Правовое регулирование денежного обращения в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2013 в 08:18, курсовая работа

Описание работы

Цель работы состоит в анализе денежной системы Российской Федерации в современных условиях.
Задачи, необходимые решить в данной работе, следующие:
- раскрыть понятие сущности, функций и видам денег;
- дать понятие денежной системы Российской Федерации;
- охарактеризовать правовое регулирование денежного обращения в России;
- охарактеризовать способы расчета денежной массы в современной экономике.

Содержание работы

Введение………………………..……………………………………….…….3
1. Сущность, функции, состав, виды денег…………..……………………….…....5
1.1. Функция денег, состав и особенности………………………………..…….….5
1.2 Виды денег………………………..………………………….…………………..6
2. Правовое регулирование денежного обращения в России…………………….8
2.1 Денежная система Российской Федерации в современных условиях………..8
2.2 Расчетные правоотношения……………...………………………………….…11
2.3 Формы безналичных расчетов в России………………………………………17
2.4 Эмиссионное право Банка России………………………..…………………...24
Заключение…..…………………..…………………………………………...32
Список литературы…………………………….……………..……

Файлы: 1 файл

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ.docx

— 74.64 Кб (Скачать файл)

Расчеты по инкассо. Инкассо — вид банковской операции. При расчетах по инкассо банк (банк-эмитент) обязуется по поручению клиента осуществить за счет клиента действия по получению от плательщика платежа и (или) акцепта платежа. Банк-эмитент, получивший поручение клиента, вправе привлекать для его выполнения иной банк (исполняющий банк). Таким образом, кредитные организации на основании инкассового поручения получателя платежа от его имени и за его счет совершают действия, направленные на получение от плательщика платежа или акцепта (согласия на производство платежа).

Инкассовое  поручение может оформляться  с помощью таких расчетных  документов, как платежное требование, платежное требование-поручение, а также с помощью векселя и чека.

Кредитная организация, получившая от клиента  инкассовое поручение, называется эмитентом. Кредитная организация, которая непосредственно осуществляет предъявление требования о совершении платежа или об акцепте обязанному лицу, является исполняющей кредитной организацией.

Платежи в порядке инкассо могут осуществляться как с акцептом, так и без акцепта плательщика. При осуществлении платежа в порядке инкассо с акцептом кредитная организация обязана предъявить плательщику требования о совершении платежа или акцепта. Кредитная организация должна обеспечить зачисление на счет получателя соответствующих средств, если платеж был произведен плательщиком, или передать ему акцептованные документы. При осуществлении плательщиком расчетов без акцепта кредитная организация эмитент обязана обеспечить бесспорное (безакцептное) списание средств со счета плательщика (при наличии на нем денежных средств) и зачислить полученную сумму на счет получателя платежа. Эти операции совершаются кредитной организацией при условии, что представленные получателем документы полностью соответствуют требованиям законодательства.

Если  платеж и (или) акцепт не были получены, банк-эмитент немедленно информирует  об этом клиента, запросив у него указания относительно дальнейших действий. Таким образом, клиенту предоставляется возможность самостоятельно определить свои дальнейшие действия в связи с неполучением платежа, например отозвать документы и предъявить требование о взыскании денежных средств к плательщику в ином порядке.

Расчеты чеками. Чек — ценная бумага, содержащая ничем не обусловленное распоряжение чекодателя банку произвести платеж указанной в нем суммы чекодержателю. Чекодержателями могут быть физические и юридические лица. Чек должен содержать установленные статьей 878 ГК РФ реквизиты, отсутствие которых лишает эту ценную бумагу юридической силы.

Технология  расчетов чеками заключается в том, что владелец счета (чекодатели) дает письменное поручение обслуживающей  его кредитной организации перечислить  со своего счета на счет кредитора (чекодержателя) определенную сумму денежных средств.

Бланки  чековой книжки являются документами  строгой отчетности. Выдача чека не погашает денежного обязательства, во исполнение которого он выдан.

Чеки  действительны в течение десяти дней, не считая дня их выдачи. Чеки применяются, например, при расчетах за принятые покупателями по приемопередаточным документам товары, если они фактически вывезены покупателем или доставлены ему, и оказанные услуги. Чеки выписываются в момент установления суммы платежа. Запрещены передача чековых книжек получателям средств по чекам, а также подписание незаполненных бланков чеков. Чеки подписываются лицами, имеющими право подписывать распоряжения по расчетному, текущему или иному счету (руководителем и главным бухгалтером).

В качестве плательщика по чеку может быть указан только банк, где чекодатель имеет  средства, которыми он вправе распоряжаться путем выставления чеков. Отзыв чека до истечения срока для его предъявления не допускается.

Выдача  чека не погашает денежного обязательства, во исполнение которого он выдан. Чек лишь заменяет, а не устраняет прежнее долговое обязательство чекодателя, которое остается в силе вплоть до оплаты чека плательщиком. С этого момента чекодержатель теряет право требования к чекодателю.

Отличительной чертой отношений по расчетам чеками является их особый субъектный состав. В качестве основных участников этих отношений выступают чекодатель, чекодержатель и плательщик. Чекодатель — лицо, выписавшее чек, чекодержатель — лицо, являющееся владельцем выписанного чека, плательщик — банк, производящий платеж по предъявленному чеку.

Предъявление  чека к платежу осуществляется чекодержателем путем представления чека в банк, обслуживающий чекодержателя, на инкассо (инкассирование чека).

О неоплате чека чекодержатель должен известить  своего индоссанта и чекодателя в течение двух рабочих дней со дня совершения протеста или равнозначного ему акта.

Если  плательщик откажет в оплате чека, чекодержатель имеет право регресса. Он вправе заявить требование о платеже  ко всем обязанным по чеку лицам  — чекодателю, авалистам, индоссантам, которые несут перед чекодержателем солидарную ответственность. В случае необоснованного отказа от оплаты чека плательщик несет ответственность перед чекодателем, но не перед чекодержателем.

Расчеты с использованием банковских пластиковых карт. Порядок осуществления расчетных отношений посредством банковских карт в России на законодательном уровне не урегулирован. Расчеты с использованием банковских карт осуществляются, как правило, на основе соглашений между участниками расчетов и локальных актов (правил платежных систем и инструкций, разрабатываемых самими участниками расчетов).

Единственным  специальным нормативным правовым актом, устанавливающим общие принципы регулирования этих отношений, является Положение о порядке эмиссии кредитными организациями банковских карт и осуществления расчетов по операциям, совершаемым сих использованием, утвержденное Банком России приказом от 9 апреля 1998 г. № 23-П1.14

Основным  недостатком Положения следует  признать то обстоятельство, что его нормы не выявили структуру регулируемых отношений — полную правовую схему взаимосвязей участников карточных платежных систем. Это усложняет разработку и снижает эффективность нормативных актов налогового законодательства в части регулирования операций с банковскими картами.

Необходимую правовую базу для эффективной разработки и применения соответствующих актов  налогового законодательства в рамках комплексного подхода к решению  проблемы обеспечит принятие федерального закона «О банковских пластиковых картах» либо дополнение главы 46 ГК РФ и статьи 5 Закона о банках и банковской деятельности.

В Положении  о порядке эмиссии кредитными организациями банковских карт названы  следующие участники расчетов —  расчетные агенты, эмитенты и эквайреры. Между тем на практике в качестве субъектов расчетных правоотношений, складывающихся в сфере совершения операций с банковскими картами, являются процессгинговая компания, процессинговый центр, расчетный агент, банк-эмитент, банк-эквайрер, предприятие торговли (услуг) и клиент (держатель банковской карты).

Порядок осуществления эмиссии банковских карт в России регулируется пунктами 2.1—3.2 Положения о порядке эмиссии кредитными организациями банковских карт. Выпуск банковских карт в обращение осуществляют кредитные организации — резиденты России, получившие в установленном порядке лицензию Банка России на осуществление банковских операций, разрешающую им проводить операции по счетам юридических и физических лиц в соответствующей валюте. Эмиссию банковских карт, предоставляющих возможность их держателю осуществлять трансграничные платежи, могут осуществлять только кредитные организации, являющиеся уполномоченными банками согласно Закону о валютном регулировании и валютном контроле.

О начале эмиссии банковских карт или эквайринга по операциям с использованием банковских карт кредитная организация обязана уведомить Департамент методологии и организации расчетов Банка России в 30-дневный срок. Уведомление должно содержать общую информацию о платежной системе и типах банковских карт, которые выпускает эмитент или обслуживает эквайрер. Уведомление оформляется в соответствии с формой, устанавливаемой Банком России.

По состоянию  на 1 сентября 2010 г. на территории России Банк России зарегистрировал 1093 кредитные  организации, осуществляющие эмиссию  и (или) эквайринг банковских карт, как  российских, так и международных  платежных систем. Таким образом, по сравнению с показателями на начало 2000 года количество кредитных организаций, осуществляющих эмиссию и (или) эквайринг банковских карт, увеличилось на 24%, что свидетельствует о расширений сферы деятельности кредитных организаций на рынке розничных банковских услуг.15

Передача  банковских карт клиенту осуществляется на основании заключенного с ним договора о выдаче и использовании банковской карты. На лицевой стороне выпускаемой в обращение банковской карты обязательно должны наноситься полное фирменное наименование и логотип банка-эмитента. Важным обстоятельством следует признать обязанность банка-эмитента при выдаче карты напоминать клиентам о необходимости обязательного получения разрешения Банка России для совершения валютных операций, связанных с движением капитала (в том числе при совершении трансграничных платежей с последующим возмещением в валюте России расходов эмитента), в соответствии с валютным законодательством. Однако выявление механизма и порядка осуществления Банком России контроля над исполнением этой обязанности российскими банками на основании норм законодательства, видимо, невозможно.

При нарушении  кредитной организацией уведомительного  порядка начала эмиссии банковских карт или условии, установленных Положением о порядке эмиссии кредитными организациями банковских карт, территориальные учреждения Банка России вправе применять к кредитной организации меры воздействия, предусмотренные статьей 75 Закона о Банке России.

 

2.4 Эмиссионное право Банка России

Основными функциями центрального банка являются: эмиссия банкнот; проведение денежно-кредитной  политики; рефинансирование кредитно-банковских институтов; проведение валютной политики; регулирование деятельности кредитных  институтов; функция финансового  агента правительства; организация  платежно-расчетных отношений. Теперь подробнее рассмотрим составляющие функции Центрального Банка.

Эмиссия банкнот как функция является старейшей и одной из наиболее важных функций ЦБ РФ. С развитием  капитализма она претерпела существенные изменения: если на ранних этапах становления  кредитных систем коммерческие банки  наряду с центральными осуществляли эмиссию банкнот, то в процессе централизации  банкнотной эмиссии в ряде крупнейших коммерческих банков и трансформации  этих банков в центральные банки  монополия на выпуск банкнот закрепилась  за одним банком — центральным.

В настоящее  время центральный банк обладает исключительным правом на выпуск в  обращение наличных денег который  осуществляется в процессе кредитования коммерческих банков, государственного бюджета, покупки ценных бумаг в  иностранной валюте.

В условиях золотого монометаллизма банкноты центрального банка имели двойное обеспечение  — золотом и коммерческими  векселями. После отхода от системы  золотого стандарта эмиссия банкнот  осуществляется преимущественно под  правительственные облигации. В  связи с этим непосредственная связь  банкнот с товарным обращением значительно ослабла.16

Денежно-кредитная  политика центрального банка, являющаяся составной частью государственно-монополистического регулирования экономики, представляет собой совокупность мероприятий, направленных на изменение денежной массы в  обращении, объема кредитов, уровня процентных ставок и других показателей денежного  обращения и рынка ссудных  капиталов. Ее цель — регулирование  экономики посредством воздействия  на состояние денежного обращения  и кредита (совокупного денежного оборота).

Совокупный  денежный оборот включает в себя наличную денежную массу в обращении и  безналичные деньги, находящиеся  на счетах в банках. Во всех странах  каналы обращения наличной и безналичной  денежной массы связаны между  собой и образуют единое целое.

Структура совокупного денежного оборота  по мере развития форм товарного обмена и платежей расчетных отношений  постоянно претерпевала изменения. До середины XIX в. наибольший удельный вес в совокупном объеме денежного  оборота составляли наличные деньги, причем до 2/3 — золотые и серебряные монеты. В результате внедрения кредитных  форм обращения, и прежде всего системы  безналичных расчетов, доля налично-денежного  компонента к 1913 г едва достигала 15%, а удельный вес золотых монет  был еще меньше (в настоящее  время не превышает 5 — 10%).

Регулирование совокупного денежного оборота  осуществляется посредством различных мер, одной из которых является применение целевых ориентиров изменения денежной массы в обращении.

Информация о работе Правовое регулирование денежного обращения в России