Правовое регулирование денежного обращения в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2013 в 08:18, курсовая работа

Описание работы

Цель работы состоит в анализе денежной системы Российской Федерации в современных условиях.
Задачи, необходимые решить в данной работе, следующие:
- раскрыть понятие сущности, функций и видам денег;
- дать понятие денежной системы Российской Федерации;
- охарактеризовать правовое регулирование денежного обращения в России;
- охарактеризовать способы расчета денежной массы в современной экономике.

Содержание работы

Введение………………………..……………………………………….…….3
1. Сущность, функции, состав, виды денег…………..……………………….…....5
1.1. Функция денег, состав и особенности………………………………..…….….5
1.2 Виды денег………………………..………………………….…………………..6
2. Правовое регулирование денежного обращения в России…………………….8
2.1 Денежная система Российской Федерации в современных условиях………..8
2.2 Расчетные правоотношения……………...………………………………….…11
2.3 Формы безналичных расчетов в России………………………………………17
2.4 Эмиссионное право Банка России………………………..…………………...24
Заключение…..…………………..…………………………………………...32
Список литературы…………………………….……………..……

Файлы: 1 файл

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ.docx

— 74.64 Кб (Скачать файл)

Целевые ориентиры - установление верхних и  нижних пределов динамики денежной массы - по своей сути означают введение прямых ограничений на изменение объема денежной массы.

Денежно-кредитная  политика центрального банка направлена либо на стимулирование денежно-кредитной  эмиссии - кредитная экспансия, т. е. оживление конъюнктуры в условиях падения производства, либо на ограничение  денежно-кредитной эмиссии в периоды  экономических подъемов, сопровождаемых "перегревами" конъюнктуры, кредитная  рестрикция.

Центральный банк использует при проведении денежно-кредитной  политики комплекс инструментов, которые  различаются:

• - по форме  их воздействия (прямые и косвенные); по непосредственным объектам воздействия (предложение денег и спрос  на деньги);

• - по характеру  параметров, устанавливаемых в ходе регулирования (количественные и качественные). Все эти методы используются в  единой системе прежде всего путем  ограничения совокупного спроса. По мнению ЦБ, основные причины периодического роста инфляции связаны с проблемой  сбалансированности совокупного спроса и предложения.

Для решения  этой проблемы Федеральным законом  о Банке России (ст. 35) предусмотрено  применение следующих инструментов и методов:

• процентные ставки по операциям Банка России;

• нормативы  обязательных резервов, депонируемых в Банке России (резервные требования);

• операции на открытом рынке;

• рефинансирование банков;

• валютное регулирование;

• установление ориентиров роста денежной массы;

• прямые количественные ограничения.

Закон предусматривает, что ЦБ может устанавливать одну или несколько процентных ставок по различным видам операций или  проводить процентную политику без  фиксации процентных ставок. Причем процентные ставки Банка России представляют собой  минимальные ставки, по которым он осуществляет свои операции. В Законе подчеркивается, что Банк России использует процентную политику для воздействия  на рыночные процентные ставки в целях  укрепления рубля.

Законом предусмотрены условия применения обязательных резервов:

• размер обязательных резервов в процентном отношении к обязательствам кредитной  организации, а также порядок  их депонирования в Банке России устанавливаются Советом директоров;

• нормативы  обязательных резервов не могут превышать 20% обязательств кредитной организации  и могут быть дифференцированными  для различных кредитных организаций;

• нормативы  обязательных резервов не могут быть единовременно изменены более чем  на пять пунктов;

• при  нарушении нормативов обязательных резервов Банк России имеет право  взыскать в бесспорном порядке с  кредитной организации сумму  недовнесенных средств, а также  штраф в установленном им размере, но не более двойной ставки рефинансирования;

• при  отзыве лицензии на совершение банковских операций депонированные в банке  средства используются для погашения  обязательств кредитной организации  перед вкладчиками и кредиторами.

Закон о  Банке России предусматривает проведение Банком операций на открытом рынке. В  ст. 39 отмечается, что под операциями на открытом рынке понимаются купля-продажа  Банком казначейских векселей, государственных  облигаций и прочих государственных  ценных бумаг, краткосрочные операции с ценными бумагами с совершением позднее обратной сделки.17

Закон предусматривает  также рефинансирование, под которым  понимается кредитование Банком России банков, в том числе и переучет векселей.

Банку России также разрешено проводить валютные интервенции, т.е. куплю-продажу иностранной  валюты на валютном рынке для воздействия  на курс рубля и на суммарный спрос  и предложение денег.

Банк  России может применять и прямые количественные ограничения, под которыми понимается установление лимитов на рефинансирование банков, проведение кредитными организациями отдельных  банковских операций. Причем Банк России вправе применять количественные ограничения  в исключительных случаях в целях  проведения единой государственной  денежно-кредитной политики только после консультаций с Правительством Российской Федерации.

Банку России разрешено устанавливать ориентиры  роста одного или нескольких показателей  денежной массы исходя из основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики.

Все эти  инструменты и методы денежно-кредитного регулирования экономики должны быть базой Основных направлений  денежно-кредитной политики Банка  России.

Отмечается  усиление регулирующего воздействия  проводимой денежно-кредитной политики Банка России на формирование основных экономических тенденций. Главным  образом это проявилось в последовательном замедлении интенсивности инфляционных процессов. Вместе с тем возможности  ограничения темпов инфляции лишь средствами денежно-кредитной политики имеют  объективные пределы: рост цен в  значительной степени зависит от цен на продукцию естественных монополистов, а также замедления процессов  демонополизации производства и  структурной перестройки экономики, кризиса неплатежей и продолжающегося  спада в инвестиционной сфере.

Банк  России осуществляет межбанковские  расчеты через свои учреждения.

 Законодательством  установлено, что иностранная  валюта как средство платежа  при осуществлении безналичных  расчетов за товары и услуги  может использоваться лишь в  случаях, установленных федеральными  законами.

Правила осуществления расчётов в Российской Федерации устанавливаются Банком России (п. 4 ст. 4 Федерального закона от 10.07.02 № 86-ФЗ «О Центральном банке  Российской Федерации (Банке России)»). На основании этого Банк России указанием  от 20.06.07 № 1843-У определил предельный размер расчётов наличными деньгами в рамках одного договора, заключённого между юридическими лицами, в сумме, не превышающей 100 000 руб. (до 22 июля 2007 года этот лимит составлял 60 000 руб. по одной  сделке (п. 1 указания Банка России от 14.11.01 № 1050-У)).

Банк  России может устанавливать одну или несколько процентных ставок по различным видам операций или  проводить процентную политику без  фиксации процентной ставки. Процентные ставки Банка России представляют собой  минимальные ставки, по которым он осуществляет свои операции. Банк России использует процентную политику для  воздействия на рыночные процентные ставки в целях укрепления рубля.

Нормативы обязательных резервов не могут превышать 20% обязательств кредитной организации  и могут быть дифференцированными  для различных кредитных организаций. Нормативы обязательных резервов не могут быть единовременно изменены более чем на пять пунктов. При  нарушении нормативов обязательных резервов Банк России имеет право  применить установленные законом санкции.

Банк  России может устанавливать ориентиры  роста одного или нескольких показателей  денежной массы исходя из основных направлений единой государственной  денежно-кредитной политики. Основные направления единой государственной  денежно-кредитной политики на предстоящий  год представляются Банком России в  Государственную Думу ежегодно до 1 декабря. Предварительно проект основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики представляется Президенту РФ и Правительству РФ.

Таким образом, Центральный Банк является структурой, контролирующей и регулирующей денежно-кредитную  систему и денежную массу, как  в количественном, так и в качественном отношении. В соответствии со стоящими перед Центральным банком задачами он является:

• единым эмиссионным центром, т.е. пользуется монопольным правом денежной эмиссии  на территории всей страны, хранит и  учитывает национальные золотовалютные резервы;

• банком Правительства, т.е. обязан поддерживать государственные экономические  программы, осуществлять кредитование дефицита государственного бюджета, размещать  государственные ценные бумаги;

• органом  поддержания стабильности национальной денежной системы, т.е. отвечать за беспрепятственное  осуществление внутреннего платежного оборота и антиинфляционной политики, а также операций с зарубежными  контрагентами;

• банком банков, т.е. является кредитором последней  инстанции, предоставляющим национальным институтам возможность рефинансирования на определенных условиях в случае временного дефицита ликвидных средств;

• органом  банковского надзора, т.е. поддерживает необходимый уровень стандартизации и профессионализма в национальной кредитной системе.

В конечном итоге, Центральный банк выполняет  три основные функции: регулирующую, контролирующую и информационно-исследовательскую.

Теперь  более подробно остановимся на определении  статуса Центрального банка Российской Федерации.

Банк  России является юридическим лицом, осуществляет свои расходы за счет собственных доходов и не регистрируется в налоговых органах. Государство  не отвечает по обязательствам Банка  России, а Банк России — по обязательствам государства, если они не приняли  на себя такие обязанности или  если иное не предусмотрено федеральными законами.

Закон определяет место Центрального банка Российской Федерации в системе органов  в государственной власти и управления. Так, Банк России подотчетен Государственной  Думе Федерального собрания Российской Федерации. Подотчетность Банка России Государственной Думе означает:

  • назначение на должность и освобождение от должности Государственной Думой Председателя Банка России по представлению Президента РФ;
  • назначение на должность и освобождение от должности Государственной Думой членов Совета директоров Банка России — высшего органа Банка, определяющего основные направления его деятельности;
  • представление Банком России Государственной Думе на рассмотрение годового отчета, а также аудиторского заключения;
  • определение Государственной Думой аудиторской фирмы для проведения аудиторской проверки Банка России;
  • проведение парламентских слушаний о деятельности Банка России с участием его представителей;
  • доклады Председателя Банка России Государственной Думе о деятельности Банка России (два раза в год — при представлении годового отчета и основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики).

Банк  России в пределах полномочий, предоставленных  ему Конституцией и федеральными законами, независим в своей деятельности. Федеральные органы государственной  власти субъектов Российской Федерации  и органы местного самоуправления не имеют права вмешиваться в  деятельность Банка России по реализации его законодательно закрепленных функций  и полномочий, принимать решения, противоречащие федеральному закону о  Банке России.

Банк  России по вопросам своей компетенции  издает нормативные акты, обязательные для федеральных органов государственной  власти, органов государственной  власти субъектов Российской Федерации  и органов местного самоуправления, всех юридических и физических лиц. Причем нормативные акты Банка России не могут противоречить федеральным законам.

Для реализации возложенных на него функций Банк России участвует в разработке экономической  политики Правительства РФ. Банк России и Правительство РФ информируют  друг друга о предполагаемых действиях, имеющих общегосударственное значение, координируют свою политику, проводят регулярные консультации. Банк России консультирует Министерство финансов РФ по вопросам графика выпуска государственных  ценных бумаг и погашения государственного долга с учетом их воздействия  на состояние банковской системы  и приоритетов единой государственной  денежно-кредитной политики.

В обязанности  Банка России входит установление и  публикация официальных котировок  иностранных валют по отношению  к рублю, так как он является органом  государственного валютного регулирования  и валютного контроля и осуществляет эту функцию в соответствии с  Законом РФ «О валютном регулировании  и валютном контроле» и федеральными законами.

Для осуществления  своих функций Банку России предоставлено  право открывать представительства  в иностранных государствах.

Банк  России осуществляет постоянный надзор за соблюдением кредитными организациями  банковского законодательства, нормативных  актов Банка России, в частности  установленных ими обязательных нормативов.

Главная цель банковского регулирования  и надзора — поддержание стабильности банковской системы, защита интересов  вкладчиков и кредиторов. Банк России не вмешивается в оперативную  деятельность кредитных организаций, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.

В случае нарушения кредитной организацией федеральных законов, нормативных  актов и предписаний Банка  России, непредставления информации, представления неполной или недостоверной  информации Банк России имеет право  взыскивать штраф с кредитной  организации в размере до 0,1 % от размера минимального уставного  капитала либо ограничивать проведение отдельных операций на срок до шести месяцев. В случае невыполнения в установленный Банком России срок предписаний об устранении нарушений, а также в случае, если эти нарушения или совершаемые кредитной организацией операции создали реальную угрозу интересам кредиторов (вкладчиков), Банк России вправе:

Информация о работе Правовое регулирование денежного обращения в России