земель. Из бюджета РТ: 100 % - на мероприятия по ветеринарно-санитарному оздоровлению, 98,8 % - на поддержку растениеводства, 97,6 % - на господдержку кадрового обеспечения; 88,4 % - на поддержку животноводства, 68,3 % - на мероприятия, направленные на повышение плодородия почв.

      В ходе  анализа установлено, что Минсельхозом РФ не разработаны методика и критерии, по которым производится разграничение племенных заводов на ведущие и перспективные, получающие субсидии из федерального бюджета с установленными показателями дотируемого маточного поголовья в размере 2,5 тыс. рублей на 1 голову, и генофондные хозяйства с размером субсидии в размере 2 тыс. рублей. Также отсутствуют методика и показатели, по которым племенные заводы и генофондные хозяйства включаются в данный перечень для получения субсидий. В результате отсутствуют последовательность в поддержке племенной работы и стабильность в предоставлении бюджетных средств. Так, на поддержку племенного животноводства в РТ из средств, поступивших из федерального бюджета, на содержание продуктивного маточного поголовья животных в 2005г. выплачены субсидии 12 получателям, в 2006г. - 13 получателям и в 2007г. - 15 получателям, имеющим лицензии на осуществление деятельности в области племенного животноводства. В то же время в РТ функционируют 60 племенных хозяйств различной формы собственности, имеющих лицензии на осуществление деятельности в области племенного животноводства и осуществляющих ее. За 2005-2007гг. из 5 организаций, занимающихся искусственным осеменением, господдержка, предоставленная из федерального бюджета через Минсельхоз РФ, была оказана 3 хозяйствам. Средства республиканского бюджета в 2006-2007 годах направлялись только на производство племенных яиц, в том числе в 2007г. - 5000 тыс.руб., или в 5,4 раза больше, чем в 2006 году.

    Субсидирование племенного животноводства из бюджета РТ позволило за 2005-200гг. приобрести племенной молодняк, в том числе 3103 головы КРС, 8000 голов свиней и 919 голов овец. Целью субсидирования животноводческой продукции РТ является повышение рентабельности производства через частичную компенсацию затрат предприятий на ее производство.

      Анализ состояния и развития сельскохозяйственного производства показал, что для РТ животноводство является ведущей отраслью. Объем валовой продукции животноводства за 2005-2007гг. в РТ составил 43,2 % от общего объема. Наиболее значимым направлением является молочное животноводство. Однако выделяемые на его поддержку субсидии пока не оказали реального влияния на производственные показатели. Исходя из показателей эффективности, следует сделать вывод, что господдержка животноводства РТ в 2005-2007гг. имела стимулирующий характер и существенного влияния на развитие отрасли не оказывала, служила для стабилизации доходов сельхозпредприятия и пополнения его оборотных средств. Так, согласно данным сводных годовых отчетов сельхозпредприятий РТ в 2005-2006гг. рентабельность животноводства имела отрицательные показатели, в 2007 году без учета субсидий она составила 2,7 %, а с их учетом - 5,6 %, удельный вес субсидий в выручке от реализации в 2005г. составил 7,3 %, в 2006г. - 3,9 %, в 2007г. - 2,8 %.

     Сельхоз предприятия практически не могут влиять на цены реализуемой ими продукции. Существующая система цен на молоко и мясо КРС для сельхоз товаропроизводителей (в отличие от предприятий торговли) и их ежегодный рост не дают возможности для расширенного воспроизводства даже при на льготных условиях кредитования. За 2005-2007гг. средняя цена реализации 1 кг сельскохозяйственной продукции в РТ составляла: на мясо КРС - 50,5руб. в 2005г. и 62,3руб. в 2007г., на мясо свинины - 70,8 и 89руб., на мясо птицы - 56,1 и 65руб., на молоко - 7,9 и 9,2руб., за 1 десяток яиц - 14,2руб. в 2005г. и 19,9руб. в 2007г. Таким образом, цена реализации мяса КРС оказалась ниже цены мяса птицы, что является исключением из правил и требует дополнительного изучения этой проблемы. Необходимы меры государственного регулирования, изменяющие соотношение между розничными ценами и ценами реализации для сельскохозяйственных товаропроизводителей в пользу последних.

    Основными факторами, определяющими эффективность производства продукции животноводства, являются достаточный объем и качество кормов, в т.ч. комбикормов. Объем заготовленных кормов в сельхоз предприятиях РТ в 2007г. составлял 2003,2тыс.тонн (95,9 % к уровню 2005г.). Наибольшее уменьшение объемов производства допущено по выращиванию корнеклубнеплодов - в 2,3 раза, травяной муки - на 13,1 %. Поэтому на приобретение комбикормов в 2005г. направлено 70,3 % дотаций и субсидии, выделенных на поддержку животноводства, в 2006г. - 78,5 %, в 2007г. - 70 %.   

     Господдержка производства продукции растениеводства в 2007г. по сравнению с 2005г. в РТ возросла с 144114,2тыс.руб. до 366010,3тыс.руб., или более чем в 2,5 раза, тогда как объем валовой продукции за этот период увеличился только в 1,4 раза. Государственная поддержка на 1рубль валовой продукции увеличилась в 2007г. по сравнению с 2005г. в 1,8 раза.

     Приведенные данные свидетельствуют об отсутствии прямой зависимости государственной поддержки и роста объема валовой продукции растениеводства. Выделяемые государством субсидии на поддержку сельхоз-товаропроизводителей из-за незначительного объема и темпов роста не могут оказывать реального воздействия на объемы производства продукции АПК, на цену реализации и результативность сельскохозяйственного производства.

     Определяющими условиями роста урожайности сельскохозяйственных культур и повышения эффективности земледелия являются внесение в почву минеральных удобрений и осуществление мероприятий по защите растений. Субсидирование сельхозтоваропроизводителей на приобретение средств химизации осуществлялось из федерального бюджета непосредственно, за счет средств, выделяемых в рамках ФЦП «СЭР РТ», а также из бюджета РТ. Всего на эти цели за 3 года было выделено из всех источников 3463689 тыс.р. Расходы непосредственно из федерального бюджета на выплату компенсации части затрат на приобретение минеральных удобрений и средств химической защиты растений сельхозтоваропроизводителям РТ за 2005-2007гг. составили 570884,1тыс.руб. Из указанной суммы в 2005г. субсидии получили 338 получателей, которым было выплачено 230060тыс.руб.; в 2006г. - 214 сельхозтоваропроизводителей, получившие субсидии на сумму 112190,8тыс.руб.; в 2007г. - 366 сельхоз-товаропроизводителей, получившие субсидии в размере 228987,3 тыс.руб. Выплаченные из федерального бюджета сельхозтоваропроизводителям субсидии за приобретенные минеральные удобрения и средства химзащиты за 2007г. составили 228633,7тыс.руб., или 99,4 % к уровню 2005г. При этом затраты на их приобретение возросли в 1,8 раза.

        За счет средств республиканского бюджета расходы на приобретение 25,3тыс.тонн минеральных удобрений в 2006г. составили 160000тыс.руб. (62,5 % к уровню 2005г.), в 2007г. на 203,5тыс.тонн - 997300тыс.руб. Затраты на приобретение 1т. в 2006г. составили 6,3тыс.руб. (190,9 % к уровню 2005г.), в 2007г. - 4,9тыс.руб. Внесено минеральных удобрений в 2006 и 2007г. по 70,6кг действующего вещества на 1га пашни (133,2 % к уровню 2005г.). В 2005г. за счет бюджетных средств, выделенных по ФЦП «СЭР РТ», приобретено 1154,1т. пестицидов на сумму 170000тыс.руб., в 2006г. - 813,9т. на сумму 168000тыс.руб.

     Расходы на выплату субсидий на производство льна и конопли сельхозпредприятиям различной формы собственности РТ за 2005-2007гг. из федерального бюджета произведены на сумму 4799,9тыс.руб. Доля средств федерального бюджета в объеме финансовых расходов за 3 года составила 100 %. За указанный период поддержку получили 16 хозяйств, из которых в 2005г. - 10, в 2006г.- 7, в т.ч. 5 хозяйств, включенных в перечень впервые, в 2007г. - 2, в т.ч. 1 хозяйство включено в перечень впервые. Площадь посева льна-долгунца в 2007г. составила 790 га, что в 2,5 раза, или на 1188 га, меньше, чем в 2005г.; валовой сбор льноволокна за этот период сократился в 2,4 раза, а льносемян - в 1,6 раза.

    Субсидии на поддержку садоводства и виноградарства выделялись из федерального бюджета. В 2005г. 8 хозяйств РТ, входящих в состав ОАО «Татплодоовощпром», получили на эти цели 18402,5 тыс. руб.

    За 2006-200гг. из федерального бюджета произведены расходы в размере 33820,2тыс.руб. на выплату субсидий на закладку и уход за многолетними насаждениями. Их получателями в 2006г. являлись 6 хозяйств, в 2007г. - 7 хозяйств. Доля средств федерального бюджета в объеме финансовых расходов на выплату этих субсидий составила 100 процентов.

    Анализ показал, что распределение субсидий по получателям осуществлялось непропорционально потребности. Так, в 2006г. при среднем по РТ уровне господдержки, равном 50,5 % площади, филиал «Заря» получил на эти цели средства за 88 % площади, ООО «Нур-1» - за 35 %, а ООО «Ташкирмень» субсидии не получало. В 2007г. из 7 хозяйств господдержку получили только 2. Причем филиал «Заря» на 74 % площадей, ООО «Кайбыч» - на 69 % площадей. В результате закладка садов ежегодно сокращается, а площадь плодоносящих садов за 3 года уменьшилась на 349,3га, или на33,3 %. Закладка многолетних насаждений на площади в 504 га в 2005г. сократилась до 220 га в 2007г., или на 284 га, а списание многолетних насаждений за этот период увеличилось с 286 га до 420,6 га, т.е. в 1,5 раза.

     Субсидирование процентных ставок по привлеченным кредитам в российских кредитных организациях предприятиями и организациями различных форм собственности в РТ осуществлялось только за счет федеральных средств. В целом удельный вес в общем объеме расходов на эти цели за 3 года составил 13,3 % от всех средств, выделенных на АПК, или 1963781тыс.руб. (краткосрочных кредитов - 1119937 тыс.руб., инвестиционных кредитов - 843844 тыс.руб.). По сравнению с 2005г. объем привлеченных кредитных ресурсов в 2007г. увеличился в 5 раз и составил 16555206тыс.руб. В 2007г. кредитование АПК осуществляли 13 банков. Возмещение процентных ставок по краткосрочным кредитам в 2005г. произведено 58 заемщикам на общую сумму предоставленного кредита в размере 2549781тыс.руб.; в 2006г. - 422 заемщикам на 7858031тыс.руб.; в 2007г. - 537 заемщикам на 10946691тыс.руб. Возмещение процентных ставок по инвестиционным кредитам в 2005г. произведено 26 заемщикам на общую сумму предоставленного кредита в размере 792380тыс.руб.; в 2006г. - 72 заемщикам на 1779364тыс.руб.; в 2007г. - 39 заемщикам на 5608515тыс.руб. В течение 2005г. выплачено субсидий на возмещение части затрат на уплату процентов по инвестиционным кредитам на сумму 21839тыс.руб., в 2006г. - 290380тыс.руб., в 2007г. - 531626тыс.руб.

      На развитие АПК РТ в 2005-2007гг. было привлечено 29534,8млн.руб. кредитных ресурсов. В структуре использования инвестиционных кредитов за 2005-2007гг. приобретение сельхозтехники занимает около 99,1 %. За 3 года в РТ привлечено кредитных ресурсов на 1рубль субсидий 15,1руб., по РФ - 16,5руб. По инвестиционным кредитам эффективность использования бюджетных средств предприятиями АПК оценивается на 8,5 % ниже, чем в среднем по РФ. Кредитных ресурсов привлечено на 1руб. субсидий 9,7 руб. и 10,6 руб., соответственно.

      Объемы и источники финансирования программы для каждой конкретной территории не были определены Минсельхозом России (государственный заказчик). Средства из федерального бюджета на выполнение мелиоративных мероприятий и из региональных бюджетов на выполнение мероприятий в рамках реализации ФЦП «Плодородие» выделялись в соответствии с законами о бюджете на очередной финансовый год. В рамках ФЦП «Плодородие» в РТ до 2006г. действовала утвержденная постановлением Кабинета Министров РТ от 12.03.1997г. № 216 «Комплексная программа повышения плодородия почв и защиты их от эрозии в РТ на 1997-2007 гг.».

     На финансирование мероприятий, связанных с ФЦП «Плодородие», за 2005-2007гг. за счет всех источников израсходовано 10438,1млн.руб., из которых средства федерального бюджета составили 2519,6млн.руб. (24,1%), республиканского бюджета - 2109,9млн.руб. (20,2%), внебюджетных источников - 5808,6млн.руб. (55,6 %). В 2007г. на мероприятия программы использовано средств в 1,2 раза больше, чем в 2005г. В общих объемах финансирования АПК РТ средства на реализацию программных мероприятий составили в 2005г. 69,4 %, в 2006г. - 49,9%, в 2007г. - 64,4 процента.

      Из выделенных средств на субсидирование и приобретение минеральных удобрений и средств химической защиты растений было затрачено 7470,8 тыс.руб., или 71,6 % от общего объема. В 2007г. по сравнению с 2005г. расход средств на эти цели увеличился на 10,1 % и составил в 2005г. 2479млн.руб., в 2007г. - 2729,3млн.руб.. При этом удельный вес затрат на указанные мероприятия в общей сумме расходов снизился с 76,6% в 2005г. до 68,1 % в 2007г. Общие затраты на приобретение удобрений возросли в 1,1 раза. Это позволило увеличить количество внесенных минеральных удобрений на 1 га посевов с 53 кг (в действующем веществе) в 2005г. до 70,6 кг в 2007г., или в 1,3 раза.

     Анализ выполнения программных мероприятий показывает, что за 2005-2007гг. большинство из них не выполнено. Объем внесения органических удобрений в 2007году сократился по сравнению с 2005г. на 22,6 %, объемы работ по посадке защитных лесных насаждений - на 58,2 %. Для содержания и поддержания бездефицитного баланса гумуса в среднем по РТ требуется ежегодно вносить на 1га пашни 7,2т. органических удобрений, а всего - 25млн.т. Фактически в 2007г. в сельхозпредприятиях РТ внесено 3815,2тыс.т. органических удобрений, что составляет 15,3% от требуемого количества. В расчете на 1га посевов было внесено 1,6т. органики, что на 11,2% меньше, чем в 2005г. В 2007г. произошло снижение количества построенных водозадерживающих валов по сравнению с 2005г. на 55,1%, плетневых запруд - на 89,1%, сложных гидротехнических сооружений - на 33,3%. За 2005-2007гг. ежегодное агрохимическое обследование почв проводилось в 209-232 сельскохозяйственных предприятиях, или менее чем в 20% от их наличия. В 2007г. проведено агрохимическое обследование площади в 664тыс.га, что на 14тыс.га меньше, чем в 2005г. За 3 года работы по гипсованию почв не проводились. В 2007г. площадь пашни, не удобренной минеральными удобрениями, составила 27,3% от общей посевной площади РТ, органическими удобрениями - 96,8%. В 2007г. работы по известкованию проведены на площади 156,8тыс.га, что на 6,2тыс.га, или 3,8%, меньше, чем в 2005г., и на 98тыс.га, или 38,5%, меньше необходимого объема. Дефицит питательных веществ (азот, калий, фосфор) в 2007г. составил 88,5кг на 1га и по сравнению с 2006г. увеличился на 10,7кг, или на 13,7%. В результате количество земель в РТ с низким и очень низким содержанием гумуса в 2007г. составило 46,9%, количество кислых земель - 48,6% и по сравнению с 2005г. увеличилось на 1,6% и 0,3%, соответственно. Количество земель с низким содержанием питательных веществ (азот, фосфор, калий) в 2007г. составило 7,2 процента.

Информация о работе Понятие и сущность поддержки малому и среднему предпринимательству