Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2013 в 21:21, курсовая работа
Целью данной работы является исследование политики государства и общественных организаций в развитии и поддержке малого и среднего предпринимательства в России и за рубежом.
Задачи курсовой работы – выявление сущности поддержки малому и среднему предпринимательству; исследование особенностей развития предпринимательства в России и за рубежом; значения поддержки государства и общественных организаций в развитии предпринимательства; анализ эффективности поддержки малому и среднему предпринимательству, проблем в области развития предпринимательства, и выявить путей их решения.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..…3
1. ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА И ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В ПОДДЕРЖКЕ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА….….5
1.1. Понятие и сущность поддержки малому и среднему предпринимательству……………………………………………………………5
1.2. Особенности развития предпринимательства в России и за рубежом.11
1.3. Значение поддержки государства и общественных организаций в развитии предпринимательства………………………………………………...17
2. АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПОДДЕРЖКИ МАЛОМУ И СРЕДНЕМУ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВУ В РТ ……………………………………………22
2.1. Эффективность поддержки малому и среднему предпринимательству…………………………………………………………..22
2.2. Анализ эффективности поддержки малому и среднему предпринимательству…………………………………………………………..24
2.3. Проблемы в области развития предпринимательства и основные пути их решения……………………………………………………………………….38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….41
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………..45
Современное состояние сельскохозяйственного производства характеризуется сокращением количественного состава машинно-тракторного парка (далее - МТП) по всем видам и увеличением доли техники со сроками эксплуатации более 10 лет. За 2005-2007гг. в РТ количество тракторов уменьшилось на 5261 единицу (на 22,1%), зерноуборочных и кормоуборочных комбайнов - на 1657 и 415ед. (на 27% и 22,4%), соответственно. В 2007г. за пределами срока амортизации работали 64% тракторов и 69% зерноуборочных комбайнов. Объем приобретения тракторов и комбайнов в 2007г. превысил уровень 2005г., при этом выбывает их ежегодно больше, чем приобретается. В результате уровень обеспеченности техникой снижается.
Введение в хозяйственный оборот АПК современной техники с существенно более высокими технико-экономическими параметрами и новых механизированных технологий требует больших финансовых вложений. В решении этой задачи важная роль отводится лизингу (долгосрочной финансовой аренде) сельхозтехники и оборудования. За 2005-2007гг. ОАО «Татагролизинг» выделены бюджетные средства на общую сумму 3579177,1тыс.руб., в т.ч. средства федерального бюджета, полученные в рамках ФЦП «СЭР РТ», - 1854000тыс.руб. (51,8%), средства бюджета РТ - 1725177,1тыс.руб. (48,2%). Общий объем поступлений на формирование лизингового фонда с учетом реинвестирования за 3 года составил 6802446тыс.руб., в т.ч.: за счет бюджетного финансирования - 3579176тыс.руб. (52,6%); кредитов - 2349319тыс.руб. (34,5%); лизинговых платежей - 869624тыс.руб. (12,8%); через поставщиков - 4327тыс.руб. (0,06 %). За 2005-2007гг. за счет государственных средств ОАО «Татагролизинг» поставило в хозяйства РТ на условиях финансового лизинга 5010ед. сельхозтехники и оборудования. Стоимость объектов лизинга составила 2713664тыс.руб. На безвозмездной основе за 3 года организациям АПК РТ за счет средств лизингового фонда передано 335ед. сельхозтехники и оборудования, в т.ч.: комбайнов зерноуборочных - 10ед., комбайнов кормоуборочных - 20, тракторов - 84, плугов - 116, сеялок тракторных - 8, культиваторов - 86, грузовых автомобилей - 2, легковых автомобилей - 9. На 1.01.2008г. текущая задолженность по лизинговым договорам и займам составляла 2900млн.руб., в т.ч. просроченная свыше 3 месяцев - 2700млн.руб. (93,5%), свыше 3 лет - 1000млн.руб. (33,5 процента). За 2005-2008гг. в отношении более 500 лизингополучателей (порядка трети) введена процедура банкротства. На 1.01.2008г. возвращена за неуплату лизинговых платежей сельхозтехника в количестве 88ед. общей стоимостью 60,9млн.руб. Большая часть этой техники требует текущего ремонта и доукомплектования. Возвращенное имущество частично передано во вторичный лизинг, в отношении остальной части какие-либо действия не предпринимаются.
Дебиторская задолженность сельхоз предприятий на 1.01.2008г. возросла на 5038млн.руб., или в 2,3 раза от уровня 2005г. Сумма кредиторской задолженности за этот период возросла на 12650млн.руб., или на 60,6%. Увеличилась задолженность по займам и кредитам, чему способствовало привлечение кредитных ресурсов под субсидированные процентные ставки по кредитам. Внереализационные доходы сельхоз предприятий, в состав которых входила господдержка, в 2006г. превышали объем чистой прибыли (1125,3млн.руб.) в 3,7 раза, в 2007г. (48,6млн.руб.) - 53,3 раза. В 2005г. сельхозпредприятиями получен суммарный убыток в сумме 180,2млн. руб.
Одним из критериев эффективности господдержки могут служить направления использования полученной с ее участием прибыли. Проведенный анализ показал наличие зависимости от господдержки не только размеров чистой прибыли, но и внереализационных расходов и дебиторской задолженности. Дебиторская задолженность сельхоз-предприятий РТ в 2007г. составляла 8876млн.руб. и превышала объем господдержки в 4 раза, а внереализационные расходы (1710млн.руб.) превысили объем чистой прибыли в 35,2 раза.
Эффективность сельскохозяйственного производства и выделяемых на его поддержку государственных средств снижают риски, которым подвергается сельское хозяйство. Так, из-за неблагоприятных погодных условий за 2005-2007гг. сельхозпредприятия в проверенных субъектах РФ понесли убытки от недобора урожая с неубранных площадей в размере 1062,8млн.руб., что равноценно 5% государственной поддержки, выделенной за этот период из федерального и региональных бюджетов.
2.3. Проблемы в области развития предпринимательства и
основные пути их решения
Развитие малого и среднего предпринимательства в РФ и РТ сталкивается с множеством проблем, ликвидация которых является стратегической задачей государства. Перечень основных проблем, с которыми сталкиваются предприниматели при осуществлении своей деятельности:
а) Кредитование.
Многим предприятиям не хватает внешнего финансирования, причем главным препятствием к получению кредита являются условия, выдвигаемые банками. Во-первых, обеспечение кредита – как таковое банки рассматривают зачастую только недвижимость, иномарки, золото и драгоценности. Во-вторых, оценка вышеуказанного имущества предприятия осуществляется обычно на 50% ниже ее реальной рыночной стоимости, что сильно снижает сумму возможного кредита. В-третьих, процент по кредитам непомерно высок и примерно в 10 раз выше европейской ставки ипотечного кредита, которая колеблется около уровня в 2-3% в год. При этом срок рассмотрения запроса на кредит может доходить до нескольких месяцев и потребовать предоставления большого количества документов.
б) Наличие административных барьеров.
Количество административных барьеров постепенно снижается, но их система остается нестабильной и поэтому отнимает много сил и времени. Пример: чтобы организовать выезд представителя СЭС для получения согласования на создание производства в Московской области уходит до 1,5 месяцев. Причем это при условии, что вы сами уже подготовили все необходимые проекты документов, а подобных контролирующих организаций десятки. Затраты на преодоление административных барьеров зачастую превышают многие расходы, связанные с деятельностью фирмы. В качестве примера можно привести одно малое московское предприятие, действующее уже в течение десяти лет. Для того, чтобы складировать все бухгалтерские архивы необходима площадь не менее двадцати квадратных метров, а, так как минимальная арендная плата составляет не менее 200-300 долл. за квадратный метр офисных помещений в год, то затраты составят соответственно от 4 до 6 тыс. долл. в год. Хранить эти данные в электронной форме невозможно.
в) Недостаточная подготовка руководителей.
Значительная часть новых малых предприятий создается людьми, не имеющими опыта ведения своего предпринимательства или поменявшими его направление, например, от торговли к производству. Часто эта причина ведет предприятия к разорению из-за отсутствия даже общего, на уровне научно-популярных изданий, понимания бухгалтерского и управленческого учета.
г) Отсутствие необходимой инфраструктуры.
Часто препятствием для развития малых предприятий становится отсутствие необходимой инфраструктуры. Малые предприятия неспособны, даже частично, освоить тысячеметровые цеха закрытых заводов, а небольших промышленно-складских помещений нет.
д) Нехватка информации.
Несмотря на существование многих программ помощи малых предприятий, содержание этих программ остается для большинства компаний неизвестным. Примером могут служить попытки получить информацию о созданных в Москве и Казани технопарках. Ни одной из фирм, не удалось узнать путем простого телефонного звонка, на каких условиях могут быть предоставлены арендные площади. Только одной из фирм было сделано реальное предложение о сотрудничестве, причем поступило оно из г. Тутаева Ярославской области. Из него ясно следовало, что компания получит в этом городе определенные льготы, а некоторые услуги, такие как предоставление земельных участков на берегу Волги, были бы оказаны бесплатно.
Для решения проблем в развитии поддержки малому бизнесу, необходимо провести ревизию направлений и целевых программ; разработать гос кадровую политику, направленную на привлечение квалифицированных специалистов для работы на селе, и принять меры к ее реализации; для повышения эффективности сельхоз производства необходимо обратить внимание на решение вопросов, связанных с повышением энергообеспеченности АПК, на обеспечение оборудованием, разработку и внедрение передовых технологий, учитывающих климатические особенности регионов, сохранение и повышение плодородия почв, социальное развитие села; внедрить систему госзакупок продукции сельского хозяйства для нужд учреждений, содержание которых финансируется за счет бюджетных средств; в целях реструктуризации долгов сельхоз предприятий разработать фед программу финансового оздоровления и обеспечить ее выполнение; осуществить меры, обеспечивающие полное отражение средств господдержки в статистической отчетности, сокращение внереализационных расходов, объемов дебиторской и кредиторской задолженностей, повышение бюджетной эффективности и экономической результативности средств фед и региональных бюджетов, выделяемых на поддержку сельхоз товаропроизводителей.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Предпринимательство в рыночной экономике составляет ведущий сектор, определяющий темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта. Но дело не только в количественных показателях – этот фактор по самой своей сути является типично рыночным и составляет основу современной рыночной инфраструктуры. Основные преимущества, характерные черты, присущие предпринимательству: возможность более гибких и оперативных решений; ориентация производителей преимущественно на региональный рынок; поддержание занятости и создание новых рабочих мест; выполнение вспомогательных функций по отношению к крупным производителям; небольшой первоначальный объем инвестиций; экономическая эффективность производства в малых предприятиях; инновационный характер малых предприятий.
Предпринимательство является важным фактором в решении экономических и социальных задач, таких как: формирование конкурентной среды, создание дополнительных рабочих мест, расширение ассортимента и повышение качества выпускаемых товаров или предоставляемых услуг, содействие крупным предприятиям путем создания вспомогательных или обслуживающих производств, поддержание инновационной активности.
Вот почему становление и развитие предпринимательства представляет собой стратегическую задачу реформационной экономической политики и для России. Учитывая проблемы и перспективы развития предпринимательства в России, можно сделать вывод о том, что и в нашем государстве правительством должно быть сделано очень много для развития и закрепления этого рода деятельности. Это и различные государственные программы по поддержке предпринимательства, и специальные фонды, созданные государством.
В целом же российское предпринимательство находится на начальном этапе своего развития, еще далеком от потребностей реального рыночного хозяйства. Малое предпринимательство (предпринимательство) - это существенная составляющая цивилизованного рыночного хозяйства, неотъемлемый элемент присущего ему конкурентного механизма.
Во всех развитых странах государство оказывает малому и среднему предпринимательству экономическую и социальную поддержку.
Основные задачи региональных программ поддержки малого и среднего предпринимательства можно объединить в две группы.
Первая - формирование многоуровневой
комплексной системы поддержки малого
предпринимательства, которая обеспечит
доступ его субъектов к производственно-
Наиболее перспективным и в то же время малозатратным направлением развития поддержки предпринимательства является стимулирование самоорганизации малых предприятий в различные союзы, ассоциации и общества. Цель фондов защиты и поддержки предпринимательской деятельности способствовать созданию гибкой инфраструктуры, без которой рыночные отношения не могут нормально развиваться.
Для российской экономики, идущей трудным путем реформирования, задача развития и поддержки предпринимательства, прежде всего малых форм в производственной сфере, остается одной из главных задач государства. Достаточно глубокая и обоснованная разработка программы, соответствующих мероприятий, отдельных проектов в составе региональной программы поддержки малого предпринимательства может быть одновременно убедительным аргументом для получения поддержки в виде кредитов (на возвратной и безвозвратной основе) из бюджетных и внебюджетных источников финансовых средств.
Основные элементы механизма поддержки малого предпринимательства в стране были сформулированы в постановлении Правительства РФ «О первоочередных мерах по развитию и государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» от 11 мая 1993 г. № 446. В данном нормативном акте сформулировано важнейшее положение, имеющее актуальное значение для развития малого предпринимательства. Постановлением Правительства РФ утвержден комплекс первоочередных мер по развитию и государственной поддержке малого предпринимательства, определены задачи федеральных органов по решению этой актуальной проблемы.
Среди основных
видов поддержки государства
малому и среднему
Большую роль в развитии малого предпринимательства в нашей стране сыграло постановление Правительства РСФСР от 18 июля 1991 г. № 406 «О мерах по поддержке малых предприятий в РСФСР», в котором были определены критерии отнесения предприятий к малым по предельной численности работающих (по отдельным отраслям экономики), впервые было предусмотрено применение для малых предприятий налоговых льгот, формирование фондов финансовой поддержки за счет бюджетных средств, введение в действие механизма ускоренной амортизации основных фондов, принадлежащих малым предприятиям.
В системе поддержки малого предпринимательства особое место занимают проблемы финансово-кредитной поддержки, применения налоговых льгот и решения других актуальных вопросов, оказывающих существенное влияние на развитие малого предпринимательства. Формирование правовой среды малого предпринимательства является обязательным и непременным условием, обеспечивающим субъектам малого предпринимательства экономическую свободу, права, гарантии, дозволяющие осознанно заниматься разрешенным законом бизнесом.
Информация о работе Понятие и сущность поддержки малому и среднему предпринимательству